Лицензия на предоставление коммунальных услуг
Процедура отзыва лицензий у управляющих компаний может быть упрощена
Речь идет о внесудебном порядке отзыва у компании лицензии за два грубых нарушения (период времени пока не уточняется), а также в том случае, когда в результате нарушения был причинен вред здоровью человека. Об этой инициативе заявил вчера министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень в ходе круглого стола «Реформирование системы ЖКХ», организованного газетой «Ведомости». По словам министра, соответствующая законодательная инициатива уже направлена в Правительство РФ с тем, чтобы в дальнейшем оно передало ее на рассмотрение в Госдуму.
Напомним, в настоящий момент аннулировать лицензию управляющей компании может только суд по заявлению органа государственного жилищного надзора (ч. 1 ст. 199 Жилищного кодекса РФ). Такое заявление может быть подано, если в течение календарного года управляющей компании (или ее должностному лицу) два раза и более суд назначал административное наказание за неисполнение предписания контролирующих органов (ч. 5 ст. 198 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, в целях повышения платежной дисциплины управляющие компании могут быть исключены из числа посредников в цепочке оплаты за оказание коммунальных услуг. «Ни для кого не секрет, что они грешат тем, что аккумулируют на своих счетах собранные с граждан средства, которые предназначены для немедленного перечисления ресурсоснабжающим организациям», – комментирует Мень.
По его словам, обе инициативы должны быть приняты до конца текущего года.
Михаил Церковников,
доцент Российской школы частного права, магистр частного права.
27 июля 2016 года
Споры в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Однако это далеко не единственное из возможных нововведений. Так, планируется улучшить условия для привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру. В частности, это касается стимулов для собственников-физических лиц – на данный момент они пока полностью отсутствуют. «У нас сейчас очень высокие налоги на имущество, на квартиры, поэтому гражданина можно простимулировать, уменьшив ему этот налог в том случае, если он потратит денежные средства, например, на улучшение общего имущества многоквартирного дома», – предлагает Директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.
Минстрой России также не обошел стороной вопрос расселения аварийных домов и капремонта. По словам министра, в целом по стране в прошедшем году план был перевыполнен – 191 тыс. человек переселены из 3 млн кв. м аварийного жилья, а это 109,6% от плановых показателей. И до сентября 2017 года планируется расселить еще около 5 млн кв. м. «Единственное, что нас сегодня беспокоит, это те регионы, у которых есть проблемы с софинансированием из региональных бюджетов, но останавливать программу мы ни для каких регионов не будем», – обещает Михаил Мень. Что касается капитального ремонта, то, по его словам, предусмотрено полное использование тех средств, которые были собраны в прошедшем году и собираются в текущем. «Процесс сбора пошел, а конкурсные процедуры затягиваются – это недопустимо. Деньги должны быть использованы для того, для чего они предназначены», – заключает министр.
Наибольшее внимание сегодня, по мнению экспертов, следует уделить вопросу повышения прозрачности оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Напомним, что в этих целях в конце февраля прошлого года был запущен ГИС ЖКХ. Система предполагает размещение информации обо всех лицензированных управляющих компаниях и домах, которыми они управляют. А до конца года, по словам Михаила Меня, у каждого потребителя появится личный кабинет, куда будет приходить платежка, которую можно будет сразу оплатить. Также ГИС ЖКХ позволит пользователям проголосовать на собрании собственников, пожаловаться в управляющую компанию и в жилинспекцию. «Наша задача сделать так, чтобы люди понимали, за что они платят, и видели качество оказываемых услуг», – убежден Мень. «Чем более прозрачной и понятной будет система начисления платежей и прозрачность тарифов не только в жилищной, но и в коммунальной сфере, тем больше у нас будет понимания по тому, насколько эти тарифы объяснимы и понятны людям», – соглашается первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева.
А Татьяна Вепрецкая при этом предлагает разработать конкретные критерии, в соответствии с которыми должна формироваться цена в сфере управления многоквартирными домами. «Управляющая компания должна правильно предложить свои услуги и правильно их оценить. Но вот как сделать это правильно, где та самая ступень прозрачности в таких предложениях, пока очень сложно судить – нет инструмента, позволяющего сказать, как следует определять цену», – заявляет она. В результате, по ее словам, появляются компании, которые приносят жильцам лишь убытки, предлагая им цены ниже рыночных, заведомо не планируя предоставлять положенные при этом услуги. Есть и те компании, которые представляют собой монопольные структуры, выставляющие свою цену, с которой жильцы вынуждены согласиться. Для предотвращения подобных нарушений, по мнению эксперта, и следует разработать критерии ценообразования.
Помимо сказанного, Елена Николаева напомнила, что с 1 июля этого года организации, не разместившие соответствующую информацию в ГИС ЖКХ, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 30 тысяч рублей для управляющих компаний и до 200 тыс. руб. для ресурсоснабжающих организаций (ст. 13.19.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»). Однако, отметила она, система работает не идеальным образом, поэтому разместить эту информацию порой не получается в силу технических сбоев. В связи с этим депутаты считают целесообразным перенести сроки наступления ответственности за это нарушение минимум на полгода. «Я хочу успокоить управляющие компании – никто сейчас не будет вас штрафовать за невозможность размещения информации в ГИС ЖКХ, потому что это как минимум некорректно». Михаил Мень подтвердил эти слова, а Андрей Чибис добавил, что размещать информацию с 1 июля все равно надо, речь идет лишь о штрафах.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Управление домом Управление управляющей организацией Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
В целях улучшения качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, должны пройти процедуру лицензирования. Такое правило устанавливает 1 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, вступивший в силу сентября 2014 года и дополнивший Жилищный кодекс РФ новым разделом X.
Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года управляющие организации смогут работать только на основании лицензии. Одно из условий лицензирования — руководитель управляющей компании должен быть аттестован лицензионной комиссией региона. Деятельность ТСЖ и ЖСК нововведения не затрагивают.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется в соответствии положениями раздела X Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ), введенного Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана и не подлежит передаче третьим лицам.
Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
- соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
- “2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.”
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
- “2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.”
- соблюдение лизенционнных требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ:
- ”регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ”.
В соответствии с требованиями статьи 220 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат, который выдается на срок 5 лет после сдачи квалификационного экзамена лицензионной комиссии региона.
Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена установлен Приказом Министерства строительства РФ от 05.12.2014 года N789/пр.
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
Действующее законодательство относит данные отношения к гражданско-правовым. Необходимо изначально знать, на каких условиях заключен договор между собственниками и управляющей компанией. В основном собственники нанимают управляющую компанию для выполнения работ по содержанию общего имущества. Заявки от жильцов на выполнение работ внутри жилых помещений, принадлежащих на праве собственности жильцам, управляющая компания не обязана, но может выполнять за отдельную плату при заключении отдельного договора на выполнение разовых работ. При этом в договоре необходимо обозначить меру ответственности управляющей компании, гарантийный срок по выполненным работам и т.д.
Такая норма в ЖК РФ действительно существует. Согласно ст. 155, платить коммуналку надо до 10-го числа следующего месяца, иначе начисляется пеня – 0,043% в день. Однако сегодня практически никто эти меры не применяет: дело в том, что начислить пеню можно, только имея договор социального найма или на техобслуживание. Редко кто из жильцов уже заключил такие договора с жилуправлением.
Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
Как бы нас сегодня ни огорчало ЖКХ, один неоспоримый плюс все же появился в последнее время. Нам не надо теперь стоять в длинных очередях в сбербанк, чтобы оплатить счета! Перевести деньги за жилье, электроэнергию, отопление, воду и прочее можно за считанные минуты, не выходя из дома. И мы научим вас, как это сделать. Но ничего не бойтесь! Вам надо только строго следовать нашим простым пошаговым подсказкам-инструкциям, да еще для вашего удобства подкрепленные.
Хотели бы вы жить в своём доме, который ежеминутно улучшал бы ваше здоровье, наполнял вас жизненной силой? А если бы он при этом ещё и сохранял тепло в 3-5 раз лучше других домов, и позволил бы со временем вообще отказаться от коммунальных платежей? А.
Утвержден порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
Определен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией. Правительство РФ подписало постановление от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», подготовленное Минстроем России.
В частности, документом устанавливаются лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам. К числу последних относятся, например, требования к соблюдению лицензиатом правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Получить лицензию смогут зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, если у их должностных лиц нет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. При этом в сводном федеральном реестре лицензий не должно быть информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.
Как отмечается в правительственной справке к документу, при получении управляющей компанией двух административных взысканий по одному дому, она лишится права управления им. Если таких домов будет более 15%, то управляющая компания лишится лицензии, а ее директор – права возглавлять подобную компанию. Жители конкретного дома при этом смогут отказаться от управляющей компании еще на этапе лицензирования.
Лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами займутся региональные органы госжилнадзора. В свою очередь, Минстрой России будет вести сводный федеральный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами, а также реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций. Такие реестры будут размещаться на официальном сайте ведомства в Интернете, а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе ЖКХ.
В ходе совещания Президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень доложил о ходе лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ. Так, по его словам, лицензирование управляющих компаний в жилищной сфере будет проводиться в период с ноября текущего года по 1 мая 2015 года. «Также будет создан единый реестр управляющих компаний и управляемых ими домов. Уйдут в прошлое споры о правах на дом и двойные квитанции», – подчеркнул Михаил Мень.
Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ
21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.
Сам закон называется немного иначе, а именно — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:
1. Жилищный кодекс РФ
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
7. Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Рассмотрим по порядку, что же влечет за собой введение в действие этого федерального закона.
Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Сам закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.
Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.
Основные условия получения лицензии:
Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.
Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.
Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.
Где будут содержаться сведения:
Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.
Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Случаи аннулирования лицензии:
Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.
Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.
Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.
Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.
Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.
Наказание и штрафы за неисполнение закона:
Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона. Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Основные выводы:
Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом — оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.
Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.
Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.
О порядке предоставления жилищно – коммунальных услуг гражданам
Управление Роспотребнадзора по ЯНАО информирует, нач иная с 01.09.2012г. вступили в силу Правила предоставления «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту — Правила) утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011г. № 354.
Согласно п. 161 Правил предоставления «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011г. № 354, Правительство Российской Федерации предусмотрело возможность осуществления государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Жилищного Кодекса РФ контрольно-надзо рные мероприятия осуществляет государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствие с п. 1 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» (далее по тексту — Правила) состав общего имущества определяется:
а) собственникам и помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти — в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 39 Правил — государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательство м Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 16.2 ст. 12 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся — осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.
Полномочия и задачи Государственного жилищного надзора определены и утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. № 493, постановление Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 30 января 2014 г. № 61-П «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории ямало-ненецкого автономного округа».
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда
утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 — являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 — 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 13.19.2настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ от 21 июля 2014г. «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации» — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательс кую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на её осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
До 1 мая 2015 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательс кую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
С 1 мая 2015 года информация, указанная в статьях 195 и 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунал ьного хозяйства.
В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательс кую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательс кую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии счастью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственног о управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательс кую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы об обращении с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В течение одного месяца со дня информирования указанных собственников они вправе принять на общем собрании собственников помещений в таком доме решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. В течение трех рабочих дней со дня проведения общего собрания собственников помещений в таком доме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в таком доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 162 Жилищного Кодекса РФ — договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированн ого потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-право вому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-право вому регулированию в сфере жилищно-коммунал ьного хозяйства.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательство м.
Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения , газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Договоры, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены указанными собственниками в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-право вому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-право вому регулированию в сфере жилищно-коммунал ьного хозяйства.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-п равовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированн ым потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
4) содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированн ого потребительского кооператива, указанных вчасти 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированн ые потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг (лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг) с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг.
Организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательство м о государственной информационной системе жилищно-коммунал ьного хозяйства.
На основании вышеизложенного, в случае выявления нарушений со стороны управляющих организаций и ТСЖ, гражданам необходимо обращаться в Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Мира, д. 2/а и в Администрацию МО г. Салехард ул. Свердлова, д. 41 отдел по обращению с гражданами.