Приказ министерства образования и науки рф от 14092009 334
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334
«О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572) приказываю:
1.1. Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства (приложение N 1);
1.2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (приложение N 2);
акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (приложение N 3);
заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 4);
акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 5).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15610
Отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних могут передаваться образовательным, медицинским и другим организациям. Речь идет о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в опеке или попечительстве, включая обследование условий жизни; о подборе и подготовке граждан, пожелавших принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Закреплена процедура отбора организаций для осуществления указанных полномочий.
Орган опеки и попечительства создает специальную комиссию (не менее 5 человек). Извещение об отборе размещается в Интернете, а также в региональных (местных) печатных СМИ.
Определены показатели, учитываемые при отборе, и основания для отказа в передаче полномочий.
Установлен порядок обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи. Оно позволяет выявить обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения.
Обследование проводят специалисты органов опеки и попечительства либо организаций, которым переданы такие полномочия. В ходе этой процедуры обращается внимание на состояние здоровья, внешний вид, обеспечение безопасности ребенка, семейное окружение, жилищно-бытовые условия и другие обстоятельства.
Утверждены формы следующих документов: акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи; заявление гражданина, пожелавшего принять несовершеннолетнего в семью на воспитание; акт обследования условий жизни данного гражданина.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15610
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 29 декабря 2009 г. N 252
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З. Москва
1 ПРОЕКТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З 2012 г. Москва Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 1, ст. 16; 1998, 26, ст. 3014; 2005, 1, ст. 11; 2010, 52, ст. 7001; 2011, 49, ст. 7029), подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. 275 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 15, ст. 1590; 2002, 15, ст. 1434; 2005, 11, ст. 950; 2006, 16, ст. 1748; 2012, 19, ст. 2416; 21, ст. 2644), а также пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 21, ст.2572; 2010, 31, ст. 4257; 2012, 19, ст. 2416; 21, ст. 2644), п р и к а з ы в а ю:
2 2 Утвердить: требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1); форму свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (приложение 2). 2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г «Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2011 г., регистрационный 21495). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Министр Д.В. Ливанов
3 Приложение 1 УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2012 г. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей I. Общие положения 1. Настоящие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее подготовка), определяют структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья). 2. Программа должна предусматривать изучение следующих разделов: Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители», включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), и изучение в том числе следующих тем:
4 2 а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители; б) задачи подготовки, в том числе касающиеся: выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей; ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как приемных родителей; формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка; ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
5 3 ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей; в) понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождение тренинговой подготовки и психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга; г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей; д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности. Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей», включающий в том числе: изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать; проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи
6 4 (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций. Раздел 3 «Этапы развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка; диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия; семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение; оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности
7 5 переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)», включающий в том числе изучение следующих тем: потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка; причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»); понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи», включающий в том числе изучение следующих тем: особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка; этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации; тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный; роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
8 6 Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними; эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством); способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах; медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
9 7 Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия. Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка», включающий в том числе изучение следующих тем: родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители; семейная история и ее обсуждение; способы реагирования семьи на стрессовые ситуации; социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции; понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан», включающий в том числе изучение следующих тем: правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
10 8 формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства; требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей сведений о детях, оставшихся без попечения родителей; правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения; порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье; порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью; меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства; защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
11 9 порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом; правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства; порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям», включающий в том числе изучение следующих тем: родительские и профессиональные функции приемной семьи; взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия; информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий в том числе:
12 10 обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий; обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители; проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание; составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при проведении программы в очно-заочной форме. Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)), включая итоговую аттестацию (собеседование).
13 Приложение 2 УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2012 г. Форма Бланк органа опеки и попечительства / организации, осуществляющей подготовку граждан С В И Д Е Т Е Л Ь С Т В О о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации от 20 г. Настоящее свидетельство выдано, (фамилия, имя, отчество (при наличии) в том, что он(а) с г. по г. прошел(ла) подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в (полное наименование органа опеки и попечительства/организации, осуществляющей подготовку граждан) 1 1 Указывается наименование организации, осуществляющей подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 21, ст. 2572; 2012, 21, ст. 2644), а также реквизиты решения органа опеки и попечительства о передаче организации полномочий.
14 2 по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной (наименование и реквизиты нормативного правого акта органа исполнительной власти. субъекта Российской Федерации) Руководитель органа опеки и попечительства/организации (подпись) (ФИО) М.П. Примечание. Сведения о выдаче кандидату в приемные родители свидетельства заносятся в журнал регистрации, составленный по форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. В случае утери свидетельства либо его непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения гражданину на основании его письменного заявления организацией, выдавшей свидетельство, выдается дубликат свидетельства.
Супранович Мария Николаевна комендант; Никиперович Прасковья Владимировна техничка; Антоновна истопник; Брезгалова Галина Николаевна воспитатель.
1 ОБЩЕЖИТИЕ НАШ ДОМ
2 Я общежитие своѐ люблю за то, Что в нѐм уютно, чисто и тепло. За то, что тут живут мои друзья И окружѐн заботой педагогов я. Люблю наш общежитский дом за то, Что вижу в нѐм с родительским родство. 28 сентября 1955 года согласно первому приказу по Поставскому ремесленному училищу 2 по механизации сельского хозяйства «О зачислении учащихся» состоялся первый набор учащихся для подготовки трактористов с шестимесячным сроком обучения. В училище были зачислены юноши и девушки с 12 районов Беларуси. В данный период учащиеся общежитием не были обеспечены. Все, кто нуждался в жилье, были размещены на частных квартирах. Вещевым довольствием обеспечивались полностью. Оплата за жилплощадь составляла 3-5 рублей в месяц. В 1970 году Поставским райисполкомом под общежитие было выделено здание бывшей гостиницы, которое находилось по улице Ленинской. В данное время здесь размещено ГОРПО. Общежитие было рассчитано на 30 учащихся. Но учащихся, нуждающихся в жилье, было значительно больше. Поэтому комнаты тесно заставлялись металлическими кроватями, между которыми были узкие проходы. Таким образом, в общежитии размещалось человек. В тот период общее число учащихся в училище составляло примерно человек. На первом этаже общежития были оборудованы Ленинская комната (комната отдыха), самоподготовка, кабинет коменданта, комната для детей-сирот и комната для учащихся со средним образованием (профессия «Шофер»). Между первым и вторым этажами находилась комната для детей из школы-интерната. На втором этаже проживали юноши, на третьем девушки. Из всего числа проживающих в общежитии, человек были дети-сироты Здание в три этажа имело печное отопление, комнаты для гигиены находились на первом и втором этажах. Во дворе общежития находились туалеты и сарай для складирования дров и брикета. Штат работников общежития: Циунель Татьяна Кузьминична старший комендант; Давжук — комендант; Супранович Мария Николаевна комендант; Никиперович Прасковья Владимировна техничка; Антоновна истопник; Брезгалова Галина Николаевна воспитатель.
3 Галина Николаевна Брезгалова проявила себя как ответственный, внимательный, усердный работник. Старалась организовывать интересный досуг учащихся. Подбирала для них художественную литературу, проводила тематические мероприятия, ходила с ними на экскурсии. Но Брезгалова Г.Н. проработала недолго, т.к. вынуждена была переехать в другой город по месту службы мужа. Воспитателем общежития был утвержден Куликовский Владимир Сергеевич. Им был организован шахматно-шашечный клуб, в котором были задействована почти вся молодежь общежития. По вечерам просматривали киноленты по фильмоскопу. В 197. Куликовский В.С. перешел на должность коменданта. На работу воспитателем была принята Бужинская Аделаида Павловна. Имея высшее образование она свою педагогическую деятельность проявила в идеологическом и патриотическом направлении. Проводила разной тематики викторины, конкурсы, соревнования, отражала жизнь общежития в красочнвх стенгазетах, оформляла вместе с учащимися тематические альбомы, организовывала праздники и дни рождения. В 1979 году было сдано в эксплуатацию новое общежитие на 395 мест. Иногородние и дети из сельской местности получили возможность проживать в благоустроенных комнатах блочного типа двух- и трехместные. На каждом этаже имелись санузел, комната гигиены, комната для самоподготовки, где также можно было смотреть телепередачи, комната воспитателя. В общежитии разместилась библиотека, медпункт, лаборатория для приготовления пищи, большой актовый зал, комната для отдыха молодежи, небольшой спортзал «Атлант», теннисная, комнаты для кружковой работы, Ленинская комната.
5 Возглавляла общежитие Циунель Татьяна Кузьминична. С обязанностями вахтера успешно справлялись Супранович Мария Николаевна, Каменецкая Мария Ивановна, Куликовский Владимир Сергеевич, Голозубец Леокадия Ивановна, Немирская, Цибульская Юлия. На смену им в последующем пришла молодая смена: Кухальская Ирина Николаевна ( гг), Шпаковская Татьяна Ивановна ( гг.), Жигалко Анна Антоновна ( гг.), Прокофьева Юзефа Оттоновна, Михасенок Ванда Петровна. Организация быта, отдыха, подготовка к занятиям, проведение мероприятий возложено на воспитателей общежития. Это Валевко Алла Владимировна ( гг.), Жук Лариса Владимировна, Богатов Николай Андреевич, Шевбунова Галина Михайловна ( гг.), Шиленок Наталья Григорьевна, Козлова Екатерина Анатольевна ( гг.), Кремис Раиса Леонтьевна ( гг), Романовская Елена Леонидовна. Непродолжительное время работали воспитателами Кондратьева Татьяна Ананьевна, Шилько Наталья Александровна, Сильванович Галина Георгиевна, Жук Лариса Евгеньевна, Сороко Лилия Борисовна, Нестерович Фадей Ленгинович. В общежитии созданы достойные жилищно-бытовые условия для проживания учащихся. В 2006 году в общежитии сделан капитальный ремонт в жилых комнатах и местах общественного пользования. В комнатах общежития установлены санузлы, приобретена новая мебель (шкафы-купе, кровати, тумбочки, столы, стулья), пастельные принадлежности, шторы, тюль, ковровое покрытие. В 2010 году приобретено 16 комплектов ученической мебели для комнат самоподготовки, комплекты мебели для двух комнат, мягкий инвентарь.
7 Этажи оборудованы кухнями для приготовления пищи, которые оснащены электрическими плитами, проточными водонагревателями, холодильниками. На каждом этаже имеются бытовые комнаты, комнаты гигиены, комнаты для стирки и просушивания одежды. Санитарное состояние общежития, содержание жилых комнат и помещений общего назначения соответствует нормам. Соблюдается тепловой и осветительный режим. Со всеми учащимися заключены договоры на проживание. Учащиеся регистрируются по месту пребывания на срок обучения. Для организации досуга учащихся имеются комнаты кружковой работы, 2 дискозала, библиотека, здравпункт, комнаты отдыха, где установлены телевизоры. Для подготовки учащихся к занятиям имеются 2 комнаты самоподготовки. Имеются спортивные комнаты: учащиеся занимаются в спортивной секции «Атлант», теннисная комната. Общежитие оборудовано АПС и системой противопожарной защиты «Молния». На каждом этаже в общежитии установлена телеаппаратура для трансляции интерактивного телевидения «Zala». На 3 этаже общежития функционирует библиотека колледжа. Для организации досуга учащихся определено время в распорядке дня, в рамках которого проводятся экскурсии, просмотры телепередач, спортивные игры, посещение кружков по интересам, дискотеки. На базе общежития работают кружки: «Соломенные фантазии»;
8 «История и современность»; «Наша спадчына»; «Духовой оркестр». На базе кружка «История и современность» 3 октября 2014 года в общежитии открыта музейная комната УО «Поставский государственный профессиональнотехнический колледж сельскохозяйственного производства». Согласно плану работы общежития один раз в квартал проводятся открытые мероприятия с участием сотрудников ИДН, работников ЦРБ, педагогов колледжа, службы СППС. В общежитии функционирует Совет общежития под руководством заместителя директора колледжа Дубовик Елена Константиновна. Заседания проходят ежемесячно. Среди вопросов, рассматриваемых на совете выделяются: организация досуга учащихся, оформление наглядной агитации, анализ рейдов, подведение итогов соревнования на звание «Лучшая комната», рассмотрение информации о нарушениях правил проживания в общежитии учащимися. По рассматриваемым вопросам принимаются конкретные решения. По нарушениям правил проживания в общежитии согласно решениям Совета общежития издается приказ директора о дисциплинарных наказаниях. Дежурными по общежитию осуществляется пропускной режим в общежитие. Установлено дежурство педагогических работников в общежитии в вечернее и ночное время (сентябрь). Разработаны правила внутреннего распорядка для учащихся, проживающих в общежитии, где обозначены права и обязанности проживающих, пропускной режим, распорядок дня. Каждое нарушение правил проживания в общежитии фиксируется в журнале замечаний, который находится у дежурного по общежитию. В случае нанесения ущерба имуществу в общежитии согласно заключаемому при заселении договору учащийся возмещает ущерб самостоятельно или при помощи родителей. Воспитательнопрофилактическую работу в общежитии осуществляют 2 воспитателя в сотрудничестве со специалистами СППС, руководством учебных групп. Возглавляет общежитие заведующая Шиленок Наталья Григорьевна.
3.1 (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). 3.2 Роль психологических
2 3.1 (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). 3.2 Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. 4.1 Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. 4.2 Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия. 4.3 Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. 4.4 Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). 5.1 Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. 5.2 Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5.3 Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей
3 привязанности», «дезорганизованной привязанности»). 5.4 Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи. 6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. 6.2 Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. 6.3 Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы сказать ребенку, что он приемный. 6.4 Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка Формы «трудного» поведения приемного ребенка, их причины и способы работы с ними. 7.2 Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. 7.3 Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. 7.4 Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. 8.1 Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. 8.2 Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. 8 8
4 8.3 Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной 2 семье. 8.4 Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, 4 состояния здоровья и развития ребенка. 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированног оповедения. 9.2 Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем 2 своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью Общая характеристика установленных семейным законодательством РФ форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, различия между формами семейного устройства.
5 11.3 Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатам в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем Порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственно банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями
6 ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семье ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции РФ. 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и 4 4 иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям Родительские и профессиональные функции приемной семьи Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психологопедагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия Информирования кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. 13. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные 2 родители, выполнения домашних заданий (защита рефератов, сочинения на тему «Каким я вижу будущее своей семьи») Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на 2
7 воспитание Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов 4 в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) Итоговая аттестация (собеседование, тестирование). Всего: