Всероссийский союз страховщиков осаго
Обращение в ВСС
Во Всероссийский союз страховщиков вы можете обратиться:
- в письменной форме, направив обращение на почтовый адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3;
- в форме электронного документа, направив обращение на электронный адрес: [email protected]
Информация для страхователей, потерпевших, выгодоприобретателей!
Вы можете направить обращение в ВСС по вопросам, возникшим у вас при оказании вам услуг страховой организацией, являющейся членом ВСС.
При обращении в ВСС просим вас использовать ОБРАЗЕЦ обращения .
Обращаем Ваше внимание, что жалобы на действия страховых организаций, осуществляющих:
Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года
Уважаемые коллеги, партнёры, друзья!
Президиум Всероссийского союза страховщиков 24 октября утвердил Стратегию развития рынка страхования на период до 2020 года, разработанную международной консалтинговой компанией «Oliver Wуman Financial Services».
С полным текстом данного документа Вы можете ознакомиться по ссылке: Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года
Документ, в котором страховое сообщество сформулировало свое видение стратегического развития рынка, направлен в Правительство Российской Федерации, Минфин России, ФСФР России, другие заинтересованные органы исполнительной власти, общественные объединения: РСПП России, ТПП России, «ОПОРА России» и «Деловая Россия».
Страховое сообщество заинтересовано в получении объективной оценки Стратегии, опирающейся на мнение потребителей страховых услуг, заинтересованных компетентных лиц. В связи с этим приглашаем Вас для открытого обсуждения базового для страхового рынка документа на ближайшие семь лет. Принять участие в дискуссии, оставить комментарии, публично высказать свои замечания и предложения по Стратегии можно на официальном сайте рейтингового агентства «Эксперт РА».
Вы также можете ознакомиться с результатами опроса общественного мнения «14 вопросов о страховании», проводимого информационным агентством «РИА Новости»:Специальный проект «14 вопросов о страховании», и прокомментировать их.
Ваше мнение важно для нас, и все предложения, представляющие интерес для страховой отрасли, в дальнейшем будут обсуждаться.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) является единым союзом профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. Он призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти.
Каждому члену Союза, независимо от масштабов его деятельности, ВСС стремится оказать и оказывает необходимую помощь в решении его конкретных проблем, одновременно проводя большую работу, нацеленную на решение общих задач страхового сообщества России. Членам ВСС регулярно направляется объективная информация по страховому рынку, состоянии развития страхового законодательства и другим вопросам.
Объединение российских страховщиков в союз было вызвано возникновением в начале 90-х годов большого числа новых частных компаний и необходимостью регулирования внутрикорпоративных отношений. Кроме этого, тогда уже стала очевидной потребность в совместном информировании общественности о выгоде и социальной значимости страхования, отстаивании интересов страховщиков во властных структурах, участии страхового сообщества в формировании страхового законодательства.
Свою историю ВСС ведет с 15 марта 1994 года, когда Всероссийским собранием страховых организаций и объединений был принят Устав Союза. 20 мая того же года Всероссийский союз страховщиков был зарегистрирован государственными органами и получил соответствующее свидетельство. Именно день 20 мая 1994 года считается днем основания Всероссийского союза страховщиков.
Поначалу в России действовали два профессиональных союза страховщиков, в каждый из которых входило примерно одинаковое количество компаний. Однако это оказалось неудобным, и к началу 1996 года на совместном заседании союзы объединились в единый Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Первым президентом союза был избран Владимир Петрович Кругляк.
Решением Банка России от 6 декабря 2016 года № КФНП-51 Всероссийский союз страховщиков внесен в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка с присвоением статуса саморегулируемой организации в отношении вида деятельности страховых организаций.
В настоящий момент в состав ВСС входят 199 страховых организаций.
Органы управления ВСС
Общее собрание членов Союза является высшим органом управления Союзом (очередные Общие собрания членов Союза созываются Президиумом Союза не реже одного раза в год)
Президиум Союза (избирается Общим собранием членов Союза сроком на три года)
Является постоянно действующим коллегиальным органом управления Союза.
Президент Союза является лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа Союза(избирается Общим собранием членов Союза сроком на три года)
ВСС является членом
- Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП)
- Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
- Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России»
- Insurance Europe (быв. Европейский Комитет Страховщиков (CEA))
- Всемирной Федерации Страховых Ассоциаций (GFIA)
ВСС взаимодействует в рамках заключенных соглашений
о взаимодействии и сотрудничестве с:
Международными организациями:
- Ассоциация Британских страховщиков (ABI)
- Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана
- Ассоциация страховщиков Казахстана (АСК)
- Ассоциация финансистов Казахстана (АФК)
- Белорусская ассоциация страховщиков (БАС)
- Германский союз страховщиков (GDV)
- Латвийская Ассоциация Страховщиков
- Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ)
- Литовская Ассоциация Страховщиков
- Французская Федерация страхования (FFA, быв. FFSA)
- Эстонская Ассоциация Страховщиков
Органами государственной власти Российской Федерации:
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
- Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Российскими союзами:
- Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»)
- Российский Союз Автостраховщиков (РСА)
- Национальный союз страховщиков ответственности (НССО)
- Ассоциация Страховщиков Жизни (АСЖ)
- Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков (НСА)
- Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС)
- Ассоциация Страховщиков Топливно-Энергетического Комплекса (АСТЭК)
- Ассоциация страховых брокеров
- Московская ассоциация страховщиков (МАС)
- Сибирская Ассоциация страховщиков
- Союз страховщиков «Белый соболь»
- Исполнительный комитет (учреждение) Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское Соглашение»
- Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), ЗАО «Объединенная депозитарная компания», ООО «Инфраструктурный Институт ПАРТАД» (ИНФИ)
- Межрегиональная Ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС)
- Аудиторская Палата России (АПР)
- Московская Аудиторская Палата (МоАП)
- Союз Профессиональных Аудиторских Организаций (СПАО)
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП)
- и др.
ОСАГО в России: сайт РСА в помощь страховщикам и страхователям
С 2004 года для всех владельцев транспортных средств законодатель обязал заключать договоры автогражданской ответственности – это дало огромный толчок развитию автострахования в России. Для страховых организаций в то время возможность заключения договоров ОСАГО предполагала качественный выход на новый уровень за счет привлечения клиентов в компании. Удовлетворив требования, предъявляемые законодательством, страховщики также должны были стать членами Российского союза автостраховщиков (РСА). Только после этого они могли получить лицензию и приступить к освоению нового сектора страхового рынка.
Российский союз автостраховщиков (РСА): основное направление деятельности
Российский союз автостраховщиков, основу которого составляет большая часть российских страховых компаний, является профессиональным объединением, действующем на территории всей России. Его основная деятельность регламентируется ФЗ «Об ОСАГО» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. и по своей сути это единственное профобъединение, деятельность которого регулируется на законодательном уровне. Учрежденный 08.08.2002 г. крупнейшими страховщиками данный союз предполагает обязательное членство для всех страховых организаций, заключающих договоры ОСАГО.
Основная цель РСА направлена на обеспечение нормальной работы и взаимодействие страховщиков между собой при реализации закона об обязательном страховании, а также формирования принципов и правил профессиональной деятельности своих членов.
Деятельность данного профобъединения направлена на:
- контроль по соблюдению норм об ОСАГО страховыми организациями, а также правил профессиональной деятельности;
- защита страхователей, их законных интересов, при возмещении вреда, полученного при использовании автомобилей, и реализации права, связанного с получением страхового возмещения;
- представление, обеспечение и защита законных прав членов организации в государственных органах и иных различных организациях по вопросам обязательного страхования;
- проведение консультативной и информационной работы по единому пониманию и применению норм об обязательном страховании и подготовка разъяснений при входящих запросах;
- использование и заполнение информационных ресурсов с целью обеспечения общедоступности к данным о договорах ОСАГО и страховых случаях, страховщиках и страхователях с соблюдением требований о защите информации и личных данных;
- координацию деятельности страховщиков-членов РСА по борьбе с мошенниками и противоправной деятельностью в области автострахования.
Российский союз автостраховщиков – самое большое некоммерческое объединение страховых компаний, портфель которых составляет более 90 % общего рынка автострахования в нашей стране.
Страховые компании – действующие члены и наблюдатели РСА
Членство в РСА регламентируется Правилами профессиональной деятельности, утвержденными Президиумом. В состав союза входят действующие члены и члены-наблюдатели, главное отличие между которыми заключается в наличии лицензии на осуществление ОСАГО.
Страховая компания, претендующая на членство должна отвечать следующим требованиям:
- наличие опыта не менее 2 лет в добровольном страховании моторных рисков, например, КАСКО, ДГО (ДСАГО), в том числе полное сопровождение заключенных договоров и урегулирование убытков;
- соблюдение норм законодательства о страховании;
- признание и действие в рамках Устава РСА;
- присоединение к соглашению, предусматривающему прямое урегулирование убытков;
- наличие лицензии ОСАГО (для действительных членов).
Для принятия решения о вступлении с союз новых страховых организаций необходимо предоставить соответствующее заявление, а также установленный в п. 3.2 Правил пакет документов. При приеме нового члена согласие остальных участников не требуется.
Информацию обо всех участниках Российского союза автострахвощиков, их контактах и наличии действующей лицензии можно получить на информационном сайте http://www.autoins.ru. В данное время в РСА состоит 82 действительных члена с лицензей по ОСАГО, а также 10 членов-наблюдателей.
Что необходимо знать страхователю?
ОСАГО действует в нашей стране более 10 лет и до настоящего времени у страхователей возникают вопросы не только с толкованием терминов, но и порядком действий при страховом случае.
При выборе страховщика обратить внимание следует на действие лицензии. После ужесточения требований ЦБ РФ к ведению страховой отчетности и деятельности многие компании лишились лицензии и их бланки являются недействительными.
При оформлении бланка ОСАГО навязывание других договоров (страхование жизни, имущества) является незаконным – о подобных случаях следует сообщать в РСА и ЦБ РФ.
- вызвать сотрудников компетентных органов на место происшествия (в случае отсутствия их прямого номера можно позвонить 02 или 112);
- оформить бланк-извещение, выданный страховщиком (его следует оформлять на месте ДТП, так как необходимы подписи обоих участников).
Законодатель закрепил также порядок оформления аварии без участия сотрудников ДТП. Данным способом можно воспользоваться лишь при одновременном выполнении следующих требований:
- не более 2 автомобилей;
- наличие действующих полисов ОСАГО;
- причинение только имущественного вреда;
- отсутствие спора о виновности;
- размер ущерба у потерпевшего не более 50 тысяч рублей.
В случае наличия у участников бланков, заключенных до 02.08.2014 г. ограничение по выплате без вызова ГИБДД составляет 25 тысяч рублей.
Получить выплату в рамках договора ОСАГО возможно лишь при наличии виновника. В случаях, если виновное лицо скрылось, сообщить в ГИБДД об аварии следует обязательно. Как только он будет найден, не составит труда и получить возмещение.
При лишении страховщика лицензии претензию, направленную на возмещение ущерба, следует направлять в РСА. В подобных случаях выплачивается возмещение из средств резервного фонда, который аккумулируется из отчислений компаний-членов (3% от каждого заключенного ОСАГО). Можно проверить полис ОСАГО по номеру в РСА.
Филиалы и представительства страховщиков
Все страховые компании имеет центральный офис, который, как правило, располагается в крупных городах (Москва, С.-Петербург, Казань и пр.) и филиальную сеть. По своей сути филиалы выполняют такие же функции, как и центральный офис.
Филиал не является самостоятельным юридическим лицом, его деятельность направлена на представление интересов и их защиту вне места нахождения головного офиса. Все филиалы осуществляют свою деятельность на основании положения и в обязательном порядке закреплены в уставе ЮЛ.
Страхователям предоставлено полное право обращаться в адрес филиала не только с целью заключить полис или внести в него изменения, но и получить возмещение и направить претензию. В случае отсутствия в регионе представителей страховщика, с которым заключен полис ОСАГО, за получением возмещения следует обратиться к другому страховщику, уполномоченному осуществлять выплаты от имени вашей компании.
Информацию о филиалах страховщика во всех регионах или об их уполномоченных представителях, обязаны предоставить в момент передачи ОСАГО.
Как обратиться в РСА?
Созданный для соблюдения и обеспечения единообразного исполнения норм законодательства об ОСАГО, союз работает с обращениями и жалобами, связанными с продуктом ОСАГО.
После введения единой системы АИС хранения сведений КБМ на практике у многих обнулились скидки, которые накапливались с 2004 года. Основные причины неверно выгруженных данных КБМ:
- ошибки, допущенные сотрудниками страховщика при введении данных;
- смена в/у (новые данные не были сообщены страховщику и не внесены надлежащим образом в договор);
- сбой при выгрузке сведений в АИС.
Проверить класс Кбм в единой базе РСА можно, обратившись к любому ее члену и предоставив все необходимые для проверки данные.
В зависимости от способа обращения следует:
- Направить письмо Почтой России по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская д. 27 стр. 3, либо привезти обращение лично по этому же адресу в часы приема: вторник – с 15-00 до 18-00, четверг – с 9-00 до 12-00;
- Направить электронное письмо-обращение на адрес электронной почты: [email protected];
- Воспользовавшись «Горячей линией РСА», обратиться по следующим телефонам: 8-800-200-22-75 (для сотовых и для регионов), (495) 641-27-85 (для жителей Москвы).
Для оформления обращения следует воспользоваться образцом бланка, размещенным на официальном сайте РСА.
Сведения для страхователей: информационные услуги РСА
Российский союз автостраховщиков, исполняя функции по информационному обеспечению реализации ОСАГО, предоставляет возможность всем гражданам получить сведения относительно действующих полисов и сохраненного класса КБМ. Для этого необходимо заполнить все данные на официальном сайте (http://www.autoins.ru).
Информацию можно получить по следующим категориям:
- Статус полиса (действительный/недействительный) — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm;
- Действующий класс в зависимости от коэффициента «Бонус-малус» — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm;
- Наличие действующего договора в отношении конкретного транспортного средства — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm.
Доступ к единой базе АИС предоставил возможность страхователю или потерпевшему получить все необходимые сведения.
«Умное страхование». Андрей Маклецов, Российский Союз Автостраховщиков: телематика и «европротокол»
В заключение следует отметить, что деятельность РСА способствует защите прав и законных интересов страхователей и решению обращений в режиме реального времени. Введение автоматизированной системы, аккумулирующей сведения о заключенных договорах независимо от страховщика, способствовало прозрачности страхования ОСАГО и общедоступности сведений о действительности бланка, наличии действующей лицензии у страховой компании, о действии договора на конкретный автомобиль и иных. Смотрите также образец доверенности в страховую компанию от физического лица.
Российский Союз Автостраховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
РСА включен в Реестр объединений субъектов страхового дела под номером – 068 и обладает статусом профессионального объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «№ 40-ФЗ.»
РСА — первое профобъединение на страховом рынке, статус которого закреплен законом.
Основной предмет деятельности РСА
Ключевые направления деятельности РСА:
Целями Союза являются:
1) обеспечение взаимодействия членов Союза при осуществлении обязательного страхования, операций в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – международные системы страхования), а также координация их предпринимательской деятельности;
2) формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении членами Союза обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;
3) представление и защита интересов членов Союза, связанных с осуществлением обязательного страхования, а также защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами;
4) обеспечение проведения технического осмотра в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств;
5) организация информационного взаимодействия и противодействие мошенничеству в страховании в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) реализация иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.
Основным предметом деятельности РСА является:
1) обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования, разработка и установление обязательных для Союза и его членов правил профессиональной деятельности, а также контроль за их соблюдением;
2) представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов членов Союза, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;
3) осуществление компенсационных выплат и установление размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат в соответствии с требованиями Федерального закона № 40-ФЗ, а также реализация прав требования, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом;
4) создание и использование информационных систем, содержащих сведения, представляемые членами Союза об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа и иные сведения о страховании, предоставляемые страховыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) защита в суде интересов членов Союза, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования;
6) осуществление возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по информационному и организационно-техническому обеспечению обязательного страхования, в том числе функций, связанных с деятельностью членов Союза в рамках международных систем страхования;
7) оказание членам Союза консультационных, информационных и иных услуг в области обязательного страхования и в процессе осуществления страховщиками операций по страхованию в рамках международных систем страхования;
8) координация усилий членов Союза, направленных на борьбу с мошенничеством и иными противоправными действиями в области обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования, а также на противодействие недобросовестной конкуренции;
9) финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, уменьшению аварийности транспортных средств и минимизации ущерба при дорожно-транспортных происшествиях;
10) осуществление и финансирование мероприятий по аккредитации участников инфраструктуры рынков обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования;
11) осуществление взаимодействия с участниками международных систем страхования, а также ведение иной деятельности в соответствии с требованиями этих систем;
12) осуществление международного сотрудничества в интересах членов Союза;
13) осуществление информационно-аналитической деятельности, в том числе подготовка обзоров средств массовой информации по тематике, связанной с деятельностью Союза и осуществлением обязательного страхования;
14) осуществление сбора, обобщения и анализа информации и статистики по интересующим членов Союза вопросам в области обязательного страхования и иных областях, связанных с деятельностью Союза;
15) организация и проведение семинаров, конференций в области обязательного страхования, технического осмотра и иных областях, связанных с деятельностью Союза;
16) освещение деятельности Союза в средствах массовой информации, проведение пресс-конференций;
17) выпуск информационного бюллетеня и иных периодических изданий в области обязательного страхования и иных областях, связанных с деятельностью Союза;
18) организация обеспечения своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования (бланки страховых сертификатов «Зеленая карта»), осуществление контроля за использованием указанных бланков и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» полученной от членов Союза информации о количестве бланков страховых полисов, направленных в обособленные подразделения страховщика (филиалы) каждого из субъектов Российской Федерации;
19) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра аккредитации операторов технического осмотра, ведение реестра аккредитованных операторов технического осмотра, контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра;
20) информирование владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ;
21) представление по требованиям владельцев транспортных средств, потерпевших, информации о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении указанного в требовании лица, номере такого договора и страховщике, с которым он заключен;
22) ведение перечня страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, и размещение указанного перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
23) осуществление иных функций, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, настоящим Уставом в соответствии с его целями и задачами.
Союз вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации иную деятельность, отвечающую целям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
На текущий момент в состав РСА входит 51 страховая компания в статусе действительных членов союза.
РСА является открытым для вступления новых членов. Информацию о правилах вступления в РСА Вы можете узнать в «Правилах вступления в Российский Союз Автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него».
Всероссийский союз страховщиков – новые задачи и новые вызовы
В июне 2011 года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) проводит международную конференцию по страхованию. На фоне каких трендов мирового и отечественного рынка будет проходить мероприятие, чем ситуация сегодняшнего дня отличается от прошедших лет? Какие проблемы беспокоят сегодня страховое сообщество? Что за прошедший год сделано ВСС, как организуется его взаимодействие с другими страховыми союзами? На эти и другие вопросы порталу «Страхование сегодня» отвечает Президент ВСС А.С. Кигим.
Андрей Степанович, какова Ваша общая оценка нынешнего состояния российского страхового рынка? Какие из развивающихся на нем тенденций и возникающих проблем представляются Вам наиболее важными?
На мой взгляд, российский рынок интересен и перспективен. Кроме того, он находится в процессе активной интеграции в мировое сообщество. И косвенным признаком перспективности рынка, на мой взгляд, является то, что иностранные компании сейчас пытаются инициировать переговоры с Минфином об увеличении предельной доли иностранного капитала на российском страховом рынке с 25 до 50 %. Должен отметить, что Ассоциация европейского бизнеса попросила ВСС, среди прочих вопросов, обратиться в Минфин по поводу увеличения этой квоты. То есть иностранные инвесторы видят перспективы российского рынка. И наверное, это позитивная тенденция, потому что она, во-первых, политическая – инвесторы видят стабильность, возможность вкладывать в Россию, как в международный финансовый центр, и во-вторых, она рыночная, ведь бизнесмены в хорошем смысле «корыстны», то есть усматривают здесь прибыльность. Раз они хотят увеличить долю на рынке – значит, видят, ради чего. Это дает основания полагать, что на рынок придет капитал.
Однако нельзя не отметить, что этот процесс происходит на фоне не самых благоприятных тенденций в самой мировой финансовой системе?
На сегодняшний день мы видим, что главная проблема в мире заключается в следующем. Как бы сейчас мы не оценивали, преодолен уже кризис или еще нет, все понимают главное: финансовые надзоры в мире в прежнем виде – неэффективны. Это иллюзия надзора.
Никто так и не смог ответить, почему возник ипотечный кризис. В США применялась, и я всегда был сторонником такого подхода, жесточайшая система контроля – но в части государственных агентств Фанни Мей и Фредди Мак и она дала сбой. Такой же риторический вопрос — почему немцы проглядели, как были выведены пенсионные деньги из специализированного банка в Мюнхене? Как расценивать все те действия на двух торговых площадках (Лондон и Нью-Йорк), в ходе которых проходили фиктивные сделки, направленные на поддержание котировок? В чем причина ситуации в Исландии, где не могут объяснить, где деньги? Что будет делать Великобритания, в которой размещались ирландские банки? Кстати, англичане сегодня отходят от концепции мегарегулятора, пытаются его раздробить на отраслевые регулирующие институты.
Мир переживает тяжелейший, принципиально значимый период, для которого нужны иные принципы финансового надзора, в которых, очевидно, должны быть учтены вопросы глобализации. Сегодня не может быть чисто американского или английского надзора, иначе что тогда делать с транснациональными сделками? Обнадеживает, что это вроде бы понимают уже все органы регулирования. По крайней мере, Алексей Кудрин подчеркивает, что как стратегия это будет реализовываться во всем мире.
Еще один важный момент связан с необходимостью введения электронного контроля. Кто мешает сделать сегодня систему электронных роботов, которые будут с периодичностью в 20 минут запрашивать остатки по счетам страховых компаний и проверять, куда делись деньги? Может, для страховых компаний это не так актуально, но достаточно посмотреть, как сегодня уходит капитал из банков, например, через имитацию торговли на бирже или внебиржевых сделок. В течение 15 минут брокер, по примеру Сосьете Женераль, может разорить банк или нанести ему страшнейший ущерб. Или пример Ника Лиссона, который разорил английский банк Barings за счет фьючерсных сделок. Более того, весь мир сегодня столкнулся с огромным числом проблем на рынке производных инструментов, и никто не может понять, почему нет реального контроля за фьючерсами и опционами, что это за кэш-фонды, которые обладают гигантскими оборотами и ничего не делают. Не случайно Владимир Путин поставил вопрос, что же такое опционы на нефть, если реальной поставки там – 12 %, а остальное – финансовые спекуляции?
Все это – сложнейшие вопросы для государственных чиновников в любой стране. И когда они на них ответят, станет понятно, что такое финансовый надзор.
Есть ли в России какие-то специфические проблемы в этой сфере или отдельные направления работы?
Да, например, сейчас страховщики ведут активную работу, направленную на то, чтобы вместе с государством и корпорациями обсудить вопрос, почему западная модель привлечения «длинных денег» в Российской Федерации не работает. Мы же понимаем, что фактически все западные «длинные деньги» – это средства по долгосрочному накопительному страхованию жизни.
Кстати, у многих неспециалистов тут иногда путаются понятия: страхование жизни и покрытие ущерба, нанесенного жизни и здоровью, в ОСАГО или страховании ответственности на транспорте. Это разные вещи. Ущерб жизни может покрываться и годовыми полисами, связанными не со страхованием жизни, а страхованием ответственности за ущерб жизни и здоровью. А вот реальное долгосрочное страхование жизни – это гораздо более серьезный продукт.
Из данных, подготовленных профильным комитетом ВСС, видно, какую долю в валовом продукте в Европе занимает страхование жизни, и какую часть сборов страховщиков оно обеспечивает. Это деньги, исчисляющиеся в триллионах долларов, которые поддерживают инвестиционный потенциал экономики.
Страховщики, надо отдать им должное, в том числе и Ассоциация страховщиков жизни, и Комитет ВСС по страхованию жизни, идут здесь единым путем, пытаясь объяснить свою позицию Минфину и госкорпорациям. Страховщики не должны, собирая длинные деньги, вкладывать их в краткосрочные инструменты, смысл в том, чтобы длинные деньги были связаны с длинными бумагами с фиксированной доходностью.
Как Вы оцениваете последствия для отечественного рынка совещания по страхованию, проведенного Президентом 30 августа 2010 года?
Важнейшая позиция, которую высказал Президент на совещании 30 августа – что граждане Российской Федерации должны быть социально защищены и цена их жизни должна быть адекватной. Я считаю, что правильный шаг на этом пути сделан Минфином: цена жизни – два миллиона. Я считаю, правильно поступил вице-премьер Сергей Иванов, когда добился того, чтобы в Воздушном Кодексе эта цифра звучала применительно к ответственности авиаперевозчиков. Это важно для будущего развития рынка и социальной защиты населения.
Еще одним важным шагом по реализации установок Президента могло бы быть следующее. Когда формировался рынок коммерческих компаний в России, было введено требование, что никто не может заниматься бизнесом, пока не откроет в банке расчетный счет, только после этого предприятие имеет право встать на учет в налоговой и т.п., и заметьте, все это выполняют. Точно так же должно быть введено положение, что никто не имеет права заняться бизнесом, пока не принесет финансовую гарантию, так же как сейчас — выписку из банка. При этом неважно, что это будет – справка о том, что у него безотзывно на весь период проведения бизнеса задепонированы средства в банке, банковская гарантия или страховой полис – но гарантия обязательно должна быть.
Как страховщики готовятся к вступлению в силу новых требований к уставным капиталам с 1 января 2012 года? РСА публично освещает свою работу с компаниями-членами союза, у которых не хватает капитала. Ведется ли какая-то аналогичная работа по отношению к недокапитализированным компаниям-членам ВСС?
Безусловно, РСА – молодцы, что более жестко проводят эту работу. Но мы должны понять разницу между ВСС и отраслевыми союзами. ВСС – это союз, который занимается политическим диалогом с государством. А РСА, НССО, МСМС и, возможно в дальнейшем, НСА – это союзы, осуществляющие тот или иной обязательный вид страхования. По такому обязательному виду клиент должен знать: что бы ни произошло, ему заплатят. Раз есть обязательный вид страхования, значит, обеспечивается и контроль за соблюдением ключевых требований со стороны государства.
Что касается контроля за капиталами, то в данной связи нам очень жаль, что так долго идет реорганизация надзора, хотелось бы, чтобы она завершилась побыстрее. Тем не менее, действия РСА в рамках полномочий, данных ему федеральным законом, показали, что никаких отговорок на реорганизацию госорганов не будет, и сам Союз, в рамках своих прав, будет эти требования предъявлять, если, конечно, Федеральная антимонопольная служба не будет ему в этом мешать.
Каково Ваше мнение по поводу нынешнего курса на устранение с рынка мелких и средних компаний и ускоренной концентрации страхового бизнеса? Соответствует ли это интересам, например, клиентов или государства? Как подобное укрупнение соотносится с антимонопольным законодательством?
Я не слышал, чтобы этот курс кто-то декларировал. Вот в банковской среде некоторые чиновники действительно высказывали мнение, что мелкие банки не нужны. Более того, я не припомню, чтобы наблюдались какие-то действия со стороны крупных страховщиков в адрес мелких. И всем, кто пытается жаловаться на крупные компании, я рекомендую обратить внимание на долю рынка: вот если бы мы добились того, чтобы хотя бы 30% рынка обслуживалось небольшими компаниями, тогда они бы были реальным конкурентом для лидеров, и нам бы было что обсуждать. Кроме того, как мне кажется, ФАС достаточно много внимания уделяет нарушениям законодательства о конкуренции в страховом бизнесе и делает это достаточно квалифицированно.
Что же касается ответа на вопрос по поводу укрупнения и концентрации, мне, вероятно, следует ответить и как специалисту, и как руководителю профессионального объединения страховщиков, и как потребителю. Как Президент ВСС, я за ту конкуренцию, которая позволяет развиваться бизнесу. И отношение у меня к этому прагматическое. Если я захочу уйти из ВСС и открыть страховую компанию (а мой опыт работы на различных должностях позволяет мне это сделать), мне бы не хотелось вписываться в обязательные требования, что новая компания должна работать сразу в 80 филиалах страны. Условия открытия бизнеса для тех, кто хочет им заниматься, должны быть достаточно щадящими. Хотя, подчеркну, на финансовом рынке ограничений должно быть больше, чем на обычном, так как он неразрывно связан со всей системой финансового надзора страны и финансовой устойчивостью государственного бюджета, здесь требования должны быть повышенные.
А как потребитель я могу сказать следующее. Посмотрите, например, на сферу питания: есть «Макдональдс», а есть элитный ресторан, которые сосуществуют совершенно спокойно, потому что у каждого – своя ценовая ниша и специализация. Так же и на рынке жилищного строительства: есть массовое строительство, а есть элитная застройка. Так почему же на страховом рынке мы хотим сделать иначе?
Если мы говорим о том, что в России нужны страховые компании, которые предоставляют услуги населению, то население должно само выбирать, у кого их покупать. Если государство не доверяет мелким компаниям, которые реализуют обязательные виды страхования, значит это нужно отмечать в законе, но тогда уже не стоит говорить о свободе конкуренции. Но когда мы приходим к тому, чтобы и в добровольном страховании требовать фантастический капитал, я считаю, что это уже неправильный подход.
В отличие от страхового рынка, на банковском, как мне кажется, Центробанк как орган банковского надзора проводит единственно разумную политику. Он не только борется за размер уставного капитала, но и досконально следит за соблюдением нормативов, которые, с его точки зрения, характеризуют финансовую устойчивость. В страховой отрасли пока подобного не происходит.
Какой же выход для страхового рынка можно предложить?
Назрела реформа надзора за финансовой устойчивостью страховщиков. Но пока эту реформу некорректно обсуждать — до тех пор, пока государство в рамках мегарегулятора не определится с тем, что оно делает. Процесс этого объединения затянулся, и при всем уважении к вновь назначаемым руководителям ведомств, все-таки хотелось бы, чтобы они нашли время увидеться с игроками на рынке. Неважно, будет это реализовано через Всероссийский союз страховщиков, через отраслевые союзы, через встречу с руководителями компаний – будь то крупных, мелких, федеральных или региональных, но мы хотели бы узнать, какие проблемы на рынке видит новый страхнадзор и изложить ему свое видение проблемы надзора.
Мы благодарны, что в свое время нам многократно предоставлялась возможность обсуждать текущие проблемы и с Ильей Ломакиным-Румянцевым, и с Александром Ковалем. Это касалось и электронного документооборота, и форм предоставления статотчетности, и порядка выдачи предписаний страховщикам. И хотя не во всем у нас совпадали позиции, однако, шел конструктивный диалог. Надеемся, что этот диалог будет продолжаться и в будущем.
Что нового в работе ВСС с отраслевыми союзами страховщиков (РСА, НССО, НСА, РААКС)?
РСА – это отлаженный механизм, принципы работы с ним давно выстроены и обсуждать уже особо нечего. Что касается других союзов, то механизм еще обсуждается и дорабатывается. В частности, НСА и МСМС подписали соглашения, в соответствии с которыми ВСС предоставил им возможность от своего лица выступать с определенными заявлениями. Кроме того, мы считаем правильным такой подход, при котором Игорь Жук, как председатель комитета по сельхозстрахованию ВСС, входит в рабочую группу у Виктора Зубкова по реформированию сельхозстрахования, а Дмитрий Кузнецов является основным переговорщиком с ФФОМСом, так как ВСС дал им такие полномочия.
С НССО этот путь пока не пройден, мы сегодня стоим на распутье. Члены ВСС хотят сначала услышать доклад НССО, как они видят такое сотрудничество. У нас есть целый ряд видов страхования ответственности за ущерб третьим лицам, и нам нужно определить, какой из союзов должен ими заниматься.
В ближайшие дни планируется подписание соглашения о сотрудничестве с РААКС.
В частности, первая такая проблема возникла по страхованию туроператоров. Пример «Капитал-Тура» и компании, которая его страховала, показал, что никто здесь компании не контролирует, гарантийные фонды не создаются. Ранее написанные ВСС и утвержденные в страхнадзоре типовые правила по данному виду страхования необходимо доработать и скорректировать с учетом реалий сегодняшнего дня. Этот вид страхования нужно превратить в точный аналог ОСАГО, с выплатами потерпевшим из гарантийных фондов и профессиональным контролем со стороны Союза. Надеюсь, что мы найдем понимание со стороны ФАС, что такой контроль здесь необходим, иначе у системы не будет финансовой устойчивости.
Вторая проблема – это сложнейшая работа, которую сегодня осуществляет комитет ВСС по строительно-монтажным рискам. Совместно с национальным объединением строителей они ведут разработку вида страховых гарантий для строительно-монтажных рисков. По окончании этой работы, документы будут переданы на реализацию в отраслевой союз. Ни от НССО, ни от какого-то другого союза мы пока не получили ответа, готовы ли они брать на себя эту ответственность. Вопрос предварительно рассматривался на заседании Президиума 28 апреля 2011 года, а в июне у нас состоится более предметное обсуждение.
Каково Ваше мнение по поводу развития внесудебных и третейских институтов разрешения споров в страховой сфере (омбудсмен, медиация и пр.)?
На совещании у Президента обсуждалось, что нельзя бесконечно гонять граждан по судам. Это отмечал Председатель Высшего Арбитражного Суда, он обратил внимание и на то, что граждане – это все-таки не юристы, досконально знающие договор, который они подписывают, они должны быть потребителями, уверенными в том, что им продали правильную услугу. Частично это можно решить за счет стандартизации, введения типовых правил и продуктов, и большая работа в этом направлении страховщиками уже проделана. Но мы должны помнить, что мы живем в правовом государстве, а значит одного нашего желания здесь недостаточно. Необходимо сначала получить ответ Совета по кодификации при Президенте о том, куда внести соответствующие поправки – то ли в Гражданский Кодекс (тогда это будет похоже на немецкую модель договора страхования), то ли в закон «Об организации страхового дела», где будет четко определено, что существуют типовые правила по массовым видам страхования и т.д.
Есть и другой вариант – внедрение институтов медиации и омбудсмена. Я считаю, что это перспективное направление, и мы также обсудили это на Президиуме. Более того, мы очень довольны, что ряд чиновников высокого уровня (в том числе эксперты Правового управления Администрации Президента, Минфина, Минэкономразвития), прежде чем решить, будут ли они поддерживать изменения в законодательстве, приняли участие во встрече с таким немецким омбудсменом. Зампред Верховного Суда Российской Федерации сказал, что с его точки зрения, омбудсмен – это хороший механизм досудебных решений. Владимир Плигин, Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству отметил, что с его точки зрения это позволяет заботиться о гражданах, не нарушая их конституционных прав. Владислав Резник, как председатель нашего профильного комитета, сообщил, что он мог бы поддержать такой законопроект.
Мы считаем, что это был бы прекрасный пример того, как и власть, и страховщики готовы защищать интересы потребителей. Главная специфика омбудсмена (в немецком варианте) заключается в том, что его решения до 10 тысяч евро не могут быть страховщиками оспорены в суде, страховщики обязаны платить, а вот гражданин может оспорить такое решение. При этом омбудсмен не рассматривает жалобы, которые находятся в суде и прокуратуре, а также не рассматривает жалобы, по которым нет устоявшейся судебной практики. Собственно, далеко не всегда омбудсмен дает положительное заключение. Типичная причина отрицательных заключений — неполный комплект документов. Собрать полный комплект является обязанностью гражданина, так как омбудсмен не занимается следственными действиями и не проверяет правильность доказательств. В общем, по сути, омбудсмен становится инстанцией, которая быстро рассматривает жалобы, что весьма удобно для граждан.
Особняком стоит вопрос третейских судов. РСА пошел этим, я считаю, очень непростым, но правильным путем и создал третейский суд. Теперь часть жалоб страховых компаний друг на друга будет рассматриваться в третейском суде РСА, и ВСС это всецело поддерживает. Я считаю, что если этот механизм будет успешно отработан на автостраховании, то в дальнейшем он должен быть распространен на другие виды обязательного страхования, при этом другие отраслевые союзы должны не создавать свои третейские суды, а пользоваться судом РСА.
Несколько лет назад в СМИ проходила информация, что и ВСС планирует создать собственный третейский суд – какова нынешняя судьба этого проекта?
Категорически нет, я не знаю, откуда такая информация. ВСС согласен с тем, что третейский суд на страховом рынке должен быть, если этого хотят сами страховщики. Но если это уже начал делать РСА, то не надо создавать других третейских судов. Наоборот, нужно просить страховщиков (через ВСС или другие союзы) использовать эту инстанцию как единую. Зачем нам семь третейских судов в страховом бизнесе?
Есть еще споры по перестрахованию, у них ведь другая специфика…
Я согласен с тем, что у нас существует немалое количество жалоб страховщиков друг на друга. Жалобы страховых компаний на страховые компании (в том числе по вопросам перестрахования) – должен рассматривать третейский суд (в данном случае при РСА). Жалобами физических лиц на страховые компании, с моей точки зрения, должен заниматься омбудсмен. Все остальные конфликтные ситуации по страхованию должны улаживать медиаторы. Но, на мой взгляд, в отношении медиаторов должно быть две более жесткие нормы:
Во-первых, я сторонник английской модели, в рамках которой истец не может обратиться в обычный или третейский суд, если он предварительно не попытался решить вопрос у медиатора. Если он идет в суд, минуя медиаторов — он платит существенно увеличенную пошлину. Это логично – не стоит загружать суды ерундой, если есть возможность договориться миром. Если посмотреть нашу статистику Верховного Суда, в каком соотношении находится количество поданных исков и тех, что закончились мировыми соглашениями – доля очень маленькая, порядка 1%.
Во-вторых, имеет значение сложность самих жалоб. Когда мы говорили о рабочей группе по взаимодействию с национальным объединением строителей, руководителем которой является Александр Миллерман, мы обращали внимание, что она решает непростые задачи. С одной стороны, неизбежно будут появляться жалобы, например, строителей на то, что страховая компания отказалась застраховать или отказалась выплатить. Разрешить их можно только при наличии определенных стандартов проведения экспертизы.
Соответственно, там, где будут вводиться обязательные виды страхования, должны быть не просто другие по форме отраслевые союзы, там должны быть назначены эксперты и определены стандарты, по которым эти эксперты рассматривают споры. Вспомните, когда треснула опора и рухнула часть крыши велотрека в Крылатском, была даже статья в «Коммерсанте» о том, как там определяли, ту ли марку стали сделал завод в Электростали, а специалисты завода, напротив, утверждали, что не так сработали проектировщики. Этот пример важен потому, что страховой компании нужны полные доказательства для суда, кто виноват в происшедшем. А чтобы получить это доказательство, у нас должны быть одинаковые стандарты и в строительстве, и в проектировании, и во всем. Если кто-то сказал, как проектировщик, что нужна такая-то марка стали, а сталь треснула, то страховая компания заплатит, но проектировщик должен быть наказан, если была ошибка, если он не посмотрел в справочнике стали, какая сталь соответствует этой нагрузке.
Эту проблематику мы сейчас и видим в ходе того, как в рамках 315-го закона пытаются внедрять саморегулирование. Первое с чего должны начинать те, кто его внедряет – это стандарты экспертизы. Должно быть определено, что либо это делает госорган (но пример Постановления № 238 по ОСАГО показал, что 8 лет никто ничего не делает), либо отдайте эту функцию на рынок, но тогда не мешайте нам работать.
Далее необходимо признать целесообразным отнесение расходов на такую экспертизу безопасности на себестоимость. И страховая компания, и строительная организация должны нанять эксперта, который в случае аварии должен будет определить виновного, без предвзятого мнения с одной или иной стороны. Соответственно, расходы на работу экспертов должны относиться на себестоимость.
Кроме того, имеют значение условия допуска экспертов к этой деятельности. Без сомнения, эксперт должен допускаться на рынок только в случае, если у него есть финансовая гарантия. Эксперт не может ставить подпись под заключением на миллиарды рублей, если у него в кармане нет ни копейки. Страховая компания, выплатившая возмещение, должна иметь возможность выставить регресс тому, кто выдавал неправильные документы. Возможно, это жестоко, но вряд ли целесообразно отнимать у государства и отдавать на рынок функции в случаях, когда их выполнение не обеспечено деньгами. Не надо так создавать иллюзию борьбы с коррупцией и бюрократией, иначе можно получить социальный взрыв.
Ну и наконец, возвращаюсь к вопросу о рассмотрении споров. Последний вариант споров — между двумя видами бизнеса (например, страховщиками, которые страхуют ответственность, и ассоциациями перевозчиков) могут решаться в неких согласительных организациях (а значит, надо подумать, как они должны выглядеть) либо в судебном порядке. К сожалению, здесь не подойдет омбудсмен, может подойти только медиация, третейский суд и обычный суд.
Сейчас активно обсуждаются проекты изменений в регулирование и контроль деятельности страховых посредников. Какова позиция ВСС по этому вопросу?
Позиция наша проста. В стране должен быть создан реестр агентов и должны быть проведены четкие грани между существующими четырьмя видами контрагентов на этом рынке: штатные агенты (и тогда за них, безусловно, отвечает страховая компания), финансовые организации, продающие полисы как посредники (банки, паевые фонды, лизинговые компании, может быть, даже станции техобслуживания и дилерские центры, которые продают сертифицированные машины – для них не надо получать специальные лицензии, пусть работают на основании имеющихся, потому что их хоть кто-то уже контролирует), брокеры (но тогда нужно понять, что брокер не может продавать чужой страховой продукт, он может пойти к клиенту и подписать страховой полис от лица клиента, но уж точно не от лица страховой компании) и, наконец, некий аморфный круг так называемых внештатных агентов (туда пытаются относить и юрлиц, и физлиц, и специализированных посредников, в общем, статус пока не понятен).
Мы призываем навести порядок на агентском рынке. И первая стадия этого процесса – введение реестра агентов. Вторая стадия – введение требований к их финансовой устойчивости.
Кто должен вести реестр агентов?
Здесь можно использовать опыт наших коллег из Германии. Первые 10 лет по аналогии с немецкой моделью реестр ведёт ВСС, а потом, например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Именно так сделали в Германии – они отдали свой реестр немецкой ТПП (там нет союза промышленников и предпринимателей). А я больше склоняюсь к тому, чтобы отдать РСПП – я, по крайней мере, понимаю их политическую линию, хотя и не всегда с ней соглашаюсь, но я вижу ответственность.
В конце июня состоится IX Международная конференция по страхованию. Чем это мероприятие отличается от аналогичных конференций в предшествующие годы? С чем к ней подходит страховое сообщество и ВСС как выразитель его интересов?
Нельзя сказать, что это мероприятие кардинально отличается от аналогичных конференций в предыдущие годы. Но все дело в том, что, надо отдать должное прежнему руководству ВСС, была задана очень высокая планка.
Прошедший с последней конференции год был непростым для рынка, он был отмечен встречей Президента и страховщиков, реформой страхового надзора, вынесением на обсуждение ряда проектов нормативных актов и прочими событиями. Конференция 2011 года проходит в контексте политических инициатив высшего руководства страны, направленных на ускорение создания в России международного финансового центра (МФЦ) и развития страховой отрасли как важной и неотъемлемой части финансового рынка России. В начале интервью я уже сказал о сложности современной ситуации в мировой финансовой системе, поэтому на одно из главных мест я бы выдвинул ту особенность мероприятия, что обсуждение будет строиться с учетом интеграции России в международную финансовую систему, опираться на анализ информации о том, что происходит в мире, и определять возможности адаптации международного опыта к российскому страховому рынку. Разумеется, будут обсуждаться все происходящие в отечественном страховании, новые тенденции и возможные сценарии развития.
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех заинтересованных специалистов принять участие в мероприятии. Совместно с вами мы сможем сформировать позицию страхового сообщества для нового этапа диалога с государственной властью по ключевым вопросам развития российского страхового рынка.