Ликвидация федерального автономного учреждения

urist

Оглавление:

Глава 4. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа (ст.ст. 18 — 19)

Глава 4. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

См. Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 19. Ликвидация автономного учреждения

Статья 19. Ликвидация автономного учреждения

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

1. Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

1.1. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных автономных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.

2. Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание.

3. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Ликвидация автономных учреждений

Автономное учреждение как юридическое лицо может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. О ликвидации автономного учреждения пойдет речь в данной статье.

Учреждения представляют собой различные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, поскольку имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, что следует из ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Учреждения могут быть двух типов – частные и государственные (муниципальные), что предусматривает п. 2 ст. 120 ГК РФ. Первые из названных создаются гражданами или юридическими лицами, а вторые – Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.

Все государственные (муниципальные) учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные учреждения.

В соответствии с ГК РФ правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя, при этом, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные Законом № 174-ФЗ, согласно п. 3 ст. 6 названного закона осуществляют:
— федеральный орган исполнительной власти в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— государственная академия наук в отношении учреждения, подведомственного ей и созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
— орган местного самоуправления в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формирует и утверждает учредитель в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, и отказаться от выполнения такого задания автономное учреждение не вправе (подп. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Помимо государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности при условии, что эта деятельность служит достижению целей создания автономного учреждения, соответствует этим целям и указана в учредительных документах (уставе) учреждения (п. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Итак, автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ (п 1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ).

Ликвидация автономного учреждения как юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Из п. 2 ст. 61 ГК РФ следует, что юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения согласно п. 1.1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ осуществляется в порядке, установленном:
— Правительством Российской Федерации в отношении федеральных автономных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации;
— местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.

Таким образом, ликвидация федерального автономного учреждения будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее – Порядок № 539).

Решение о ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения (раздел V Порядка № 539). В решении указывается следующая информация:
— наименование учреждения с указанием типа;
— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
— наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур.

Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или агентством.

Проект предоставляется учредителем в федеральный орган исполнительной власти одновременно с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Если на ликвидируемое федеральное учреждение возложены полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, то в пояснительной записке необходимо также отразить информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации учреждения.

Обратите внимание! Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (п. 27 Порядка № 539).

После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения:
1) в трехдневный срок доводит его до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
2) в двухнедельный срок:
— утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения;
— устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.

Статьей 63 ГК РФ определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Читайте еще:  Трудовой договор типовой с ип

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, руководствуясь п. 29 Порядка № 539:
1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
2) представляет для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения:
— промежуточный ликвидационный баланс – в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами;
— ликвидационный баланс – в десятидневный срок после завершения расчетов с кредиторами;
3) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

Требования кредиторов ликвидируемого федерального автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Напомним, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Не следует забывать о том, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ):
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого федерального учреждения, ликвидационная комиссия передает (п. 31 Порядка № 539) следующим образом:
— недвижимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;
— движимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Учредитель и его фирма: от создания до ликвидации

17.10. Ликвидация автономного учреждения

Ликвидация автономного учреждения происходит по правилам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

О требованиях к ликвидации юридического лица, которые предъявляет Гражданский кодекс, можно прочитать в главе «Ликвидация компании».

Особенность ликвидации автономного учреждения заключается в том, что требования кредиторов ликвидируемой компании удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» может быть обращено взыскание. В его перечень входит любое имущество, кроме недвижимого и особо ценного, которое закреплено за учреждением его учредителем или приобретено на средства, выделенные учредителем на эти цели.

Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Ликвидация муниципального учреждения: основания и последствия

Жизненный цикл муниципального учреждения регулируется законодательством о создании, реорганизации и ликвидации бюджетных организаций. Владение правовой базой необходимо, чтобы грамотно подготовить документацию об упразднении, соблюсти основные процессуальные шаги и произвести выплаты сотрудникам.

Итак, давайте рассмотрим порядок ликвидации муниципальных учреждений.

Основания и причины

Система бюджетных учреждений в России характеризуется непрерывным процессом оптимизации, который предполагает не только реорганизацию, объединение и разделение структур, но и ликвидацию. Причинами последней могут являться:

  1. Необходимость экономии бюджетного финансирования.
  2. Неспособность реализовать функционал, возложенный на организацию уставными задачами и правовыми актами.
  3. Отсутствие финансовой возможности осуществлять платежи по действующим кредитам или налоговым обязательствам.
  4. Наложение уголовной ответственности на юридическое лицо.
  5. Вынесение судебного решения о ликвидации муниципального учреждения по иным причинам.

Наличие любого основания может явиться поводом для ликвидации структуры.

Про постановление о ликвидации и другие документы, пошаговую инструкцию процедуры и особенности ликвидации муниципального казенного учреждения, бюджетного. автономного учреждения читайте ниже.

Процедура ликвидации муниципального учреждения

Решение о закрытии муниципального учреждения – прерогатива органа власти, который является учредителем, или структуры, имеющей на это право. После вынесенного «вердикта» запускается непосредственно процесс закрытия, который проходит следующие этапы:

  1. Формирование комиссионного органа, уполномоченного на проведение процедуры закрытия. Он может состоять из руководителей самого муниципального учреждения, сотрудников органа местного самоуправления, который выступает учредителем, а также структуры, которая отвечает за распределение бюджетного финансирования.
  2. Подготовка ликвидационного баланса. Эту работу проводят члены комиссии, параллельно производя расчеты по всем долгам муниципального учреждения, устанавливая сроки оплаты всех сумм по имеющимся кредитам. Оформленный документ в обязательном порядке направляется для согласования учредителю.
  3. Подача необходимого перечня документов в налоговую службу для внесения изменений в реестр юридических лиц. Чтобы специалисты смогли провести все ликвидационные действия, они должны получить от комиссии следующие формы:
    • утвержденный ликвидационный баланс;
    • расчетный документ;
    • бухгалтерскую отчетность за год;
    • отчетность об исполнении плана ФХД;
    • перечень обязательств;
    • пояснения к балансу.
  4. Уведомление фондовых структур о закрытии муниципального учреждения. Эти действия производят специалисты налоговой службы в течение пяти дней с того момента, как организация была исключена из государственного реестра юрлиц. Именно этот срок является датой ликвидации организации.

О том, какие последствия влечет за собой ликвидация муниципального бюджетного, автономного, образовательного или иного учреждения, читайте ниже.

Ликвидация бюджетного учреждения рассмотрена в этом видео:

Последствия закрытия МУ

  • Упразднение муниципального учреждения влечет за собой полную потерю правоспособности юридического лица. При этом оно обязано нести налоговое бремя до тех пор, пока ликвидационная комиссия не произведет окончательные расчеты по счетам.
  • Муниципальная структура, пребывающая в стадии закрытия, может стать объектом внеочередной проверки со стороны налоговой службы. При этом предыдущие контрольные мероприятия могли завершиться не так давно.
  • Главным социальным последствием ликвидации муниципального учреждения является потеря места работы для его сотрудников. При этом работодатель обязан произвести все компенсационные выплаты, которые установлены законодательными нормами.

Выплаты сотрудникам при ликвидации

Уведомление о закрытии муниципального учреждения его сотрудники должны получить за 60 дней до даты ликвидации. При этом сокращению подлежат все работники, в том числе «декретницы». Обязательными выплатами при увольнении являются:

  • пособие, которое рассчитывается на основании среднемесячного заработка;
  • пособие за неиспользованный отпуск в соответствии с отработанным временем;
  • заработная плата за отработанный промежуток времени в том месяце, когда произошло сокращение.

Все компенсационные выплаты должны быть выданы сотруднику в его последний рабочий день. Если он в этот день отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине, то расчет должен производиться по первому требованию. И не забывайте о декретницах! Несоблюдение норм по ликвидации муниципального учреждения чревато судебными тяжбами и разбирательствами.

О том, нужно ли вносить изменения в устав, если муниципальное учреждение планирует вести приносящую доход деятельность, расскажет видео ниже:

Ликвидация автономного учреждения

Как правило, процедура ликвидации – нетипична для учреждений. Их либо реорганизуют, либо переводят в другой тип (казенные – в бюджетные, бюджетные – в автономные). Автономным учреждениям тип обычно не меняют, но для того, чтобы ликвидировать учреждение, учредителю необходимо освободиться от какого-то из своих полномочий, которое оно исполняло через подведомственные учреждения. Таким образом чаще всего ликвидация автономных учреждений происходит по судебному решению.

Начало процедуры

Решение о ликвидации учреждения принимается учредителем в форме соответствующего организационно — распорядительного акта. Учредитель разрабатывает и положение о ликвидации автономных учреждений. Такое положение определяет различные этапы и моменты ликвидации, начиная с внесения предложений о проведении всех процедур. Так, предложения о необходимости ликвидации учреждения могут вносить, как правило, лица, возглавляющие орган исполнительной власти (местного самоуправления), а в некоторых случаях и иные лица, имеющие полномочия.
В случаях, установленных законом случаях, ликвидация учреждения осуществляется не только по решению уполномоченных государственных органов, но и по решению суда. Процедура проведения ликвидации в таком случае определяется в соответствии с действующим законодательством РФ. Как правило, в решении суда (кассационном определении и т. д.) появляется установка примерно такого содержания;
«Ликвидировать Автономное учреждение « ***», возложив обязанности по ликвидации на администрацию « ***» муниципального района».
Кроме того особенности ликвидации учреждений культуры (здравоохранения, образования) установлены законодательными и другими правовыми актами.
В любом случае учредителю приходится ориентироваться на разработанное им самим положение о ликвидации автономных учреждений. Соответственно, проект постановления о ликвидации, как правило, готовит:

  • инициатор ликвидации учреждения;
  • иное лицо по поручению руководителя исполнительного органа власти (местного самоуправления), например, в случае наличия судебного решения.
Читайте еще:  Требования к туалетам в магазинах

Если нет возможности приложить к постановлению судебное решение, то к нему прилагают пояснительную записку, например, с такой структурой:

  • обоснование необходимости проведения ликвидации;
  • информация о кредиторской задолженности (в том числе просроченной).

Не менее важная часть пояснительной записки – сведения о направлениях предполагаемого использования государственного (муниципального) имущества по завершении процедуры ликвидации.

Ликвидационная комиссия

После принятия решения о ликвидации назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и утверждается ее состав, например, это могут быть представители:

  • профильного структурного подразделения (руководитель отрасли);
  • комитета по управлению муниципальным имуществом;
  • архивного отдела администрации;
  • руководитель ликвидируемого учреждения.

В зависимости от специфики учреждения в состав ликвидационной комиссии могут включаться главный бухгалтер учреждения и иные лица.
Как и в любых других случаях ликвидации юридических лиц с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами автономного учреждения. Например, ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого автономного учреждения выступает в суде.
Таким образом в распорядительном документе учредителя автономного учреждения обязательно должны быть указаны:

  • сроки и основные мероприятия ликвидации в соответствии с действующим законодательством;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • источник финансирования расходов, связанных с ликвидацией;
  • порядок использования имущества, оставшегося после завершения процедуры ликвидации;
  • указание, кому будут переданы функции ликвидируемого учреждения;
  • лицо, ответственное за сдачу отчетности ликвидируемого учреждения;
  • лицо, на которое возлагается контроль за проведением процедуры ликвидации предприятия (учреждения).

После принятия соответствующего решения учредителем автономного учреждения лицо, уполномоченное учредителем в течение нескольких дней (обычно трехдневный срок) сообщает о том, что учреждение находится в процессе ликвидации в регистрирующий орган. Такое сообщение необходимо для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Далее ликвидационная комиссия совершает все предусмотренные гражданским законодательством действия, в частности помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица извещение о:

  • ликвидации учреждения;
  • порядке и сроке заявления требований кредиторов.

Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации учреждения. Кроме того ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет их о ликвидации учреждения.

От баланска к записи о ликвидации

После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
До утверждения учредителем промежуточный ликвидационный баланс должен быть согласован с:

  • профильным структурным подразделением учредителя;
  • комитетом по управлению государственным (муниципальным) имуществом.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной гражданским законодательством в следующем порядке:

  • выплаты должны соответствовать промежуточному ликвидационному балансу начиная со дня его утверждения;
  • выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс учреждения.

Как и промежуточный, ликвидационный баланс необходимо согласовать с профильным структурным подразделением учредителя и комитетом по управлению муниципальным имуществом. Утверждает такой баланс учредитель.
Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются исключительно за счет имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание. После указанной процедуры может остаться какое-либо имущество автономного учреждения, в том числе имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией по акту приема – передачи учредителю автономного учреждения.
Ликвидация учреждения считается завершенной, а учреждение прекратившими свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. После внесения записи о прекращении деятельности учреждения.

Реорганизация и ликвидация автономного учреждения

Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме слияния двух или нескольких автономных учреждений; присоединения к авто­номному учреждению одного или нескольких учреждений соответствующей фор­мы собственности; разделения автономного учреждения на два или несколько учреждений соответствующей формы собственности; выделения из автономного учреждения одного или нескольких учреждений соответствующей формы собст­венности.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или при­соединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственни­ка. Таким образом, основным условием реорганизации в виде слияния или при­соединения учреждений является требование создания этих учреждений на базе имущества одного и того же собственника. Слияние или присоединение федеральных и региональных учреждений или региональных и муниципальных учреждений не допускается. При этом слияние возможно только для учреждений одного типа — автономных, а при присоединении принадлежность к одному типу уже не обязательна — это требование не содержится в Законе «Об автономных учреждениях» .

При указанных формах реорганизации для реорганизуемых учреж­дений не сохраняется право функционировать на основании имею­щихся лицензий, свидетельств об аккредитации и иных разреши­тельных документов, которые есть у реорганизуемых учреждений. Все указанные документы, созданные в процессе перечисленных форм реорганизации, учреждения должны оформлять заново на имя учреждения, созданного в результате реорганизации.

Хотелось бы подробнее остановиться на важном вопросе, затрагивающем интересы работников учреждений и органов управления здравоохранением в связи с пунк­том 3 статьи 20 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Данный пункт гласит: «Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреж­дений здравоохранения не допускается». В некоторых случаях в качестве варианта обхода установленного запрета обсуждалась возможность фиктивной ликвидации существующего учреждения здравоохранения и создание на его базе нового ав­тономного учреждения. Такой путь совершенно недопустим и из-за затратности (в связи с выплатой выходных пособий всем сотрудникам псевдоликвидируемого учреждения), а также по моральным и социальным аспектам. Как бы ни уверяли сотрудников в том, что их всех возьмут на работу в новое автономное учреждение, в период процедуры ликвидации существующего и создания нового учреждения они все равно будут опасаться, что руководство не выполнит обещание и использу­ет создавшуюся ситуацию для того, чтобы избавиться от них. И это действительно возможно. В любом случае конкретный сотрудник будет примерять ситуацию на себя, и вряд ли в указанный период стоит ждать от него эффективной работы.

Самым разумным вариантом в данном случае представляется внесение в Феде­ральный закон «Об автономных учреждениях» соответствующей поправки, отме­няющей действие указанного пункта, и далее — проведение реорганизации путем присоединения к вновь созданному автономному учреждению здравоохранения существующего бюджетного учреждения соответствующей формы собственности.

Остальные виды реорганизации ничем не отличаются от аналогичных видов реор­ганизации бюджетных учреждений.

В той же статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» прописа­на возможность создания по решению учредителя на базе существующего авто­номного учреждения бюджетного учреждения. Однако это действие является не реорганизацией, а изменением типа существующего автономного учреждения.

Согласно пункту 5 статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» порядок создания бюджетного учреждения путем изменения его типа должен ус­танавливаться:

  • Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреж­дений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъек­та РФ;
  • органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собствен­ности.

В настоящее время такой порядок на федеральном уровне не установлен, по­скольку это пока не актуально: реализация Закона «Об автономных учреждениях»

на федеральном уровне находится на самом начальном этапе. Очевидно, что главной причиной такого «обратного» перевода может служить слабая эффектив­ность функционирования автономного учреждения или низкое качество предос­тавляемых им услуг (выполняемых) работ.

Можно ожидать, что в случае установления такой порядок в значительной степени будет совпадать с условиями создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, только в упрощенном варианте. Это объясняется тем, что учреждение не получит большой управленческой и фи­нансовой свободы, наоборот — учредитель будет ужесточать контроль.

Автономное учреждение, как и любая организация, при ликвидации должна про­ходить процедуру, предусмотренную ГК РФ. Ликвидация автономного учрежде­ния может быть произведена по предложению учредителя или руководителя авто­номного учреждения. Это предложение должно быть рассмотрено наблюдатель­ным советом, который может высказать свои соображения по данному вопросу (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждени­ях). Но решение принимает учредитель.

При ликвидации автономного учреждения имеющиеся требования кредиторов в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» не могут быть обращены на недвижимое и особо ценное движимое имущество, переданное учреждению учредителем в оперативное управление или приобре­тенное за счет средств, выделенных учредителем для этих целей. Такие требова­ния удовлетворяются только за счет денежных средств, находящихся на счетах учреждения; имущества, стоимость которого ниже 50 тыс. рублей; имущества, приобретенного учреждением за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников.

Все имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требо­ваний кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного уч­реждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреж­дения (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Опасения по поводу того, что ликвидация автономного учрежде­ния может быть использована для скрытой приватизации государ­ственного (муниципального) имущества, в первую очередь недви­жимого, совершенно не обоснованы.

Порядок ликвидации учреждения и расчеты с сотрудниками

В целях оптимизации расходов государство вправе провести упразднение учреждения. Эта процедура строго регламентирована и предполагает выполнение ряда обязательных действий.

Читайте еще:  Осаго нужен ли талон то

Рассмотрим, как осуществляется ликвидация учреждения – пошаговая инструкция приведена в соответствии с законодательными нормами.

Государственные структуры относятся к некоммерческим организациям. Такие субъекты создаются в целях выполнения социальных, образовательных, политических и других функций. На федеральном уровне ликвидация учреждения регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г.

Обратите внимание! Если речь идет о ликвидации бюджетного учреждения в виде образовательной организации, порядок создания, реорганизации и закрытия утвержден в стат. 22 Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г.

В соответствии со стат. 18 Закона № 7-ФЗ ликвидация казенного учреждения проводится в порядке, обозначенном для ликвидации некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения. Дополнительно учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства РФ. По стат. 158 БК при упразднении государственной структуры обязанности по разработке и утверждению необходимых мероприятий возлагаются на главного распорядителя средств.

Возможные причины для ликвидации

В отличие от закрытия частного предприятия ликвидация муниципального учреждения осуществляется государством только при наличии веских оснований. По каким причинам может инициироваться такая процедура? Решение о ликвидации выносится в следующих возможных ситуациях:

  • Невозможность выполнения поставленных на законодательном уровне задач.
  • Неспособность исполнения обязательств по требованиям кредиторов.
  • Наложение уголовной ответственности на должностных лиц за совершенные преступления.
  • Дефолт учреждения.
  • Выявленные в период проведения проверок налоговые нарушения, включая непредставление отчетности и неуплату налогов.
  • Конфликты между руководящими лицами учреждения.
  • Вынесение судебного постановления о ликвидации бюджетного субъекта с долгами.
  • Другие причины.

Наличие любого из указанных оснований может стать причиной для закрытия учреждения. В период нестабильности экономической и политической ситуации в стране упразднения происходят все чаще. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, государство сокращает финансирование. В свою очередь дефицит средств ведет к накоплению долгов перед кредиторами. А невозможность вовремя погасить обязательства является основанием для инициирования банкротства.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации учреждения устанавливаются с учетом законодательных требований. Сколько точно времени займет закрытие – сказать сложно. Но необходимо учитывать следующие особенности:

  • Период для заявления кредиторских требований составляет не менее 2 мес. от момента публикации в печатных органах сообщения о ликвидации.
  • Если у организации имеются судебные споры, непогашенные долги, «хвосты» по отчетности», это увеличивает время закрытия.
  • Выплаты сотрудникам при ликвидации учреждения положены по Трудовому Кодексу всему персоналу, включая декретниц, отпускников и работников на больничном.
  • Уведомление о предстоящем увольнении направляется минимум за 2 мес.
  • Если ИФНС вынесет решение о проверке, сроки значительно увеличатся.

Вывод: минимальный срок ликвидации составляет 2 месяца, а максимальный законодательно не установлен.

За что коллеги не любят бухгалтеров? Читайте в статье журнала Казенные учреждения.

Пошаговая инструкция по ликвидации учреждения

Точный механизм общей процедуры определяется законом. Особенности выполнения тех или иных мероприятий зависят от наличия обязательств и типа учреждения. Рассмотрим основные этапы ликвидации учреждения – пошаговая инструкция для государственных организаций приведена далее.

Утверждение решения

Для ликвидации решение должно приниматься органами государственной исполнительной власти. Документ утверждает тот орган, который регистрировал бюджетное (казенное, автономное) учреждение при открытии. В решении содержится следующая информация:

  • Документальное основание для прекращения деятельности субъекта.
  • Дата начала и сроки ликвидационных мероприятий.
  • Состав ликвидационной комиссии, включая председателя.
  • Источники финансирования учреждения.
  • Перечень предприятий, которым передаются активы, обязанности и права ликвидируемой организации.

Обратите внимание! Юридическая законность решения подтверждается документально. Для этого необходимо обеспечить наличие одной или нескольких дополнительных форм. В зависимости от ситуации требуется предоставить решение города или администрации муниципалитета; экспертный акт о последствиях закрытия; устав госоргана, проводившего регистрацию организации; решение собрания жителей и т.д.

Ликвидационная комиссия

После утверждения решения создается специальная комиссия. Состав участников может включать любое количество членов. Председатель избирается отдельно. Запрещается выбирать в комиссию:

  • Должностных лиц ликвидируемого учреждения.
  • Представителей или сотрудников госорганов, утвердивших решение о ликвидации субъекта.

Комиссии передаются все полномочия, связанные с закрытием объекта. При этом председатель обладает наиболее широким кругом полномочий. Такое лицо вправе:

  • Подписывать передаваемые в суд документы.
  • Представлять интересы учреждения в судебных и других госорганах.
  • Совершать действия, предусмотренные комиссией.
  • Определять срок для предъявления требований кредиторами.
  • Публиковать сообщения в СМИ.
  • Уведомлять кредиторов о планируемых мероприятиях и т.д.

Список всех отчетов и бланков, которые необходимо обязательно сдать при ликвидации учреждения смотрите в таблице. Эксперты Системы Госфинансы подготовили рекомендации по заполнению каждой формы и готовые образцы.

Промежуточный ликвидационный баланс

По завершении отведенного кредиторам срока (2 месяца с даты публикации сообщения) составляется промежуточный баланс. Эта форма содержит данные о составе имущества учреждения, списке выставленных требований, итогах их рассмотрения и др.

С целью составления документа проводится инвентаризация, взыскивается или списывается дебиторка, закрываются лицевые счета. Утверждает баланс ответственное лицо организации. На основании сведений о финансовом состоянии субъекта определяется реальная сумма долгов к погашению.

Расчеты с кредиторами и их очередность

Согласно сформированному промежуточному балансу определяется, сколько средств необходимо учреждению для расчетов с кредиторами. При этом все требования должны быть документально подтверждены. Непризнанные кредиторские требования, а также новые отражаются в дополнениях к балансу. В противном случае кредиторы могут обратиться за взысканием в суд. Если обращения в судебные органы не последовало, долг считается погашенным.

При недостаточности активов организации для исполнения обязательств проводится публичная реализация имущества. Если вырученных средств не хватает, кредиторы вправе подать иск в суд для возмещения долгов за личный счет собственников учреждения. Порядок очередности расчетов установлен в стат. 64 ГК:

  • Первая – выплаты гражданам за нанесение вреда здоровью или жизни.
  • Вторая – расчеты с персоналом, включая выходные пособия, премии, зарплату и т.д.
  • Третья – выплаты по бюджетным и внебюджетным платежам.
  • Четвертая – все прочие виды выплат.

Окончательный ликвидационный баланс

После погашения всех долгов составляется окончательный ликвидационный баланс. Документ передается на утверждение в соответствующие исполнительные органы. Затем заполняется заявление и платится госпошлина. Пакет документов представляется в налоговые органы. Факт ликвидации вносится в Единый Реестр. На основании записи в ЕГРЮЛ бюджетный субъект признается прекратившим свое существование, а ликвидация завершенной (стат. 21 Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.).

Скачайте всегда полезные в работе образцы:

Заяление на ежегодный отпуск

Заяление на декретный отпуск

Заяление на увольнение по собственному желанию

Заяление о переносе отпуска в связи с болезнью

Заяление на отпуск по уходу за ребенком

Уведомление госорганов

Закрытие некоммерческой структуры предполагает обязательную подачу в ИФНС следующих типовых форм:

  • Уведомление об утверждении решения, ликвидационной комиссии и промежуточном балансе – ф. Р15001.
  • Извещение о закрытии госучреждения.
  • Уведомление об окончательном балансе – ф. Р16001.
  • Платежная квитанция на перечисление госпошлины.
  • Окончательный ликвидационный баланс.

Передача документов в архив

После закрытия любой организации остается документация. Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.11 г. устанавливает минимально пятилетний период для хранения бухгалтерских документов. А кадровые формы следует сохранять в течение 75 лет.

Для определения ценности документации проводится экспертиза. Под контроль попадают все формы – как на бумажных, так и на электронных носителях. По завершении формирования архива согласовывается перечень уничтожаемых документов. Список утверждается у руководителя. На конечном этапе проводится уничтожение необязательных документов.

Особенности ликвидации разных типов учреждений

Процедура прекращения деятельности учреждений регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г., БК РФ и ГК РФ. В отношении образовательных организаций необходимо учитывать требования Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Правовые особенности для ликвидации разных типов учреждений:

  • Закрытие казенного, бюджетного предприятия проводится по решению органа власти в зависимости от типа учреждения – Правительства РФ для федеральной структуры; органа власти субъекта РФ для региональной; местной администрации для муниципальной. Требовать досрочного погашения долгов при закрытии такого объекта кредиторы не вправе (стат. 19.1 Закона № 7-ФЗ).
  • Ликвидация автономного учреждения выполняется по предусмотренным ГК РФ основаниям – решение принимается органом власти соответствующего уровня, оставшееся имущество передается учредителю объекта (стат. 19 Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.).
  • Ликвидация образовательных организаций допускается после утверждения положительного решения о необходимости такой процедуры. Для школ в сельской местности требуется также согласие жителей (стат. 22 Закона № 273-ФЗ).
  • Ликвидация медицинских организаций выполняется на основании решения о прекращении деятельности и положительного заключения специальной комиссии. При этом должно учитываться мнение жителей (стат. 29.1 Закона № 323-ФЗ от 21.11.11 г.).

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Расчеты с сотрудниками и увольнения

Когда проводится ликвидация учреждения, отпускники, лица на больничном и прочий персонал увольняются без исключений. Беременную женщину можно уволить при ликвидации учреждения. Стат. 81 ТК дает право работодателям расторгать трудовые договора в одностороннем порядке. Все действия по уведомлению сотрудников выполняет ликвидационная комиссия. Известить специалистов необходимо минимум за 2 месяца до закрытия организации. В случае массовых увольнений – за 3 мес.

При ликвидации персоналу выплачивается вознаграждение за отработанное время. Дополнительно начисляются и выдаются выходные пособия за 2 или 3 мес., а также различные компенсации. Не забудьте перечислить в бюджет НДФЛ, оплатить налоги и страховые взносы. По истечение срока, отведенного для уведомления и расчетов с персоналом, издаются приказы на увольнение и делаются записи в трудовых книжках. Расчет осуществляется в последний рабочий день. Будьте внимательны, при отражении расчетов нужно указать правильные КОСГУ.