Пояснительная записка к основной программе основной школы

admin

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы основной школы: Русский язык и литература, 5-9 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Главная > Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы основной школы: Русский язык и литература, 5-9 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:

1. пояснительную записку;

2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:

• Знания, умения, навыки.

3. требования к уровню образованности;

4. учебно-методический комплект.

Цели обучения русскому языку — научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ на русском языке.

Задачи преподавания русского языка в школе состоят в том, чтобы:

— дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

— выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

— пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.

Содержание и структура курса русского языка в V — IX классах

Отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие языковой и речевой компетенции и овладение коммуникативной деятельностью. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании исходя из их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка.

Средства выражения синтактико-семантических отношений между членами предложения, причем представление учебного материала производится поэтапно с учетом уровней языка и их системности; устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи каждого класса: типы речи, ситуативно-тематический минимум лексического материала с учетом воспитательных целей, на основе которых происходит актуализация языковых средств и лексики.

В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении.

Содержание курса в каждом классе строится однотипно — от текста к его структурным единицам.

Разработанный интенсивный курс развития русской устной и письменной речи учащихся основывается на положениях современной теории речевой деятельности, лингвистики текста и стилистики.

Основой программного материала в каждом классе является текст, в котором функционируют изучаемые фонетические, лексические и грамматические единицы языка.

Постепенно от класса к классу учащиеся знакомятся с отличительными особенностями устной и письменной речи, их специфическими нормами (орфоэпическими, орфографическими, интонационными, акцентными, логическими, пунктуационными).

Обучение связной речи — процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении всех программных разделов. Слово, словосочетание, предложение и сложное синтаксическое целое изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи, которые используются с учетом целей и условий высказывания.

Работа по овладению русской лексикой пронизывает все программные разделы, особенно словообразование и морфологию. Учащиеся постепенно приобретают навыки употребления в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, слов с переносным значением, фразеологических оборотов и крылатых выражений.

Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным повторением изученного за год.

В программе предусмотрена специальная работа над развитием речи, которая проводится систематически в ходе всего курса русского языка. Виды работ по развитию речи и основные коммуникативные умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть, изложены в конце программы для конкретного класса.

На проведение работ творческого характера должны быть выделены специальные часы (примерно по 1/5 части уроков русского языка в V-IX классах).

Знания по русскому языку призваны активизировать развитие внимания, памяти, логического мышления. По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, находить частные явления, обобщать и устанавливать общие законы и правила.

Пояснительная заРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык».//Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

Количество часов по программе – 136.

Количество часов по учебному плану школы – 136.

Пояснительная записка к основной программе основной школы

Пояснительная записка к основнойобразовательной программе начального общего образования ( ООП НОО)

Основная образовательная программа начального общегообразования лицея № 33 разработана в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования(далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяетсодержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общегообразования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на ихдуховно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, насоздание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована сучётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всегопоследующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка,связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущейдеятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранениизначимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной посодержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферывзаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении,познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной ролиученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющейновый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательногоразвития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способностик организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им вучебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль иоценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретаетчерты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связанос характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением имежличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичностии мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста(от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования,формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление,произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действоватьво внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое какмоделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированнойактивности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью,основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательныхи социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательнойпрограммы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развитиядетей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическимии физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьноговозраста.

Целью реализации основной образовательной программы начальногообщего образования является обеспечение планируемых результатов по достижениювыпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний,умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшегошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способностьобучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие ихиндивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностныекачества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимисяуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные икоммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходеизучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной областидеятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, атакже система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основесовременной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программылежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества, инновационной экономики, задачам построенияроссийского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалогакультур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного иполиконфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструированияна основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути испособы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательногоразвития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующемосновную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результатаобразования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальныхучебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способоворганизации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижениицелей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологическихособенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения приопределении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторийи индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей идетей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческогопотенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества ирасширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждениясодержит следующие разделы:

• планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действийу обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасногообраза жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоенияосновной образовательной программы начального общего образования.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяютсяв соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, втом числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в томчисле одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков,организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики,с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образованиядетей;

• организацию интеллектуальных и творческихсоревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательскойдеятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей),педагогических работников и общественности в проектировании и развитиивнутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современныхобразовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихсяпри поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразованиявнешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) дляприобретения опыта реального управления и действия.

Пояснительная записка

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Читайте еще:  Отдел опеки кировск мурманской области

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; •развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и•т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы

«МУЗЫКА» ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 «МУЗЫКА» ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа. Примерные программы по музыке для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и являются ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений. Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

2 развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели. Примерная программа «Музыкальное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, и в объеме 10 % для реализации регионального компонента содержания образования. Основные содержательные линии: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки); обогащение опыта музыкально-творческой деятельности. 2

3 Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу. Обогащение опыта эмоционально- ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки. Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоциональнообразного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния. При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкальнотворческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира. Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися м у- зыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для му- 3

Читайте еще:  Нет медосмотра в путевом листе какой штраф

4 зыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. В слушании это умения и навыки: интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.; дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции; понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства. В исполнении выделяются умения и навыки, формируемые в хоровом, ансамблевом и сольном пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании, инсценировании и др. При этом на первый план выступают умения и навыки, связанные с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений в определенном характере, жанре, стиле: предлагать свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения; сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант; оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении; Особую группу составляют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в пении и игре на инструментах, следование дирижерским указаниям; В процессе создания музыкального образа в пении без сопровождения и с сопровождением предусматривается совершенствование навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля; координации деятельности голосового аппарата 4

5 с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.). В игре на музыкальных инструментах формируются навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения. В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. В импровизации и сочинении музыки предусматривается формирование умений воплощать задуманный учащимся художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, синтаксических, жанрово-стилевых, фактурных и других моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов. В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на этой основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает о пыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности. Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует 5

6 включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников. Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся (направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстроить логику изучения учебного материала, не нарушив при этом требования минимального содержания. Также как и в начальной школе, тематическое построение авторских, рабочих программ может быть различным. Оно определяет логику вхождения учащихся в мир музыки, отражает позицию тех или иных авторовсоставителей программ по отношению к содержанию понятия «Основы музыкальной культуры» и раскрывает пути постижения музыки в учебновоспитательном процессе. При этом любая авторская, рабочая программа должна отвечать требованиям, предъявляемым государственным стандартом к содержанию основного общего образования, к уровню подготовки выпускников основной школы по предмету «Музыка»; целенаправленно реализовывать обозначенные содержательные линии на протяжении всех лет обучения в основной школе. При разработке авторских, рабочих учебных программ необходимо обратить особое внимание на то, что также как и в начальной школе обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы следует рассматривать как сквозные взаимопроникающие линии, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в основной школе. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному 6

7 искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке. В авторских, рабочих программах данную линию целесообразно конкретизировать в виде ряда учебных тем. Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в соответствии с той концепцией, на основе которой составители создают свои авторские, рабочие программы. Вместе с тем во всех разрабатываемых программах следует выстраивать учебный материал на основе концентрического принципа. Опыт музыкально-творческой деятельности пронизывает все учебные темы и находит свое выражение в совершенствовании музыкальнотворческой деятельности и более глубоких представлениях об искусстве исполнения музыки как искусстве интерпретации. В с одержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход. Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же основаниях, что и в V-VII классах. Особое внимание разработчикам учебных программ по музыке необходимо уделить вопросу о распределении учебного времени между различными видами музыкальной деятельности и невозможностью ограничения каким либо одним из них. Урочную форму работы рекомендуется дополнять внеурочной музыкальной деятельностью. Это прежде всего музыкальные кружки, детские ассамблеи искусства, фестивали детского музыкального творчества, конкурсы хоровых коллективов, участие в музыкальных событиях класса, школы и др. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об 7

8 8 изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений. В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Результаты обучения. Результаты усвоения содержания музыкального образования в V-IX классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни. Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V-VII классы (105 ч.) Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особен-

9 ность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. При изучении народного музыкального творчества накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе: осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, его традициями и обрядами; личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности; вокального и инструментального исполнения образцов народного музыкального творчества; распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном духе; создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки; участия в народных праздниках. Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности. 9

Читайте еще:  Кардинг развод или нет

10 Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом). Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини). Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.). Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин; Б. Бриттен, К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, А. Шенберг и др.). 10

11 11 Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др. 1 При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации и проявляется в процессе: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; художественного исполнения и творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов; творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах; пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными; создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов; создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов; импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.; инсценировки народных песен; создания художественного замысла и воплощения эмоциональнообразного содержания произведений музыки сценическими средствами; 1 При изучении своеобразия современной музыки учебный материал может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

12 12 создания музыкально-литературных композиций; прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой; выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт- Петербургской филармонии и др. Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов исполнителей народной, академической и эстрадной музыки. Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью- Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др. При знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе: ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.); выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира; высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним; создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей; изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

13 13 использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений; поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними; приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ VIII-IX классы (70 ч.) МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др. Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме. Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности. Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа. При изучении возможностей музыки в становлении духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе: философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

14 сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах; выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека; осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни; обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению «вечных» тем музыкального искусства; становления в представлении учащихся целостной художественной картины мира на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью; освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах; импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий; применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения музыки ученик должен: знать/понимать специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; основные жанры народной и профессиональной музыки; богатство музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; 14

15 15 выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радиои телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий 1.. определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. 1 Данный вид музыкально-творческой деятельности осуществляется на протяжении всего основного общего образования, однако особое значение он приобретает при проведении уроков музыки в VIII-IХ классах.