Законы рф о стандартизации

admin

Оглавление:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие «технические условия». Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в «Российской газете» от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Закон о стандартизации

Процедура стандартизации направлена на разработку, опубликование и использование стандартов по определенным нормам закона. Применяются также правила стандартизации для создания безопасной среды для продукции, работ, услуг, для здоровья и жизни граждан. Регулируется процесс Федеральным Законом № 162 и специальными органами, уполномоченными руководить разработкой и утверждать нормативные документы по правилам стандартизации.

Описание закона о стандартизации

Федеральный Закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года. 24 июня был одобрен Советом Федерации. Вступление в силу настоящего законопроекта приходится на 29 июня 2015. Последние изменения вносились в документ 3 июля 2016 года.

Рассматриваемый закон регулирует правовые основы стандартизации и функционирование национальной системы стандартизации. Одним из важных направлений нормативного акта является обеспечение единой государственной политики в данной области.

Каждый закон преследует какую-либо цель. Цели ФЗ № 162:

  • помощь в развитии социальной и экономической сферы в России;
  • помощь России интегрировать в мировую экономику и в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • способствовать улучшению качества жизни граждан;
  • предоставить оборону стране и безопасность для государства;
  • осуществлять техническое перевооружение промышленности;
  • улучшать качество продукции, качество выполняемых работ, качество оказания услуг и повышать конкурентоспособность продукции российских производителей.

Согласно положениям закона, чтобы достичь вышеуказанные цели, необходимо реализовывать задачи. По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие:

  • использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики;
  • повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей;
  • сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений;
  • сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц;
  • сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов;
  • создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций;
  • оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию;
  • при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации;
  • предоставлять единство измерений;
  • не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение;
  • рационально использовать ресурсы;
  • внедрить применение международных и региональных стандартов.

При выполнении всех вышеуказанных задач следует достижение поставленных целей.

Скачать текст ФЗ о стандартизации

Разрабатывать государственную политику в области проведения стандартизации вправе федеральный орган исполнительной власти. Во власти данного учреждения проводить надзор за выполнением всех законных норм в области измерения стандартов. По истечению года, сотрудники федерального исполнительного органа власти предоставляют в Правительство России доклад, в котором указывается о состоянии работ в области стандартов. В компетентности работников данного органа является разработка стратегических и приоритетных направлений развития национальной системы стандартов.

Чтобы узнать какие есть нюансы в разработке политики стандартов продукции (ФЗ о безопасности пищевой продукции здесь: ), работ и услуг, следует изучить полный текст документа. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» можно по ссылке.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации

  • не принудительность использования документации по унификации измерений;
  • обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
  • при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
  • использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
  • поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
  • документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
  • вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
  • определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
  • информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.

Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.

14 статья закона о стандартизации

Положения 14 статьи указывают на перечень документов, относящихся в системе стандартов:

  • документация национальной системы стандартов;
  • общие классификаторы, принятые на территории России;
  • стандарты учреждений и технические условия;
  • правила, касающиеся процесса установления стандартов;
  • иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.

При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.

Статья 29 Федерального Закона № 126

Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:

  • централизованный учет и систему хранения документации;
  • хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
  • обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
  • выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
  • выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.

По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.

При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ ст 6 (ред. от 03.07.2016)

Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией

1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ ст 23 (ред. от 03.07.2016)

Статья 23. Программы стандартизации

1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации разрабатывает, утверждает и вносит изменения в программу национальной стандартизации и перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям, которые согласуются между собой по целям, задачам, срокам и направлениям стандартизации.

2. Планирование работ по стандартизации осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом целей и направлений развития национальной системы стандартизации.

3. Планирование работ по стандартизации должно отвечать основным положениям стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации.

4. Формирование программы национальной стандартизации осуществляется на основе установленных целевых индикаторов и показателей, а также на основе перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям.

5. Реализация программы национальной стандартизации включает в себя разработку проектов документов национальной системы стандартизации и их экспертизу, а также утверждение, регистрацию, изменение (актуализацию), отмену, официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и их включение в Федеральный информационный фонд стандартов.

6. Участники работ по стандартизации вправе представлять предложения о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов для включения их в программу национальной стандартизации. Порядок представления и учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и размещается им на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Документы стратегического планирования, в том числе государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации, а также федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, иные программы, которые финансируются полностью или частично за счет средств федерального бюджета и реализация которых обеспечивается разработкой и (или) применением национальных стандартов, а также документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, должны содержать соответствующие разделы по стандартизации.

8. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации ежемесячно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проводимых работах по стандартизации в текущем году, а также об утвержденных документах национальной системы стандартизации.

Новый закон о стандартизации: эффективный барьер для недоброкачественной продукции

С 1 июля 2016 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон о стандартизации).

Как Закон о стандартизации касается участников рынка отопительных приборов?
Во-первых, теперь производители отопительных приборов даже в рамках добровольной сертификации смогут наносить на свою продукцию знак соответствия ГОСТ только в том случае, если такое соответствие обеспечивается фактически и подтверждено результатами испытаний.
Во-вторых, для государственных нужд и организаций ЖКХ теперь будут закупаться исключительно отопительные приборы, соответствующие требованиям стандартов.

Более подробно о нововведениях Закона о стандартизации мы хотели бы рассказать в данной статье.
Закон о стандартизации является комплексным и основополагающим нормативным правовым актов в сфере стандартизации в России. Так, в нем определены цели, задачи и принципы стандартизации, унифицирован понятийный аппарат (даны определения основных терминов, таких как «стандартизация», «документ по стандартизации», «национальный стандарт» и т.д.).

В Законе о стандартизации (статья 7) также определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, среди которых:
– определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
– принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
– расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;
– подготовка кадрового состава в сфере стандартизации.

На всех этапах подготовки Закон о стандартизации разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями. Особо значимый вклад в подготовку Закона о стандартизации от лица бизнес-сообщества внес Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (1) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

29 сентября 2015 г. Закон о стандартизации вступил в силу, предоставив возможность указания ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации (постановлениях, приказах и т.д.).

Росстандарт свидетельствует, что Правительство России и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе (2).

В Законе о стандартизации установлены четкие и детальные правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе:
– регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов стандартов с участием всех заинтересованных лиц;
– определены полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, а также комиссии по апелляциям;
– закреплена необходимость достижения консенсуса при разработке национальных стандартов.

Законом о стандартизации (статья 14) установлен исчерпывающий перечень видов документов по стандартизации, к числу которых относятся:
– документы национальной системы стандартизации (собственно национальные стандарты);
– общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКПД);
– стандарты организаций, в том числе технические условия;
– своды правил (активно применяются в сфере строительства);
– документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной и секретной продукции, а также товаров, связанных с отраслью атомной энергетики.

Крайне важной нормой Закона о стандартизации является положение части 3 статьи 15, согласно которому при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.

Данная норма является прямым отрицательными ответом на предложения унифицировать применяемые в России стандарты на отопительные приборы со стандартами Европейского Союза (EN), которые, во-первых, не являются международными (не имеют статуса ISO/МЭК, а имеют статус региональных стандартов), а также не в полной мере соответствуют особенностям эксплуатации отопительных приборов в российских климатических условиях и в отечественной системе отопительной инфраструктуры ЖКХ.

Законом о стандартизации четко урегулирован статус знака национальной системы стандартизации и правила его использования: нанесения (маркирования продукции), указания в эксплуатационной и иной сопроводительной документации на товар.
Закон также подразумевает ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом) в случае выявления фактов несоответствия товара требованиям стандартов.

Важная роль в Законе стандартизации отведена работе по стимулированию бизнеса к участию в проведении работ в национальной и международной (межгосударственной) системах стандартизации, включая механизмы финансовой поддержки государства в форме субсидирования.
Среди главных целей принятия Закона о стандартизации – выведение качества отечественной промышленной продукции на новый, существенно более высокий уровень, развитие конкурентных преимуществ российских товаров, повышение уровня их конкурентоспособности на мировом рынке.

Читайте еще:  Транспортные льготы по челябинской области

В недавнем интервью (3) Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «Помимо финансовой поддержки мы оказываем предприятиям еще и нефинансовую поддержку за счет административных и регуляторных механизмов. Я имею в виду меры стимулирования, особенно через закон о стандартизации, который принят и вступает в силу. Мы сейчас это будем активно применять с учетом внесения изменений в ФЗ-44 (4), который регламентирует госзакупки».

Действительно, одной из ключевых норм нового законодательства о стандартизации является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании товара в документации о закупке.

Более подробно о Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» недавно рассказал Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, который также акцентировал внимание на изменениях, внесенных в законодательство о закупках (5).

По словам Алексея Абрамова «мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок для государственных нужд, в том числе для социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы). Речь идет о качественном улучшении регулирования в сфере закупок, повышении прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств. Заказчик сможет определить надежность будущих поставок и корректно оценить затраты на их осуществление» (6).

Следует отметить, что с 1 июля 2016 г. синхронно с Законом о стандартизации вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г.
№ 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Закон № 104).
Законом № 104 вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие которого распространяется на организации с государственным участием, субъекты естественных монополий и организации жилищно-коммунального комплекса, доступ к закупкам которых особенно актуален для российских производителей отопительных приборов.

При осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов.

В целях активизации практического внедрения данных законодательных норм Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» обратилась в Минпромторг России с предложением о проведении с заказчиками закупок по ФЗ-44 и ФЗ-233 активной разъяснительной работы по вопросу о необходимости устанавливать в документации о закупке условия о соответствии закупаемой продукции требованиям документов национальной системы стандартизации (стандартов ГОСТ и ГОСТ Р).

Кроме того, учитывая высокий уровень актуальности тематики стандартизации, Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» представила в Минпромторг России и РСПП ряд предложений по внесению изменений в межгосударственный стандарт СНГ ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», направленных на предотвращение введения потребителей в заблуждение относительно основных технических свойств товара, которое на рынке радиаторов отопления, к сожалению, систематически имеет место.

Об этом свидетельствуют организованные АПРО в июле-августе текущего года испытания образцов 17 моделей (торговых марок) алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. По результатам проведения испытаний установлено, что 16 из 17 образцов имеют недостоверные сведения о теплоотдаче (номинальном тепловом потоке) и не соответствуют ГОСТ по данному показателю.

В связи с этим АПРО проинформировала центральный аппарат и территориальные органы Роспотребнадзора о фактах введения в заблуждение потенциальных покупателей отопительных приборов и о наличии в данных действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также АПРО проинформировала Роспотребнадзор о наличии признаков нарушения требования Закона о стандартизации, согласно которому маркироваться знаком соответствия стандартам может исключительно продукция, действительно отвечающая всему комплексу требований соответствующего ГОСТа.

Предложения АПРО по внесению изменений в ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», в частности, касаются:
– дополнения ГОСТ определением понятия «биметаллический радиатор отопления», предусматривающим, что биметаллическим радиатором отопления является исключительно отопительный прибор (радиатор отопления), в котором содержание алюминия по массе превышает содержание стали;
– установления требования об обязательности указания сведений о массе и теплоотдаче радиатора отопления не только в паспорте отопительного прибора, но и на его потребительской упаковке.

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ ст 21 (ред. от 03.07.2016)

Статья 21. Стандарты организаций и технические условия

1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»

Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Кононенко Е. В., Гацура Е. А., Сергеева К. О., Исакова Е. И. Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/archive/116/31813/ (дата обращения: 02.12.2018).

В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правовой и нормативной базы по стандартизации в условиях вступления закона в действие.

Ключевые слова: стандартизация, закон, нормативные документы.

Рассмотрим значимые события на более чем двадцатилетнем отрезке истории стандартизации в России. Одним из них явилось принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» [1], который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон был призван также служить правовым обоснованием нормативной базы сертификации, которая была впервые законодательно введена в России в том же 1993 году, когда был принят закон «О сертификации продукции и услуг» [2].

С введением Закона «О стандартизации» [1] был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования.

Для периода 1992–2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:

— развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 [3];

— активные работы по гармонизации российских и международных стандартов в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

— первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

— внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002–2003 гг. ознаменовался принятием Федерального закона «О техническом регулировании» [4], что положило начало реорганизации системы стандартизации для ускорения вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Федеральный закон заложил двухуровневую систему технического регулирования, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся ранее. Было определено совершенно добровольное применение стандартов и определен новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями по безопасности – технических регламентов. При этом законы 1993 года [1, 2] были отменены; вопросы стандартизации излагались в главе 3, а подтверждения соответствия – в главе 4 Федерального закона «О техническом регулировании» [4].

Многие специалисты в области стандартизации отмечали, что этот закон фактически разрушил основные принципы стандартизации, превратив стандарты в инструменты «обслуживания» технических регламентов. Тем не менее, начиная с 2007–2008 гг. после вступления в действие и применения на практике поправок к закону, содержавшихся в № 65–ФЗ от 01.05.2007 [5], началась активная разработка национальных технических регламентов, а с 2010 года и технических регламентов Таможенного союза по ключевым вопросам обеспечения безопасности. На этом пути возникли новые формы документов по стандартизации: своды правил и предварительные стандарты.

При этом проблемы развития стандартизации в стране потребовали разработки и принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [5]. Новый закон, в продвижении которого самое активное участие принимал Российский союз промышленников и предпринимателей, направлен на структурирование и систематизацию нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования.

Реализация нового закона осуществляется с учетом Концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Ряд основных направлений данной концепции неразрывно связан с новым законом: модернизация и технологическое переоснащение промышленного производства, добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, усиление роли бизнеса в работе по стандартизации и трансферт наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов.

Ожидается, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции [7]. В нем прописано требование не только о добровольном, но и об обязательном применении стандартов, например, в случае, если изготовитель публично заявил о том, что его продукция соответствует национальному стандарту. Законодательно расширен перечень документов национальной системы стандартизации за счет создания информационно-технических справочников, содержащих систематизированные данные в определенной области и включающих в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные [6].

В новом законе технические условия (ТУ) – установлены как один из видов стандартов организации (СТО). При этом прописано, что СТО разрабатываются, утверждаются, изменяются, применяются и отменяются организациями самостоятельно в соответствии с собственными внутренними порядками.

Однако при внедрении нового закона возникает ряд вопросов. Так, в состав документов национальной системы стандартизации введены информационно-технические справочники. Информационно-технический справочник в соответствии со статьей 2является документом по стандартизации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации – Росстандартом, содержащим систематизированные данные в определенной области и включающим в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Однако в статье 14 информационно-технические справочники не указаны в перечне видов документов по стандартизации.

Формой комплексной стандартизации традиционно является создание межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства продукции. К межотраслевым системам относятся Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система показателей качества продукции (СПКП), Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) и другие. При этом документы Государственной системы стандартизации (ГСС), а затем системы «Стандартизация в Российской Федерации» (СРФ) содержали документы по стандартизации в целом. Из текста нового закона пока не ясно, что же за основополагающие документы по стандартизации будут разрабатываться Федеральным органом исполнительной власти, определяющим политику в области стандартизации, т. е. Министерством промышленности и торговли. Будет ли это похоже на видоизмененные стандарты ГСС (СРФ)? Специалисты отмечают, что этот вопрос был ключевым при согласовании законопроекта на разных его этапах [8].

Принятый Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» – становится правовой базой для организации работ по стандартизации, начиная с полного вступления в действие с 1 июля 2016 года. Полноценному применению и постоянному совершенствованию закона, как в свое время происходило с законом «О техническом регулировании» [4], способствует приведение действующих правовых и нормативных актов в соответствие новому закону.

Совет Федерации внес в ряд законодательных актов подготовленные правительством изменения, направленные на реализацию федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Как сообщил заместитель председателя комитета Совета Федераций по экономической политике С. Шатиров, этот закон призван усилить роль стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, а также повысить качество продукции и ее конкурентоспособность.

Изменения вносятся в 27 законодательных актов РФ с целью приведения установленных в них норм, касающихся деятельности по стандартизации, в соответствие с положениями Федерального закона о стандартизации. В частности, поправки, касающиеся национальных стандартов, внесены в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. г. № 44–ФЗ [9] и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ [10].

Так как документы по стандартизации, в том числе национальные стандарты, являются документами добровольного применения, стандартизация исключается из способов государственного регулирования объектов туристской индустрии, уточнил Шатиров. Предусматривается, что в случае подписания Президентом РФ изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года одновременно с вступлением в силу в полном объеме федерального закона «О стандартизации» [1].

Самые большие изменения вносятся в главу 3 184–ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь это касается названия, оно поменялось со «Стандартизация» на «Документы по стандартизации в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требование технических регламентов». Ранее действовали: статья 11 – Цели стандартизации, статья 12 – Принципы стандартизации, статья 13 – Документы в области стандартизации, статья 14 – Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, статья 15 – Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, статья 16 – Правила разработки и утверждения национальных стандартов, статья 16.2 – Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта, статья 17 – Стандарты организаций. Они утратят силу с 1 июля 2016 года в связи с вступлением в действие нового закона о стандартизации. Действующей останется только статья 16.1 – Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Главным будет изменение Национального органа по стандартизации на Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации [4].

Рассмотренные материалы свидетельствуют о необходимости неотложности актуализации правовой базы стандартизации как на производственных предприятиях и в организациях, занимающихся разработкой нормативных документов различного уровня, так и в образовательных организациях, осуществляющих подготовку будущих специалистов по стандартизации.

Справочные правовые системы
«Консультант Плюс«

Документ недели

Принят новый закон о стандартизации (..)

Установлены, в частности:

— организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;

— определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;

— процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (отдельные положения — с 1 июля 2016 года).

Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (..)

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Пункт 2 статьи 2 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

Читайте еще:  Нотариус троицкий киев

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

Пункты 4 — 15 статьи 2 вступают в силу с 1 июля 2016 года.

4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).

Статья 3 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 3. Цели и задачи стандартизации

1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Статья 4 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 4. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Статья 5 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации

1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 6 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией

1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 7 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации

Направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации являются:

1) определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;

2) принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;

3) расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;

4) подготовка кадрового состава в сфере стандартизации;

5) другие направления в сфере стандартизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 3. УЧАСТНИКИ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации:

Пункты 1 — 11 статьи 8 вступают в силу с 1 июля 2016 года.

1) разрабатывает государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, представляет в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения, по которым требуются решения Правительства Российской Федерации;

2) обеспечивает межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, за исключением межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, порядок осуществления которой устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный государственный доклад о состоянии работ в сфере стандартизации;

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере стандартизации;

5) определяет стратегические и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации;

6) устанавливает показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации;

7) устанавливает порядок применения знака национальной системы стандартизации;

8) устанавливает правила исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере стандартизации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) устанавливает порядок разработки основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, а также регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

10) устанавливает порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — официальное опубликование), издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, а также порядок свободного доступа к документам национальной системы стандартизации;

11) определяет порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования;

12) устанавливает порядок формирования, ведения, опубликования, а также структуру перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — нормативные правовые акты);

Пункты 13 — 15 статьи 8 вступают в силу с 1 июля 2016 года.

13) устанавливает порядок размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта;

14) устанавливает порядок проведения экспертизы проектов стандартов организаций, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации;

15) устанавливает порядок и сроки рассмотрения жалоб в комиссии по апелляциям.

Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации:

Пункты 1 — 6 статьи 9 вступают в силу с 1 июля 2016 года.

1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;

2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;

3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;

4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;

5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;

6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;

7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;

Пункты 8 — 31 статьи 9 вступают в силу с 1 июля 2016 года.

8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;

9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;

10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;

11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;

12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;

13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;

14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;

16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;

17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;

18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;

19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;

Читайте еще:  Льготы на проезд участникам боевых действий

20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;

21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;

22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;

23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;

24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;

25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;

26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;

27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;

28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;

29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;

30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;

31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стандартизации

Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации:

1) участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и реализуют государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации в соответствии с установленными полномочиями;

2) формируют разделы по стандартизации при разработке документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;

3) определяют потребности и направления развития стандартизации в установленной сфере деятельности и осуществляют подготовку предложений для включения их в программы по стандартизации с учетом положений настоящего Федерального закона;

4) разрабатывают и утверждают совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям;

5) организуют работы по стандартизации в соответствии с установленными полномочиями;

6) участвуют в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации;

7) осуществляют разработку, утверждение, изменение и отмену сводов правил в установленной сфере деятельности (за исключением иных государственных корпораций).

Статья 11 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

1. Технические комитеты по стандартизации создаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

2. В состав технического комитета по стандартизации могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей.

3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

3) соблюдение целей и задач стандартизации, установленных в статье 3 настоящего Федерального закона;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.

7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.

8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.

9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.

11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:

1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;

3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;

4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.

12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, об объектах стандартизации, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.

17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Статья 12 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации

1. По решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации могут создаваться на временной основе проектные технические комитеты по стандартизации.

2. В состав проектного технического комитета по стандартизации на добровольной основе и на условиях равного представительства сторон могут входить лица, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Статья 13 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 13. Комиссия по апелляциям

1. Комиссия по апелляциям создается при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации.

2. К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и его должностных лиц о создании технического комитета по стандартизации, об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, об отклонении проекта национального стандарта, об отклонении проекта предварительного национального стандарта, на действия (бездействие) указанного федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц.

3. Комиссия по апелляциям по результатам заседания представляет руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации заключение об обоснованности принятого федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения. В течение десяти рабочих дней со дня представления указанного заключения руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации уведомляет обратившееся с жалобой лицо о результатах рассмотрения указанного заключения.

4. Порядок и сроки рассмотрения жалоб в комиссии по апелляциям устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

5. Положение о комиссии по апелляциям и состав комиссии по апелляциям утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

Глава 4. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 14 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 14. Виды документов по стандартизации

К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 15 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 15. Документы национальной системы стандартизации

1. Документы национальной системы стандартизации не должны противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями.

2. Разработчиками документов национальной системы стандартизации являются участники работ по стандартизации.

3. При разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.

Статья 16 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 16. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации

1. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации. Разработка документов национальной системы стандартизации должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами.

2. Утверждение основополагающих национальных стандартов осуществляется при условии их публичного обсуждения и обеспечения процедур консенсуса.

Статья 17 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 17. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты

1. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в соответствии с главой 5 настоящего Федерального закона в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.

2. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются на основе:

1) результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

2) положений международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

3) приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий.

Статья 18 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 18. Рекомендации по стандартизации

1. Рекомендации по стандартизации разрабатываются в целях предварительной проверки на практике отдельных положений организационного и методического характера применительно к соответствующему объекту стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

2. Рекомендации по стандартизации не могут противоречить положениям национальных стандартов.

Статья 19. Информационно-технические справочники

Разработка, утверждение, применение, изменение (актуализация) и отмена информационно-технических справочников осуществляются в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.

Статья 20 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 20. Общероссийские классификаторы

Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 21 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 21. Стандарты организаций и технические условия

1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.

Статья 22 вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Статья 22. Своды правил

Порядок разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил устанавливается Правительством Российской Федерации.

Полный текст документа, включая 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 главы, являющегося героем текущего обзора — Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

Инструкция по разархивации находится здесь.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )