Приказ мчс по обучению го

admin

Оглавление:

Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645
«Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

С изменениями и дополнениями от:

27 января 2009 г., 22 июня 2010 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 45, ст. 4640; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.

Регистрационный N 10938

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Под организацией в данных Нормах понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций, в частности, с правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей, требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов; правилами применения открытого огня и проведения огневых работ. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства по специально разработанным программам. Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

По окончании обучения пожарно-техническому минимуму проводится проверка знаний требований пожарной безопасности. Установлены возможность и основания проведения внеочередной проверки.

Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.

Регистрационный N 10938

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 марта 2008 г. N 13

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МЧС РФ от 22 июня 2010 г. N 289

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МЧС РФ от 27 января 2009 г. N 35

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Пожарная безопасность: выполняем требования Приказа МЧС номер 645

За нарушения требований пожарной безопасности контролирующие органы карают нещадно, а люди продолжают гибнуть в пожарах. Поэтому для каждого руководителя важно не только знать основные правила противопожарного режима, но и не пропустить изменения законодательства, регулирующего эти вопросы. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Чем руководствуемся

В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 , лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Основным нормативным документом, в котором изложены требования к такой подготовке, являются нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России 645 от 12.12.2007 , в редакции от 22.06.2010.

Некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что в МЧС готовится документ, которым в этот приказ будут внесены значительные изменения, либо вообще будет принят новый порядок обучения сотрудников пожарной безопасности. Однако на данный момент такой документ все еще не принят, поэтому тех, кто безуспешно пытается найти приказ МЧС 645 в редакции 2018 г., спешим обрадовать — никаких изменений пока нет и, соответственно, никакие правки в локальные нормативные акты организации по этим вопросам вносить не нужно.

Кого и чему учим

Обучение мерам противопожарной безопасности работников организаций осуществляет работодатель. Предусмотрено два вида обучающей работы с персоналом:

  • противопожарный инструктаж;
  • пожарно-технический минимум.

Инструктаж проводится со всеми сотрудниками с целью объяснения основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов и оборудования, средств противопожарной защиты, а также действий персонала в случае возникновения возгорания.

Материалы по теме

Пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Пожарно-техническому минимуму в объеме знания нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, а также приемов и действий при возникновении пожара, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению возгорания, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, обучаются руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за «пожбез», а также сотрудники, занятые отдельными видами работ.

В некоторых случаях занятия проводятся с отрывом от производства, в специальных учебных центрах, имеющих соответствующую лицензию. Порядок проведения обучения и последующей проверки знаний подробно регламентирован приказом 645 в действующей редакции 2010 года.

Материалы по теме

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: что нужно знать руководителю

На что обратить внимание

Вводный противопожарный инструктаж проводится не только со всеми принимаемыми работниками, но и с командированными, а также с учащимися и студентами, прибывшими на практику.

О проведении каждого противопожарного инструктажа делается запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, — не реже одного раза в шесть месяцев.

Обучение пожарно-техническому минимуму проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью:

  • на объектах, не связанных с взрывопожароопасным производством, — не реже одного раза в три года;
  • на объектах, связанных с взрывопожароопасным производством, — один раз в год.

МЧС России разъяснило порядок проведения вводных инструктажей и курсового обучения по гражданской обороне

Как следует из письма МЧС России от 31 мая 2017 года N 23-10-676, подготовка работников в области гражданской обороны должна осуществляться во всех организациях.

Вопрос:

2 мая 2017 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841». Согласно этому документу все организации обязаны обучать своих сотрудников гражданской обороне. Однако многие наши подписчики при уточнении информации у территориальных органов МЧС России получают ответ, что обязанность проводить вводные инструктажи и курсовое обучение касается только организаций, которым присвоены категории по гражданской обороне и которые продолжают работу в военное время. Органы МЧС ссылаются на постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 года № 1115. В нем указано, что подготовку в области гражданской обороны проводят только определенные категории организаций. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 вводный инструктаж и курсовое обучение должны проводить со 2 мая 2017 года все организации без исключений.

В связи с этим прошу разъяснить, все ли организации, независимо от организационно-правовой формы, численности и направления деятельности, должны проводить вводные инструктажи и курсовое обучение по гражданской обороне. Есть ли исключения по выполнению требований постановления № 470?

Ответ:

Одной из форм подготовки работников организаций в области гражданской обороны (далее — ГО), установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 470 является прохождение вводного инструктажа по ГО по месту работы.

Читайте еще:  Статья 176 часть 1 ук рф

В целях реализации подготовки, организации разрабатывают для работников программу проведения вводного инструктажа по ГО, с учетом специфики деятельности организации и ее территориального расположения. Вводный инструктаж по ГО обязаны проходить все вновь принятые работники организаций в течение первого месяца работы.

Организации осуществляют курсовое обучение работников по программе (далее — программа курсового обучения), разрабатываемой на основе Примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. Министром МЧС России от 22.02.2017 № 2-4-71-8-14). Занятия проводятся ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

В программе вводного инструктажа по ГО предусматривается отработка следующих вопросов:

  • общие сведения о специфике и особенностях производства и деятельности организации по условиям защиты от ЧС и опасностей военных конфликтов;
  • доведение установленного в организации порядка оповещения работников об угрозе и возникновении опасностей и ЧС;
  • отработку практических действий работников по сигналу оповещения «Внимание всем»;
  • ознакомление с порядком действий при объявлении эвакуации;
  • ознакомление с местами расположения средств индивидуальной и коллективной защиты (при их наличии) и порядком их применения;
  • практическое использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи, а при их отсутствии практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания и кожи;
  • знакомство с ответственностью работников за не соблюдение требований ГО и защиты от ЧС.

При разработке программы курсового обучения организации могут вносить изменения в содержания тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов.

Для проведения занятий приказом (распоряжением) руководителя организации назначаются руководители занятий, которые в свою очередь проходят соответствующее обучение. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятий в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. заместителем Министра МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11).

Знания и умения, полученных при освоении программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организаций в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Благодарим Вас за оказанное внимание к вопросам подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуациях.

Заместитель начальника
Управления организации
информирования населения
В.Х. Щегрикович

Приказ мчс по обучению го

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.И.Воронов
2 декабря 2015 г. N 2-4-87-46-11

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций — М.: МЧС России, 2015. — 17 с.

В Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — Рекомендации) представлены общие положения по курсовому обучению, порядок и требования к его организации и осуществлению.

Рекомендации являются методической основой для организации и проведения занятий с соответствующими группами населения на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в организациях, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации предназначены для руководителей курсов гражданской обороны и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки соответствующих групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Ими также должны руководствоваться руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации разработаны сотрудниками Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Н.Жуковым, Ю.А.Жуковым, О.Н.Новиковым, Н.В.Твердохлебовым под редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-майора О.Л.Мануйло.

I. Общие положения

1.1 Курсовое обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — курсовое обучение) — целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц, проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.5 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает получение знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта применения знаний в повседневной жизнедеятельности соответствующими группами населения в ходе:

получения общего и профессионального образования;

обучения по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

прохождения курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

II. Организация и осуществление курсового обучения

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее — личный состав формирований и служб);

все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС (далее — работающее население).

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

работающее население и личный состав формирований и служб — ежегодно;

остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее — работники ГО и РСЧС) — не реже одного раза в 5 лет.

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб — в организациях по месту работы;

с работниками ГО и РСЧС — на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке (приложение 1) необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение (приложение 2).

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20-25 человек с учетом:

при обучении работающего населения — родственных профессий рабочих (должностей служащих);

при обучении личного состава формирований и служб — видов создаваемых формирований и служб;

при обучении остальных работников ГО и РСЧС — исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и уровня подготовки.

2.7 Формы курсового обучения:

Читайте еще:  Заявление на отключение мобильного банка сбербанка

с работающим населением и личным составом формирований и служб — очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;

с работниками ГО и РСЧС — очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учёт проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу (приложение 3).

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по зачисленным на обучение и вносит ее в соответствующие графы журнала, который подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение (вариант справки — приложение 4).

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение пяти лет.

III. Заключительные положения

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента их утверждения.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.

Приложение 1. Образец письма. Заявка

Образец письма (оформляется на фирменном бланке организации)

645 приказ МЧС России с изменениями – 2018 год

Правила обеспечения пожарной безопасности на предприятии регулируются несколькими документами. Одним из основных для обучения сотрудников является 645 Приказ МЧС России от 12.12.2007. Руководителям и ответственным специалистам следует хорошо знать его основные положения.

Из этой статьи вы узнаете:

Текст Приказа 645 МЧС России

У этого документа давняя история. Он был принят 12.12.2007 года и с тех пор регулярно обновлялся. В общей сложности представители МЧС внесли около 20 исправлений и дополнений, а сам приказ подвергся нескольким редакциям в 2007 и 2009 годах. Актуальная на сегодняшний момент редакция была принята в 2010 году.

Скачайте документы из статьи:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Всё необходимое – в подготовленном экспертами Справочнике по пожарной безопасности>>>

В дальнейшем вопросы обучения по ПБ будут регулироваться другим нормативным положением, которое пока существует в качестве проекта – Приказа МЧС России «Об утверждении Порядка обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях». Его принятие ожидается в 2018 году. Помимо новых требований в нем будут признаны утратившими силу Приказ № 645 и Приказ МЧС от 25.10.2005 № 764 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций».

Обучение по пожарной безопасности

НПБ № 645 «Обучение мерам пожарной безопасности» внесли существенные коррективы в данную сферу. Было установлено, каким образом осуществляется обучение лиц мерам пожарной безопасности, в каких формах должны проходить занятия, каким образом должна осуществляться проверка полученных знаний, и как следует фиксировать результаты такой проверки.

Для чего необходимо обучение пожарной безопасности

Пожар во все времена был одним из опаснейших бедствий. Именно поэтому так много внимания направлено на теоретическую подготовку по нормам пожарной безопасности и отработке навыков в предупреждении, ликвидации возгораний, а также по спасению людей и материальных ценностей.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Качественное и квалифицированное обучение мерам пожарной безопасности работников организаций в 2018 году необходимо, чтобы они могли грамотно осуществлять свою деятельность, не подвергая угрозе пожара себя и окружающих. В случае опасной ситуации каждый должен знать, что и как ему надлежит делать. При пожаре ключевым моментом становится слаженное реагирование и компетентность сотрудников в области ПБ.

Нормы пожарной безопасности установили порядок прохождения обучения. Основными формами стали инструктаж и ПТМ, то есть обязательный минимальный набор знаний.

Инструктаж является обязательным для всех работников мероприятием, в ходе которого они получают общее представление о пожарной опасности тех или иных объектов и технологических процессов, а также о необходимых мерах в случае возгорания.

Что такое обучение ПТМ?

Пожарно-технический минимум – это углубленная форма обучения. Он предназначен для руководителей и специалистов, на которых возлагается ответственность за ПБ организации, и включает учебную программу и тематический план. Читайте подробнее>>>

Общие положения НПБ

Поскольку 645 приказ является основным документом, который регламентирует обучение по пожарной безопасности, то с его основными положениями должны быть знакомы все руководители предприятий и сотрудники, отвечающие за ПБ.

Приказ устанавливает основные виды обучения в этой сфере с указанием квалификации специалистов, которые обязаны его проходить. В приложении содержится тематический план, согласно которому руководители и специалисты должны проходить обучение охране труда и пожарной безопасности. Для прочих сотрудников предлагается несколько видов инструктажей, которые отличаются периодичностью и условиями проведения.

В завершение курса предусмотрена процедура проверки знаний, условия и порядок которой также описываются в приказе.

Помимо установления процедур обучения, регламентируется и их документарное обеспечение. Речь идет о формах приказов, журналов учета, особенностях оформления и сроках хранения этих документов. Эти положения менялись от редакции к редакции, поэтому сегодня следует пользоваться формами из последней версии приказа, вступившей в силу в 2010 году.

Где и каким образом проводится обучение мерам пожарной безопасности работников организаций?

Обучение может проводиться очно, на базе специальных сертифицированных центров, как с полным, так и с частичным отрывом от производства. В последнем случае преподаватели центра выезжают на предприятие и проводят учебные мероприятия там. Также допустима очно-заочная и дистанционная формы.

Требования к учебным центрам последовательно менялись, и в последних правках от 2010 года указано, что они должны иметь лицензию на образовательную деятельность в сфере ПБ.

К категориям, в отношении которых допускается обучение непосредственно на предприятии, относятся:

  • руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
  • работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
  • педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
  • работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
  • граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
  • работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

В этом случае организацией учебного процесса по утвержденным программам занимается глава предприятия, либо лицо, назначенное приказом ответственным за ПБ.

Выбор формы обучения зависит от должности и квалификации обучающегося, а также от характера деятельности компании, в которой он работает.

Проверка знаний правил пожарной безопасности

Любой учебный курс заканчивается экзаменом, и обучение по ПБ не стало исключением. Проверку знаний правил пожарной безопасности предстоит проходить всем работникам независимо от того, по какой форме они учились.

Так как требования к знаниям и умениям руководителей и специалистов по пожарной безопасности являются серьезными, то и к проверке их знаний нужен строгий подход. Для этого потребуется созыв комиссии, состав которой указан в НПБ. Комиссия, в свою очередь, формирует экзаменационную программу, исходя из квалификации экзаменуемых, и проводит проверку их знаний.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Конечным результатом всего обучения по пожарной безопасности становится выдача документов, которые подтверждают квалификацию работника.

Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

23 мая 2017 г. № 230

Об утверждении Положения об уполномоченных на решение

задач в области гражданской обороны структурных

подразделениях (работниках) организаций

Зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2017 г.

В соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в

организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных

на решение задач в области гражданской обороны»

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об уполномоченных на

решение задач в области гражданской обороны структурных

подразделениях (работниках) организаций.

2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 31.07.2006

№ 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач

в области гражданской обороны структурных подразделениях

(работниках) организаций» (зарегистрирован в Министерстве юстиции

Российской Федерации 31 октября 2006 г., регистрационный № 8421),

от 11.09.2013 № 600 «О внесении изменений в приказ МЧС России от

31.07.2006 № 440″ (зарегистрирован в Министерстве юстиции

Российской Федерации 15 октября 2013 г., регистрационный № 30193) и

от 14.07.2016 № 372 «О внесении изменений в Положение об

уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденное

приказом МЧС России от 31.07.2006 № 440″ (зарегистрирован в

Министерстве юстиции Российской Федерации 10 августа 2016 г.,

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,

№ 29, ст. 3750; 2004, № 50, ст. 5065; 2005, № 7, ст. 560; 2013,

Читайте еще:  Работа в праздничный день образец приказа

№ 23, ст. 2917; 2016, № 43, ст. 6021.

к приказу МЧС России

от 23 мая 2017 г. № 230

об уполномоченных на решение задач в области

гражданской обороны структурных подразделениях

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области

гражданской обороны структурных подразделениях (работниках)

организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность

структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение

задач в области гражданской обороны (далее — структурные

подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций

независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности

(подчиненности) (далее — организации), а также численность

отдельных работников по гражданской обороне в составе их

представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской

обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской

обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для

реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в

своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми

актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской

обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а

также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников)

по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по

гражданской обороне в составе их представительств и филиалов

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной

готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной

готовности к использованию локальных систем оповещения в

организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и

II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные

производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно

высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой

Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г.

№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства

Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 799; 2016, № 1 (часть I),

3.4. Организация подготовки работников организаций способам

защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или

вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера.

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях

гражданской обороны запасов материально-технических,

продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по

поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной

готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в

организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и

II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные

производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно

высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности,

а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные

объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной

готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения

мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к

категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми

законодательством Российской Федерации требованиями в области

гражданской обороны структурные подразделения (работники) по

4.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и

корректируют планы гражданской обороны.

Статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ

«О гражданской обороне».

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием

мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах

(если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение

мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих

деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих

выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных

опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов

и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих

работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям

гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного

4.1.6. Ведут учет защитных сооружений и других объектов

гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии

постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по

гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого

функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию

инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по

световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии

постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на

пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и

доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об

опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие

конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии

постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях,

экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов

опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных

производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно

высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской

обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за

созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных

формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения

мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций

и осуществляют их учет.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от

опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих

конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок

по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения

учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию,

накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны

запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и

утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации

предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов,

распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской

обороне другие структурные подразделения организации.

4.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного

самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых

опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или

вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской

обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и

мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при

военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при

чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений

(работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных

работников по гражданской обороне в составе их представительств и

филиалов определяется по следующим нормам :

Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях

структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение

задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782.

5.1. Количество работников по гражданской обороне в

структурном подразделении организации с учетом численности ее

представительств и филиалов:

5.1.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской

обороне, с количеством работников:

до 500 человек включительно — 1 освобожденный работник;

от 501 до 2000 человек включительно — 2 — 3 освобожденных

от 2001 до 5000 человек включительно — 3 — 4 освобожденных

свыше 5001 человека — 5 — 6 освобожденных работников.

5.1.2. В организациях, не отнесенных к категориям по

гражданской обороне, работа по гражданской обороне может

выполняться по совместительству одним из работников организации.

При необходимости количество работников по гражданской обороне

может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в

составе представительств и филиалов, соответствующих показателям

для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

от 200 до 500 работников включительно согласно штатному

расписанию — 1 освобожденный работник;

от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному

расписанию — 2 освобожденных работника;

от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному

расписанию — 3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному

расписанию — 4 освобожденных работника;

от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5

5.3. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской

обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на

решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

6. При определении количества работников в структурных

подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных

работников по гражданской обороне в составе ее представительств и

филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования,

учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а

в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение

больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по

гражданской обороне организации, а также отдельных работников по

гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов,

уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны,

устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по

гражданской обороне организаций находятся в подчинении у

Отдельные работники по гражданской обороне в составе

представительств или филиалов организации находятся в подчинении у

руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений

(работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных

работников по гражданской обороне в составе ее представительств и

филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в

области гражданской обороны .

Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях

структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение

задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782.