Лицензия горные работы

admin

Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17)

Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Перечень документов, представляемых для получения лицензии по производству маркшейдерских работ.

2. Доверенность на представление интересов организации-заявителя.

3. Заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (предоставляются заверенные копии документов, подтверждающие полномочия на подписание заявления).

4. Реквизиты документов об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ (наименование согласовавшего документы органа, дата и номер документа) в случае, если соискатель лицензии является недропользователем.

5. Копии документов (дипломов, аттестатов, удостоверений), подтверждающих квалификацию работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность.

6. Копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность.

7. Копии документов, подтверждающих наличие оборудования, приборов и средств измерений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

Полномочия лица, сдающего документы и получающего лицензию, подтверждаются доверенностью.

Лицензионные материалы сдаются в папке- скоросшивателе.

Когда необходима лицензия Ростехнадзора?

Лицензированию Ростехнадзором подлежат некоторые виды деятельности, которые входят в специальный перечень. Обязательность лицензирования регламентируется указом президента РФ №314 от 2004 года и №649 от 2004 года. Контроль и выдача лицензии выдается федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Все лицензии выдаются сроком на пять лет, и действуют на всей территории Российской Федерации. Существуют следующие виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию Ростехнадзором. Во-первых, это эксплуатация на производстве взрывопожароопасных веществ. В данную категорию относится получение, использование в производстве, переработка, хранение, транспортировка, уничтожение взрывопожароопасных веществ. В данную категорию также отнесено использование приборов работающих под высоким давлением или высокой температурой. Получение лицензии* Ростехнадзора будет необходимо и при плавке, отливе сплавов из цветных или черных металлов. В категорию взрывопожароопасных работ Ростехнадзором отнесено и ведение подземных и горных работ для осуществления различных видов деятельности.

Вторая категория работ, при которых необходимо обязательное получение лицензии Ростехнадзора, является использование химически опасных веществ на производстве. При этом в данную категорию отнесено получение, переработка, хранение, использование, транспортировка или уничтожение токсичных, высокотоксичных, представляющих опасность окружающей среде химических веществ. Более подробное описание определений токсичных, высокотоксичных и представляющих опасность окружающей среде химических веществ дано в федеральном законе №116 от 1997 года.

Третья категория деятельности, при которой необходима лицензия Ростехнадзора, связана с проведением экспертизы безопасности деятельности различных предприятий и организаций. Получаемая лицензия дает право организации на проведение экспертизы проектов на строительство, реконструкцию зданий и сооружений, создание, уничтожение опасных производств, оценки состояния и соответствия безопасности эксплуатации устройств и оборудования, которое может нанести вред человеку или окружающей среде. То есть, данная категория связана с экспертизой и оценкой любых документов так или иначе связанных с созданием, использованием, уничтожением опасного оборудования или объектов.

Четвертой категорией, при которой необходимо обязательное получение лицензии Ростехнадзора, является выполнение маркшейдерской деятельности. Маркшейдерская деятельность включает в себя выполнение оценки, измерения горных и подземных объектов. В том числе оценка их состояния и подготовленности к дальнейшей эксплуатации. К маркшейдерской деятельности, подлежащей пятилетнему лицензированию Ростехнадзором, относится и выполнение горных работ, пользование недрами земных пластов находящихся на территории Российской Федерации. В четвертую категорию также отнесено разрешение на применение оборудования для маркшейдерских работ.

В пятую категорию, отнесены работы с отходами, представляющими опасность человеку и окружающей среде. В данную категорию относятся не только использование, переработка и транспортировка подобных отходов, но и другая промышленная деятельность, в ходе которой данные отходы могут образовываться. Лицензия Ростехнадзора, как и в других случаях выдается на пять лет. На данных объектах, также необходимо получение разрешения на применение оборудования, которое в процессе своей деятельности образует опасные для окружающей среды отходы.

Шестая категория причин, при которых необходимо получение лицензии Ростехнадзора, является сборной и включает в себя использование, синтез, складирование и транспортировку взрывчатых веществ, используемых в промышленности. Взрывчатые вещества военного назначения подлежат сертификации и лицензированию другими органами. В мирной промышленной деятельности, взрывчатые вещества, чаще всего используются при проведении горных и подземных работ. К данной же категории относится и применение взрывоопасных веществ в научных целях. Во время лицензирования взрывоопасного производства и деятельности, обязательно разрешение на применение оборудования для проведения взрывных и подрывных работ.

По данным шести категориям, Ростехнадзор выдает три типа лицензии. Первая, — лицензия на деятельность с химически опасными веществами. Вторая, — лицензия на деятельность с взрывопожароопасными веществами. Третья, — лицензия на проведение экспертных работ в сфере безопасности на промышленном производстве.

Для получения лицензии Ростехнадзора и разрешения на применение оборудования по работе с химически опасными веществами, — необходим сбор и подготовка следующих обязательных документов. Во-первых, это свидетельство о регистрации всех опасных, с точки зрения Ростехнадзора, объектов в реестре, с указанием каждого объекта на карте реестра. Во-вторых, полный перечень оборудования, которое находится на химически опасных объектах, зарегистрированных в реестре опасных объектов. В-третьих, наличие страхового полиса от возможного вреда здоровью человека, окружающей среде во время работы с химически опасными веществами. В-четвертых, предоставление разрешений на применение оборудования для работы с химически опасными веществами, график их технического осмотра и переосвидетельствования. В-пятых, сертификаты и дипломы всех работников, которые будут допускаться к работе с химически опасными веществами. В-шестых, все документы, связанные с регистрацией организации и подтверждающие право собственности на тот или иной объект. В-седьмых, квитанции об оплате государственных пошлин на обработку документов и выдачи лицензии на использование химически опасных веществ.

Как видим, перечень необходимых документов просто огромен, а при получении двух других видов лицензии их количество становится еще большим. В связи с чем, большинство организаций доверяют процесс получения лицензии профильным организациям, к примеру, компании «АтомЭксперт24», которая на протяжении многих лет показывает свой профессионализм по сопровождению организаций в различных государственных инстанциях.

Лицензия Ростехнадзора на ОПО

Согласно Федеральному закону № 116 от 21.06.1997 г. О промышленной безопасности опасных производственных объектах предприятиям, деятельность которых связана с эксплуатацией химически-опасных и взрывоопасных производственных объектах необходимо получение лицензии Ростехнадзора.

Под опасным производственным объектом понимается тот объект, где велика вероятность возникновения аварийных ситуаций, и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей и животного мира и нанесению вреда экологической безопасности.

Отнесение того или иного объекта к термину «Опасный производственный объект» осуществляется по определенным критериям с последующей идентификации этого объекта и занесением его в государственный реестр опасных объектов, а также последующим обязательным страхованием ОПО.

Для заметки организаций, использующих в своей деятельности следующие из ниже перечисленных видов:

  • эксплуатация электрических сетей,
  • эксплуатация газовых сетей,
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки
  • переработка нефти и газа,
  • транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки,
  • эксплуатация нефтегазодобывающих производств,
  • эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

со дня вступления в силу Федерального закона № 80 от 17.07.2005 г. – лицензирование в этой области не требуется.

Однако, нельзя упустить тот факт, что данные объекты относятся, согласно перечню работ (статья 48.1 ГК РФ) к особо опасным и технически сложным работам, тем самым являются объектами, подконтрольными Ростехнадзору, а значит, как правило, при проверке последней создается необходимость в получении разрешительного документа со стороны Ростехнадзора на подтверждение соответствия организации к выполнению работ на должном профессиональном уровне.

Увы, результат такого обследования приводит, по крайней мере, – к остановке производственного процесса предприятия, а соответственно и к задержке сдачи объекта и потере денежных средств, а в самом плохом случае — признание заключенного контракта на работы не действительным!

Таким образом, работая на объектах повышенной опасности, получение лицензии Ростехнадзора обязательно!

Можно ли получить лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектах самостоятельно?

Процесс сбора и оформления документов для последующей подачи их в лицензионный отдел Ростехназора для оформления лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является одним из наиболее сложных в области оформления разрешительной документации.

Какова причина?

Организация заявитель должна четко соответствовать требованиям Ростехнадзора на получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов: иметь в штате определенный состав специалистов, имеющих стаж в области промышленной безопасности и соответствующие корочки об образовании, иметь в наличие документ о занесении объекта в гос.реестр промышленно-опасных объектов, договор страхования ОПО по определенными требованиям Ростехнадзора и пр.

Расчет стоимости получения Лицензии Ростехнадзора на ОПО
(эксплуатация опасных производственных объектов)

Чем можем помочь мы:

  • предоставить подробную юридическую консультацию по получению лицензии Ростехнадзора для ОПО,
  • провести анализ представленных документов,
  • разработать недостающие документы и программы,
  • провести экспертизу промышленной безопасности для эксплуатации ОПО (в случае принадлежности объекта к опасным производственным объектам) по конкурентно способным ценам,
  • провести экспертную поддержку документов до получения лицензии ОПО на руки.

В заключение добавим, что деятельность, связанная с эксплуатацией (работой на) опасных производственных объектах подлежит обязательному лицензированию. В случае причинения вреда без действующей лицензии Ростехнадзора, повлекшего за собой взрыв, выброс опасных веществ, разрушение технических устройств, обрушение зданий, причинение тяжкого и средне тяжкого вреда здоровью работников организации и населению близ лежащих территорий, компания, нанесшая вред, несет ответственность согласно действующему в России законодательству -ст. 215-219 УК РФ.

Различают следующие виды опасных производственных объектов, предельные нормы концентрации веществ которых содержатся в Приложении № 1 к ФЗ № 116 от 21.06.1997 г.

объекты, где используются, хранятся, транспортируются или уничтожаются взрывчатые, легко воспламеняющиеся, токсичные, высокотоксичные и окисляющие вещества, представляющие опасность для окружающей среды,

  • объекты с оборудованием, работающим под давлением более 0, 07 МПа,
  • объекты с оборудованием, работающим при температуре нагрева воды более 115 °С,
  • объекты, где применяется стационарное грузоподъемное оборудование и механизмы,
  • объекты, где получаются расплавы черных и цветных металлов,
  • объекты, где ведутся горные или подземные работы (добыча полезных ископаемых).

Данные виды можно свести к 2-м категориям:

  1. объекты химии и спецхимии,
  2. объекты нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта.

Получение маркшейдерской (горной) лицензии

Получение маркшейдерской лицензии для любого предприятия, осуществляющего работы, относящиеся к маркшейдерскому направлению, безусловно, является строго обязательным. Само направление подразумевает изучение структуры, форм и размеров месторождения полезных ископаемых при помощи различных натурных измерений. Маркшейдерская лицензия, получить которую можно в Ростехнадзоре, является не только официальным документом, подтверждающим, что предприятие полностью соответствует всем нормам и требованиям по безопасности, но и имеет штат квалифицированных сотрудников. Так как такая лицензия горных производств подразумевает, что сами работы будут сопровождаться постоянным риском, а любой просчет повлечет за собой не только крупные материальные убытки, но и человеческие жертвы, требования к руководящим должностям очень строгие. Перед тем как получить лицензию на маркшейдерские работы, руководство должно убедиться, что все ответственные сотрудники полностью соответствуют критериям, а также, что сами руководящие должностные лица имеют соответствующее образование и опыт. В противном случае лицензия на любые горные работы не будет выдана. Если будут соблюдены требования, то получить маркшейдерскую визу не составит труда.

Требования для получения лицензии на маркшейдерские работы

Получение маркшейдерской лицензии подразумевает, что лицензиат располагает:

  • работниками с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля и подтверждением квалификации, выданным не позже 3 лет назад, а также наличие стажа в 3 или более года;
  • законченным высшим профессиональным образованием и со стажем работы в области не менее 5 лет.

При этом важно помнить, что маркшейдерская лицензия Ростехнадзора предполагает, что сотрудники будут регулярно (не реже, чем 1 раз в 3 года) повышать свою квалификацию на соответствующих курсах. Все работники должны сдать аттестацию не только в области безопасности промышленного производства, но также пройти подготовку и сдать тест на охрану недр.

Какое оборудование нужно для получения лицензии на горные работы?

Любое измерительное оборудование должно пройти метрологическую проверку, так как сама специфика отрасли предполагает потребность в максимально точных расчетах. Получение маркшейдерской лицензии невозможно, если у лицензиата нет никакой технической и технологической документации, а также в случае отсутствия предусмотренного оборудования. Более подробно все требования расписаны в соответствующем положении «О лицензировании производства маркшейдерских работ», с которым можно ознакомиться на официальном сайте. Важно заметить, что лицензиат обязан проводить анализ и выявлять опасные зоны и территории, а также уведомлять другие предприятия о грядущих горных работах. На использование специализированного оборудования для ведения горных разработок так же выдается отдельная лицензия. Необходимо получить разрешение Ростехнадзора на применение оборудования.

Читайте еще:  Договор субаренды рк

Лицензия на маркшейдерские работы предполагает подачу документов в Центральное управление Ростехнадзора. Именно поэтому следует внимательно отнестись к списку требуемых бумаг: отсутствие или неправильная подача справки или документа приведет к возврату всего пакета. В частности, по закону вместе с заявлением установленной формы (можно скачать шаблон на официальном сайте) нужно подать следующие бумаги:

  • непосредственно опись. Это поможет исключить возможность потери документа сотрудником. Опись должна быть в двух экземплярах.
  • доверенность нужна, если оформлением занимается третье лицо, представляющее интересы заявителя.
  • заявление. Шаблон можно скачать на сайте.
  • реквизиты. Тут следует указать название органа, который согласовывал документ, дату подписания, а также номер документов об организации ПК за соблюдением требований производственно безопасности при ведении горных работ.
  • подтверждение наличия образования. Необходимо подать заверенные копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж сотрудников и руководителей.
  • подтверждение наличия оборудования. Нужны копии документов на все используемое оснащение.

Кроме всего вышеперечисленного, понадобиться представить документ, подтверждающий оплату госпошлины. На сегодняшний день лицензия на производство маркшейдерских работ стоит 7500 рублей, однако за актуальной информацией настоятельно рекомендуется следить на официальном сайте. В случае ошибки там можно скачать шаблоны письма на возврат государством средств. Маркшейдерская лицензия, срок действия которой ранее составлял пять лет, теперь изменила свои сроки. На данный момент маркшейдерская лицензия бессрочная. Это означает, что ранее выданные лицензии со сроком годности необходимо будет получать заново. Переоформление маркшейдерской лицензии абсолютно аналогично её получению. Необходимо заметить, что возможно создание дубликата утраченной лицензии, однако за это придется заплатить установленную законом пошлину.

До тех пор, пока не будет получена лицензия, горные работы проводить нельзя. Это будет считаться нарушением закона и пресекаться. Лицензиат может лишиться лицензии, если проверка выявила грубые нарушения на предприятии. В таком случае все производство будет остановлено до того момента, пока заново не подтвердится статус удовлетворяющий всем критериям объекта. Чтобы не рисковать потерей лицензии, лучше заблаговременно обратиться к специалистам Центра экстренной помощи, которые окажут квалифицированную поддержку на этапе подготовки к проверке. Более того, для клиентов, получивших лицензию с нашей помощью, обеспечивается сопровождение специалиста во время плановых проверок. Таким образом, гарантируется успешное прохождение испытания и подтверждения соответствия выданной лицензии.

Помощь в получении маркшейдерской лицензии

Как и для любого предприятия, задержки в получении лицензии, разрешающей проведение горных работ, являются крайне нежелательными для производственного объекта, связанного с маркшейдерской деятельностью. Маркшейдерская лицензия, документы на которую были перечислены выше, допускает участие третьего лица. Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях предлагает услуги и помощь в оформлении лицензии на горные работы. Это означает, что риск неправильной подачи документов или неверно заполненного заявления полностью исчезает. Наши специалисты следят за всеми изменениями и без труда сделают так, чтобы именно ваше заявление и пакет документов без проблем прошли всю документационную проверку. С учетом того, что срок действия лицензии на производство маркшейдерских работ теперь не имеет ограничений, такая экономия сил и времени в начале полностью себя оправдывает.

Лицензии Ростехнадзора. Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Услуги по получению лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов включают в себя:

  • Консультации по вопросу получения лицензии до заключения договора, и сбору и подготовки документов, необходимых для получения лицензии (ответы на вопросы, рекомендации), после заключения договора.
  • Экспертиза предоставленных документов на предмет их соответствия лицензионным требованиям, установленным Положением от 12.08.2008г. № 599 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»; составление рекомендаций по устранению или устранение выявленных несоответствий лицензионным требованиям.
  • Подготовка и формирование пакета документов и сдача документов в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для получения лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; получение документа (описи), подтверждающего факт принятия на рассмотрение документов и заявления о выдаче лицензии на заявленные виды работ.
  • • Взаимодействие со специалистами Ростехнадзора в процессе исполнения заказа и отслеживание продвижения документов в лицензирующем органе, устранение возможных замечаний экспертов.
  • • Получение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и передача клиенту лицензии.

Стоимость наших услуг: 210 000 руб. (Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 70 % от стоимости выбранных услуг)
Иные платежи: государственная пошлина 2600 руб. (за предоставление лицензии)
Срок получения — 2 месяца.
Срок действия лицензии — 5 лет.

В соответствии с Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утвержденным Постановлением Правительства от 12.08.08 № 599, подлежат лицензированию следующие виды работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов:

  • Получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ;
  • Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ;
  • Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ;
  • Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом;
  • Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ;
  • Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ;
  • Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • Получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов;
  • Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях.

Для оформления лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • Нотариально заверенные копии учредительных документов: устав; учредительный договор; протокол, положение, решение о создании организации, о назначении директора.
  • Нотариально заверенные копии регистрационных документов: свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; свидетельство о регистрации изменений в случае внесения изменений.
  • Нотариально заверенное письмо Госкомстата.
  • Нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ.
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
  • Нотариально заверенную копию договора на обслуживание: с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие собственной аварийно-спасательной службы (формирования), а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников юридического лица — для юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект.
  • Нотариально заверенные копии документов, подтверждающие наличие в штате юридического лица работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям для работы на каждом из типов взрывоопасных производственных объектов: диплом (высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области аудита и энергетики); трудовая книжка.
  • Нотариально заверенные копии документов, подтверждающие прохождения подготовки и аттестации работников юридического лица в области пожарной и промышленной безопасности.
  • Декларация промышленной безопасности взрывопожароопасного производственного объекта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации).
  • Документы, подтверждающие наличие и функционирование приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
  • Нотариально заверенные копии документов, подтверждающие наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании производственных зданий, помещений, сооружений и технических устройств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
  • Копия Договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Примечание:
Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности:

  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;
  • соблюдение установленного порядка предоставления сведений, необходимых для ведения государственного реестра опасных производственных объектов;
  • обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;
  • наличие декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
  • организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на взрывоопасном производственном объекте;
  • наличие в штате юридического лица работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям для работы на каждом из типов взрывоопасных производственных объектов;
  • наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования;
  • повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области промышленной безопасности;
  • обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области промышленной безопасности;
  • наличие и функционирование приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечение проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на взрывоопасном производственном объекте;
  • ведение учета и анализ причин аварий и инцидентов на взрывоопасном производственном объекте;
  • наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • наличие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие собственной аварийно-спасательной службы или профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников юридического лица;
  • наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Это означает, что все документы и сведения, предоставленные в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору должны быть достоверными и полностью соответствовать лицензионным требованиям.

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору может отказать в предоставлении лицензии в случае:
  • наличия в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствия соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Всегда Ваш деловой партнер,
«Департамент лицензирования»

Лицензии на право пользования недрами

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

  • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
  • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
  • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

Законодательство о недропользовании

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

  • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
  • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

Для такого подхода имеются основания и в бухгалтерских нормативные документах. Так, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2007 1 ):

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

Отраслевые нормативные документы

В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
  • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
  • по видам расходов (элементам затрат);
  • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

  • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

    все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

— на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

— природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

— с поиском и предварительной оценкой месторождения,

— с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

— с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

— на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

— эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

2) горно-капитальные расходы;

3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
  • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
  • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».

Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

  • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
  • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

Последний вариант учета наиболее близок к соблюдению требования осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности), установленных п. 6 ПБУ 1/2008 7 .

В связи с этим обратим внимание на ПБУ 14/2007 8 . Согласно п. 34 этого Положения стоимость нематериального актива (НМА), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

  • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
  • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Читайте еще:  Налог с продажи имущества физ лиц в 2018 году