Подоходный налог абхазии

admin

Торговое представительство
Российской Федерации в
Республике Абхазия

Меню сайта

Ссылки на сайты

Налоговая система

Общие принципы построения налоговой системы в Республике Абхазия, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков определяются Законом Республики Абхазия «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», в соответствии с которым приняты:

1) Закон Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками налога являются граждане Республики Абхазия, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в Республике Абхазия. Налог с дохода, полученного гражданами от исполнения обязанностей по трудовым договорам, взимается по ставке 10%, от предпринимательской деятельности – 15 %.

2) Закон Республики Абхазия «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Плательщиками налога являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Прибыль предприятий, организаций и иностранных юридических лиц облагается налогом по ставке 18%. Для отдельных видов деятельности ставки налога на прибыль устанавливаются: банковская деятельность – 25%, страховая деятельность – 20%, посреднические операции и сделки – 25%, коммунальное хозяйство – 10%, магазины свободной торговли – 15%.

3) Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость устанавливается по единой ставке в размере 10%. При экспорте произведенных в Республике Абхазия товаров предприятиями, которые не являются непосредственными производителями, налоговыми органами по письменному подтверждению таможенных органов в срок, не превышающий трех дней, производится возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.

4) Закон Республики Абхазия «Об акцизах». Акцизы взимаются при реализации товаров (алкогольной продукции, табачных изделий, ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, одежды из натуральной кожи) на территории республики и при их импорте. Акцизами не облагается реализация подакцизных товаров собственного производства на экспорт;

5) Закон «О налоге на имущество предприятий». Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% среднегодовой стоимости имущества предприятий. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются Правительством Республики Абхазия.

6) Закон Республики Абхазия «О плате за землю» и принимаемые в соответствии с ним законы Республики Абхазия о ставках земельного налога на очередной год. Размер земельного налога устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Размеры ставок варьируются в зависимости от вида деятельности и места расположения земельного участка.

Земельные отношения в Республике Абхазия регулируются Гражданским кодексом Республики Абхазия (часть I, глава 17) и Земельным кодексом Республики Абхазия, в соответствии с которыми земля находится в собственности государства. Физическим и юридическим лицам предоставляется право пользования земельным участком (в том числе путём аренды). Купля-продажа, дарение, залог земельного участка запрещается.

Платежи предприятий во внебюджетные фонды составляют 20% от фонда заработной платы.

В Республике Абхазия действует достаточно либеральная налоговая система – по сравнению с Российской Федерацией применяемые ставки налогов и платежей существенно ниже, что является фактором инвестиционной привлекательности экономики Республики Абхазия.

Органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, является Министерство по налогам и сборам Республики Абхазия.

Налоговая система Республики Абхазия и пути ее совершенствования

Действующая налоговая система Республики Абхазия функционирует с середины 90-х годов, с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия». В нем определены общие принципы построения налоговой системы, установлены виды налогов взимаемых в республике, которые подразделяются на два уровня: республиканские, включающие 11видов налогов и местные – 10. Применяемая ныне в Республике Абхазия система налогообложения идентична действующей налоговой системе в Российской Федерации, и по общей структуре, и по принципам построения, и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в переходной экономике системам налогообложения. Структура налогов в Абхазии по сравнению с аналогичной структурой в России и развитых стран рыночной экономики, характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% – Россия и 29,7% – страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений на начало 2000 года; Абхазия – 7,5% – на 2003 год), а поступления от налога на прибыль предприятий за те же годы составляло: 34,3% – Россия, 7,3% – страны ОЭСР, 4% – Абхазия. Низкая доля в бюджетных доходах доли налога на прибыль в Республике Абхазия является следствием нерентабельного функционирования подавляющего большинства предприятий республики. К тому же груз налогового бремени между потенциальными плательщиками налогов распределены неравномерно. Преувеличенное внимание в законодательных актах по отдельным видам налогов уделяется предоставлению налоговых льгот отдельным группам предприятий или физическим лицам, в особенности пострадавшим в ходе военных действий 1992 – 1993 гг., как средству достижения тех или иных социальных целей, что на практике приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от уплаты налогов. Собираемость налогов является наиболее острой проблемой в республике. В Законе Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц» в нескольких статьях продекларирована необходимость заполнения в налоговых органах деклараций о доходах, однако, фактически данный механизм изъятия налогов еще не используется, хотя Закон был принят еще в 1992 году.

В настоящее время в Республике Абхазия количество сторонников проведения реформы налоговой системы значительно возросло. По мнению ученых АГУ, академика Шамба О.Б. и доц. Фейзба Я.Р., основными задачами налоговой реформы в республике, могут быть разработка и утверждение Налогового кодекса, ориентированного на стимулирование роста и объема производства и инвестиционных вложений, техническое перевооружение, освоение новых технологий, инновационную политику; сокращение количества налогов по принципу унификации налоговой базы; ужесточение налогового воздействия на производителей, снижающих объемы производства товаров, необходимых для удовлетворения общегосударственных потребностей; проведение стабильной налоговой политики; дифференциация налогообложения экономической деятельности в зависимости от ее характера и направленности, в частности, предоставление налоговых льгот производителям сельскохозяйственной продукции; передача достаточного объема налоговых поступлений местным органам для пополнения их бюджетов и т.д.[1] [см. 57,115-117].

Поиск оптимальной системы налогообложения является одной из важнейших направлений деятельности государственных органов власти и управления в Республике Абхазия, и в этом смысле, учет мнения ученых-экономистов республики, исследующих финансово-бюджетные отношения и проблемы налогообложения в соответствии со сложившимися в мировой практике тенденциями развития налоговых систем, становится чрезвычайно актуальным. Действительно, трудно возразить вышеперечисленным авторам, предлагающим свои рецепты решения данной проблемы, ибо существующая ныне в Республике Абхазия система налогообложения в основном сформировалась в середине 90-х годов, и в целом отвечала реалиям того периода, хотя позднее в нее вносились определенные изменения и дополнения. Основным недостатком нынешней налоговой системы республики является то, что она служит достижению краткосрочных интересов бюджета в соответствии с конъюнктурными соображениями, и что в ней прослеживается ярко выраженная фискальная направленность.

По мере проведения рыночных преобразований в Абхазии, появляется и необходимость в осуществлении серьезной трансформации и налоговой системы республики, учитывающей основные тенденции развития налоговой политики в странах рыночной экономики. В этом процессе необходим учет специфики развития национальной экономики Абхазии и складывающихся новых взаимоотношений в мировой экономике. Выбор приоритетов дальнейшего социально-экономического и политического развития уже сделан, он определен в Конституции Республики Абхазия и основных программных документах органов государственной власти и управления. Установление ассоциированных отношений с Российской Федерацией в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, диктует необходимость проведения и соответствующей налоговой политики, способствующей ускорению формирования таких отношений.

Налоговая политика республики, как одна из важнейших составляющих государственного влияния на национальную экономику, должна поощрять инвестиционную активность во всех отраслях производственной, научно-технической, коммерческой и других видах деятельности, в том числе и иностранные капиталовложения в эти сферы. Мировой опыт налоговых реформ в последние годы свидетельствует, что, в частности, государственная политика снижения ставок подоходного налога, прибыли компаний, на репатриацию доходов иностранных предпринимателей, т.е. предоставление отечественным и иностранным хозяйствующим субъектам большей свободы в распоряжении своими доходами, становится определяющим стимулом инвестиционной активности в условиях становления рыночных отношений. Особое внимание в налоговых преобразованиях должно уделяться реформированию налога с физических лиц, т.к. в условиях Республики Абхазия, когда государство постоянно недофинансирует систему образования, здравоохранения, другие социальные программы, данный налог должен получить большую социальную направленность. Известно, что средства, остающиеся у налогоплательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять его социально-культурные потребности и членов его семьи. При этом ставки подоходного налога в связи с инфляционными процессами целесообразно привязать к таким социально-экономическим категориям, как «прожиточный минимум» и «потребительский бюджет семьи», которые должны ежегодно рассчитываться органами государственного управления и утверждаться вместе с законопроектом о государственном бюджете страны на предстоящий год. Однако здесь также необходим дифференцированный подход к различным социальным группам страны, по отношению к которым следует применять различные ставки подоходного налога и систему вычетов и льгот, основывающихся на объективных социально-экономических показателях состояния семьи. Данная процедура, наш взгляд, впоследствии даст возможность органам государственной власти и управления проводить дифференцированную социально-экономическую политику по отношению к различным социальным слоям общества, снять возможную социальную напряженность в стране.

Читайте еще:  Дарение квартиры с прописанным человеком

Необходимо уделить внимание и реформе системы внебюджетных социальных фондов Республики Абхазия. Внебюджетные социальные отчисления, производимые хозяйствующими субъектами, значительно снижают их реальные доходы, не стимулируя к расширению производственной деятельности, в связи с чем, назрела необходимость перехода к применению единого социального налога, размер которого не должен быть обременительным для налогоплательщиков. На наш взгляд, существование в стране разрозненных государственных финансовых фондов, куда производятся значительные отчисления и налоговые платежи с различных налоговых баз, создает иллюзию существования в стране низкого уровня налогов и не способствует повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов к расширению производственной базы, увеличению поступлений в бюджет государства и эффективности функционирования национальной экономики.

Закон об основах налоговой системы в Республики Абхазия

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Об основах налоговой системы в Республике Абхазия
(с изменениями и дополнениями от 23 августа 1995 г. № 224-с, 29 июня 1998 г. № 440-с- XIII, 10 ноября 2001 г. № 661-с-XIII, 12 июля 2006 г. № 1402-с-XIV, 29 декабря 2006 г. №
1548-с-XIV, 26 октября 2009 г. № 2507-с-IV, 24 ноября 2011 г. № 3021-с-IV)
Настоящий Закон определяет общие принципы построения налоговой системы в Республике Абхазия, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Установление и отмена налогов и других платежей
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Республики Абхазия и другими органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.
Органы местного управления могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Республики Абхазия в их бюджеты.
Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой системы
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом (далее налог) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Статья 3. Плательщики налогов
Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.

Статья 4. Учет налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения, месту жительства. Кроме того, налогоплательщики обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Абхазия.
Постановка на налоговый учет юридического лица или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.
Поставка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту учета осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа, в котором данный налогоплательщик ранее состоял на налоговом учете.
В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Каждому налогоплательщику, на которого в соответствии с законодательными актами Республики Абхазия возложена обязанность по постановке на налоговый учет, присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Республики Абхазия идентификационный номер налогоплательщика.
Присвоение идентификационного номера налогоплательщика осуществляется налоговым органом по месту нахождения юридического лица, месту жительства физического лица.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.
Налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в представляемой в налоговый орган отчетной документации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяется Министерством по налогам и сборам Республики Абхазия.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено законом.
За выдачу свидетельства о присвоении идентификационного номера налогоплательщика взимается плата в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Банки и другие кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими свидетельства о присвоении идентификационного номера налогоплательщика и в десятидневный срок сообщают в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии указанных счетов. За невыполнение указанных требований на кредитное учреждение налагается штраф в размере стократного установленного законом минимального размера оплаты труда.

Статья 5. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, автомобильными дорогами, добавленная стоимость продукций, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами Республики Абхазия.

Статья 6. Однократность налогообложения
Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Статья 7. Порядок установления налоговых ставок
Налоговые ставки устанавливаются Парламентом Республики Абхазия за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Абхазия предусмотрено иное.
Статья 8. Распределение средств от налогов между бюджетами разного уровня Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные
фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Верховным Советом
Республики Абхазия и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Льготы по налогам
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
— необлагаемый минимум объекта налога;
— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
— освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
— понижение налоговых ставок;
— прочие налоговые льготы.
Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

Статья 10. Обязанности налогоплательщика
Налогоплательщик обязан:
— своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет;
— представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
— вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода), выявленной проверками налоговых органов;
— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
— выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.
Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами Республики Абхазия.
В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:
— налогоплательщика (субъект налога);
— объект и источник налога;
— единицу налогообложения;
— налоговую ставку (норму налогового обложения);
— сроки уплаты налога;
— бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога,
отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.
Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом. В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки возлагается на ликвидационную комиссию.
В случае если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться ответственность, предусмотренная подпунктом «в» пункта 1 статьи 12 Закона, однако сама обязанность налогоплательщика по уплате налога не может считаться исполненной до момента поступления этих средств в бюджет.
В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, их исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, налоговыми
санкциями в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами, а также залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика.
Статья 11. Права налогоплательщика Налогоплательщик имеет право:
— пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке,
установленных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Абхазия;
— представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
— представлять налоговым органам пояснение по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
— в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, в соответствии с действующим законодательством.

Читайте еще:  Договор о сотрудничестве с садиком

Статья 12. Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двухкратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в республиканский бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);
б) штрафа в размере 20 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений:
— отсутствие учета объекта налогообложения;
— ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период не менее чем на 5 процентов от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;
— непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные настоящей статьей по данному налогу, не применяются.

Статья 13. Обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий
Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Государственной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов Республики Абхазия.
В случае непредставления таких данных руководители указанных учреждений и предприятий и их главные (старшие) бухгалтера привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.
Банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. В случае установления таких фактов налоговый орган взыскивает полученный этими учреждениями доход в республиканский бюджет с привлечением руководителей этих учреждений к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.
Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий и их главные бухгалтера привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения исполняются в первоочередном порядке.
Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается.

Статья 14. Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства
Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Абхазия.

РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 15. Виды налогов, взимаемых на территории Республики Абхазия В Республике Абхазия взимаются:
а) республиканские налоги;
б) местные налоги.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Органы государственной власти Республики Абхазия разных уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Республики Абхазия, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Статья 16. Республиканские налоги
К республиканским относятся следующие налоги:
а) налог на прибыль (доход) предприятий;
б) налог на добавленную стоимость;
в) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
г) налог на операции с ценными бумагами;
д) таможенная пошлина;
е) государственная пошлина;
ж) транзитный налог;
з) налог на имущество предприятий;
и) платежи за пользование природными ресурсами;
к) налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
л) налог с владельцев транспортных средств.
м) лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.
н) страховые взносы и платежи во внебюджетные социальные фонды. Республиканские налоги (в т.ч. размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет устанавливаются специальными законодательными актами Республики Абхазия и взимаются на всей ее территории.

Статья 17. Местные налоги
К местным относятся следующие налоги:
а) подоходный налог с физических лиц;
б) налог на имущество с физических лиц;
в) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется специальным законодательством Республики Абхазия о земле;
г) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица). Предельный размер ставки сбора в год не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
д) сбор за право торговли. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента;
е) сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере, не превышающем 60 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год;
ж) сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
з) сбор за использование национальной символики, наименований «Республика Абхазия», «Абхазия», «Апсны». Сбор вносят производители продукции, использующие национальную символику, в размере не более 0,5 процента от стоимости реализуемой продукции;
и) исключен;
к) курортный сбор;
л) лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления.
Налоги, указанные в подпунктах «а», «б», «в», «к» и «л» части первой настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Республики Абхазия и взимаются на всей ее территории.
Налоги, указанные в пунктах «г» — «з» части первой настоящей статьи, устанавливаются решениями органов местного самоуправления и зачисляются в местные бюджеты.

Читайте еще:  Выезд за границу приставы долги узнать

Статья 17. Специальные системы налогообложения
Законами Республики Абхазия могут вводиться специальные системы налогообложения, устанавливающие налоги, не указанные в статьях 16 и 17 настоящего Закона. Уплата установленных таким образом налогов должна предусматривать замену уплаты одного или нескольких налогов, установленных в соответствии со статьями 16 и 17 настоящего Закона (общим режимом налогообложения)

Статья 18. Исключена.

РАЗДЕЛ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Порядок уплаты налогов
Уплата налога на прибыль (доход) юридического лица, являющуюся в соответствии с законодательством источником нескольких налогов, производится в следующем порядке:
— уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи в соответствии с законодательными актами;
— налогооблагаемая прибыль (доход) налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных в соответствии с абзацем вторым настоящей статьи налогов, после чего уплачиваются в установленном порядке все другие республиканские и местные налоги и сборы за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
Уплата налогов физическими лицами производится в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия.

Статья 20. Контроль за взиманием налога
Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществляется налоговыми органами Республики Абхазия. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Статья 21. Издание методических указаний
Инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются Государственной налоговой службой Республики Абхазия по согласованию с Министерством финансов Республики Абхазия.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ В. АРДЗИНБА

г. Сухум
8 сентября 1994 г.
№ 169-с

Инвестиционные преимущества Абхазии

В первую очередь, это налогообложение. Для инвесторов со средним капиталом ставка налогов на прибыль и на имущество снижается вдвое, для крупных инвесторов эти налоговые отчисления отменяются.

Сами ставки налогов на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, подоходный налог в Абхазии ниже, чем в России. Стоимость электроэнергии в Республике Абхазия также ниже, чем в РФ.

Между Россией и Абхазией существует договор об отмене таможенных пошлин на все группы товаров, производимых в стране-импортере, за исключением алкоголя, сигарет, и еще пары специфических наименований.

Кроме того, Абхазия предоставляет инвесторам государственные субсидии для погашения части затрат по инвестиционным кредитам и возмещает процент затрат на покупку оборудования и модернизацию производства.

Сказать, что Абхазия сегодня – идеальная страна для ведения бизнеса, будет преждевременно и нелепо, но определенные преимущества ведения здесь бизнеса, безусловно, есть.

Как работает в Абхазии спецналог

Специальный налог давно распространен в Абхазии. В отсутствие упрощенной системы налогообложения именно спецналог ( взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 1 Закона Республики Абхазия «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности») позволяет плательщику выполнять свои обязательства в форме установленных фиксированных платежей, не зависящих от фактического оборота по реализации товаров (работ, услуг).

Закон этот принят еще в 2006 году и скоро будет заменен новым законом, проект которого уже принят абхазским парламентом во втором чтении. Но пока он действует, немного о том, как спецналог взимается работает и кто является плательщиками спецналога.

Кто является плательщиками спецналога

Плательщиками спецналога являются:
1) индивидуальные предприниматели по всем видам предпринимательской деятельности, указанных в ст. 1 Закона;
2) юридические лица по тем же видам предпринимательской деятельности, за исключением пп. пунктах 13 – 15, 21 – 26 статьи 1 Закона.

Кто не может выступать плательщиком спецналога

Плательщиками спецналога не могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, в части реализации продукции собственного производства, лекарственных средств и аптечных товаров, ювелирных изделий, транспортных средств и прицепов к ним, автомобильных шин и эксплуатационных материалов к транспортным средствам и прицепам к ним, автокосметики и других автомобильных аксессуаров, бытовой, компьютерной и другой сложной электрической техники, строительных материалов, электрооборудования, сантехнического оборудования и мебели.

Объектом налогообложения по спецналогу признаются виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 1 Закона.

Уплата юридическими лицами спецналога предусматривает замену уплаты налога на прибыль предприятий и организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий и страховых взносов и платежей во внебюджетные социальные фонды.

Уплата индивидуальными предпринимателями спецналога предусматривает замену уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и страховых взносов и платежей во внебюджетные социальные фонды Республики Абхазия.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению спецналогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению спецналогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Как рассчитывается спецналог

Ставки спецналога рассчитываются по следующей формуле:
S = B * N * К1 * K2 * К3 * К4 * К5,

где S – ставка спецналога, уплачиваемого налогоплательщиком;

B – базовая ставка спецналога;

N – значение физического показателя, влияющего на доходность предпринимательской деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

K1 – коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных административно-территориальных единицах Республики Абхазия и курортных зонах;

K2 – коэффициент, учитывающий совокупность факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности в зависимости от места расположения объекта (маршрута), на котором она осуществляется. Значения данного коэффициента устанавливаются на основании территориального зонирования административно-территориальных единиц или отдельных населенных пунктов решениями органов местного самоуправления по видам предпринимательской деятельности в пределах от 0,5 до 2,5. В случае, если зонирование не было проведено либо значения данного коэффициента не установлены, он принимается равным 1;

K3 – коэффициент, учитывающий сезонность ведения предпринимательской деятельности;

K4 – коэффициент, учитывающий наличие льгот по уплате спецналога для отдельных категорий плательщиков;

K5 – коэффициент, учитывающий вид права налогоплательщика на помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности.

Значения корректирующих коэффициентов (К1, К3, К4, К5) для отдельных видов предпринимательской деятельности приведены соответственно в приложениях 2, 3, 4 и 5 к Закону.

Льготы, предусмотренные налоговым законодательством Республики Абхазия по уплате налога на прибыль предприятий и организаций, подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий, страховых взносов и платежей во внебюджетные социальные фонды, на плательщиков спецналог не распространяются.

Согласно, Ст. 1 Закона, система налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания туристских услуг;
4) оказания услуг проката;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
6) организации общественного питания, осуществляемой при использовании зала площадью не более 50 квадратных метров;
7) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 75 квадратных;
8) оказания услуг компьютерных залов;
9) оказания услуг средств размещения гостиничного типа, рассчитанных на 50 и менее койко-мест;
10) производства столярных и сложных металлических изделий;
11) оказания услуг автосервиса;
12) сдачи нежилых помещений в аренду (субаренду);
13) оказания стоматологических услуг;
14) сдачи внаем жилых помещений;
15) производства и реализации кулинарных изделий.
16) оказания услуг по временному хранению транспортных средств на платных стоянках и парковках.
17) изготовление, установка и ремонт надгробных памятников;
18) изготовление изделий народных художественных промыслов;
19) ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники;
20) услуги по представлению помещений для проведения торжественных и обрядовых мероприятий;
21) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов;
22) ремонт жилых помещений;
23) услуги по обучению и репетиторству;
24) создание произведений живописи;
25) видео услуги;
26) художественно-оформительские и дизайнерские работы.

Расшифровка конкретных виды деятельности в рамках данного перечня, приведены в приложении 1 к Закону Республики Абхазия «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности»