Пособие через суд
Выплата выходного пособия через суд
Я уволилась с работы по согласию сторон без письменного оформления процедуры и без выплаты выходного пособия. Через месяц фирма, которая находилась в Москве, ликвидировалась, через присоединение к фирме расположенной в области.
Могу ли я сейчас требовать выплаты пособия через суд?
В связи с тем, что между вами и работодателем было заключено устное соглашение об увольнении по согласию сторон и беря во внимание ликвидацию юридического лица, изначально принимавшего вас на работу, ввиду отсутствия каких либо письменных документом подтверждающих ваше согласие на увольнение вы можете обратиться в суд для истребования невыплаченной суммы пособия.
Статья 178 ТК РФ ограничивает круг случаев, когда работодатель обязуется выплатить пособие. В вашей ситуации Вам целесообразнее обжаловать существующую в вашей трудовой книжке запись о прекращения трудового договора и аннулировать её. Также, вам необходимо включить в исковые требования признание факта увольнения в связи с ликвидацией юр. лица и потребовать взыскать в вашу пользу выходное пособие на основании статьи 178 ТК РФ.
Будьте готовы к судебной волоките и доказыванию своей точки зрения. Исходя из вашей ситуации и отсутствия вашего письменного заявления на увольнение, у вас есть все шансы выиграть этот спор, так как доказать работодателю наличие вашего устного соглашения на увольнение по согласию сторон практически невозможно. Увольнение по пункту 1 части 81 ТК РФ даёт вам право получить выходное пособие размером среднемесячного заработка.
Вам следует учесть тот факт, что исковая давность для обращения в суд по возникшему спору, относительно незаконного увольнения в соответствии с частью 1 статьи 392 ТК РФ составляет один месяц со дня ознакомления с приказом об увольнении либо получения трудовой книжки, в остальных индивидуальных спорах это время составляет два месяца.
Если вы не были ознакомлены с приказом об увольнении, либо факт получения трудовой установить невозможно вы можете рассчитывать на двухмесячную исковую давность.
Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Трудовое право»:
Мы с коллегами отмечали 23 февраля в одном московском увеселительном заведении. Начали отмечать в рабочее время. Позже произошла драка с незнакомыми мне людьми.
На работе начальник издал приказ о том, что рабочий день в пятницу будет до 17:00. Приказ был издан в 16 часов. Работники об издании данного приказа не знали, нигде не расписывались.
Я отработала половину месяца на испытательном сроке в крупной фирме. Была вынуждена уволиться по собственному желанию. Заплатят ли мне за отработанное время?
Моя девушка работала у индивидуального предпринимателя! Конечно же, не официально. Единственной бумагой, которую она подписала, была её должностная инструкция.
Вернувшись из отпуска, я был устно уведомлен руководством своего ООО о переводе на совсем иное рабочее место (из Москвы в Московскую область) и новыми условиями работы.
Я уволилась с работы по согласию сторон без письменного оформления процедуры и без выплаты выходного пособия. Через месяц фирма ликвидировалась.
Год назад работала в магазине на должности кассира и разменяла мужчине 50 000 рублей. Как выяснилось позже, он обманул меня на 30 000 рублей. Полиция этим делом не занимается. Из магазина я уволилась, но они подали на меня в суд.
Устроился работать на испытательный срок, договор никакой не заключал, так как сказали, что после все оформят как надо. Прошло уже два месяца и сейчас компания закрывается, а зарплату так и не выплатили.
Я написал заявление на увольнение по статье 77 п. 1 ТК РФ (по соглашению сторон), а мой работодатель не хочет его подписывать. Что мне делать?
Только за прошлый год меня четырежды перебрасывали на другую по своему характеру работу, мотивируя, что, мол, это продиктовано насущной производственной необходимостью.
Работаю бухгалтером. Произошел казус с расчетом заработной платы сотруднику. По ошибке было выплачено две суммы отпускных. Сотрудник возвращать всю сумму сразу отказался.
Я менеджер, работаю в компании два месяца, испытательный период прошел. Генеральный директор компании пытается уволить меня по причине отсутствия потребности в моих профессиональных услугах.
На собеседовании мне обещали официальное трудоустройство, однако когда я пришла в первый день на работу, мне на подпись дали какой-то договор подряда и сказали, что это и есть трудовой договор, просто название другое.
Верховный суд указал, когда компания может выплачивать пособие по уходу за детьми
Компания сократила сотруднику рабочий день всего на 5 минут и выплачивала пособие по уходу за ребенком, указав, что он работает неполный день. ФСС счел такие расходы необоснованными и отказывался принимать их в зачет. Фирма оспорила решение в суде. Однако фонд, доказывая, что это злоупотребление правом, дошел до Верховного суда.
Сотрудник «Северсталь-инфоком» Михаил Астроушко совмещал работу на условиях неполного дня с воспитанием ребенка, не достигшего 1,5 лет. С января по сентябрь 2015 года он получил 167 599 руб. ежемесячного пособия. Но проверка ФСС показала, что Астроушко занят на работе 99% времени (7,92 часа в день). Фонд пришел к выводу, что оставшегося времени (0,08 часа в день – менее 5 минут) недостаточно для ухода за ребенком. Чиновники сочли выплаты необоснованными и не приняли их к зачету, предложив компании произвести корректировку расходов на эту сумму.
«Северсталь-инфоком» обжаловала это в суде. АС Вологодской области признал решение фонда недействительным. Суд пришел к выводу, что компания действовала в рамках условий, предусмотренных ч. 2 ст. 11.1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Кроме того, суд указал, что действующее законодательство не содержит запрета для сокращения рабочего времени менее чем на час. Апелляция с кассацией с этим согласились.
ФСС, пытаясь доказать свою правоту, обратился в ВС (А13-2070/2016). Фонд считает, что сокращение рабочего времени менее чем на 5 минут в день не дает возможности сотруднику заниматься ребенком. В этой ситуации, по мнению чиновников, пособие уже не компенсирует утраченный заработок, а становится дополнительной выплатой. Судья ВС Анатолий Першутов счел такие доводы заслуживающими внимания и передал жалобу на рассмотрение экономколлегии, которая сегодня решения нижестоящих судов отменила и отказала «Северсталь-инфоком» в требованиях.
О сроке обращения за пособием
«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 10
О СРОКЕ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОСОБИЕМ
За счет средств ФСС выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение. О том, что существует срок обращения за пособием, знают немногие. Обычно граждане, не прилагая особых усилий, успевают обратиться за пособием вовремя, и кажется, что отведенный на обращение срок бесконечен. Но это не так.
Срок обращения за пособием составляет шесть месяцев. Это установлено ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). Аналогичные нормы содержатся в п. 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
Срок исчисляется следующим образом:
— для пособия по временной нетрудоспособности — со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), с даты окончания нетрудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания;
— для пособия по беременности и родам — со дня окончания отпуска по беременности и родам;
— для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — со дня достижения ребенком возраста полутора лет;
— для единовременного пособия при рождении ребенка — с даты рождения ребенка (ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);
— для социального пособия на погребение — с даты смерти (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Какие действия работника означают,
что он обратился за пособием?
Для получения единовременного пособия при рождении ребенка принести работодателю справку о рождении ребенка недостаточно — это не будет означать, что работник обратился за пособием: он обязан представить все необходимые для назначения пособия документы. Кроме того, работник должен своевременно обратиться именно за этим пособием. Так, Свердловский областной суд отказал в восстановлении пропущенного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истица своевременно обратилась не за этой выплатой, а за ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Уважительные причины пропуска срока за единовременным пособием при рождении ребенка выявлены не были (Определение от 01.12.2011 по делу N 33-17206/2011).
Особенности назначения пособий в рамках пилотного проекта
В настоящее время в реализации пилотного проекта по выплате пособий непосредственно через территориальные органы ФСС участвуют Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская, Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.
В силу п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение), страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов подает в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утвержденной фондом (Приказ ФСС РФ от 17.09.2012 N 335 ). В заявлении работник просит назначить пособие и сообщает, отправить его почтовым переводом или перечислить на счет в банке. Именно дата, указанная на заявлении, считается датой обращения за пособием застрахованного лица. Часто работодатели просят работников не проставлять дату в заявлении. Но согласившийся на это рискует пропустить срок обращения за пособием, поскольку сами работодатели нередко нарушают срок представления документов в территориальный орган ФСС.
«Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».
В соответствии с п. 14 Положения, в случае если застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) пропущены сроки обращения за пособиями и отсутствуют документы, подтверждающие уважительность причины пропуска этих сроков, заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестр сведений страхователь в территориальный орган ФСС не направляет. При поступлении в ФСС заявления и документов либо реестра сведений с нарушением установленных требований территориальный орган в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений). Если работодатель обращается в территориальный орган ФСС по истечении шестимесячного срока, например через год после рождения у работника ребенка (документы могли у работодателя попросту затеряться), то срок не считается пропущенным, поскольку он исчисляется с даты обращения гражданина за пособием.
Может возникнуть такая ситуация: работница не принесла справку о рождении ребенка, а заявление с просьбой о выплате пособия написала. Достаточно ли этого? Нет. В данном случае представлены не все необходимые для назначения пособия документы, что препятствует обращению страхователя в территориальный орган ФСС.
Поэтому работникам в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта, следует своевременно представлять все необходимые документы и обязательно указывать дату в заявлении на выплату пособий.
Как восстановить срок обращения за пособием,
если он пропущен?
Причины пропуска срока обращения за пособием бывают разными, но в большинстве случаев они не являются уважительными. Наиболее распространенные причины пропуска срока — незнание, что такой срок вообще существует; незнание, что срок следует отсчитывать от даты рождения ребенка, а не от даты регистрации в органах ЗАГС (часто разрыв между этими датами исчисляется месяцами); отъезд в другую местность сразу же после рождения ребенка.
Восстановить срок обращения можно двумя способами — обратиться в территориальный орган ФСС или в суд.
Если имеются уважительные причины пропуска срока обращения, перечисленные в соответствующем Перечне, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74 (далее — Перечень), то имеет смысл обратиться в территориальный орган ФСС за восстановлением указанного срока. Согласно Перечню к уважительным причинам пропуска срока обращения за пособием относятся:
1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.
3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.
5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.
К заявлению о восстановлении пропущенного срока должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Например, повреждение здоровья близкого родственника можно подтвердить выпиской из истории болезни, выданной медицинским учреждением, а смерть близкого родственника — свидетельством о смерти.
Например, Нижегородским региональным отделением ФСС был восстановлен срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности гражданину, который переехал в другой населенный пункт. Часто возникают случаи пропуска срока обращения при вынужденном прогуле при незаконном увольнении или отстранении от работы, поскольку, как правило, работники находятся с работодателем в конфликтных отношениях и листок нетрудоспособности для оплаты не предъявляют до восстановления на работе.
Если территориальный орган ФСС сочтет обстоятельства пропуска срока неуважительными и примет решение об отказе в назначении государственного пособия, то обжаловать данное решение можно в судебном порядке.
Если гражданин пропустил срок обращения за пособием по объективным причинам, суд этот срок восстановит. Так, Астраханский областной суд (Кассационное определение от 16.02.2011 по делу N 33-497/2011) восстановил срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку причиной пропуска было установление факта рождения в судебном порядке. В другом случае женщина для реализации своего права занималась сбором документов, принимала меры для оформления гражданства РФ, некоторое время находилась в больнице ввиду болезни сына, осуществляла за ним уход, обращалась за пособием в устной форме, что судьи расценили как уважительные причины пропуска срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.06.2012 по делу N 33-6227).
Если необходимые документы не представлены в срок по не зависящим от получателя пособия причинам, то суд признает причины пропуска срока обращения уважительными. Так, Фрунзенскому районному суду г. Санкт-Петербурга истица представила доказательства того, что она пыталась своевременно в соответствии с действующим законодательством обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении ей отпуска и назначении пособия по беременности и родам, однако по не зависящим от нее причинам данные документы не были приняты ответчиком. Также истица повторно направила ответчику заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. В итоге суд решил, что причины пропуска шестимесячного срока для обращения за пособием являются уважительными.
Обращение в суд за восстановлением пропущенного срока часто эффективно: суды признают уважительными самые разнообразные причины пропуска срока. Так, Определением Пермского краевого суда от 17.09.2012 по делу N 33-8253 был восстановлен срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истец является инвалидом II группы и проживает с больной матерью в отдаленной сельской местности.
В последнее время в суд время от времени обращаются мамы, «потерявшие» своих работодателей (например, организация ликвидировалась). За время поисков сроки обращения за пособиями проходят. Так, по одному делу Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области учел, что истица приняла меры к получению пособия (обращалась к работодателю, в территориальный орган ФСС, в прокуратуру, в суд), и восстановил пропущенный срок обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребенком (решение от 03.09.2012).
Но бывают случаи, когда суд отказывает в восстановлении пропущенного срока обращения за пособием. Так, Апелляционным определением ВС Республики Хакасия от 24.04.2012 по делу N 33-768/2012 было отказано в восстановлении срока, поскольку истец не представил суду доказательств своевременного обращения к ответчику за назначением единовременного пособия и не ссылался на наличие уважительных причин пропуска этого срока. Отсутствие положения, исключающего возможность признания причин пропуска срока уважительными, не дает оснований полагать, что шестимесячный срок обращения с заявлением о назначении пособия установлен формально и при любых обстоятельствах причины его пропуска будут признаны уважительными.
Особенности восстановления срока для получения
единовременного пособия при рождении ребенка
Чаще всего пропускают срок для получения единовременного пособия при рождении ребенка. (Восстановление пропущенного срока для обращения граждан за назначением ежемесячного пособия при рождении ребенка вовсе не предусмотрено, в том числе при наличии уважительных причин.) В то же время для иных пособий действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность их назначения при пропуске шестимесячного срока обращения за пособием. На практике срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка судьи восстанавливают, руководствуясь выводами, изложенными в Решении ВС РФ от 05.03.2012 N АКПИ 12-33. В нем указано: федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, в том числе и для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Оспариваемое нормативное положение, предоставляя территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации право самостоятельного решения вопроса о восстановлении срока обращения за отдельными видами пособий, по своему содержанию также не препятствует восстановлению этих сроков в судебном порядке при наличии уважительных причин их пропуска. С учетом этого доводы об отсутствии возможности восстановления пропущенного срока, о несоразмерном ограничении условий доступа к мерам социальной поддержки и нарушении конституционных прав нельзя признать обоснованными. Более того, материалами дела подтверждается, что право на судебную защиту заявителем осуществлено. Проверка же законности и обоснованности принятых судебных актов, в том числе правильности применения норм материального права, производится в специальной процедуре путем их обжалования в кассационном и надзорном порядке (разд. IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)».
В заключение хотелось бы пожелать застрахованным гражданам не допускать пропуска срока обращения за пособиями, а если он все-таки пропущен, своевременно предпринять необходимые и достаточные меры для его восстановления.
Задержка выплаты пособия при рождении ребенка
Вопрос-ответ по теме
Я правильно понимаю, что при назначении и выплаты пособия при рождении ребенка со стороны ФСС есть санкции в отношении сотрудника за задержку в предоставлении документов, но нет санкций в отношении работодателя за задержку выплаты данного пособия? Могут ли ФСС признать выплату незаконной, если я выплачу её, признав, что несвоевременная выплата произошла по вине администрации, а не сотрудника? какие у них могут быть аргументы (может каке письма есть ведомственные. )
Законодательство вообще не предусматривает санкций (штрафа) сотруднику за задержку в предоставлении документов. Просто при непредставлении необходимых документов в течение шести месяцев с момента рождения ребенка он может остаться без такого пособия. Если же документы были поданы в ФСС до истечения этого срока, пособие будет выплачено.
Работодатель должен сделать это в течении 10-ти дней, при этом само пособие выплачивается за счет средств работодателя, а ФСС позже компенсирует ему расходы.
Но работодатель несет ответственность за задержку в выплате пособия. Если работодатель получил документы от сотрудника своевременно, но по его вине они не были представлены в ФСС до истечения полугода со дня рождения ребенка – ФСС не компенсирует работодателю расходы на выплату пособия. При этом обязанность организации выплатить пособие в этом случае остается – если вины сотрудника в задержке пособия нет.
При этом работодатель несет материальную ответственность в соответствии со статьей 236 ТК РФ за невыплату пособия или выплату его позже установленного срока. За каждый день задержки пособия сотруднику положена денежная компенсация в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Компенсация рассчитывается, начиная со дня, следующего за днем выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, до дня окончательной выплаты пособия. При этом обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (см ПИСЬМО ФСС РОССИИ ОТ 07.03.2012 № 15-07-11/12-24511 «Об оказании помощи и выплате пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей», ИНФОРМАЦИЯ ФСС РОССИИ ОТ 31.05.20123 «Памятка застрахованным лицам, не получившим пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по вине недобросовестных работодателей»).
Кроме того, статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена и уголовная ответственность в случае невыплаты страхователем пособия при рождении ребенка.
Если работодатель нарушает права сотрудника на своевременное получение пособия, сотрудник вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателю соответствующей меры ответственности.
Из рекомендации Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России
Как выплатить пособие при рождении ребенка
При рождении ребенка, а также при усыновлении и установлении опеки одному из родителей полагается единовременное пособие. Получить его сотрудник вправе у своего работодателя, предоставив необходимый пакет документов. Причем сделать это он может только в течение шести месяцев с момента рождения ребенка.
Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8000 руб. Но для выплаты эту сумму увеличивают:
- на коэффициент индексации, который ежегодно устанавливается Законом о федеральном бюджете исходя из прогнозного уровня инфляции;
- районный коэффициент, который есть в некоторых районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Такое правило установлено статьями 4.2, 5, 12 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и пунктами 26,79 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
Размер единовременного пособия определяйте на дату рождения ребенка. Ведь право на пособие возникает при наступлении такого страхового случая. Это прямо следует из положенийпункта 1.1 статьи 7 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ и статьи 11 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ. Подтверждено это и в письме ФСС России от 17 января 2006 г. № 02-18/07-337.
Например, в отношении детей, родившихся 1 января 2015 года или позднее, размер единовременного пособия составляет 14 497,80 руб.
Такой вывод следует из части 2.1 статьи 11 Закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ, части 2 статьи 11 Закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ, части 2 статьи 10 Закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ,части 2 статьи 10 Закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ, части 2 статьи 10 Закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, части 2 статьи 10 Закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ, части 2 статьи 9 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ и письма ФСС России от 19 декабря 2012 г. № 15-03-11/12-17008.
Документы на пособие
Чтобы получить пособие по месту работы (службы), сотрудник должен представить следующие документы:
- заявление о назначении пособия;
- справка о рождении ребенка – ее выдает ЗАГС на детей, рожденных на территории России;
- копия свидетельства или другого документа, которые подтвердят факт рождения малыша за рубежом. Такие документы сотрудник может получить в консульском учреждении России за границей или в другом профильном ведомстве. Обратите внимание, документ должен быть построчно переведен и заверен апостилем, легализован;
- справка с места работы (службы, службы социальной защиты населения) другого родителя о том, что пособие ему не назначали. Документ нужен если оба родителя работают, один из них служит или учится.
Если пособие заявляет опекун, усыновитель или приемный родитель, то дополнительно к документам о рождении малыша понадобится выписка из решения об усыновлении или установлении опеки над ребенком. А также копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Полный список необходимых документов установлен пунктом 28 Порядка, утвержденногоприказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
Главбух советует: Если другой родитель нигде не работает (не служит), попросите дополнительно представить копию его трудовой книжки, в которой отсутствуют записи о текущей работе. Если родитель вообще никогда не работал и трудовой книжки у него нет, то потребуйте у него заявление об этом. Заявление составляют в произвольной форме.
Приняв заявление и документы, в пятидневный срок выдайте сотруднику расписку-уведомление в произвольной форме (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н). После этого подготовьте приказ о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
Как сотрудник должен оформить заявление
Чтобы получить пособие по месту работы (службы), сотрудник должен представить соответствующее заявление (п. 5, подп. «а» п. 28 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).
Типовая форма такого заявления законодательством не предусмотрена. Но отмечено, какие сведения в нем нужно прописать. Они отличаются в зависимости от того, кто подает заявление – сам сотрудник или вместо него представитель.
Сотрудник сам подает заявление
В такой ситуации в заявлении должны быть следующие данные:
- наименование работодателя, которому сотрудник представит заявление;
- фамилия, имя, отчество (без сокращений) согласно документу, удостоверяющему личность, а также статус сотрудника – мать, отец, усыновитель, опекун, приемный родитель;
- сведения о документе, удостоверяющем личность, – его вид, серия, номер, кем выдан и когда;
- сведения о месте жительства, месте пребывания – почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры согласно паспорту или другому документу;
- сведения о месте фактического проживания – почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры;
- вид пособия. Например, единовременное пособие при рождении ребенка;
- способ выплаты пособия – почтовый перевод, банковский перевод на личный счет и т. п.;
- реквизиты счета для перечисления пособия – наименование банка, ИНН, КПП, БИК, номер счета получателя.
Указанные сведения сотрудник должен подтвердить личной подписью и проставить дату, когда он написал заявление.
Заявление передает представитель
Если заявление за сотрудника передает представитель, то в нем помимо основных данныхдополнительно указывают следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество, почтовый адрес места жительства или места пребывания, фактического проживания представителя;
- наименование, номер и серию документа, удостоверяющего личность представителя, сведения об организации, выдавшей этот документ, и когда это произошло;
- наименование, номер и серию документа, подтверждающего полномочия представителя, сведения об организации, выдавшей документ, удостоверяющий личность, и дату его выдачи.
Об этом сказано в пункте 7 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря № 1012н.
Главбух советует: В частных разъяснениях сотрудники ФСС России высказывают особое мнение о том, как составлять заявление на пособие. В частности, они отмечают, что соблюдать все требования, то есть указывать полный перечень сведений, обязаны только безработные, которые обращаются за назначением пособия непосредственно в органы соцзащиты. А заявление, которое сотрудник подает по месту работы (службы), можно составить в произвольной форме.
Достаточно указать лишь необходимые реквизиты:
- наименование работодателя, к которому за пособием человек обращается;
- фамилию, имя, отчество и подпись самого получателя пособия;
- вид пособия;
- дату написания заявления.
Срок выплаты пособия
Выплатите пособие в течение 10 дней с момента приема организацией всех необходимых документов от сотрудника. Таково требование пункта 30 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
ПИСЬМО ФСС РОССИИ ОТ 07.03.2012 № 15-07-11/12-2451
[Об оказании помощи и выплате пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей]
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) в целях координации работы по оказанию помощи и выплате пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей, сообщает следующее.В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) и пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — пособия) возложена на работодателя.За невыплату пособий работнику законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность работодателя. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерациипри нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в случае невыплаты страхователем заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.Таким образом, в случае невыплаты пособий граждане вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателям соответствующих мер ответственности.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) в следующих случаях:- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;- невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.При этом выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.Перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий, установлен ст.13 Закона № 255-ФЗ. Такими документами являются:- при назначении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам:а) заявление о выплате соответствующего пособия;б) листок нетрудоспособности установленной формы*;
** Примечание изготовителя базы данных. в) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме*. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке;
** Примечание изготовителя базы данных.
г) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме*, в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которого должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам;
** Примечание изготовителя базы данных.
д) документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 года № 91;- при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком:а) заявление о выплате пособия;б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;в) свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;г) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие;д) справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие, по установленной форме*. Вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, может представляться копия справки о сумме заработной платы, заверенная в установленном порядке;
** Примечание изготовителя базы данных.
е) заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях по установленной форме*, в случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработной платы, из которой должно быть исчислено пособие, в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам;
** Примечание изготовителя базы данных.
ж) сведения о неполучении пособия в органах социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери ребенка (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка, в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.Поскольку данный перечень является исчерпывающим, требование от застрахованных лиц представления документов, подтверждающих основания, при которых выплата пособий производится территориальным органом Фонда, не основано на нормах законодательства Российской Федерации и является недопустимым.Таким образом, в связи с участившимися случаями невыплаты пособий работодателями, при поступлении заявления от застрахованного лица за назначением и выплатой пособий в рамках части 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, территориальные органы Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ.Вместе с тем если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, то это застрахованное лицо вправе представить такие документы (сведения) в территориальный орган Фонда по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении и выплате застрахованному лицу соответствующего вида пособия.
В случае, если основания для выплаты пособий застрахованному лицу территориальным органом Фонда, установленные частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, документально не подтверждены, и при этом возможность получения указанных сведений исчерпана как застрахованным лицом, так и территориальным органом Фонда, то указанный территориальный орган Фонда не вправе производить назначение и выплату пособий этому застрахованному лицу.Вместе с тем указанные обстоятельства не лишают застрахованное лицо возможности обратиться в суд за установлением юридических фактов прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособий застрахованному лицу.В настоящее время в ситуации, когда пособия подлежат взысканию с работодателя по решению суда, указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель. Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Территориальный орган Фонда не является стороной по делу и не имеет правовых оснований для исполнения решения суда, принятого в отношении конкретного страхователя.Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.Таким образом, если решением суда обязанность по выплате пособий возложена на работодателей, то именно они должны назначать и выплачивать пособия застрахованным лицам.В целях урегулирования ситуаций в связи с «исчезновением» организации-работодателя, когда невозможно установить местонахождение ни самих организаций, ни принадлежащего им имущества, Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — законопроект). Указанный законопроект предусматривает реализацию прав застрахованных лиц на получение пособий через территориальный орган Фонда при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу в связи с невозможностью установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
ИНФОРМАЦИЯ ФСС РОССИИ ОТ 31.05.2012
Памятка застрахованным лицам, не получившим пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по вине недобросовестных работодателей
Фонд социального страхования Российской Федерации
Памятка застрахованным лицам, не получившим пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по вине недобросовестных работодателей
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, по общему правилу, обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – пособия) возложена на работодателя.
Согласно статье 15 Закона № 255-ФЗ страхователь назначает пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
За невыплату пособий работнику, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность работодателя. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в случае невыплаты страхователем заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.
Таким образом, в случае невыплаты пособий граждане вправе обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также в суд для применения к работодателям соответствующих мер ответственности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) в следующих случаях:
прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если работодатель не выплатил застрахованному лицу пособия в связи с указанными обстоятельствами, то это застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган Фонда по месту регистрации работодателя в качестве страхователя с заявлением о назначении и выплате соответствующего пособия.
Из статьи журнала «Зарплата» № 2, Февраль 2013
ЕСЛИ ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА ВЫПЛАЧЕНО В МЕНЬШЕМ РАЗМЕРЕ
СРОК ДАВНОСТИ ДЛЯ ДОПЛАТЫ И ВОЗМЕЩЕНИЯ ПОСОБИЯ ИЗ ФСС РФ
Законодательством о социальном страховании не предусмотрен срок давности для доплаты и возмещения единовременного пособия при рождении ребенка из ФСС РФ, если оно не выплачено по вине организации (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Если руководствоваться Гражданским кодексом, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЗАДЕРЖКУ ВЫПЛАТЫ
Из-за неполной выплаты суммы единовременного пособия при рождении ребенка работодатель несет материальную ответственность за задержку причитающейся работнику выплаты в соответствии со статьей 236 ТК РФ. Доплата пособия должна быть произведена работнику с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки. Компенсация рассчитывается начиная со дня, следующего за днем выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, по день окончательной выплаты пособия.