Приказ 330-н

admin

Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330
«О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г., 21 июня 2013 г., 24 ноября 2016 г.

О применении настоящего приказа см. письмо Минздрава РФ от 7 апреля 2004 г. N 2510/2877-04-32 и письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 июля 2005 г. N 3237-ВС

В целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917*, совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в комплексном лечении больных приказываю:

1.1. Положение об организации деятельности врача-диетолога (приложение N 1);

1.2. Положение об организации деятельности медицинской сестры диетической (приложение N 2);

1.3. Положение о Совете по лечебному питанию в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 3);

1.4. Инструкцию по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 4);

1.5. Инструкцию по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 5);

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Р.А.Хальфина.

Приказ Минздрава России № 395н от 21 июня 2013 г.

Приказ, Минздрав России, 24 июля 2013

В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить нормы лечебного питания согласно приложению.

2. Признать утратившей силу Таблицу 2 к Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. № 330 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2003 г., регистрационный № 5073).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлеву.

Министр
В.И. Скворцова

Категории: Минздрав России; приказ; приказ.

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 (ред. от 26.04.2006) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 сентября 2003 г. N 5073

В целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917 , совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в комплексном лечении больных приказываю:

Собрание законодательства Российском Федерации, 24.08.1998, N 8, ст. 4083.

1.1. Положение об организации деятельности врача-диетолога (приложение N 1);

1.2. Положение об организации деятельности медицинской сестры диетической (приложение N 2);

1.3. Положение о Совете по лечебному питанию в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 3);

1.4. Инструкцию по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 4);

1.5. Инструкцию по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях (приложение N 5).

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Р.А. Хальфина.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 05.08.2003 N 330

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 12.11.97 N 330 «О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ, ВЫПИСЫВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
  • «Здравоохранение», N 3, 1998

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 12.11.97 N 330 «О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ, ВЫПИСЫВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

В целях упорядочения учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств, приказываю:

1. Ввести в действие:

— Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно — пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств (Приложение 1).

— Форму специального рецептурного бланка на наркотическое лекарственное средство (Приложение 2).

— Расчетные нормативы потребности наркотических лекарственных средств для амбулаторных и стационарных больных (Приложение 3).

— Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств в аптеках (Приложение 4).

— Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно — профилактических учреждениях(Приложение 5).

— Положение о списании и уничтожении наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными(Приложение 6).

— Правила хранения, учета и отпуска наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков на наркотические средства в аптечных складах (базах) (Приложение 7).

— Правила хранения и учета наркотических средств в контрольно -аналитических лабораториях (Приложение 8).

— Правила хранения и учета наркотических средств в научно -исследовательских институтах, лабораториях и учебных заведениях (Приложение 9).

— Акт на уничтожение использованных ампул из-под наркотических лекарственных средств (Приложение 10).

— Форму внеочередного донесения, представляемого Министерству здравоохранения Российской Федерации о хищении и краже наркотиков из аптечных и лечебно — профилактических учреждений (Приложение 11).

2.2. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтическими организациями в субъектах Российской Федерации:

2.1. Возложить на руководителей лечебно — профилактических учреждений персональную ответственность за учет, сохранность, отпуск, назначение и использование наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков, в соответствии с Приложениями 1 — 11, введенными данным Приказом.

2.2. Обеспечивать лечебно — профилактические учреждения специальными рецептурными бланками на наркотические лекарственные средства, получаемые с аптечных складов (баз). Запас специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства в органах управления здравоохранением и лечебно — профилактических учреждениях не должен превышать месячной потребности.

2.3. Обязать руководителей лечебно — профилактических учреждений (или их заместителей) обеспечить хранение специальных рецептурных бланков на наркотические средства только в сейфе, ключ от которого должен находиться у данных руководителей; и осуществлять систематический контроль за назначением наркотических лекарственных средств и установленным порядком их выписывания (Приложение 2). Категорически запретить врачам выдавать, а также выписывать рецепты на наркотические лекарственные средства больным, страдающим наркоманией.

2.4. Обязать лечащих врачей назначение и использование наркотических лекарственных средств оформлять записями в истории болезни с указанием наименования лекарственной формы наркотического средства, его количества и дозировки.

2.5. Обязать лечащих или дежурных врачей использованные ампулы из-под наркотических лекарственных средств сдавать в этот же день, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части, а в учреждениях, где он отсутствует — руководителю лечебно -профилактического учреждения. Уничтожение использованных ампул производить комиссией под председательством руководителя с оформлением соответствующего акта по установленной форме (Приложение 7).

3. Постоянному комитету по контролю наркотиков, руководителям лечебно — профилактических учреждений, руководителям научно — исследовательских учреждений при определении потребности в наркотических лекарственных средствах руководствоваться нормами расхода наркотических лекарственных средств (Приложение 9).

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтическими организациями в субъектах Российской Федерации систематически организовывать проверки правильности назначения и оформления лиц, допущенных (в том числе и временно) к работе по получению, хранению, учету и отпуску наркотических лекарственных средств в аптечных и лечебно — профилактических учреждениях. В случае выявления фактов нарушения порядка назначения и допуска лиц к работе с наркотическими лекарственными средствами виновных привлекать к строгой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтическими организациями в субъектах Российской Федерации довести данный Приказ до сведения медицинских и фармацевтических работников, осуществлять постоянный контроль за его исполнением.

6. Считать не действующим на территории Российской Федерации Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.12.82 N 1311 «О мерах по устранению серьезных недостатков и дальнейшему усилению борьбы с наркоманиями, улучшению учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных средств» (приложение 2 «Форма специального рецептурного бланка на наркотическое лекарственное средство», приложение 3 «Нормы расхода наркотических лекарственных средств», приложение 4 «Форма внеочередного донесения, представляемого Министерству здравоохранения СССР, о хищении и краже наркотиков из аптечных и лечебно — профилактических учреждений», приложение 5 «Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств в хозрасчетных аптеках», приложение 6 «Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно — профилактических учреждениях», приложение 7″ Правила хранения, учета и отпуска наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков на наркотические средства в аптечных складах», приложение 8 «Правила хранения и учета наркотических средств в контрольно — аналитических лабораториях аптечных управлений», приложение 9 «Правила хранения и учета наркотических средств в научно -исследовательских институтах, лабораториях и учебных заведениях системы здравоохранения», приложение 10 «Положение о списании и уничтожении наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными», приложение 11 «Акт на уничтожение использованных ампул из-под наркотических лекарственных средств в учреждениях здравоохранения»).

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Вилькена А.Е.

Приложение 1
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 1997 г. N 330
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации
А.Н. КУЛИКОВ
5 марта 1993 года
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Постоянного комитета
по контролю наркотиков
Э.А. БАБАЯН
4 марта 1993 года

1.1. Настоящие Требования предусматривают мероприятия по технической укрепленности и определяют основные принципы создания многорубежных систем охранно — пожарной сигнализации для защиты помещений (специальных хранилищ) с наркотическими средствами, внесенными в списки, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Требования распространяются на проектируемые, вновь построенные и реконструируемые хранилища наркотических средств . Техническая укрепленность помещений с наркотиками, договора об охране которых уже заключены, должна быть приведена в соответствие с требованиями настоящего документа в сроки, установленные в актах комиссионных обследований.

Требования распространяются на помещения для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ.

1.2. Комиссионные обследования хранилищ наркотиков проводятся в составе представителей органов здравоохранения, подразделений охраны, Госпожнадзора и других заинтересованных организаций. Комиссия на основании действующих нормативных актов и имеющейся документации определяет места концентрации наркотических средств, осуществляет выбор оптимального варианта охраны объекта с помощью средств сигнализации с учетом его телефонизации и обеспечения электропитанием. В ходе обследования выявляются уязвимые места в строительных конструкциях (окна, двери, некапитальные стены, потолки, полы, вентиляционные отверстия и т.д.), определяется количество охранных и пожарных шлейфов, приборов, извещателей, датчиков, необходимых для защиты мест хранения наркотиков.

По результатам обследования хранилища наркотических средств составляется акт предусмотренной формы, определяются исполнители и сроки выполнения работ.

1.3. Подготовка и выполнение работ по оборудованию помещения с наркотиками средствами ОПС должны осуществляться в соответствии:

— с Рекомендациями по выбору и применению технических средств охранно — пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства, М., ВНИИПО МВД РФ, 1991;

— с технологическими картами и инструкциями по монтажу систем и приборов охранной сигнализации;

— с ВСН 25-09.68-85 «Правила производства и приемки работ. Установка охранной, пожарной и охранно — пожарной сигнализации»;

— с технической документацией на изделия;

— с требованиями ПУЭ, СНиП 2.04.09-84 и СНиП 3.05.06-85.

2.1. Помещения с наркотиками должны иметь стены, эквивалентные по прочности кирпичным стенам, толщиной не менее 510 мм, полы и перекрытия, эквивалентные по прочности железобетонной плите толщиной не менее 100 мм.

Читайте еще:  Судебная практика об организации азартных игр

2.2. Стены, потолочные перекрытия, полы, не отвечающие указанным требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены стальными решетками с диаметром прутьев не менее 10 мм и размерами ячеек не более 150 x 150 мм. Решетки привариваются к выпущенным из кладки стены или плит перекрытий анкерам диаметром не менее 12 мм с шагом 500 x 500 мм.

При невозможности вмонтировать анкеры допускается к железобетонным и бетонным поверхностям четырьмя дюбелями пристреливать закладные детали из стальной полосы размером 100 x 50 x 6 мм.

2.3. Входные двери хранилищ наркотических средств должны соответствовать требованиям ГОСТ 6629-88, ГОСТ 24698-81, ГОСТ 24584-81, ГОСТ 14624-84, быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку, полнотелыми, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков. Двери обиваются с двух сторон листовым железом толщиной не менее 0,6 мм с загибом краев листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест. Дверной проем с внутренней стороны дополнительно защищается решетчатыми металлическими дверями, изготавливаемыми из стального прутка диаметром не менее 16 мм, ячейками не более 150 x 150 мм, которые свариваются в каждом пересечении. Оформление дверного проема (дверная коробка) выполняется из стального профиля. В действующих хранилищах допускаются деревянные коробки, усиленные стальными уголками размером 30 x 40, толщиной не менее 5 мм, закрепленными в стену штырями из арматурной стали диаметром 10 — 12 мм и длиной 120 — 150 мм.

2.4. Оконные проемы помещений с наркотиками с внутренней стороны или между рамами оборудуются металлическими решетками, которые изготавливаются из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм и расстоянием между прутьями по вертикали и горизонтали не более 150 мм. Концы прутьев решетки заделываются в стену на глубину не менее 80 мм и заливаются бетоном.

Допускается применение декоративных решеток или жалюзи, которые по прочности не должны уступать вышеуказанным решеткам.

2.5. Наркотические средства должны храниться в сейфах. В технически укрепленных помещениях допускается хранить наркотики в металлических шкафах. Сейфы (металлические шкафы) должны находиться в закрытом состоянии. После окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир должны хранить при себе материально ответственные лица, уполномоченные на то приказами по органам или учреждениям здравоохранения.

3.1. Хранилища наркотиков в обязательном порядке должны оборудоваться многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

3.2. Первым рубежом сигнализации защищаются строительные конструкции периметров помещений — оконные и дверные проемы, вентиляционные каналы, тепловые вводы и другие элементы помещения, доступные для проникновения с внешней стороны. Двери блокируются на «открывание» и «пролом». Окна защищаются сигнализацией на «открывание» и «разрушение» стекла. Некапитальные стены, потолки, места ввода коммуникаций — на «пролом». Капитальные стены, вентиляционные короба — на «разрушение» и «ударное воздействие».

Блокировку строительных конструкций на «открывание» (окна, двери) рекомендуется осуществлять извещателями типа СМК, на «разрушение» стекла применяется фольга, извещатели типа «Окно-1» или аналогичные им. Некапитальные стены (перегородки) защищаются на «пролом» проводом ПЭЛ. Для блокировки капитальных стен и потолка помещения рекомендуется использовать извещатель типа «Грань-1», который позволяет обнаружить разрушение строительных конструкций из кирпича не менее 150 мм и бетона толщиной не менее 120 мм. Уязвимые участки периметров помещений могут быть защищены оптико — электронными извещателями типа «Фотон-2», «Фотон-5», которые формируют зону обнаружения в виде вертикального барьера.

3.3. Дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения наркотических средств. Для дополнительных рубежей охраны выбор извещателей определяется в зависимости от характера помещений и мест расположения материальных ценностей в них. В качестве приборов и извещателей для этих целей применяются ультразвуковые, оптико — электронные, радиоволновые, емкостные извещатели «Эхо-2,3», «Фотон-1М,4», «Квант-3», «Волна-2,М», «Фон-1», «Риф-М», «Пик» и др.

Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации рекомендуется применение извещателей различного принципа действия.

3.4. В многорубежных системах защиты следует применять приемно — контрольные приборы, обеспечивающие контроль шлейфов сигнализации при пропадании электропитания. Использование приемно — контрольных приборов и извещателей, имеющих автономное питание или блоки перехода на питание от пульта централизованного наблюдения по телефонным линиям совместно с объектовыми приборами аппаратуры уплотнения, в которых не предусмотрено резервное питание, нецелесообразно.

3.5. Кроме самостоятельных рубежей защиты рекомендуется оборудовать датчиками — ловушками непосредственно сейфы (металлические шкафы), которые включаются в шлейф дополнительного рубежа сигнализации.

3.6. При отключении сетевого питания должна быть обеспечена работоспособность ПКП, датчиков и извещателей одного из рубежей сигнализации. При отсутствии в хранилищах телефонных линий необходимо использовать ВЧ уплотнение свободных линий распределительной сети, линии телефонов организаций, квартир граждан, расположенных поблизости от хранилища, или линии таксофонов.

3.7. На крупных объектах (базы, склады) с хранением наркотических средств допускается использовать принцип «малой централизации» с установкой концентратов малой емкости в контрольно — пропускных пунктах с подключением их к пультам централизованного наблюдения.

3.8. Рабочие места персонала, производящего операции с наркотиками, а также хранилища, оборудуются тревожной сигнализацией, которая предназначается для передачи сигналов тревоги в дежурные части органов внутренних дел и принятия мер в случае разбойного нападения в рабочее время.

3.9. Система пожарной сигнализации должна обеспечивать круглосуточную работу. Пожарные извещатели включаются в общие или самостоятельные шлейфы блокировки, подключенные к общим или самостоятельным приборам с выводом сигналов тревоги на пульты централизованного наблюдения или местные звуковые и световые сигнализаторы.

3.10. На объектах (в помещениях) с хранением наркотических средств не допускается использование аппаратуры охранной сигнализации, не включенной в Перечень технических средств охранной, охранно — пожарной и пожарной сигнализации, рекомендуемых к применению.

4. Выполнение положений настоящих Типовых требований является обязательным при получении разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков на хранение наркотических средств.

Приложение 2
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 1997 г. N 330

Приложение 3
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 12 ноября 1997 г. N 330

РАСЧЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ НАРКОТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
НА 1000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ В ГОД (В ГРАММАХ)

Организация лечебного питания

Процесс организации лечебного питания в медицинских учреждениях нашей страны необходимо рассматривать с позиции действующего в настоящее время федерального законодательства. Впервые в Российском законодательстве Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены нормы, регулирующие основы организации лечебного питания.

Организация лечебного питания на федеральном уровне

Организация лечебного питания на федеральном уровне происходит в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 76 Конституции РФ закон имеет прямое действие на территории всей страны. В сфере охраны здоровья этим законом вводятся наиболее общие, основополагающие нормы, требующие более подробного разъяснения в ведомственных приказах, методических рекомендациях и информационных письмах (см. текст документа на сайте www. praktik-dietolog.ru в разделе «Законодательная база»).

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.06.2010 № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“». Приказ является нормативно-правовым документом, определяющим принципы, порядок и систему организации лечебного питания на территории РФ.

Нормы лечебного питания являются основой для формирования в диетотерапии пищевых рационов и в то же время организации, планирования и финансирования всей системы лечебного питания в учреждении.

Нормативно-правовые документы, названия которых представлены в табл. 1, в настоящее время действуют на всей территории нашей страны и являются обязательными для исполнения медицинскими организациями при организации лечебного питания.

Организацию лечебно-профилактического питания больных, находящихся на стационарном лечении, необходимо осуществлять во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного пребывания с питанием, санаториях в соответствии с Приказом Минздрава России от 5.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации».

Документы, утвержденные этим приказом, являются обязательными для применения при организации системы питания, документооборота, учета расходования продуктов питания, назначения лечебного питания различным категориям больных в соответствии с заболеваниями и осложнениями заболеваний. Один из таких документов — инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях. В ней определены следующие нормы организации лечебного питания:

  • Характеристика, химический состав и энергетическая ценность стандартных диет, применяемых в ЛПУ (в больницах и др.).
  • Соотношение натуральных продуктов питания и специализированных продуктов питания в суточном рационе больного.
  • Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд.
  • Замена продуктов по белкам и углеводам.
  • Порядок выписки питания для больных в лечебно-профилактических учреждениях.
  • Порядок контроля за качеством готовой пищи в лечебно-профилактическом учреждении.
  • Рекомендации по оборудованию пищеблока и буфетных.
  • Транспортировка готовой пищи.
  • Санитарно-гигиенический режим пищеблока и буфетных.
  • Перечень документации пищеблока для выписки питания и контроля за качеством готовой пищи в лечебно-профилактических учреждениях.

В связи с выходом приказа № 330 ранее используемые нормативы по соотношению химического состава диет, взаимозаменяемости продуктов питания и замене продуктов нельзя использовать в медицинских учреждениях. Впервые федеральным ведомственным приказом введена единая для всех медицинских учреждений номенклатура стандартных диет.

Инструкция по организации энтерального питания в лечебно- профилактических учреждениях также является обязательной для исполнения. С целью стандартизации проведения энтерального питания в этом документе определены следующие требования:

  • показания к применению энтерального питания;
  • противопоказания к применению энтерального питания;
  • оценка нарушений питания;
  • карта наблюдения больного, получающего энтеральное питание (вкладыш в медицинскую карту стационарного больного, учетная форма 003/У);
  • методика определения энергетических потребностей организма;
  • выбор состава смесей для энтерального питания;
  • потребности в основных нутриентах (белках, жирах, углеводах) в зависимости от степени нарушения питания;
  • потребность в белке при некоторых заболеваниях;
  • способы введения энтеральных питательных смесей.

Федеральным ведомственным Приказом Минздрава СССР от 5.05.1983 № 530 «Об утверждении инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» (с изменениями от 17.05.1984, 30.12.1987) и Приказом Минздрава России от 5.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» утверждена система учета и документооборота. Вести документацию необходимо в соответствии с требованиями этих приказов, так как она является не только системой учета пациентов, поставленных на питание, но и системой расходования продуктов питания, контроля расходования финансовых средств.

Все документы по организации лечебного питания могут быть условно разделены на три группы:

  1. Документация, предназначенная для выписки продуктов питания и учета, ассигнований, отпускаемых на них.
  2. Документы, отражающие контроль за состоянием здоровья сотрудников пищеблока.
  3. Документация по организации диетической службы (производственная документация).

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гл. 5 «Организация охраны здоровья» ст. 39 «Лечебное питание»:

«1. Лечебное питание — питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гл. 5 «Организация охраны здоровья» ст. 39 «Лечебное питание»: «Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Таблица 1. Нормативно-правовые документы, являющиеся обязательными для выполнения медицинскими организациями при организации лечебного питания

Документация первой группы.Документация, предназначенная для выписки продуктов питания и учета, ассигнований, отпускаемых на них.

Основные формы отчетности, которые составляются для обеспечения питанием больных, поступающих в стационар, относятся к документам первой группы.

Читайте еще:  Налог на имущество физических лиц до 18 лет

Основным документом в этой группе является картотека диетических блюд (см. подробно об этом документе в статье «Специализированная картотека диетических блюд», ПД № 1, или на сайте www. praktik-dietolog.ru в разделе «На вкус пациента»). Без картотеки нельзя правильно составить семидневное меню, меню-раскладку, т. е. документы, в которых дана информация об удовлетворении физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Картотека имеет особое значение в правильной организации лечебного питания. При ее наличии можно рассчитать, что реально получает больной в течение дня, планировать работу пищеблока, облегчить проведение организационных мероприятий, подсчитать расход продуктов и ассигнований, отпускаемых на них.

Семидневное сводное меню

На основе картотеки составляется семидневное сводное меню. Используя в работе семидневное меню, удается планировать объем закупок продуктов, организовывать работу персонала пищеблока, вырабатывать стандарты в приготовлении различных блюд.

Рекомендуется иметь два меню — осенне-летнее и зимне-весеннее, так как в зависимости от времени года ассортимент продуктов изменяется, помимо этого, у некоторых продуктов после проведения холодной обработки (очистки) отличается процент отходов. Конечно, разрешается иметь и одно семидневное сводное меню, но тогда необходимо по сезонам вносить в него коррекции.

Перед составлением семидневного меню необходимо разработать номенклатуру диет и утвердить на Совете по лечебному питанию стандартные и специальные диеты.

Количество диет и их набор должны быть индивидуальными для каждого учреждения и адаптированы к его профилю. При составлении меню очень важно учитывать качественное разнообразие блюд в течение дня и недели в целом. Желательно, чтобы одно блюдо в его модификациях максимально использовалось для различных диет.

Основное внимание при составлении меню уделяют химическому составу рационов, их энергетической ценности, правильному использованию натуральных продуктовых норм, расходу ассигнований, отпускаемых на питание, возможности замены продуктов в соответствии с таблицами замены по белку и жиру. При составлении меню также учитываются национальные особенности путем включения соответствующих блюд.

Карточка-раскладка

На каждое блюдо, изготовленное на пищеблоке, должна быть составлена карточка-раскладка в двух экземплярах (форма № 1-85), один из которых хранится в бухгалтерии, а второй — у медицинской сестры диетической.

В каждой карточке- раскладке приводятся данные: наименование блюда, перечень диет, для которых это блюдо рекомендуется использовать; перечень продуктов, необходимых для приготовления этого блюда; нормы закладки (брутто); масса нетто; химический состав блюда и энергетическая ценность блюда по нетто с учетом потерь при термической обработке готового блюда; ориентировочная стоимость его; технология приготовления блюда.

Номенклатура диет

Стандартные диеты — это диеты с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов и обогащенные витаминными и минеральными комплексами. Стандартные диеты отличаются содержанием основных пищевых веществ и энергетической ценностью, среднесуточным набором продуктов, используемых в качестве основных лечебных рационов, а также применяемыми технологиями приготовления пищи.

Специальные диеты назначаются конкретной клинико-статистической группе больных, состояние которой требует исключения из лечебного рациона отдельных пищевых продуктов, формируются на базе стандартных диет в соответствии с нозологической формой заболевания, фазой болезни. Белковая коррекция пищевого рациона проводится смесями белковыми композитными сухими.

Существует и другой вид диет — индивидуальные диеты. Они назначаются конкретному больному, состояние которого требует исключения из пищевого рациона отдельных продуктов питания. Если же у него наблюдается снижение индекса массы тела ниже нормативных показателей, то диета формируется индивидуально в соответствии с нозологической формой заболевания, фазой болезни, необходимостью дополнительного питания.

Учетно-отчетная документация

Ряд документов, которые должны в обязательном порядке вестись в медицинском учреждении, относится к учетно-отчетным документам. В медицинских учреждениях в настоящее время с целью оптимизации работы вводятся автоматизированные системы документооборота, которые обеспечивают внедрение научно обоснованных принципов диетологии.

Далее приведены наиболее значимые моменты при формировании документооборота, в которых достаточно часто допускаются ошибки.

Сведения о наличии больных, состоящих на питании, подаются в виде формы № 22 в соответствии с приказом № 330 от 05.08.2003. Эта форма является основой при планировании и распределении больных по диетам и по блюдам.

Основной юридический документ, на основании которого выписываются продукты питания со склада на пищеблок для приготовления блюд и расходуются ассигнования на питание, это меню-раскладка (форма № 44-МЗ, приказ № 330 от 05.08.2003). Последнюю цифру в меню-раскладку вносит работник бухгалтерии, который подсчитывает общее количество всех продуктов, необходимое для приготовления всех блюд для выписки их со склада.

Требование на выдачу продуктов (форма № 45-M3, приказ № 330 от 05.08.2003). Этот документ составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается после выдачи продуктов у кладовщика, по второму экземпляру заведующий производством (шеф-повар) получает у кладовщика продукты для приготовления пищи на следующий день. Продукты хранятся в кладовой суточного запаса. За них полную материальную ответственность несет заведующий производством (шеф-повар). На следующий день он раздает продукты поварам в соответствии с приготовляемыми ими блюдами. Второй экземпляр сдается в счетную часть для расчетов, в дальнейшем хранится у заведующего производством.

Требование на получение буфетных продуктов (чая, хлеба, масла, сахара и т. д.) выписывается отдельно по той же форме № 45- МЗ. Буфетные продукты со склада поступают непосредственно в отделения, минуя пищеблок.

При изменении количества больных по сравнению с данными меню-раскладки (или меню-требования) более чем на три человека медицинская сестра диетическая подготавливает «Сведения по движению больных». В соответствии с этим документом она составляет по форме № 434-мех (при увеличении числа больных) «Требование на склад» на получение дополнительных продуктов из расчета по основному варианту стандартной диеты. Если количество больных уменьшается по сравнению с предыдущим днем, то продукты, не использованные на приготовление пищи, сдаются на склад по той же форме с указанием «Возврат» (кроме продуктов, уже заложенных в котел при приготовлении завтрака).

Форма № 23-МЗ «Раздаточная ведомость на отпуск отделениям рационов питания» (прием пищи: завтрак, обед, ужин и т. д.). Этот документ служит основанием для выдачи готовых блюд в отделения больницы.

Меню рекомендуется вывешивать у входа в столовую, для того чтобы больные могли ознакомиться с ним. Ответственные за организацию лечебного питания в больнице должны информировать больных о замене тех или иных блюд. При отсутствии необходимых продуктов эту замену нужно проводить с учетом их пищевой ценности.

Накопительная ведомость отражает реальный расход всех продуктов за прошедший месяц. Бухгалтер должен подготовить ее к 10-му числу следующего месяца и передать врачу-диетологу или ответственному за организацию лечебного питания для анализа выполнения натуральных продуктовых норм. К 15-му числу врач- диетолог или ответственный за организацию лечебного питания обязан информировать о состоянии выполнения продуктовых норм главного врача и при наличии недостатков принять меры к их устранению.

Документация второй группы. Документы, отражающие контроль за состоянием здоровья сотрудников пищеблока

Документы, отражающие контроль за состоянием здоровья сотрудников пищеблока, относятся ко второй группе документов по организации лечебного питания.

Каждый из работников пищеблока обязан иметь:

  • «Личную медицинскую книжку работника пищеблока» (форма № 1-лп, приказом № 330 от 05.08.2003).
  • «Журнал учета медицинских исследований». Этот журнал ведет медицинская сестра диетическая, которая обязана следить за своевременностью проведения медицинских исследований всеми сотрудниками пищеблока.
  • Журнал «Здоровье» (форма № 2-лп, приказом № 330 от 05.08.2003). Последний ведется ежедневно медицинской сестрой диетической.

Документация третьей группы. Документация по организации диетической службы (производственная документация)

Документация по организации диетической службы (производственная документация):

  • Табель учета рабочего времени сотрудников.
  • Графики работы персонала на месяц вперед.
  • Книга (или папка) приказов и распоряжений, где должны тщательно храниться в соответствующем порядке указания вышестоящих органов здравоохранения и руководства по организации лечебного питания.
  • Журнал инструктажа по технике безопасности.
  • Журнал оценки готовых блюд (бракеражный).
  • Журнал бракеража продуктов и продовольственного сырья, поступающего на пищеблок.
  • Журнал С-витаминизации пищи.
  • Папка химических анализов готовых блюд.
  • Журнал скоропортящихся продуктов.
  • Книга складского учета, форма № М-17 (приказ МЗ СССР № 530 от 5.05.1983).
  • Журнал административных обходов.
  • Санитарный журнал.

При наличии и правильном ведении всей документации по организации диетической службы удается четко осуществлять организацию лечебного питания в учреждении на всех этапах.

Необходимость в ГОСТах

На федеральном уровне введен ряд нормативно-правовых документов с целью обеспечения качества продуктов питания и безопасности их применения в общественном питании, в том числе и лечебно-профилактическом, в медицинских учреждениях (см. таб. 2).

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определены принципы стандартизации в РФ, установлены правила применения технических регламентов и национальных стандартов РФ (ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»). В этом документе указано, что технические регламенты, т. е. федеральные законы, устанавливающие требования по безопасности, обязательны для применения ко всей продукции.

В настоящее время действуют техрегламенты на молоко и молочную продукцию, соки и другие продукты питания.

Национальные стандарты, или как их еще называют, ГОСТ Р, являются одной из важнейших составляющих реформы технического регулирования в РФ. Они подразделяются на два вида: стандарты для методов анализа и стандарты, устанавливающие требования к какому-либо виду продукции. Вновь введенная система ГОСТов, созданная для замены устаревших стандартов, определила конкретные стандарты для целых групп продуктов, в том числе и специализированных. Так, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7.09.2010 № 219-ст, определил основные требования для специализированных продуктов, предназначенных для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве белкового компонента для приготовления готовых блюд.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

СанПиНы и постановления

Целый ряд документов, которые определяют требования как к помещениям, производственным процессам, так и продуктам питания, представлены санитарными правилами и нормами, утвержденными главным санитарным врачом РФ. Вот некоторые из них:

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 5.05.2003 № 91 «О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940-05 (утв. главным государственным санитарным врачом 17.01.2005, с изм. от 27.06.2008) «Организация детского питания», 2.3.2 «Продовольственное сырье и пищевые продукты».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 5.03.2004 № 9 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов».

Реализация данных документов при организации лечебно-профилактического питания также является обязательной.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 г.) гл. 1 «Общие положения» ст. 2. «Основные понятия»:

«Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования [включая изыскания], производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».

Читайте еще:  Требования к антеннам

Таблица 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество продуктов питания и безопасность их применения в общественном питании

На уровне субъекта Федерации

Документы, рассмотренные в предыдущих разделах статьи, являются обязательными для исполнения и на уровне субъекта Федерации. Однако при планировании организации системы лечебного питания в регионе органами управления здравоохранения могут быть изданы локальные акты, основным критерием для которых является возможность расширения действующих на территории РФ нормативных документов.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ при формировании и осуществлении региональных программ социально-экономического развития учитывать положения «Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.».

Указом Президента РФ от 7.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» было дано поручение Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ утвердить до 1 июля 2012 г. план мероприятий по реализации «Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.».

Для исполнения указанных нормативно-правовых актов, установленных правительством РФ, а также приказов, установленных Минздравсоцразвития России, и в целях унификации требований к организации диетического (лечебного и профилактического) питания, стандартизации среднесуточных наборов продуктов питания и семидневного меню в медицинских организациях г. Москвы Департаментом здравоохранения г. Москвы издан Приказ от 23.12.2011 № 1851 «О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания», а также ряд методических рекомендаций «Картотека блюд диетического (лечебного и профилактического) питания оптимизированного состава для детей», регламентирующий алгоритм организации диетического (лечебного и профилактического) питания в медицинских организациях города.

В данном приказе использованы нормы физпотребностей, разработанные Роспотребнадзором (Г. Г. Онищенко), нормы белковой коррекции готовых блюд, рассчитанные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 330. В соответствии с разработками ФГБУ «НИИ питания» РАМН, приведены оптимизированные среднесуточные наборы продуктов. Благодаря принятым мерам, унификации требований к организации диетического (лечебного и профилактического) питания, стандартизации среднесуточных наборов продуктов питания и семидневного меню в медицинских организациях г. Москвы руководители медицинских учреждений могут обоснованно и эффективно расходовать финансовые средства. Помимо этого, появилась необходимость внедрить в работу департамента здравоохранения вневедомственный контроль за расходованием средств на проведение лечебного питания и качеством диетпитания в медицинских учреждениях.

В некоторых субъектах Российской Федерации разработаны документы по реализации основных направлений Приказа Минздрава России от 5.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» в соответствии с утвержденным Минздравсоцразвития России Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «диетология» (см. табл. 3). С полными текстами представленных в таблице документов можно ознакомиться на сайте www. praktik-dietolog.ru в разделе «Законодательная база».

В качестве примера внедрения стандартизации системы лечебно-профилактического питания можно представить информационное письмо министерства здравоохранения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области 19.09.2010 № 1103-17/3146, № 4529, адресованное руководителям органов управления и учреждений здравоохранения. Документ представлен в виде методических рекомендаций «Стандарты организации лечебного питания» для организации питания по клинико-статистическим группам заболеваний. В клинико-статистические группы включены нозологические формы, сгруппированные в совокупность клинических, лабораторных и инструментальных диагностических признаков, которые позволили идентифицировать заболевания (отравление, травму, физиологическое состояние), относящиеся к группе состояний с общей этиологией и патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции (см. текст документа на сайте www. praktik-dietolog.ru в разделе «Законодательная база»). Рекомендовано назначение лечебного питания пациентам в зависимости от следующих факторов:

  1. Клинических особенностей заболевания:
    • клинико-статистической группы заболевания;
    • стадии (фазы) заболевания конкретного пациента;
    • определенной клинической ситуации;
    • имеющихся осложнений заболевания.
  2. Физических показателей соотношения массы и тела пациента, степени выраженности белково- энергетической недостаточности:
    • степени нарушения пищевого статуса;
    • индекса массы тела.
  3. Индивидуальных особенностей организма;
    • непереносимости пищевых продуктов;
    • наличия противопоказаний к применению в пищевом рационе ряда продуктов питания;
    • возможности приема пищевых продуктов per os, наличия гастростомы, энтеростомы.

Под процессом стандартизации в диетологии подразумеваются такие действия, как установка правил и характеристик в целях их многократного использования, направленного на достижение упорядоченности в работе пищеблоков лечебно-профилактических учреждений, приготовление диетических блюд, назначение и выбор вида лечебного рациона и качества предоставляемого пациенту лечебного питания.

Реализация всех этапов стандартизации возможна при установлении стандартов выполнения каждого конкретного этапа работы. Использование стандартов позволяет гарантировать больным безопасность, эффективность, совместимость и постоянство оказываемых им медицинских услуг. В целом стандарты должны обеспечить соответствие медицинской услуги необходимому уровню требований к качеству.

С целью формирования единых подходов к стандартизации в диетологии рекомендовано определить на уровне субъекта Федерации единые объекты стандартизации:

технологии организации питания в лечебно-профилактических учреждениях: виды, производственные процессы, пищевые продукты, используемые при том или ином виде питания;

  • техническое обеспечение выполнения диет лечебного питания;
  • качество питания;
  • квалификация медицинского персонала, участвующего в организации питания;
  • производство, условия реализации, качество питания;
  • учетно-отчетная документация, используемая в системе диетологии;
  • экономические аспекты стандартизации, система закупок пищевых продуктов, персонифицированный учет.

Таблица 3. Документы по реализации основных направлений приказа Минздрава России от 5.08.2003 № 330

На уровне медицинского учреждения

В лечебно-профилактических учреждениях система организации лечебно-профилактического питания должна быть основана на требованиях, предъявляемых на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации.

В то же время при организации лечебного питания непосредственно в медицинском учреждении используются различные виды лечебного питания (диетическое, энтеральное и парентеральное), которые отличаются друг от друга наличием медицинских показаний к применению, организационными технологиями, организацией производственного процесса и техникой выполнения.

Диетическое питание организуется и проводится врачом-диетологом. Технология выполнения связана с назначением больному определенной диеты в соответствии с утвержденной номенклатурой диет. Организация работы пищеблока, формирование пищевых лечебных рационов (диет) для различных клинико-статистических групп больных на основании стандартных диет и разработанных на их основе специальных и индивидуальных диет с использованием при приготовлении блюд пищевых продуктов, в том числе продуктов диетических, специализированных (смесей белковых композитных сухих) и детского питания, является основой формирования системы лечебного питания в медицинском учреждении. Белковая коррекция готовых диетических блюд проводится в соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ № 330 и ГОСТ Р 53861-2010.

Энтеральное питание организуется и проводится бригадой нутритивной поддержки. При ее отсутствии эта задача ложится на врачей, как правило, реаниматологов, имеющих специализацию по проведению нутритивной поддержки, и на медицинских сестер отделений, прошедших подготовку по применению энтеральных смесей (равно как и других специалистов, участвующих в процессе организации энтерального питания). Технология организации и проведения энтерального питания регламентирована в приложении № 5 инструкции по организации энтерального питания в лечебно-профилактических учреждениях (утв. приказом Минздрава России от 5.08.2003 № 330) (с изменениями от 26 апреля 2006 г.). Для проведения энтерального питания используются энтеральные смеси, которые полностью заменяют один или несколько приемов пищи, используются только по медицинским показаниям при невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем при ряде заболеваний. Выписка энтеральных смесей с пищевого склада проводится на основании Формы № 22-МЗ «Сведения на индивидуальное и дополнительное питание» после предварительного расчета потребности больного в основных ингредиентах, заполнения Карты наблюдения больного, получающего энтеральное питание (вкладыш в медицинскую карту стационарного больного, учетная форма № 003/У).

Закупка энтеральных смесей проводится по статье № 340 экономической классификации расходов бюджетов РФ «Увеличение стоимости материальных запасов» с отнесением питательных смесей для энтерального питания к разделу «Медикаменты и перевязочные материалы». При проведении полного энтерального питания больной должен быть снят с питания, при проведении частичного энтерального питания больной должен быть снят с тех приемов пищи, которые заменены на энтеральные смеси. Сведения об этом должны быть занесены в историю болезни пациента и переданы на пищеблок.

Парентеральное питание организуется и проводится бригадой нутритивной поддержки, врачами-реаниматологами, как правило, в отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии. Смеси для парентерального питания являются лекарственными препаратами и относятся к медикаментозной терапии. При проведении полного парентерального питания больной должен быть снят с питания. Сведения об этом должны быть занесены в историю болезни пациента.

Энтеральное и парентеральное питание относятся к искусственным видам питания, которые используются только по медицинским показаниям при невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем при ряде заболеваний и представлены в ряде справочных пособий и рекомендаций по проведению нутритивной поддержки в интенсивной терапии и реанимации. Данные разделы не входят в компетенцию работы врача-диетолога, они расширяют возможности введения в организм больного питательных веществ с помощью альтернативных методов (через сосудистое русло) или специально созданных искусственных сбалансированных питательных смесей, поступление которых в организм человека возможно без фазы желудочного пищеварения.

При проведении стандартизации лечебного питания необходимо внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений ряда стандартов организации:

  • стандарт нормативного обеспечения реализации федерального законодательства при организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях;
  • стандарт номенклатуры услуг и работ при организации питания в лечебно-профилактических учреждениях;
  • стандарт качества лечебного питания;
  • стандарт назначения лечебных рационов;
  • стандарт требований к организации лечебного питания в стационарных лечебно-профилактических учреждениях;
  • стандарты организации лечебного питания для различных клинико-статистических групп больных;
  • стандарт экспертной оценки организации питания в лечебно-профилактических учреждениях.

При организации лечебного питания в учреждении необходимо определить последовательность выполнения основных мероприятий и распределить ответственность среди участников данного процесса. Руководителю лечебно- профилактического учреждения отводится наиболее сложная роль. От его действий зависит весь последующий процесс формирования качественных подходов к организации лечебного питания. Перечень работ, проводимых руководителем ЛПУ для обеспечения питанием медицинского учреждения (организации), представлен в табл. 4. От того, как будут выполнены эти работы и услуги, зависит функционирование всей системы лечебного питания в медицинском учреждении.

Для организации эффективного и качественного лечебного питания, являющегося частью комплексной терапии больного, необходимо организовать в учреждении Совет по лечебному питанию. Несмотря на то что он является совещательным органом, его основными задачами является контроль за качеством лечебного питания и внедрение новых технологий лечебного питания. Совет по лечебному питанию не только утверждает номенклатуру диет, специализированных продуктов диетического питания (смесей белковых композитных сухих), смесей для энтерального питания, биологически активных добавок, подлежащих внедрению в данном учреждении, но и проводит внутриведомственную экспертизу полноценности и эффективности лечебного питания. Также Совет осуществляет контроль за эффективностью внедрения новых технологий лечебного питания.

Помимо этого, процесс дифференцированного назначения лечебных рационов должен быть утвержден на Совете по лечебному питанию, так как наиболее важную роль в эффективности и качестве лечебного питания играет преемственность между пищеблоком и отделениями, врачом-диетологом, лечащими врачами и специалистами, участвующими в проведении лечения больных. Практическое внедрение единых нормативных требований к организации лечебного питания позволит обеспечить планирование и формирование финансирования с позиций рационального использования финансовых средств.

Таблица 4. Работы, проводимые руководителем ЛПУ для обеспечения питанием медицинского учреждения (организации)