Ст47 нк рф судебная практика

admin

Оглавление:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. При осуществлении мер принудительного взыскания налоговой задолженности инспекция вынесла постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Подпись заместителя руководителя налогового органа на данном постановлении выполнена путем проставления штампа — факсимиле подписи указанного должностного лица. Законно ли такое постановление налогового органа?
Налоговое законодательство РФ не содержит норм, допускающих подписание руководителем (заместителем руководителя) налогового органа постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика путем воспроизведения подписи — факсимиле. Поэтому такое постановление не соответствует положениям действующего законодательства и, следовательно, является недействительным. Требования к оформлению постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика закреплены в п. 2 ст. 47 НК РФ. Этой нормой, в частности, предусмотрено, что данный ненормативный акт налогового органа должен содержать фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование инспекции, выдавшей постановление. Из п. 3 ст. 47 НК РФ следует, что названное постановление должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверено гербовой печатью. В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика признается исполнительным документом, который согласно ст. 30 названного Закона является основанием для возбуждения исполнительного производства. В связи с этим данный ненормативный акт налогового органа должен отвечать требованиям ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ. В ч. 4 данной нормы закреплены положения, идентичные тем, что содержатся в п. 3 ст. 47 НК РФ: исполнительный документ, являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего. Однако в арбитражной практике есть и иная позиция по данному вопросу.

2. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании не подлежащим исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Вправе ли налогоплательщик при рассмотрении заявления ссылаться на то, что налоговым органом не был соблюден срок направления требования об уплате налога, если требование не было оспорено налогоплательщиком?
При рассмотрении судом заявления налогоплательщика о признании не подлежащим исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика последний вправе приводить доводы о пропуске срока давности взыскания, основанные в том числе на допущенной налоговым органом просрочке направления требования об уплате налога, даже если указанное требование не было оспорено налогоплательщиком. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8421/07, при рассмотрении судом требования о признании не подлежащим исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика выясняется в том числе, основано ли постановление на принятом в установленный Налоговым кодексом РФ срок решении налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Ввиду изложенного при разрешении вопроса о том, основано ли оспариваемое постановление на принятом в установленный НК РФ срок решении налогового органа о взыскании налога за счет имущества, налогоплательщики могут приводить доводы о пропуске срока давности взыскания, основанные в том числе на допущении налоговым органом просрочки инициирования взыскания и нарушении сроков направления требований об уплате налоговой задолженности.

3. Должен ли налоговый орган направить в адрес налогоплательщика копии решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и соответствующего постановления?
В форме решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-8/[email protected]), предусмотрено копию данного решения направлять в адрес налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Однако Приказ N ММВ-7-8/[email protected] нормативным актом не является. Следовательно, в случае возникновения спора ссылка на его содержание может быть не принята судами. Согласно позиции арбитражных судов процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направления налоговым органом должнику копий решения и постановления об этом. Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» отметил, что установленная НК РФ процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направления налоговым органом должнику решения об этом или копии этого решения. Данное решение направляется налоговым органом судебному приставу-исполнителю, который, возбудив на его основании исполнительное производство, и уведомляет о нем должника.


1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ
— Сбор документов и их павовая оценка.
— Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее.

2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
— Разработка проекта иска/отзыва на иск.
— Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
— Подача иска в суд. Подробнее.

3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Проведение предварительного слушания.
— Оценка возражений противоположной стороны.
— Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
— Проведение основного слушания. Подробнее.

4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Правовая оценка решения суда.
— Оценка жалобы противоположной стороны.
— Разработка проекта дела.
— Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
— Проведениеслушания дела. Подробнее.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения

6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
— Возбуждение исполнительного производства.
— Участие в исполнительных действиях.
— Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее.

Деятельность налоговых органов. Взыскание налога (Часть 5)

В ряде случаев взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится только в судебном порядке. Так, налоговым органом может быть пропущен двухмесячный срок на принятие решения о внесудебном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках или годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества. В соответствии с п. 3 ст. 46 , п. 1 ст. 47 НК РФ решения о внесудебном взыскании, принятые после истечения указанных сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежит. В актах КС РФ (в т.ч. Определениях от 22 марта 2011 г. N 321-О-О , от 16 февраля 2012 г. N 307-О-О ) отмечается, что вынесение налоговым органом решения о взыскании за пределами указанных сроков влечет в силу прямого указания закона его недействительность, что исключает возможность внесудебного взыскания налоговой задолженности.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Иными словами, при пропуске указанных сроков у налогового органа в силу закона происходит переход от права на внесудебное взыскание к праву на судебное взыскание (также ограниченного во времени). Отличия состоят в том, что при пропуске двухмесячного срока на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств ( п. 3 ст. 46 НК РФ) налоговый орган может обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а при пропуске годичного срока на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества ( п. 1 ст. 47 НК РФ) – в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Соответствующее разъяснение, применительно к ст. 46 НК РФ, дано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 мая 2011 г. N 18602/10: исходя из положений ст. ст. 46 , 70 НК РФ срок давности взыскания включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из п. 59 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57, при применении п. 1 ст. 47 НК РФ судам необходимо исходить из того, что указанное требование налогового органа подлежит рассмотрению по существу по правилам гл. 26 АПК РФ. В частности, в ходе судебного разбирательства устанавливается наличие оснований для взыскания заявленных сумм, проверяется правильность расчета взыскиваемой суммы.

Разумеется, двухлетний срок на обращение в суд по ст. 47 НК РФ будет в распоряжении налогового органа только тогда, когда у него было право на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества, но в установленный годичный срок он этим правом не воспользовался. Право же на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества у налогового органа будет только тогда, когда будут выполнены условия п. 7 ст. 46 НК РФ: при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах. Соответственно, если у налогового органа имеется информация о счетах, а на данных счетах есть в достаточном объеме денежные средства, то налоговый орган сможет (будет обязан) реализовать только процедуру по ст. 46 НК РФ, а в случае пропуска двухмесячного срока на принятие решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках срок на обращение в суд составит шесть месяцев ( Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 2599/09).

Следует отметить, что все указанные сроки на внесудебное и судебное взыскание отсчитываются от единой даты – от момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Примечательно то, что направление требования об уплате налога (авансового платежа, пени, санкции) установлено в ч. 2 ст. 213 АПК РФ для налогового органа как обязательная досудебная процедура: заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Аналогичный порядок предусмотрен и в ч. 2 ст. 286 КАС РФ: административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В других случаях согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя производится:

1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.

Меньшие суммы взыскиваются налоговыми органами с таких организаций во внесудебном порядке, путем направления решения о взыскании в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов ( п. 3.1 ст. 46 НК РФ, ст. 242.6 БК РФ).

Судебное взыскание крупных сумм налога с организации, которой открыт лицевой счет, определенным образом соотносится с нормами бюджетного законодательства. НК РФ в п. 2 ст. 11 дает определение: лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. БК РФ в ст. 220.1 предусматривает, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта (за исключением прямо указанных в БК РФ случаев, и это – один из таких случаев). Таким образом, указанная норма п. 2 ст. 45 НК РФ о судебном взыскании налога в основном рассчитана на бюджетные организации.

Наличие у бюджетной организации не только лицевого счета в органах Федерального казначейства, но и расчетных счетов в банках, порядка взыскания не меняет. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июля 2008 г. N 4252/08 разъяснено, что исходя из п. п. 2 и 8 ст. 45 НК РФ взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке. При этом указанные положения НК РФ не содержат исключений из судебной процедуры взыскания в отношении денежных средств, находящихся на валютных счетах организации, которой открыт лицевой счет, и в отношении имущества, приобретенного такой организацией за счет средств от предпринимательской деятельности.

В части судебного взыскания крупных сумм с бюджетных организаций остается актуальным п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение”: в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено п. 2 ст. 45 НК РФ;

Читайте еще:  Приказ 867

2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями) – с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); а также в иных, предусмотренных в НК РФ возможных комбинациях (например – задолженность основных организаций взыскивается с зависимых).

Положения указанного подпункта , очевидно, направлены на исключение возможности “увода” имущества с проверенной организации, состоящей в определенном холдинге, в другую организацию холдинга.

Практика применения рассматриваемого положения незначительна, но существует, хотя и относится к предшествующим его редакциям. Так, пример подобного дела приведен в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71. Кроме того, соответствующая ситуация рассмотрена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. N 4872/11. По мнению Суда, норма, содержащаяся в подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, относится к случаям, когда выручка от покупателей продукции дочернего общества поступает на счета основного общества в порядке каких-либо взаиморасчетов между ними, что имело место в рассматриваемом случае. Толкование названной нормы, данное судами трех инстанций, предусматривает дополнительные требования, отсутствующие в НК РФ: положения подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ не содержат условия о том, что поступившие на счета основного общества денежные средства должны быть собственными средствами дочернего общества. Такое толкование сделает невозможным реализацию этой нормы, представляющей собой исключение из общего принципа самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога. Принадлежность поступивших денежных средств основному обществу в целях применения упомянутой нормы не только не исключает, а напротив, обусловливает возможность взыскания с него недоимки дочернего общества при соблюдении установленных в ней условий. Но все поступившие на счета основного общества денежные средства, на которые инспекция обращает взыскание, должны поступить за реализуемые товары (работы, услуги) дочернего общества (от его покупателей), поскольку взыскание налога на основании подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ за счет средств на счетах основного общества, имеющих иные источники, является неправомерным. Кроме того, такое толкование положений подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ не может быть распространено на выручку, поступившую на счета основного общества за реализуемые товары (работы, услуги) дочернего общества, если денежные средства поступили до момента возникновения обязанности дочернего общества по уплате налога;

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Исходя из Определения КС РФ от 27 января 2011 г. N 91-О-О подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ создает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

В плане юридической квалификации сделок необходимо отметить Определение КС РФ от 16 декабря 2002 г. N 282-О, исходя из которого сама по себе правовая квалификация сделок связана с определением вида реальной сделки (купли-продажи, мены) по предмету, существенным условиям и последствиям. Также следует учитывать п. 77 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”: при установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговый орган, руководствуясь подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов. Если суд на основании оценки доказательств, представленных налоговым органом и налогоплательщиком, придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения не учел операции либо учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в их взаимосвязи.

Подобный подход можно видеть и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. N 6136/11: суд может констатировать факт недействительности ничтожной сделки не только в рамках отдельного искового производства, но и при рассмотрении иных споров, если придет к выводу о том, что недействительность сделки может непосредственно повлиять на его выводы по упомянутым делам.

Сходное разъяснение дано в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53. Как полагает С.Г. Пепеляев, в данном разъяснении Пленум ВАС РФ разделяет налоговые последствия и юридическую судьбу сделки. Сам факт недействительности сделки несущественен для налогообложения до тех пор, пока стороны этой сделки не отказываются от полученного экономического результата недействительной сделки (например, путем реституции) . Примечательна и обобщенная позиция, приведенная А.А. Рябовым: в большинстве случаев причины заключения мнимых и притворных сделок лежат в области публичного права или в области императивных норм частного права. Первые из указанных причин могут иметь значение для налогового права, поскольку в данном случае сделки являются инструментом, используемым для достижения налоговой экономии. Вторая группа причин может не оказывать такого влияния, так как имеет отношение только к гражданско-правовой сфере .

Пепеляев С.Г. Доктрина деловой цели и другие судебные доктрины против злоупотреблений в налоговой сфере: практика применения // Налоговые споры: опыт России и других стран: по материалам Междунар. научно-практ. конф. 12 – 13 ноября 2007 г. / Сост. М.В. Завязочникова, под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2008. С. 121.

Рябов А.А. Влияние гражданского права на налоговые отношения (доктрина, толкование, практика). М., 2014. С. 90.

Интересный вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 16064/09. Суд отметил, что в рассматриваемом случае доначисление инспекцией налогов, начисление пеней, взыскание штрафов произошло в результате представления обществом документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, которые в совокупности с другими выявленными инспекцией обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления им хозяйственных операций с российскими поставщиками. Поскольку доначисление инспекцией обществу налогов, начисление пеней и взыскание штрафов не обусловлены изменением юридической квалификации сделок, при вынесении решения о взыскании налогов во внесудебном порядке, их взыскании инспекцией не нарушены положения подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ. Соответственно, по мнению ВАС РФ, выявление налоговым органом нереальности хозяйственных операций с контрагентом, отраженных в учете налогоплательщика, не является переквалификацией сделки.

Нельзя не отметить, что подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ предполагает судебное взыскание налога, если обязанность налогоплательщика по уплате налога основана на некоторых действиях налогового органа, что само по себе некорректно. Обязанность по уплате любого налога является следствием деятельности (действий) самого налогоплательщика, а не налогового органа. Налоговый орган, проведя проверку, может только согласиться (не согласиться) с тем расчетом налога, который произвел сам налогоплательщик, и, возможно, доначислить налог (в т.ч. иначе оценив имевшую место облагаемую деятельность налогоплательщика). Кроме того, если еще более-менее можно пытаться проанализировать, что имел в виду законодатель, говоря об “изменении налоговым органом юридической квалификации сделки”, то определить, что значит “изменение налоговым органом статуса и характера деятельности налогоплательщика” крайне затруднительно.

По этой причине высказывается мнение, что в ситуациях перевода налогоплательщика с одной системы налогообложения на другую, доначисления НДС в результате выводов о том, что реальная поставка товаров (работ, услуг) произведена не тем поставщиком, который указан в документах, нет оснований для судебного взыскания налога на основании подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ .

Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа “О практике применения налогового законодательства” (по итогам заседания 27 октября 2011 г.) // Экономические споры: проблемы теории и практики. 2011. N 4; СПС “Гарант”; СПС “КонсультантПлюс”; URL: http://www.fasvvo.arbitr.ru.

Еще более интересная позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 июля 2013 г. N 3372/13. Доначисление предпринимателю-работодателю “зарплатного” ЕСН по итогам проверки было произведено налоговым органом, обосновавшим, что имело место заключение предпринимателем договоров аутсорсинга с несколькими организациями с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а также заключение гражданско-правовых сделок (договоров) возмездного оказания услуг с несколькими физическими лицами при наличии с ними фактических трудовых отношений. Предприниматель раздельно оспорил решение по результатам проверки (безрезультатно) и, впоследствии, внесудебное взыскание налога. По мнению Суда, судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением. В связи с этим само по себе несоблюдение судебного порядка взыскания налога, при том что решение инспекции о привлечении к ответственности, на основании которого было вынесено решение инспекции о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, было предметом судебного контроля и признано законным, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

С учетом указанной судебной практики, подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, как представляется, больше дезориентирует правоприменителей, чем предоставляет налогоплательщикам реальные возможности для защиты своих прав. Данное положение следует вообще исключить из НК РФ либо существенно переработать. Как правило, организации (индивидуальные предприниматели), оспаривая на основании указанной нормы примененный к ним порядок взыскания налога и настаивая на необходимости иного порядка, в действительности рассчитывают сделать взыскание в принципе невозможным (например – налоговый орган взыскивает налог во внесудебном порядке, организация оспаривает его и настаивает на судебном порядке, прекрасно понимая, что срок на обращение в суд налоговым органом уже пропущен);

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 разъяснено, что такие проверки проводятся названным федеральным органом по правилам раздела V.1 НК РФ. Однако судебная практика применения данного положения пока не сложилась.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 г. N 17832/09 в п. 2 ст. 45 , п. 3 ст. 46 и в п. 1 ст. 47 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с организации или с индивидуального предпринимателя.

Относительно сроков на направление требования об уплате налога и на обращение в суд с заявлением о взыскании налога в порядке п. 2 ст. 45 НК РФ необходимо иметь в виду Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. N 16933/07. Суд указал, что исходя из содержания п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ. Указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения ( п. 1 ст. 3 НК РФ), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц.

Кроме того, очевидно, что могут иметь место ситуации, в которых предполагается исключительно судебное взыскание налога с индивидуального предпринимателя через акт суда общей юрисдикции (мирового судьи). Например, если подобный налогоплательщик имеет в собственности квартиру и проживает в ней, налог на имущество физических лиц с данной квартиры не имеет отношения к предпринимательской деятельности и должен взыскиваться только в судебном порядке. То, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами, а сам по себе статус предпринимателя здесь принципиального значения не имеет, подтверждено в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-О-О.

Естественно, могут иметь место и “пограничные” случаи (в т.ч. транспортный налог с автомобиля, используемого как в личных целях, так и в предпринимательской деятельности). Впрочем, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 января 2009 г. N 11519/08 сомнений относительно подведомственности арбитражному суду заявления индивидуального предпринимателя о признании недействительным требования налогового органа об уплате транспортного налога за автомобиль МАЗ 5433 выражено не было.

Архив рубрики: Взыскание налогов пеней штрафов (ст. 46 ст. 47 ст. 69 ст. 70 НК РФ)

Уплата налога по требованию об уплате (ст. 69 НК РФ) носит характер принудительного взыскания налога. Излишне взысканные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 79 НК РФ

Выставление требования об уплате налога (статья 69 НК РФ) является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. В случае признания решения налогового органа, на основании которого было выставлено требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ), недействительным,… Читать далее »

Пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена

Президиум ВАС РФ в деле №А60-38923/2009-С6 пришел к выводу о том, что предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга… Читать далее »

При оспаривании постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщиками могут заявляться доводы о пропуске срока давности взыскания — нарушении сроков направления требований об уплате (ст. 47, 69, 70 НК РФ)

Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании постановления о взыскании недоимки и пеней за счет имущества налогоплательщика не подлежащим исполнению в части взыскания пеней. Налогоплательщик указал, что задолженность по пеням возникла в период 2004-2006 гг., требования об уплате выставлены в декабре 2006 г. — мае 2007 г., а решение о взыскании принято в июне… Читать далее »

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом (ст. 47 НК РФ). Требование о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, предусмотренное статьей 172 АПК РФ, может быть подано в суд вплоть до окончания исполнения исполнительного документа

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. Из названных правовых норм следует, что постановление о… Читать далее »

Читайте еще:  Госпошлина тех осмотр

О сроке давности взыскания в судебном порядке налога, пеней (ст. 46, 69, 70 НК РФ)

Срок давности взыскания в судебном порядке как налога, так и пеней согласно нормам статей 46 и 70 НК РФ определяется исходя из совокупности сроков: — срока на направление требования (пункты 1 или 2 статьи 70 НК РФ — 3 месяца или 10 дней, в зависимости от обстоятельств выявления недоимки), — срока на его добровольное исполнение… Читать далее »

Статья 47 НК РФ. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя

СТ 47 НК РФ.

1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя или налогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;

6) дату выдачи указанного постановления.

3. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.

4. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Взыскание налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), производится за счет общего имущества товарищей.

При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

6. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

8. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора (страховых взносов) за счет имущества плательщика сбора (плательщика страховых взносов) — организации или индивидуального предпринимателя.

10. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет имущества участников этой группы с учетом следующих особенностей:

1) взыскание налога за счет имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков в первую очередь производится за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках ответственного участника этой группы, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

2) при недостаточности (отсутствии) у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, взыскание налога производится у иных участников этой группы за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

3) при недостаточности (отсутствии) у участников консолидированной группы налогоплательщиков наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, взыскание налога производится за счет иного имущества ответственного участника этой группы в последовательности, установленной подпунктами 2 — 6 пункта 5 настоящей статьи;

4) при недостаточности имущества ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов взыскание налога производится за счет иного имущества иных участников этой группы в последовательности, установленной подпунктами 2 — 6 пункта 5 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 47 Налогового кодекса

1. Комментируемая статья посвящена определению порядка и условий взыскания налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации. При этом под иным имуществом понимается все имущество организации, в том числе имущественные права, за исключением денежных средств, находящихся на ее банковских счетах.

Порядок взыскания налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика — физического лица установлен отдельно в ст. 48 НК РФ. Взыскание имущества физического лица, в отличие от взыскания имущества организации или индивидуального предпринимателя, не может происходить во внесудебном порядке.

Содержанию ст. 47 НК РФ корреспондирует п. 7 ст. 46 НК РФ, согласно которому при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2011 г. N 8229/10 следует, что предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.

До вынесения решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-организации налоговый орган должен принять все меры по взысканию задолженности за счет денежных средств в соответствии с положениями ст. 46 НК РФ и лишь в случае невозможности взыскания задолженности за счет денежных средств вправе взыскать налог за счет имущества.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 января 2011 г. N 7551/11 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика.

Согласно п. 1 комментируемой статьи налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ, то есть за счет средств на банковских счетах (безналичных денежных средств).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Обязательным условием вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) является неисполнение требования об уплате налога, которое направляется налогоплательщику в соответствии со ст. 69 НК РФ и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если иной срок не указан в этом требовании.

Ст. 47 НК РФ установлен срок давности для вынесения такого решения, который составляет год с момента неисполнения требования об уплате налога. В случае просрочки вынесения решения налоговый орган утрачивает возможность внесудебного взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), но может обратиться в суд в пределах двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, срок для обращения взыскания на имущество является сокращенным в сравнении с общим трехлетним сроком исковой давности, установленным ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

2. Формы решения и постановления налогового органа об обращении взыскания на имущество устанавливаются Федеральной налоговой службой. В настоящее время действует Приказ ФНС от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации», которым установлены формы:

решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Постановление налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) относится, согласно пункту 5 части 1 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», к исполнительным документам. Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», по смыслу ст. 47 НК РФ и ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом, а его оспаривание налогоплательщиком может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.

Пункт 2 ст. 47 НК РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержаться в постановлении налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. К этим реквизитам относятся:

— фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

— дата принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

— наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, на чье имущество обращается взыскание;

— резолютивная часть решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

— дата вступления в силу решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

— дата выдачи постановления.

Согласно п. 3 ст. 47 НК РФ, постановление налогового органа должно быть подписано его руководителем (заместителем руководителя) и заверено гербовой печатью налогового органа.

Читайте еще:  Заявление в суд о согласии с исковыми требованиями

Другой перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в исполнительных документах, установлен ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В исполнительном документе должны быть указаны:

— наименование и адрес налогового органа, выдавшего постановление, фамилия и инициалы должностного лица;

— наименование решения налогового органа и иных материалов, на основании которых выдано постановление;

— дата принятия постановления;

— дата вступления законную силу постановления налогового органа;

— сведения о должнике и о взыскателе (взыскание налоговой недоимки производится от имени Российской Федерации в лице налогового органа);

— резолютивная часть решения налогового органа;

— дата выдачи постановления.

Приказом Федеральной налоговой службы от 19 марта 2013 г. N ММВ-7-6/[email protected] утвержден формат постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в целях электронного документооборота налоговых органов с подразделениями Федеральной службы судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель после получения постановления налогового органа при наличии в нем вышеперечисленных реквизитов обязан возбудить исполнительное производство в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем совершаются предусмотренные ст. 64 указанного Закона исполнительные действия, направленные на исполнение постановления налогового органа, которые могут включать в себя:

— арест имущества, на которое обращается взыскание;

— при необходимости, изъятие такого имущества у недоимщика и передача его на хранение;

— зачисление вырученных средств в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд.

Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311.

4. Пункт 4 ст. 47 НК РФ устанавливает, что постановление налогового органа должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок. Исполнение постановления налогового органа означает окончание исполнительного производства в соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которое оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

При невозможности исполнения судебным приставом-исполнителем исполнительное производство может быть прекращено по основаниям, которые установлены в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с оформлением постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства.

В Определении от 17 октября 2001 года N 238-О Конституционный Суд РФ указал, что в случае, когда обращение взыскания на имущество плательщика-организации не окончилось погашением задолженности, взыскание может быть повторно обращено на иное имущество данного плательщика-организации.

Аналогично и в п. 6 ст. 47 НК РФ указано, что в случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами налогоплательщика (налогового агента), обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) и погашения его задолженности за счет вырученных сумм.

5. Согласно пункту 5 ст. 47 НК РФ, взыскание налога за счет имущества налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:

— наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание согласно ст. 46 НК РФ;

— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

— другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем и членами его семьи.

Перечень имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), данный в п. 4 комментируемой статьи, носит примерный характер. Применительно к каждому налогоплательщику состав такого имущества необходимо определять индивидуально. Например, для транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки легковым автотранспортом, будет являться оборудованием такой автотранспорт. Аналогичным образом может быть решен вопрос при определении правового режима ценных бумаг, принадлежащих организации — профессиональному участнику рынка ценных бумаг, и т.п.

Осуществляя официальное толкование НК РФ, совместный Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что взыскание налога может производиться в том числе за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке. Необходимо исходить из того, что в соответствии с положениями глав 9 и 29 Гражданского кодекса РФ, регламентирующими вопросы расторжения договоров и недействительности сделок, потребность обратить взыскание налога на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договора, по которому данное имущество было передано третьему лицу (Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Одним из принципов исполнительного производства, закрепленным в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Нормы НК РФ соответствуют данному принципу, запрещая обращение взыскания на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем и членами его семьи.

Отдельными федеральными законами также установлены запреты на обращение взыскания в отношении отдельных видов имущества организаций.

Например, ст. 1405 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается, а согласно ст. 1018 обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения.

Особенным образом регулируется взыскание имущества с организации, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В этом случае согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вводится мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, а в случае возбуждения конкурсного производства имущество включается в конкурсную массу.

6. В пункте 6 ст. 47 НК РФ указано, что в случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами налогоплательщика (налогового агента), обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) и погашения его задолженности за счет вырученных сумм.

В Определении от 17 октября 2001 года N 238-О КС РФ указал, что в случае, когда обращение взыскания на имущество плательщика-организации не окончилось погашением задолженности, взыскание может быть повторно обращено на иное имущество данного плательщика-организации.

7. Пункт 7 ст. 47 НК РФ содержит запрет на приобретение должностными лицами налоговых и таможенных органов имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемого в порядке исполнения решения о взыскании налога.

Данный запрет направлен на устранение возможного конфликта интересов и коррупционных рисков.

Согласно ст. 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Должностные лица налоговых и таможенных органов являются государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 19 данного Закона, случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

8. Положения, предусмотренные комментируемой статьей, применяются также в следующих случаях:

— при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора;

— при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора — организации;

— при взыскании таможенных платежей.

Согласно п. 10 ст. 47 НК РФ при взыскании таможенных платежей положения данной статьи применяются с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Существует несколько уровней правового регулирования взыскания таможенных пошлин и налогов государствами — членами Таможенного союза: международный договор государства — участника Таможенного союза (за исключением договора о таможенном союзе), который включает в себя Киотскую конвенцию, договор о Таможенном союзе с его приложениями и, наконец, национальное законодательство.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году, согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ (далее — Киотская конвенция) норм, устанавливающих стандарты взыскания таможенных платежей и налогов, не содержит, отсылая к национальному законодательству. В частности, согласно стандартам 4.7 и 4.8 Генерального приложения к Киотской конвенции, в национальном законодательстве определяются лицо, ответственное за уплату пошлин и налогов, дата платежа и место уплаты. Национальное законодательство всех государств — участников Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) регулирует отношения, связанные с взысканием таможенных пошлин и налогов.

Ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) установлены общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов. Согласно ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств — членов таможенного союза. Законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Статьей 91 ТК ТС устанавливаются: право таможенных органов осуществлять принудительное взыскание в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов; источники, из которых осуществляется принудительное взыскание (п. 1); полномочие таможенного органа по взысканию пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов (п. 4). Международным договором государства — члена Таможенного союза, согласно п. 1 ст. 91 ТК, могут быть установлены иные источники взыскания таможенных пошлин и налогов.

Статьей 91 ТК установлено, что задолженность по таможенным пошлинам и налогам может быть погашена путем взыскания за счет:

— денежных средств плательщика;

— иного имущества плательщика;

— посредством зачета излишне уплаченной таможенной пошлины;

— за счет предоставленного обеспечения (как правило, залога или банковской гарантии, иногда — поручительства третьего лица или гарантии страховой организации).

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит гл. 18 «Взыскание таможенных платежей», которая подробно регулирует процедуру взыскания таможенных пошлин, налогов, а также начисленных за их неуплату пеней. Согласно ст. 150 данного Закона предусматривается, что принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:

— за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (в отношении физических лиц такое взыскание производится только в судебном порядке);

— за счет денежных средств на банковских счетах плательщика;

— за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (в том числе залога);

— за счет неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога, иного имущества плательщика (в том числе наличных денежных средств);

— излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскание может производиться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Взыскание с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), как правило, осуществляется в судебном порядке. Обращение взыскания на иное имущество плательщика (это могут быть наличные денежные средства, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности плательщика) осуществляется через судебного пристава-исполнителя по аналогии с взысканием налога. Основанием для возбуждения исполнительного производства на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» для судебного пристава-исполнителя служит постановление таможенного органа об обращении взыскания на имущество плательщика, которое имеет силу исполнительного документа. Обязательные реквизиты такого постановления установлены п. 2 ст. 47 НК РФ, а форма постановления утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 5 декабря 2011 года N 2437 «О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика».

Необходимым условием процедуры принудительного взыскания во внесудебном порядке является выставление плательщику требования об уплате таможенных платежей, которое может быть обжаловано в арбитражный суд. Как правило, обжалование связано с разногласиями по определению таможенной стоимости товара, относимости его к тем или иным кодам ТН ВЭД ТС.

Пункт 2 ст. 91 ТК предусматривает два случая, когда принудительное взыскание не производится. Первым основанием прекращения взыскания является истечение срока, предусмотренного законодательством.

Также стандартом 4.10 Генерального приложения к Киотскому протоколу определено, что в национальном законодательстве устанавливается период времени, в течение которого таможенная служба может предпринять установленные законом действия по взиманию пошлин и налогов, не уплаченных на дату платежа. Непосредственно ТК, а также законодательство государств — участников Таможенного союза предельного срока для осуществления принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов не предусматривает. Таким образом, взыскание таможенных платежей регулируется ст. 47 НК РФ в том случае, если такое взыскание осуществляется таможенным органом Российской Федерации.

Вторым основанием, которое дает возможность прекратить принудительное взыскание, является соответствие ситуации случаям, перечисленным в п. 2 ст. 80 ТК, к которым относятся: уплата недоимки; помещение товаров под льготную таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; уничтожение (безвозвратная утрата) товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли; помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства; обращение товаров в собственность государства; обращение взыскания на товары; отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой; признание недоимки безнадежной к взысканию и ее списание; возникновение обстоятельств для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.