Страховка космонавта в космосе
Умер космонавт, первым вышедший в космос без страховки
Маккэндлесс входил в команду поддержки миссии «Аполлон-14» и работал в качестве резервного пилота первой миссии экипажа Skylab. В космосе он был дважды: в 1984 году он впервые выполнил выход в открытый космос без страховки, а в 1990 году помогал вывести на орбиту космический телескоп «Хаббл».
«Наши мысли и молитвы с семьей Брюса. Его навсегда запомнят по знаменитой фотографии полета на пилотируемом маневрирующем модуле», – отметили в НАСА. Имеется в виду миссия Manned Maneuvering Unit, в ходе которой Маккэндлесс стал первым космонавтом, который вышел их космического корабля без страховки. Кадры его полета на MMU стали самыми знаменитыми в истории НАСА после ролика с высадкой на Луну Армстронга.
Вообще, на написание поста побудило удивление от цифр зарплат астронавтов в комментариях к посту «NASA открыло вакансии астронавтов: зарплата до $145 000, переезд в Хьюстон обязателен». Между тем цифры для американских астронавтов в целом общедоступны. Ткнуть в конкретного астронавта и получить уровень его дохода не получится, но рамки хорошо известны.
При расчёте жалованья астронавта НАСА производится учёт его навыков и опыта. Астронавты-гражданские проходят как государственные служащие, поэтому им назначают категории шкалы оплаты General Schedule от GS-11 до GS-14. Узнать размер денежной компенсации может любой желающий: вот данные за 2015 год, а вот данные за 2016. В таблицах собран размер выплат за весь год, а не за месяц. Как видно, это суммы порядка 50—150 тысяч долларов в год. В своём ответе от 21 августа 2013 года на сайте Quora.com сотрудник НАСА Роберт Фрост упоминает суммы от 5300 до 11790 долларов в месяц.
Военные и офицеры чаще всего проходят по O-4, O-5 и O-6. В ВВС США этим уровням соответствуют майор, подполковник и полковник, соответственно. Эти цифры тоже доступны в Сети. Ответ Фроста содержит оценку в 6500 до 8650 долларов в месяц в зависимости от выслуги. Если судить по данным в Сети, и спустя 2,5 года эти цифры находятся на примерно том же уровне. Но также могут быть дополнительные пособия по жилью и выплаты за налёты. К примеру, продовольственные выплаты могут составлять до 1100 долларов в месяц, пособия на жильё — до 1600 долларов в месяц. Выплаты за налёты разные, могут быть, к примеру, до 200 долларов в месяц.
Собственно на орбите астронавты НАСА продолжают получать своё обычное «земное» жалованье, плюс идёт маленькое начисление суточных. За полгода может накапать порядка пары сотен долларов. Это чисто символическая добавка, которая не имеет смысла — астронавтам всё равно предоставляется еда, жильё и всё необходимое. Потратить суточные на МКС просто негде.
Европейское космическое агентство
Европейские астронавты проходят по категориям от A2 до A4, что согласно данным Фроста, даёт цифры порядка от 6,5 тыс. до 10,5 тыс. долларов в месяц. ЕКА не указывает точных данных, но сайт НАТО предоставляет размеры выплат категорий A2, A3 и A4 от 5,1 тыс. до 7,3 тыс. евро. При зачислении в отряд астронавтов новичков переводят на A2. A3 можно получить после прохождения базовой подготовки. Чаще всего повышение до A4 происходит после первого полёта в космос.
Российские космонавты
Цифры получить чуть более сложно. Доступны сводки из информагентств и интервью. Данные от декабря 2012 года дают цифры месячного оклада 60,9 тыс. рублей для кандидата в космонавты, 63,8 тыс. для космонавта-испытателя и 88,45 тысяч рублей для инструктора-космонавта (опытного космонавта, который учит других). После первого полёта оклад увеличивали до 69,6 тыс. Но это лишь базовая составляющая, к которой добавляются неплохие надбавки и премии. На тот момент доллар стоил порядка 30—32 рублей. Даже тогда материальное обеспечение было хуже, чем у пилотов коммерческих авиакомпаний.
Всё это меркнет в сравнении с ощутимой выплатой за 6-месячное пребывание на Международной космической станции. Суммарно за полгода на орбите российские космонавты получают эквивалент порядка 130—150 тысяч долларов. Подобные суммы складываются из изначального контракта и дополнительных ситуаций. К примеру, на станцию регулярно прибывают космические грузовики «Прогресс». Автоматическая система стыковки может испытать некую проблему. Управление придётся перехватить и пристыковать корабль вручную. Эта процедура может быть оплачена дополнительно. Сверхурочные, дополнительные дни пребывания на орбите, незапланированные операции — всё это увеличивает размер денежного вознаграждения. Как считает астронавт Клейтон Андерсон, возможно, поэтому космонавты так спокойно и любезно общаются с ЦУПом: они не хотят ставить под угрозу своё денежное вознаграждение.
Судить о качестве жизни по размеру месячной денежной компенсации бессмысленно. Разнятся не только структуры вознаграждений, дополнительные бонусы и налоги. Американский астронавт отдаст ощутимую сумму на медицинскую страховку; больше, если у него есть иждивенцы. Центр подготовки астронавтов ЕКА расположен в Кёльне, и снять там жильё будет подороже, чем в округе Галвестон штата Техас. Некоторые московские цены находятся на уровне выше, чем в США, но многое в России куда дешевле.
Страховка космонавта в космосе
Запуск с Байконура 21 марта будет застрахован на 3 млрд руб. При этом будут застрахованы и космонавты, и ракета-носитель «Союз», и космический аппарат «Союз-МС08», и стартовая площадка космодрома Байконур, и ответственность перед третьими лицами при проведении запуска. Об этом нам рассказал Павел Шутов, президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС). Кроме того, Павел прокомментировал, какие риски чаще всего страхуют в российской космонавтике и как происходит расследование страховых случаев.
Интервьюер: Сергей Карпов
Респондент: Павел Шутов
21 марта с Байконура состоится старт пилотируемого корабля «Союз». Скажите, какой предусмотрен «стандартный набор» страховых услуг для подобных запусков?
В таких запусках страхуются ракета-носитель и космический аппарат – на полную стоимость. В этом конкретном случае страховая сумма составит чуть более трех миллиардов рублей. Страхуется также ответственность перед третьими лицами при запуске – защищаются имущественные интересы страхователя, связанные с риском наступления ответственности за причинение физического или имущественного ущерба третьим лицам на Земле и в космосе. Своего рода ОСАГО для космических запусков. При этом лимит ответственности составляет три миллиарда рублей.
Застрахован весь отряд космонавтов – для них предусмотрено непрерывное страховое покрытие в течение года. Таким образом, пилоты защищены и на Земле – во время подготовки, при запуске в космос и в космосе – во время пребывания на МКС и при спуске на Землю.
Также страхуется стартовый комплекс вместе с пусковой площадкой. Для всех стартовых комплексов космодрома Байконур предусмотрен договор страхования на год. Они застрахованы как на время пусков, так и на время так называемого межпускового периода.
Если обобщить, то застраховано и имущество, задействованное в запуске, и люди, которые летят, и ответственность перед другими лицами, которая может возникнуть в случае аварии.
Перед страховыми выплатами, скажем, по автомобильному КАСКО, страховщики проводят расследование, действительно ли страхователь не виноват. Есть ли процедуры проверки перед возмещением космических рисков? Какие они?
Проверки, а точнее, исследование обстоятельств, конечно есть. И главный результат такой работы – это выводы межведомственной аварийной комиссии. Комиссия формируется из представителей предприятий, которые участвовали в производстве космической техники и непосредственно в запуске, и из независимых экспертов. В комиссию, как правило, привлекаются и представители компаний-страховщиков. Рассматриваются причины и последствия аварии, делаются выводы и рекомендации о том, как не допустить аварий в дальнейшем.
Акт этой комиссии – основной документ, который рассматривается для изучения страхового случая и определения размера страховой выплаты. При проведении расследования страховщики имеют право запросить дополнительные документы для прояснения деталей. Решение принимается на основании всего пакета документов и результатов расследования.
В чем заключаются отличия страхования космических рисков в России, если сравнивать их со страхованием в США?
Страхование космических рисков в США и России практически никак не отличается. Очень часто мы участвуем в перестраховании иностранных космических рисков так же, как и иностранные компании участвуют в перестраховании наших рисков. Условия в основном идентичны как в России, так и в Европе, США и Китае.
Какие компании в России занимаются страхованием космических рисков? Какие требования предъявляются к таким компаниям?
Количество компаний на рынке космического страхования невелико. Космическими рисками в основном занимаются «ВТБ Страхование», «Согаз», «Ингосстрах», «Альфа Страхование», «Согласие», «ВСК». Космическое страхование – это большие лимиты, большие страховые суммы и, соответственно, вероятность крупных выплат. Поэтому главное требование к таким компаниям – финансовая устойчивость организации. Должен быть необходимый набор финансовых и трудовых ресурсов, высокие рейтинговые показатели – то есть все, что так или иначе характеризует надежность, финансовую стабильность и профессионализм страховой организации.
Договоры страхования космических рисков заключаются через тендеры. Заказчики страховых услуг устанавливают высокую планку требований к показателям надежности и опыта страховщиков.
Определенных цифр в требовании по объему финансовых ресурсов нет, но рассматриваются бухгалтерские документы и оценивается возможность компании осуществить выплату в крупных размерах, которые подразумеваются страховыми рисками.
Скажите, как происходит страхование таких рисков: этим занимаются специальные агенты или договоры заключаются на уровне руководства компаний?
Как правило, у всех компаний, которые занимаются космическим страхованием, есть специализированное подразделение для этого. Это либо подразделение по космическому страхованию, либо подразделение, совмещенное с авиационным – это смежные направления. Они могут называться по-разному, но, по сути, именно они занимаются страхованием космических рисков. Никакие агенты для этого не привлекаются.
Страхование космических рисков – это выгодный бизнес или, прежде всего, показатель статусности страховой организации?
Если грамотно и умело заниматься этим направлением, уделять внимание перестрахованию и управлению рисками, то это выгодный бизнес.
Любые крупные риски придают статусность страховой организации. Космос, разумеется, к ним относится. Это известный, яркий, «пиарный» вид страхования, но только ради статуса страховщики этим заниматься не будут. Слишком дорогое удовольствие.
Какой пример страхового возмещения по космическим рискам был в вашей практике самым запоминающимся?
Их два – и оба связаны с ответственностью перед третьими лицами. В обоих случаях произошла авария – падение ракеты – на территории другого государства. Это наиболее трудоемкие страховые процессы. В них участвуют уже не межведомственные, а межправительственные комиссии по исследованию аварий. Ведутся гораздо более объемные разбирательства. Мне как специалисту интересно было работать именно с такими непростыми случаями. К счастью, страховые события, связанные с причинением вреда третьим лицам при космических авариях – самые редкие.
Первый случай, когда я участвовал в выплатах по договору ответственности перед третьими лицами, произошел в Казахстане. Это была авария ракеты-носителя «Днепр» с белорусским спутником «БелКА-1». Вторая авария также случилась в Казахстане – это был ракета-носитель «Протон» со спутником «JCSAT-11» на борту.
Страхование какого риска в российской космонавтике самое распространенное? Какое – наоборот, встречается реже всего?
Самое распространенное страхование – страхование ответственности перед третьими лицами. Это вроде ОСАГО для автомобилей. Такое страхование установлено законом «О космической деятельности» и при всех запусках, которые производятся с территории РФ, это страхование должно быть обеспечено.
Самое редкое – это страхование всевозможных финансовых рисков при эксплуатации космической техники. Например, это страхование потери прибыли при поломке или выходе из строя космических аппаратов. Это экзотическое страхование, но иногда встречается.
А какие страховые возмещения больше всего распространены в России?
Те, что связаны с самой космической техникой – поломками или полной гибелью аппаратов и ракет-носителей.
В уставе РААКС указано, что членами ассоциации могут стать в том числе страховые компании иностранных государств. Судя по сайту, таких в РААКС две – и обе из Беларуси. Интересуются ли членством в РААКС компании не из стран СНГ?
Некоторое время назад у нас были также компании из Украины, но они приняли решение выйти из ассоциации. 20-21 февраля мы провели международную конференцию РААКС, на которой несколько иностранных компаний заинтересовались вступлением в ассоциацию. Пока мы не приняли решение, я бы не хотел озвучивать их названия.
РААКС для страховых компаний – это информационная площадка. Это возможность участия в конференциях, общения и обмена опытом. Это участие во всевозможных рабочих группах и комитетах на разных уровнях по формированию законодательной базы и разработке нормативных документов. Другими словами, это возможность участия в законотворческой деятельности и обмен опытом в области космического страхования.
21 марта Павел Шутов примет участие в InSpace Forum 2018 – международном форуме по коммерческой космонавтике и БПЛА. Он станет модератором дискуссии о страховании космических рисков.
Страховка космонавта в космосе
Американский астронавт Брюс Маккэндлесс, совершивший первый в истории человечества выход в открытый космос без страховки, скончался в возрасте 80 лет в США. Об этом сообщает NASA.
«Наши мысли и молитвы с семьей Брюса. Его всегда будут помнить по легендарной фотографии полета на пилотируемом маневрирующем модуле (MMU)», — сказал директор НАСА Роберт Лайтфут.
Отмечается, что астронавт скончался 21 декабря.
Брюс Маккэндлесс окончил Стэнфордский университет, служил в качестве пилота Военно-морских сил США (ВМС США) и позднее вошел в набор астронавтов NASA. Также он участвовал в установке крупнейшего космического телескопа Hubble.
Страховка космонавта в космосе
При полетах на МКС периодически одно из трех мест в корабле «Союз» занимает космический турист. Как и космонавтов, туристов обязательно страхуют, только на гораздо большие суммы, так как эти участники полета менее подготовлены для пребывания в космосе.
Путешествие на орбиту в качестве туриста совершили всего семь жителей Земли. Их имена известны всему миру — это американцы Деннис Тито, Грегори Олсен, Ануше Ансари, Чарльз Симони (летал на МКС дважды), Ричард Гэрриот, канадец Ги Лалиберте и Марк Шаттлворт из ЮАР. Первый полет туриста прошел в 2001 году, последний на сегодня — в 2009-м. В 2015 году полететь на МКС должна была певица Сара Брайтон, но за несколько месяцев до старта отказалась от полета. Ее место на корабле «Союз» занял казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.
Для коммерческого полета в космос существует два типа обязательных страховок, рассказывает Сергей Костенко, глава московского представительства Space Adventures — единственной компании, которая совместно с «Роскосмосом» организует полеты частных лиц на МКС. «Во-первых, требуется страхование жизни и здоровья: полет в космос — мероприятие с повышенными рисками, — объясняет Костенко. — Далее — страхование ответственности туриста перед партнерами по МКС на случай, если произойдет порча имущества, ведь на станцию прилетает непрофессиональный человек, который не проходил обязательную для космонавта двухгодичную подготовку, не очень хорошо знаком с оборудованием».
Стандартный лимит страховки жизни и здоровья космического туриста — $1 млн, но при желании человек может застраховать себя на большую сумму. Конкретные страховые суммы, которые фигурируют в договорах туристов, — коммерческая информация, говорит Сергей Костенко. По оценке РААКС, страховой тариф для туриста может составлять 3–6% от страховой суммы. Лимит договора страхования ответственности за возможную порчу туристом имущества МКС составляет несколько миллионов долларов, говорит представитель Space Adventures: «Вопрос страховки не является критичным в процессе ценообразования для коммерческого полета. Все, кто летят, в состоянии себе это позволить, никто даже на эту тему не дискутирует». Стоимость самого космического вояжа составляла в разные годы $20–52 млн.
В бортовых журналах космического корабля и орбитальной станции туристы числятся участниками полета и космонавтами-исследователями, говорится в документальном фильме «Роскосмоса» «Мечты сбываются». Профессиональных космонавтов в обязательном порядке страхуют на основании ст. 25 закона «О космической деятельности», объясняет глава РААКС Павел Шутов. «По полисам космонавтов страховое покрытие распространяется на время общекосмической и предполетной подготовки, сам полет, включая пребывание на МКС и спуск на Землю, а также на время послеполетной реадаптации — это 30–60 дней после приземления экипажа», — рассказывает он.
Туристы страхуются на аналогичных условиях, но на МКС они проводят около десяти дней, в то время как экспедиции космонавтов могут длиться месяцами. И, конечно, различаются суммы. Весь отряд из 37 российских космонавтов (и находящихся на МКС, и тренирующихся на Земле) застрахован на 2016 год в СК «ВТБ Страхование». Максимальная страховая сумма составляет 14 млн руб. на каждого космонавта. Страховка туристов привязана к конкретному запуску, и это всегда индивидуальный договор, а не годовая программа.
Все космические туристы были застрахованы в зарубежных компаниях, говорит Сергей Костенко. А первый из них, Деннис Тито, получил еще и страховку стоимостью 1 руб. с покрытием $100 тыс. от российской компании «Авикос». «Мне доверили вручить полис Деннису Тито на Байконуре в 2001 году. Конечно, это была прежде всего рекламная акция», — вспоминает директор по авиастрахованию компании «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. Пока никому из космических путешественников страховой полис не пригодился — обращений по страховым случаям не было, говорит Сергей Костенко.
Со временем возможность побывать в космосе станет доступнее. Компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, которая планирует суборбитальные полеты туристов, страхует свои риски на авиационном рынке, рассказывает Илья Кабачник: «Они будут иметь полис страхования ответственности перед пассажирами — примерно так, как это делают авиакомпании». Такая поездка обойдется значительно дешевле полета на МКС — около $200 тыс., и несколько сотен потенциальных туристов уже внесли депозит. Сколько будет стоить их страховка, пока не известно.
Космонавты рассказали, что ждет человека в открытом космосе
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки
МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли, отвечая на вопросы пользователей социальной сети Facebook на странице посольства США в России, рассказали, что они не рекомендовали бы находиться в открытом космосе без скафандра, поскольку в этом случае азот выйдет из состава крови, заставив ее, по сути, кипеть.
Говоря о том, что вдохновило его посвятить себя полетам в космос, Корниенко вспомнил о своих родителях. «Мой отец был пилотом на спасательном вертолете и работал в командах, которые оказывают реабилитационную поддержку экипажам во время приземления. Он работал вместе с другими во время приземлений Терешковой и Титова», — сказал он.
Космонавты не успели ответить на все вопросы из-за плотного графика, сообщила администрация страницы посольства. В частности, без ответа остались вопросы о том, приходилось ли во время миссии есть санкционные продукты и когда состоится выставка фотографий с МКС.
Участники годовой миссии российский космонавт Михаил Корниенко, Скотт Келли (НАСА), а также Сергей Волков (Роскосмос), отработавший на орбите полгода, 2 марта вернулись на Землю с МКС. Келли и Корниенко работали на орбите 340 дней, это рекорд для представителя США.
На борту МКС сейчас в ожидании прибытия смены с Земли остались Тимоти Копра (США, НАСА), Тимоти Пик (Великобритания, ЕКА) и Юрий Маленченко (Россия, Роскосмос). Следующая экспедиция на МКС отправится 19 марта. В ее составе на орбиту летят российские космонавты Алексей Овчинин и Олег Скрипочка, а также американский астронавт Джеффри Уильямс, которому предстоит стать командиром 47 экипажа.
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
© 2018 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Анисимов А.С.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
- не соответствует тематике страницы;
- пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
- нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
- содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
- содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
- содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
- нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
- содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
- содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
- преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
- имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
- содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
- рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
- содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
- является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
- автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
- автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
- автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]
В письме должны быть указаны:
- Тема – восстановление доступа
- Логин пользователя
- Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
Первый свободный полет в открытом космосе
Не так давно на экраны кинотеатров вышел фильм «Гравитация» («Gravity») Альфонса Куарона, о котором мы уже рассказывали ранее. У подобных фильмов всегда захватывающий сюжет, но порой кажется несколько надуманным. Но это только на первый взгляд. Ведь трудно представить, что аналогичная история могла иметь вполне реальную основу.
Американское космическое агентство NASA опубликовало снимок в разделе Фото дня, на котором изображен астронавт, свободно летящий в открытом космосе. Им оказался Брюс МакКэндлесс II — бывший морской летчик американских ВМС и бывший астронавт NASA, как сообщает topnews.ru.
Снимку уже более 29 лет. Однако размещен он был относительно недавно.
До этого в открытое космическое пространство уже «ступала нога человека». Первопроходцем стал советский летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. Однако А.А. Леонов выходил в космос в не совсем свободный полет — со страховочным фалом.
Брюс МакКэндлесс же вышел абсолютно без страховки и без какой-либо связи с кораблем в специальном снаряжении — управляемом модуле для маневрирования в космическом пространстве MMU (Manned Maneuvering Unit).
Экспедиция астронавтов во главе с Брюсом стартовала с космического центра Кеннеди во Флориде на околоземную орбиту на борту шаттла Challenger STS–41B 3 февраля 1984 года именно с целью проведения испытаний MMU.
Сам модуль MMU представлял собой индивидуальную двигательную установку, этакий самоходный «рюкзак», весом 140 кг, работающий на сжиженном азоте, находящемся под высоким давлением, и оснащенный 35-мм фотокамерой, которая фиксировала все происходящее. Также модуль имел сдерживающий манипулятор MFR, который позволял управлять астронавту полетом при помощи ног.
Запасов топлива как и кислорода у астронавта было всего лишь на 7-8 часов, что означало высочайший риск в случае, если бы что-то вдруг пошло не так. Но все прошло успешно.
Брюс выполнил два выхода в открытое космическое пространство:
07.02.1984 — продолжительностью 5 часов 55 минут;
09.02.1984 — продолжительностью 6 часов 2 минуты.
Общая продолжительность полета составила 7 суток 23 часа 17 минут 2 секунды.
Брюс МакКэндлесс во время своего полета удалился на 97,5 метра от грузового отсека Challenger.
11.02.1984 г. экспедиция благополучно вернулась на Землю.
После этого астронавты еще не раз использовали MMU для замены неработающих агрегатов своих космических кораблей и даже снимали с их помощью с орбиты испорченные спутники. Но потом, после катастрофы шаттла, эти двигатели были запрещены к использованию в силу их признания «опасными для жизни».
Страховка космонавта в космосе
Увлекательная неплановая «прогулка» в открытом космосе.
Дорогие мои читатели! Наверное, все вы были увлечены наблюдением за масштабным мероприятием, которое проходит в эти дни в России. Конечно, же, я говорю об открытии XXII зимних Олимпийских играх в Сочи! Зрелище было, поистине, грандиозное! И я горд тем, что косвенно причастен к проведению спортивного праздника в нашей стране. Если кто не знает, во время моей первой экспедиции в 2007 году на МКС в состав экипажа корабля «Союз ТМА-10» входили два россиянина: командир Олг Котов и бортинженер Фёдор Юрчихин. Так получилось, что 4 июля 2007 года, во время выбора города-претендента на проведение Олимпиады-2014 на сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Гватемале, прозвучало наше с Федей обращение с борта станции в поддержку Сочи. Это должны были стать первые зимние Олимпийские игры на территории России. Сочи победил в жёсткой конкурентной борьбе!
И вот, спустя семь лет, на борт Международной космической станции космонавт Михаил Тюрин доставил факел, главный символ Олимиады! Мы с Сергеем Рязанским выносили его в открытый космос, а Фёдор Юрчихин вернул Олимпийский факел на Землю! В день открытия зимних Олимпийских игр в Сочи именно от этого факела был зажжён главный огонь Олимпиады (по крайней мере, так обещали сделать)))! ЗдОрово!
Вот так выглядит сейчас олимпийский Сочи из космоса!
А сейчас, наверное, пришло время рассказать увлекательную историю о третьем выходе в нашей экспедиции – выходе 37 с буквочкой «а», посвящённом всё тем же нашим (хотя не нашим, а канадским, но всё же нашим) телескопам. Почему «37а»? По давно сложившейся традиции последовательность нумерации выходов является достаточно строгой, стабильной. Каждому выходу предписаны те или иные задачи на несколько лет вперёд. Поэтому если возникает необходимость в неплановом выходе, то берётся номер существующего, и к нему добавляется буква. Обычно одна, но может быть и больше – такие случаи были и с российской, и с американской стороны, когда были дополнительные выходы.
Итак, из-за того, что в первый раз нам не удалось успешно запустить телескопы, мы вышли ещё раз, ровно через месяц, 27 января. Я и Сергей (и те же два замечательных телескопа) открыли люки и покинули станцию. Выход был, конечно, намного проще, чем предыдущий. Самое главное – уже был понятен маршрут, было известно, как выносить, как ставить и как подключать телескопы. Тем не менее, выход всё равно продолжался часов шесть с небольшим. Немножко о телескопах: идея установки телескопов на станции витала достаточно давно, ещё со станции «Мир» и в эпоху становления Международной космической станции, потому что уж очень соблазнительно было получать хорошие картинки Земли из космоса в отличном качестве. Поэтому мы не говорим о спутниках фотографирования, которые, в частности, предоставляют фотографии для специальных служб или для «Гугла» для картографических целей. Речь идет о фотографировании Земли со статической точки зрения, под некоторым углом, чтобы показать рельеф и объём. Обычно этим занимались космонавты и астронавты – фотографировали внутри станции. Но есть ограничения. Всё-таки фотографирование через иллюминатор имеет свои особенности. Кроме того, фотографирование с рук – это не очень лёгкое дело. Чем больше разрешение, чем больше увеличение, тем меньше вероятность получить качественный снимок, потому что очень тяжело синхронизироваться с бегом Земли. Простая физика: чем больше увеличение, тем больше становится заметен бег снимаемой поверхности. Значит, надо более тщательно сопровождать точку визирования по объекту, то есть отслеживать его, как в прицеле. Не очень легко всё это делать — скорости огромные.
Благодаря канадским партнёрам и участию российской стороны были изготовлены два телескопа. Один высокого разрешения, другой – среднего. В основном они предназначены для съёмки, фотографирования любых объектов, над которыми пролетает станция. Обещают, что этот ресурс будет доступен в интернете, и, в принципе, фирма-изготовитель будет предоставлять его на каких-либо условиях для пользователей. К сожалению, у экипажа возможности посмотреть на эти снимки и оценить их нет. Во всяком случае, свою задачу мы выполнили. Сейчас выполняются работы по отладке. Что-то надо будет перепрограммировать, что-то изменить, синхронизировать. Это тоже вопрос технологии и времени. Я думаю, что в ближайшее время телескопы эти заработают.
Вернёмся к выходу. Была очень интересная задача. Достаточно простая, но интересная – пройти в сторону американского сегмента, почти на границу между ФГБ и американским модулем NODE-1, подойти к манипулятору (канадской робототехнической системе Canararm) и снять с неё адаптер для якоря. Так получилось, что предохранительная защёлка, которая фиксирует якорь, выскочила самопроизвольно, и у специалистов на Земле возникли опасения, что она в последующем может помешать работе манипулятора, может попасть в захват. Поэтому по просьбе наших партнёров мы выдвинули якорь в сторону ССРМС (то есть «руки» манипулятора) для того, чтобы снять адаптер.
Самое примечательное, о чём можно сказать, – это система страховки. Наверное, любители космонавтики (особенно те, кто интересуется выходами в открытый космос) знают, что системы страховки во время выхода бывают разные. То есть у нас она одного типа, у американцев – другого. Постараюсь пояснить, в чём тут дело. Российская система страховки построена на классическом варианте двух карабинов. На поясе скафандра прикреплены два фала со страховочными карабинами: один короткий и жёсткой длины, второй – растягивающийся, пружинный. Перемещение получается, как у альпиниста, то есть пошёл, перецепил один карабин, перецепил второй карабин, перехватился рукой, перецепил первый карабин, перецепил второй карабин, перехватился и так далее. Конечно, это достаточно долго и достаточно трудоёмко, потому что во время выхода получается, что этот карабин нужно несколько сотен раз щёлкнуть, отщёлкнуть и переместиться. Ну и основное правило: всегда должны быть две точки фиксации. Либо это два карабина, либо это рука и один карабин. Это нужно для страховки, для надёжности. Потому что, если вдруг что-то случится, никто ничем тебе не поможет. Можно отлететь от станции. Медленно. Метр за метром. И превратиться в искусственный спутник Земли. Ну ладно, не будем о грустном.
В американской стороне система страховки построена совершенно по другому принципу. Масштабы американского сегмента гораздо больше, и такой метод явно не является допустимым. Они предпочли другой способ: астронавты перемещаются без страховочных карабинов. Как они обеспечивают безопасность? Есть два способа. Первый – это страховочная рулетка. На поясе закреплена длинная рулетка с металлическим тросом, который зафиксирован в районе выходного люка. Второй способ – это сейфер, реактивный ранец на спине. Если руки отцепились и астронавт находится в свободном парении, то первым средством спасения будет лебёдка, которая его притянет к ближайшей точке фиксации. Когда идешь с рулеткой, то обязательно нужно заправлять трос в так называемые «поросячьи хвостики» – спиральки, расставленные по станции, в которые заправляется тросик, чтобы он не запутался, никуда не затянулся, не помешал. Тросик идёт за тобой. Если тросик не сработал, тогда сейфер, одноразовая система, которая работает на сжатом газе, позволяет с помощью двух десятков реактивных двигателей и несложной системы управления пристыковаться к ближайшей конструкции станции и дальше уже на руках продолжить свою работу. В каждой системе есть свои плюсы и минусы. Если ты работаешь с лебёдкой, то обязан ходить по одному и тому же маршруту, иначе трос будет запутываться и огибаться. В российской системе страховки не ограничено перемещение, но заметно ограничена скорость перемещения. Поэтому при походе на ФГБ я выбрал смешанную систему страховки – я использовал лебёдку и один карабин. Так я обеспечивал две степени безопасности: первая – карабин, вторая – лебёдка. Скорость перемещения значительно увеличилась, я достаточно быстро дополз до адаптера, до манипулятора, снял деталь и вернулся обратно. Такие вот есть варианты работы в открытом космосе.
А что касается выхода, то своей работой мы остались довольны! Пожалуй, всё. Спасибо.