Требования к анализу урока в соответствии с фгос

admin

Оглавление:

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

1 Спектр деятельности заместителя директора школы настолько широк и постоянно расширяется и видоизменяется, что приходится искать новые формы организации внутришкольного контроля, которые будут помогать успешно и в кратчайшие сроки выполнять должностные обязанности. В этих условиях актуальным становится вопрос разработки примерной схемы анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС. Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать, целенаправленно и систематически. Перед заместителем директора встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить. На основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и управления системой оценки качества образования, Интернет-ресурсов разработана схема анализ урока, отвечающего требованиям ФГОС. Данная разработка поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Параметры анализа Урок: содержание и выводы Раздел. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ФИО учителя 2 Дата посещения урока Предмет Класс Учащихся по списку Учащихся по факту Цель посещения урока 8 Своевременность явки учителя на урок. Готовность учителя к началу урока. 0 Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. 2 Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение Наличие технологической карты урока.

2 Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) 2 Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. Организация проверки домашнего задания: полнота и глубина проверки; методика повторения, дифференциация заданий; охват учащихся проверкой, занятость класса; объективность оценки, аргументация отметки. Раздел. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ 2 Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Читайте еще:  Договор возмездного оказания услуг что это значит

3 8 0 Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся Выполнение санитарных норм: Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). Своевременное и качественное проведение физминуток. Соблюдение правильной рабочей позы. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. Раздел. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов 2 Групповые формы деятельности учащихся Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Использование установок в форме убеждения, внушения 8 0 Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения Включение в содержание урока упражнений творческого характера 2 Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная

4 Планирование задания на дом: объем, характер материала, его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания. своевременность окончания урока. Раздел. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. 2 Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Соблюдение единого орфографического режима Обеспечение активного учения каждого школьника Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) Результаты урока: ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; подведение итога урока; выполнение намеченного плана урока; достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; качество знаний, умений, навыков учащихся достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). Раздел. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности

5 Раздел. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ Подпись посетившего урок: Подпись учителя

Образец анализа урока в рамках ФГОС, сочетающий в себе методику Т.И.Шамовой.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Образец анализ урока в рамках ФГОС, сочетающий в себе методику эффективности урока Т.И.Шамовой .

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Кубринская ООШ Ульяновской области Шарохина Наталья Николаевна

Автор учебника: _______________________________

Тема: Среднее арифметическое чисел

Учитель: Иванова Е.А.

Основные цели урока: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные . Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока ?

Учителем проводится промежуточная рефлексия «Что мы можем положить в портфель навыков умений?» Ученики формулируют предложения по наводящим началам : « Хочу научиться, как…», « Определять, как…» и др.. Реализация поставленных учителем целей прослеживается на протяжении всего урока.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы. Их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

Тип урока – усвоение новых знаний соответствует структуре. Все этапы чётко определяются учителем и учащимися. По ходу урока наглядно составлена логическая схема на стенде «Сегодня на уроке».

Мотивация. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы?

Вычисление среднего балла успеваемости за март.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

Ориентация на новые образовательные результаты.

Присутствует в полном объёме.

Нацеленность деятельности на формирование УУД.

Выражена на протяжении всего урока

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ…)

Технология встречных усилий

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

Присутствует в полном объёме.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

Присутствует в полном объёме.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с цель развития у них познавательной активности и самостоятельности.

Связь теории с практикой наблюдается. Условия задач подобраны из жизненного опыта учащихся.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

Методика проведения урока:

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Заполнение и анализ маршрутного листа урока.

Какие методы использовались учителем?

Какова роль репродуктивной и исследовательской деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай, перескажи»,) и примерное число заданий побуждающе-репродуктивного характера (« докажи, объясни, сравни, оцени, найди ошибку, верно-неверно»…)

Словесные (репродуктивная и эвристическая беседа, работа с учебником, словарём) и практические при закреплении полученных знаний, выработке определённых умений и навыков по теме. Задания побуждающе-репродуктивного и практического характера преобладают.

Соотношение деятельности учащихся и учителя. Объем и характер самостоятельных работ.

Деятельность учащихся преобладает. Объём самостоятельной работы достаточный согласно структуре урока (5 этап), присутствует также на 3 этапе – при открытии новых знаний.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

Сравнение с образцом

Другое :выработка умений и навыков

Материал на тему:
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предлагается параметры анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок: содер-жание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2. Дата посещения урока:

Учащихся по списку:

6. Учащихся по факту:

Цель посещения урока

Своевременность явки учителя на урок.

Готовность учителя к началу урока.

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Санитарное состояние класса

Наличие технологической карты урока.

Соответствие темы урока календарно-тематическому плану

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроиз-ведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самост. решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Дифференцированный и индивид. подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Выполнение санитарных норм:

— Предупреждение утомления и переутомления.

— Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

— Своевременное и качественное проведение физминуток.

— Соблюдение правильной рабочей позы.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивид. форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Читайте еще:  Банкротство физ лиц магнитогорск

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

Групповые формы деятельности учащихся

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Использование установок в форме убеждения, внушения

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

— своевременность окончания урока.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

Соблюдение единого орфографического режима

Обеспечение активного учения каждого школьника

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ урока и его результативности

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Подпись посетившего урок:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра.

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН.

Анализ урока по ФГОС.

Данная разработка предусматривает Ведущие аспекты анализа урока и Содержание наблюдения.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС «Басня как литературный жанр&quot.

Анализ урока в соответствие с требованиями ФГОС в 4 В классе (класс коррекции).

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах , в группах , консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля , взаимоконтроля .
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии : обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности .
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Примерная схема анализа урока по ФГОС

Спектр деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе очень широк, и в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного образования (ФГОС) обязанности проверяющего постоянно расширяются. Поэтому все более актуальным становится вопрос разработки в школе примерной схемы анализа урока по ФГОС.

Современное занятие согласно требованиям стандарта строится на основе системно-деятельностного подхода, способствующего развитию личности школьников через овладение универсальными учебными действиями.

Как провести анализ урока по ФГОС?

Отвечает Андрей Йоффе, профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент, доктор педагогических наук

Процесс обучения в таких условиях зависит от результативности работы педагога, и систематический и целенаправленный мониторинг реализации ФГОС, которой входит в обязанности администрации ОО, помогает быстро выявить и устранить ошибки ведения педагогической практики. Поэтому заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен знать, как правильно организовать карту посещения уроков завучем или администрацией по ФГОС (чтобы выявить недостатки педагогического процесса и оказать консультативную помощь учителям), как правильно составить анализ урока английского языка или физкультуры по образцу согласно ФГОС.

Типы уроков по ФГОС в основной школе

Введение ФГОС стало поворотным моментом в организации учебной деятельности, в частности из-за изменения классификации уроков. Руководящему составу образовательной организации очень важно понимать, удалось ли педагогам разобраться в специфике системно-деятельностного подхода и научиться организовывать занятия согласно требованиям стандарта. Поэтому при проведении анализа школьного занятия очень важно выяснить соответствие заявленного типа занятия методам и приемам педагогической работы, применяемым учителем.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Разработчики новых образовательных стандартов выделяют четыре основных типа уроков в школе (таблица 1). Знание целей и структуры построения таких занятий заместителем директора по учебно-воспитательной работе способствует своевременному выявлению и устранению ошибок в работе учителя.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент общего образования (экспресс-курс)». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Материал по русскому языку (5 класс) на тему:
Образец анализа урока по русскому языку по ФГОС

Анализ урока по требованию ФГОС поможет каждому преподавателю подойти к своему уроку более требовательно.

Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Полуднева Виктория Геннадьевна

Дата посещения урока

Учащихся по списку

Учащихся по факту

Цель посещения урока

Контроль соответствия ФГОС.

Своевременность явки учителя на урок

Готовность учителя к началу урока

Готовность в полном объеме.

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

В полном объеме.
Приветствие учеников, проверка готовности.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика.

  • учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженская

ПК, мультимедийная презентация.

мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

Санитарное состояние класса

Температурный режим Проветривание Освещение

Санитарное состояние соответствует требованиям. Температура воздуха 23 градуса. Проветривание осуществляется. Освещение работает.

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта у учителя имеется.

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно — тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

  • : изучение нового материала
  • Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока:

Самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: результаты контрольной или самостоятельной работы.

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

Организация проверки домашнего задания: полнота и глубина проверки; методика повторения, дифференциация заданий; охват учащихся проверкой, занятость класса; объективность оценки, аргументация отметки.

Читайте еще:  Адвокат на давай поженимся

Домашнее задание проверяют традиционно: Учитель проводит опрос и останавливает внимание на возможных проблемных местах. Выводы и обобщение.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Класс очень сильный, учащиеся работали быстро и организованно, объём работы соответствовал потенциалу класса, уровень работы достаточно высок, но учитель опирался на возрастные особенности учащихся.

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объем воспроизводящей деятельности- 15мин,

Самостоятельной деятельности – 15мин

Творческой деятельности – 15 мин

Совершенствование навыка использования полученных знаний

Преобладает самостоятельное применение теоретических сведений на практике.

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Не на каждом этапе урока контролировалось качество усвоения материала, но смайлики в руках учителя показывали ученикам об их успешной работе, или, наоборот, об ошибках своей деятельности.

В ходе самоконтроля ученики во взаимодействии друг с другом оценивали свою и чужую деятельность на основе самоанализа.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся соответствует нормам

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. Вопрос-ответ:

Сколько слов в русском языке? (Много)

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

— Сколько здесь слов?

— Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

— Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7)

Учет обученности, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Выполнение санитарных норм: предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, письмо, практика). Своевременное и качественное проведение физминуток. Соблюдение правильной рабочей позы.

Виды урока меняли друг друга плавно, физкультминутка была уместной и забавной, активная работа класса сопровождалась доброжелательным отношением учителя к детям, переутомления у учащихся не наблюдалось. Рабочая пауза позволила улыбнуться и поделиться положительными эмоциями. Учащиеся чувствовали себя комфортно и уверенно.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения присутствует не в полном объеме

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методы обучения (проблемные; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность методов

Сочетаются фронтальная, индивидуальная, групповая формы работ. Отведено время для самостоятельной деятельности.

Групповые формы деятельности учащихся

Групповые формы деятельности учащихся присутствуют.

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

На уроке практически все учащиеся активны и внимательны, но наблюдаются несколько ребят, которые отвлекались во время групповой работы, были рассеяны.

Использование установок в форме убеждения, внушения

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений

Для актуализации в памяти изученного ранее материала использовались: игра, работа со словарями, с презентацией по слайдам.

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

самостоятельность мышления учащихся

Составление эпиграфа к уроку.

Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

\/ — эту информацию я знаю;

+ — это новая для меня информация;

? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

— Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

— Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Учащиеся самостоятельно: Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы осуществлялось учителем.

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Структура урока предполагает связь с художественной литературой. Работа со словарями.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, — Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

— Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

сравните полученные ответы…

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения присутствует в полном объеме.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Исправление неправильных ответов

Учащиеся размышляют:Какие же словари существуют ? (выступление уч-цы)Защита мини-проектов

Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Планирование задания на дом: объем, характер материала, его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания. своевременность окончания урока.

Домашнее задание соответствует требованиям допустимого объема. Учитель комментирует задание.

Урок своевременно завершен.

Подведены итоги урока.

Прокомментированы оценки и выставлены отметки.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Положительная психологическая обстановка урока взаимопонимание между учителем и учениками, доверие и уважение друг к другу.

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок интересный,рекомендуется проводить подобные.

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены.

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

На уроке присутствует полное взаимопонимание.Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду.

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

На уроке осуществлялась смена видов деятельности, прослеживалась их сочетаемость.

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель напоминает о соблюдении единого орфографического режима.

Обеспечение активного учения каждого школьника

Работает весь класс,так как учитель правильно подобрал виды работ для всех учащихся и стремится обеспечить активность каждого ученика в учебной работе через вовлечение их в различные виды деятельности.

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Самообладание, педагогический такт, корректность, улыбчивость, доброжелательность по отношению к детям .

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

На протяжении всего урока учитель умело поддерживал учебную деятельность детей и дисциплину.

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Дикция учителя внятная, речь грамотная, выразительна, уверенная, спокойная, выразительная, совсем немного присутствует излишняя жестикуляция. Учитель уместно использует артистические умения для возбуждения интереса учащихся к уроку.

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

Учителем рационально используются средства обучения (учебников, пособий,

Результаты урока: ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; подведение итога урока; выполнение намеченного плана урока; достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; качество знаний, умений, навыков учащихся достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Учащиеся в конце урока оценивают свою работу и делают выводы по теме урока. Умеют самостоятельно оценить уровень одноклассников.

Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Цели урока достигнуты учителем.

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ урока и его результативности – представлен.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ . Учитель Полуднева В.Г.знает систему требований ФГОС к уроку русского языка,использует основные приемы , методы, легко владеет ИКТ, уместно вводит разные виды работ на уроке, чтобы решить все поставленные задачи и цели. Выводы: учитель компетентен в вопросах преподавания русского языка по ФГОС, это и было показано результатами проведенного урока.

Подпись посетившего урок: Подпись учителя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока»Обобщение и систематизация знаний».К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п.

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы.

Психологический анализ урока по русскому языку.

тест создан в полном соответствии с требованиями ФГОС.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД.

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО.

Работа представлена по гуманитарному направлению. Сценарий урока по русскому языку по теме « Фразеология.Использование фразеологизмов в речи» является результатом проекти.