Право на трудов стаж

admin

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

С 1 января 2015 года в России был введен новый порядок формирования и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Размер будущей пенсии зависит от четырех ключевых факторов: размера официальной «белой» зарплаты, выбора варианта пенсионного обеспечения, возраста выхода на пенсию и продолжительности страхового стажа.

Для выхода на страховую пенсию до 2015 года было необходимо иметь минимальный страховой стаж пять лет. Для назначения пенсии на общих основаниях по новым правилам установления пенсии с 2015 года стаж, необходимый для возникновения права на страховую пенсию по старости, будет поэтапно увеличиваться с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году.

В случае если при достижении установленного законом возраста выхода на пенсию (женщинам в 55 лет и мужчинам в 60 лет) граждане не выработали минимальный стаж, то они не смогут реализовать свое право на назначение страховой пенсии. В этом случае граждане могут рассчитывать либо на получение социальной пенсии по старости при достижении возраста 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам соответственно, либо, продолжая работать, набрать необходимый стаж.

Что касается граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, то они имеют право на досрочное назначение пенсии. Так страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общероссийского пенсионного возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет и женщинам, достигшим возраста 50 лет, при условии, что они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Право на трудов стаж

Трудов о й стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж — продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.

В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.

Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г.) [1] . Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Хотелось бы так же отметить, что в законодательстве о пенсионном обеспечении прослеживается тенденция подмены понятия «трудовой стаж» на понятие «страховой стаж». В чем причины «подмены» понятий мы разберемся позже, сейчас же рассмотрим основы современного правового регулирования трудового стажа.

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, е сли международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).

Во-вторых, это законодательные акты.

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.) [2] . Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.

Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г.).

Среди специальных законодательных актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) [3]

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.).

— Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [4] и др.

Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами. В частности можно выделить:

— Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.);

— Федеральный закон от 2 января 2000 г. №37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.);

— Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г., 19 апреля, 25 июля 2002 г.)

В третьих, это подзаконные нормативные акты:

Постановления Правительства РФ:

— Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» (в ред. от 26 июля 1973 г., 27 декабря 1983 г., 21 августа 1989 г., 24 ноября 1990 г., 1 июля 1991 г.) [5] ;

— Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 «О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа» [6] ;

— Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»;

— П остановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»;

— Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» [7]

— Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 Об утверждении. п ереченя сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, [8]

В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:

— Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия».

— Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» [9]

— Постановление Минтруда РФ и ПФР от 3 июля 1997 г. NN 35/44 «О формах документов индивидуального (Персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»;

— Письмо Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ от 21 мая 2002 г. N 04-07/04/1402 По вопросам применения в современных условиях Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73 г. №252 и др.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Среди таких актов можно выделить:

— Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержден Постановлением КМ РТ от 6 сентября 1994 г. N 438;

— Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 26 декабря 2000 г. №02-21/197 О включении в стаж государственной службы времени работы на выборных должностях в органах местного самоуправления;

— Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 20 октября 1998 г. №02-07/1971 «О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий».

— Приказ Министерства здравоохранения РТ от 9 апреля 2002 г. N 292 Об утверждении Положения «О порядке и условиях исчисления стажа, дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день руководителям унитарных предприятий».

Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако на наш взгляд это больше недостаток, чем достоинство.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал опрос, проведенный нами, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.

[1] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст. 4831.

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). — №1. — Ст. 3.

[3] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст. 4831.

[4] Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 апреля 1996 г. — №14. — Ст. 1401.

[5] Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» // СП СССР. – 1973. — №10. — Ст. 51.

Читайте еще:  Проживание в верхнем боре

[6] Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 «О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа» // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1983 г. — N 22. — Ст. 118.

[7] Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5 августа 2002 г. — №31. — Ст. 3110.

[8] Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 8 июля 2002 г. — N 27. — Ст. 2709.

[9] Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» // Российские вести. — 28 июля 1994 г. — №139.

Трудовой стаж для выхода на пенсию

Трудовой стаж для выхода на пенсию рассчитывается в календарном исчислении исходя из фактически отработанных гражданином периодов с учетом положенных законодательством льгот. О том, какую роль имеет трудовой стаж при начислении пенсии, поговорим в этой статье.

Значение трудового стажа для начисления пенсии

До вступления в 2002 году в силу нового закона о пенсионном обеспечении граждан РФ трудовой стаж имел преимущественное значение, так как размер пенсии определялся количеством отработанных гражданином лет. Помимо этого в старой пенсионной системе значительное влияние на размер пособия оказывал непрерывный трудовой стаж.

С 2002 года ситуация кардинальным образом изменилась: теперь для того, чтобы гражданин имел право на пенсионное обеспечение, ему достаточно иметь 5 лет страхового стажа (который по своей продолжительности юридически совпадает с трудовым). Дело в том, что в период, когда человек работает по трудовому договору, состоит на службе в государственных и муниципальных органах, МВД России или Вооруженных Силах РФ, работодатель обязан уплачивать за него страховые взносы. Именно от их объема за общий период работы и будет зависеть, какую пенсию начислят работнику после его выхода на пенсию. Уплачивать страховые взносы на себя и своих работников обязаны также лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ИП.

По общему правилу при расчете трудового стажа используется календарное исчисление, за основу берется количество фактически отработанного времени. Однако законом предусмотрены случаи, когда это правило не действует. Наиболее распространенным примером такого рода является трудовой стаж военнослужащих: при прохождении гражданами службы по призыву он исчисляется из расчета 1 день службы за 2.

При исчислении трудового стажа могут быть и иные особенности, предусмотренные действующим законодательством. Например, супруги военнослужащих, проживающие совместно с ними, имеют право на зачет такого времени проживания в трудовой стаж: до 1992 г. — в полном объеме, вне зависимости от места дислокации части, впоследствии — лишь периодов, в которые супруги были вынуждены не работать в связи с отсутствием в месте дислокации части мест для трудоустройства по специальности (при условии, что они в это время были официально признаны безработными).

Нужно также сказать, что трудовой стаж включает в себя как время, которое гражданин работал на территории РФ, так и периоды работы за ее пределами. Если при этом гражданин осуществлял трудовую деятельность за пределами страны, претендовать на пенсионное обеспечение он имеет право только в случаях, предусмотренных российским законодательством и международными договорами РФ, либо если он самостоятельно уплачивал пенсионные взносы в ПФР.

Пенсионный стаж мужчин

Пенсионный возраст мужчины в России по общему основанию наступает по достижении им 60 лет. Существуют также пенсии за выслугу лет при прохождении муниципальной или государственной службы. В зависимости от осуществляемого вида трудовой деятельности и при наличии определенных условий, установленных специальным законодательством, пенсионный возраст может наступить даже в 45 лет и ранее.

При этом в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии, обычно включаются периоды:

  • военной службы (в т. ч. и по призыву);
  • получения страховых выплат в связи с нетрудоспособностью;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (одним из родителей — за каждым из детей, но не более 3 лет в совокупности);
  • ухода гражданином за инвалидом 1 или 2 группы;
  • ухода за ребенком-инвалидом или пожилым лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • содержания под стражей граждан, которые впоследствии были реабилитированы (равно как и незаконно репрессированных).

Следует также отметить, что данные периоды должны учитываться только в том случае, если перед ними либо после них следовали периоды официальной трудовой деятельности данного гражданина. Другими словами, если человек ухаживал за ребенком-инвалидом, но ни до этого отпуска, ни после него не работал, этот период при расчете его пенсии учитываться не будет.

Пенсионный стаж женщин в России

Женщины имеют право на получение пенсии по достижении ими возраста 55 лет, а также в случае досрочного ухода на пенсию в связи с особенностями осуществляемой ими трудовой деятельности в предусмотренных законом случаях.

Расчет пенсионного стажа в России для женщин происходит в том же порядке, что и для мужчин. Также следует сказать, что помимо перечисленных выше особенностей исчисления стажа у женщин к трудовому стажу относятся периоды отпусков по беременности и родам, а также предоставляемых дополнительных отпусков, гарантированных законодательством, направленным на защиту материнства и детства.

Кому откажут в пенсии и почему

Некоторые россияне, достигнув пенсионного возраста, отправляются в ПФР за оформлением пенсии и получают отказ. Почему так происходит – расскажем.

С 2015 года поменялись пенсионные правила. В частности, введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (ИПК) или, другими словами, пенсионный балл.

Теперь, чтобы выйти на пенсию, 55-летние женщины и 60-летние мужчины должны иметь в своем «багаже» определенное количество баллов и стажа.

Так, в 2018 году для оформления пенсии требуется 9 лет стажа и 13,8 баллов. К 2025 году эти показатели возрастут до 15 лет и 30 баллов.

Сколько стажа и баллов надо иметь в зависимости от года выхода на пенсию:

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма ИПК

2018

9

13,8

При выходе на пенсию баллы за каждый год будут суммироваться и умножаться на стоимость одного балла, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ. К этой сумме будет добавляться фиксированная выплата, а также накопительная пенсия (при условии ее формирования).

А вы знаете, сколько пенсионных баллов уже заработали? Ведь от их количества зависит не только размер вашей будущей пенсии, но и само право на нее.

Опрос на эту тему, в котором приняли участие около 2 тыс. человек, недавно был проведен на нашем сайте. Как показали его результаты, подавляющее число россиян (76%) не проверяют состояние своего ИЛС.

61% респондентов вообще не знают о такой возможности, а 15% просто пока не наши время для этой процедуры.

Между тем 24% опрошенных бдят за ПФР, заглядывая в свой ИЛС. Причем 12% россиян делают это регулярно. Еще 12% респондентов отметили, что от созерцания данных ИЛС их охватывает грусть, так как за трудовую деятельность количество заработанных баллов слишком мало.

Так чем же грозит недобор по баллам?

Если к моменту достижения пенсионного возраста гражданин не имеет необходимого количества баллов или у него недобор по стажу, то на страховую пенсию он рассчитывать не может.

В этом случае мужчина может приобрести право на социальную пенсию по старости при достижении 65-летнего возраста. Женщинам социальные пенсии по старости назначаются в возрасте 60 лет.

Отметим, что требуемый стаж и необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения пенсионного возраста и уже не меняется.

Пример:

Потенциальный пенсионер Иванов, достигнув 60 лет в январе 2018 года, обратился в ПФР с надеждой оформить пенсию. Но не тут-то было…

Его стаж, который мужчина смог подтвердить, на момент обращения за пенсией, составляет 8 лет вместо 9 минимальных, а количество баллов – 12 вместо необходимых 13,8. В страховой пенсии ему будет отказано.

Через 5 лет он может обратиться за оформлением социальной пенсии. Кроме того, он может и раньше оформить страховую пенсию, если заработает недостающие баллы и наработает недостающий стаж.

Так как Иванову не хватает всего 1 года стажа, он может, отработав 1 год, снова обратиться в ПФР в 2019 году. И хотя в 2019 требования по минимальному стажу уже составят 10 лет, Иванова это не касается. Ему по-прежнему для оформления пенсии требуется только 9 лет страхового стажа.

Кроме того, за 2018 год ему предстоит заработать недостающие 1,8 баллов, чтобы иметь возможность наконец-то выйти на пенсию в 2019 году в возрасте 61 года.

Допустим, его зарплата в 2018 году 17000 руб. Значит за 2018 год он заработает 2 балла (10000*12/1021000*10) и этого, вкупе с заработанным стажем, хватит, чтобы оформить пенсию в 2019.

А что если оклад Иванова в 2018 году будет меньше? Тогда ему придется работать еще и в 2019 году – до тех пор, пока он наберет нужного количества баллов.

Сколько таких Ивановых по стране и почему

В 2016 и 2017 годах было немало случаев отказа в оформлении пенсии тем, кто достиг пенсионного возраста, но не набрал нужного количества баллов и необходимых лет стажа. Ошарашенным гражданам, которые считали, что имеют право на заслуженный отдых, сообщали, что нужно подождать еще 5 лет.

В разных регионах количество таких непенсионеров пенсионного возраста достигало от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Так, в частности, ОПФР Иркутской области сообщал об отказе в пенсии по вышеназванным причинам в 2016 году 470 человекам.

В том же году без пенсии остались 396 жителей Саратовской области.

ОПФР по Республике Марий Эл сообщало о 44 случаях отказа в пенсиях в 2016 году. Региональные «пенсионщики» уверены, что нехватка стажа и, особенно, баллов – это, чаще всего, последствия теневой занятости.

Некоторые работники готовы рисковать своим будущим, констатируют в ПФР. По данным персонифицированного учета в республике около 14 тысяч человек получают зарплату ниже МРОТ. Вряд ли все эти люди трудятся на стройках, пилорамах, на транспорте получая в месяц менее 7,5 тыс. руб. Можно предположить, что часть денег им выдают в конверте.

Комментируя эту ситуацию, глава Минтруда Максим Топилин пояснил, что граждане должны понимать — размер их будущей пенсии зависит от страхового стажа и зарплаты.

Баллы – за и против

Можно определенно предположить, что большинству россиян новая балльная пенсионная система пришлась не по душе. Во-первых, граждане не понимают, каким образом их стаж до 2015, а особенно до 2002 года, был преобразован в баллы.

Во-вторых, вызывает вопросы стоимость пенсионного балла. Более того, такой вопрос возникал и у Счетной Палаты при проверке Пенсионного фонда в 2016 году. В заключении аудиторов говорится: «До настоящего времени Правительством РФ не утверждена методика определения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента и методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР».

Отсутствие методологии по определению индекса роста доходов ПФР и определения стоимости пенсионных баллов не позволяют определить, насколько правомерно проводится индексация и начисление пенсий, отмечается в заключении.

В прошлом году ПФР выпустил специальный пресс-релиз, в котором вступился за балльную систему. Поводом послужили сообщения в СМИ о том, что из-за балльной системы без пенсии останутся миллионы россиян. В частности, СМИ приводят слова депутата Госдумы Олега Шеина:

«К 2025 году (а это уже близко) людям надо будет наработать не менее 30 баллов, чтобы выйти на пенсию. При этом за год дается не больше 2 баллов, а 1 балл дается, если человек отработал на МРОТ. Причем зарплатой считается именно та, с которой были отчисления в Пенсионный фонд. Это означает, что если у человека была минимальная зарплата, то ему необходимо иметь 30 лет стажа. Если зарплата составляла две «минималки» и больше – 15 лет стажа».

Читайте еще:  Ст303 гк рф судебная практика

В связи с этим Пенсионный фонд заявил:

1. Страховые взносы, которые платятся в ПФР и пересчитываются в баллы, начисляются только с «белой» зарплаты. Поэтому описанная проблема – недобор баллов – может коснуться только тех трудящихся, кто получает «серую» зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости.

2. Сейчас за год можно заработать не 2 балла, а 8,26. С 2021 года можно за год заработать 10 баллов.

3. В 2025 году для назначения страховой пенсии по старости действительно нужно будет иметь минимум 30 пенсионных баллов. Однако эти 30 баллов нужно набрать не за оставшееся до 2025 года время, а за всю свою трудовую деятельность. Подавляющее большинство граждан, которым предстоит выйти на пенсию в ближайшее время, уже сейчас имеют необходимое количество баллов.

4. Средний стаж в России при выходе на пенсию – 35 лет. Даже при минимальной зарплате за этот срок можно заработать количество баллов, превышающее минимально необходимое.

5. В России человек без пенсии остаться не может. Если по каким-то причинам он не получил право на страховую пенсию, он имеет право на социальную.

А что вы думаете о балльной системе начисления пенсий?

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

1. Страховой стаж:
а) общий страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

2. Трудовой стаж:
а) общий;

б) специальный (выслуга лет);

3. Непрерывный.
Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

Читайте еще:  Платить налог с жилья в аренду

время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА