Курсовая работа гражданство в международном праве
Гражданство в международном праве
Главная > Курсовая работа >Государство и право
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
КРЫМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа по предмету «Международное право»
На тему: «Гражданство в международном праве»
Выполнил: студент 4-го курса
Проверил: доцент Кожекин А.Г.
СИМФЕРОПОЛЬ 2003
Понятие гражданства и его значение для международного права…………………………………………………………………3
Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………. 13
Восстановление в гражданстве ………………………………….16
Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора ……….21
Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие, порядок предотвращения ………………………………24
Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины ………………………………………………..27
Правовое положение иностранцев, международное регулирование …………………………………………………………………………29
Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве …………………………………………………………………38
Право убежища понятие, возникновение и развитие …………………………………………………………………………43
Список используемой литературы …………………………………
Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.
Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира. В этом плане законодательство Украины о гражданстве соответствует требованиям международно-правовых стандартов обеспечения прав и свобод человека.
Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции.
В состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу — лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) . Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.
Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.
С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.
Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.
В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений, дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института гражданства в международном праве, а также влияние международной практики по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых систем в целом.
Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу с определения термина «гражданство» и различными его формулировками, используемыми в литературе по курсу «Международное право»
1. Понятие гражданства и его значение для международного права.
Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства. Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства.
В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам гражданства есть много определений института гражданства, но, как считается, все они грешат определенной неполнотой, а иногда и противоречивостью.
Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится следующая дефиниция гражданства: «Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным властям соответствующего государства независимо от своего местонахождения. Гражданство — это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».
По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской принадлежности, так как, в качестве иностранца на территории иного государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только граждане данного государства, но и другие лица- иностранные граждане и лица без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории, составляя его население.*
Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение гражданству: «гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица” .**
Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. содержит следующее определение гражданства- « гражданство Украины- правовая связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое выражение в их взаимных правах и обязанностях».***
Наиболее оптимальной формулировкой гражданства , на
* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.
** Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.
***Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65
мой взгляд, является следующая формулировка: гражданство- это политико-правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате которой между ними возникают взаимные права и обязанности.
Как представляется, в этой формулировке содержаться все самые важные признаки гражданства:
гражданство- это правовая связь лица и государства;
юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;
гражданство — это политическая связь лица и государева, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.;
устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным законодательством).
Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее исключить. В Законе Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года нашим государством признавалась возможность двойного гражданства, возникающего на основе заключаемых Украиной международных соглашений. Хотя в договорной практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конституции Украины 1996 года было закреплено положение о том, что в Украине существует единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему возникновения двойного гражданства у граждан Украины. Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 года среди принципов законодательства Украины о гражданстве (статья 2) закрепляет принцип единого гражданства- гражданства государства Украина, который исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) иного государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Население в международном праве
Общая характеристика и подходы к определению населения в международном праве
Одной из ключевых и наиболее часто применимых категорий современного международного права выступает категория «население». При этом необходимо обратить внимание на то, что в науке существует тезис о целесообразности разграничения населения в широком и в узком смысле:
Население в широком смысле – это вся совокупность людей, проживающих в настоящее время на территории нашей планеты.
Иными словами синонимом понятия «население» в широком смысле слова выступает также широко распространенный в обиходе термин «человечество».
Население в узком смысле охватывает характеристику лиц, проживающих на территории определенного государства.
Таким образом, в формировании определения населения в узком смысле лежит территориальный принцип. При этом соответствующая дефиниция имеет большое значение, поскольку, с одной стороны, в привязке к конкретному государству в масштабах международного права принято рассматривать и анализировать права человека, а с другой – населения выступает одним из ключевых признаков любого суверенного государства.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При этом очевидно, что правовое регулирование статуса населения и отдельных физических лиц находится в сфере национальной юрисдикции. Однако международное право также характеризуется большим значением с точки зрения регулирования правового статуса населения.
Так, например, в сфере международного публичного права находится разработка и утверждение так называемых международных стандартов в области соблюдения прав человека, обращения с иностранцами, беженцами, лицами без гражданства и т.д.
В то же время, международное и национальное право в рассматриваемой сфере находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости обусловленной тем, что принимаемые на наднациональном уровне стандарты в сфере регулирования правового положения населения и отдельных граждан, становятся реальным инструментом воздействия, в том числе тогда, когда происходит их включение в национальную правовую систему конкретного государства.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Понятие и признаки гражданства
Как было отмечено выше, для целей международно-правового регулирования большое значение имеет категория населения, как совокупности граждан определенного государства. В этой связи в рамках настоящей статьи предлагается провести детальный анализ понятия и признаков гражданства.
Гражданство – это устойчивая правовая связь конкретного лица с определенным государством, в результате возникновения которой происходит установление взаимных прав и обязанностей, в условиях добровольного подчинения соответствующего лица суверенной власти того государства, на территории которого он находится.
Анализ приведенного определения позволяет сделать вывод о возможности выделения следующим признаков гражданства:
- гражданство характеризует наличие устойчивой правовой связи, то есть такой связи, которая не ограничивается временными или пространственными пределами;
- как правило понятие гражданства подразумевает постоянное проживание лица на территории того государства, гражданином которого он является. Однако соответствующее правило не является императивным, особенно в современных условиях глобализации и активной миграции населения нашей планеты.
Говоря о способах приобретения гражданства необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенным из таковых выступает приобретение гражданства в результате факта рождения. При этом в различных государствах содержание данного способа может быть различным в зависимости от того, какой принцип положен в его основу:
- Принцип крови – новорожденный приобретает гражданство своих родителей, независимо от того, на территории какого государства он родился (наиболее распространенный среди современных стран способ приобретения гражданства;
- Принцип почвы – лицо приобретает гражданство того государства, на территории которого оно родилось, независимо от гражданства своих родителей.
Кроме того, получение гражданства определенного государства может произойти и после момента рождения, в результате процедуры натурализации:
Натурализация – индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица.
Таким образом, важнейшим признаком процесса натурализации выступает добровольность волеизъявления лица, планирующего получить гражданство определенного государства. При этом любые попытки принудительной натурализации противоречат положениям действующего международного права.
Правовое положение апатридов и бипатридов в международном праве
Наиболее распространенной в международном праве выступает ситуация, в которой одному лицу принадлежит единственное гражданство определенного государства. В числе менее распространенных «аномальных» ситуаций в современном международном праве признается состояние без гражданства (апатрид) или состояние множественного гражданства (бипатрид).
При этом, безусловно, более негативной выступает первая из обозначенных ситуаций, в которых лицо оказывается без какого-либо гражданства. Наибольшие отрицательные последствия в этой части связаны с тем, что такому лицу, а также его потомкам, не принадлежат многие политические и социально-экономические права, характерные для правового статуса граждан.
Что касается противоположной ситуации – множественности гражданств у одного лица, то проводя ее характеристику также можно выделить определенные негативные моменты:
- Вопрос с несением воинской обязанности, которая может быть предусмотрена законодательством обоих (или более) государств, гражданство которых принадлежит бипатриду;
- Проблемы с уплатой налогов в условиях отсутствия соглашений об избежании двойного налогообложения;
- Проблемы с дипломатической защитой, владением недвижимым имуществом, государственной службой, и т.д.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Гражданство в международном праве
Понятие гражданства и его значение для международного права, приобретение гражданства, его способы и условия, прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора, международное регулирование.
Подобные документы
Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института. Основания и процедура приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства.
дипломная работа, добавлен 30.12.2010
Принципы гражданства в Российской Федерации. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Двойное гражданство. Правовое положение и статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Прерогативы президента в вопросе о гражданстве.
курсовая работа, добавлен 13.02.2008
Понятие и классификация принципов гражданства. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства, недопустимости лишения гражданства, допустимости двойного гражданства, сокращения безгражданства.
контрольная работа, добавлен 11.10.2008
Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства на современном этапе. Порядок приобретения и прекращения гражданства. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве, их права и обязанности, обзор полномочий.
курсовая работа, добавлен 08.04.2011
Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство». Приобретение гражданства России и его прекращение. Гражданство детей. Отмена решений по вопросам гражданства РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ.
контрольная работа, добавлен 08.04.2008
Принципы гражданства в Российской Федерации. Приобретение гражданства Российской Федерации. Прекращение гражданства Российской Федерации. Двойное гражданство. Правовое положение и статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
курсовая работа, добавлен 23.11.2002
Понятие, основные принципы гражданства. Основания, порядок приобретения гражданства. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей. Особый институт двойного гражданства. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ.
курсовая работа, добавлен 23.10.2006
Общие условия приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях. Основные признаки гражданства. Основания отклонения заявлений о приобретении российского гражданства. Приобретение гражданства по рождению и в общем и упрощенном порядке.
дипломная работа, добавлен 26.12.2010
Понятие гражданства. Основы правового регулирования гражданства Российской Федерации. Понятие двойного гражданства, его нормативно-правовое регулирование. Современные проблемы института двойного гражданства.
курсовая работа, добавлен 04.08.2007
Теоретические основы понятия двойного гражданства, его нормативно-правовая база и правовое регулирование в России и за рубежом. Современные проблемы института двойного гражданства. Основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.
Гражданство в международном праве
Понятие гражданства и его значение для международного права. Прекращение гражданства на основании международного договора. Двойное гражданство (бипатризм), безгражданство (апатризм): понятие, порядок предотвращения. Право убежища: возникновение, развитие.
Подобные документы
Понятие политического убежища, условия его предоставления. Двойное гражданство и безгражданство. Режим иностранцев, беженцы и перемещенные лица. Способы приобретения и утраты гражданства. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967 г.
реферат, добавлен 24.03.2011
Понятие гражданства, принципы гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства России. Двойное гражданство, безгражданство. Правовой статус иностранцев. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.
курсовая работа, добавлен 16.07.2011
Понятие гражданства в международном праве, его приобретение и утрата (граждане, лица без гражданства). Гражданство в Российской Федерации и международное сотрудничество по проблемам гражданства (двойное гражданство, беженцы и перемещённые лица).
курсовая работа, добавлен 11.08.2010
Понятие гражданства, его значение для международного права, способы и условия приобретения. Суть натурализации иностранца. Особенности процессов реинтеграции и репатриации. Характеристика оптации и трансферта. Юридические основы бипатризма и апатризма.
контрольная работа, добавлен 11.11.2010
Понятие населения, регламентация его положения. Правовой статус человека и гражданина. Понятие и сущность гражданства, способы приобретения и утраты гражданства. Определение понятий «двойное гражданство», «безгражданство». Правовое положение иностранцев.
курсовая работа, добавлен 23.10.2016
Понятие и принципы гражданства РФ. Особый институт двойного и почетного гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Прекращение гражданства.
курсовая работа, добавлен 04.02.2010
Способы приобретения гражданства и его утрата, двойное гражданство и его отрицательные последствия. Виды международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства, доказательства наличия или отсутствия гражданства. Беженцы и перемещенные лица.
реферат, добавлен 13.05.2009
Понятие гражданства и его значение для международного права. Способы приобретения гражданства, его восстановление и прекращение. Институт гражданства, его связь с реализацией государственного суверенитета и гарантией прав и законных интересов граждан.
контрольная работа, добавлен 13.12.2011
Приобретение и утрата гражданства. Правовое положение иностранцев. Беженцы и перемещенные лица. Правовое положение иностранцев. Политическое убежище в международном праве. Безгражданство и двойное гражданство. Роль индивида в международных отношениях.
курсовая работа, добавлен 29.11.2013
Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица. Конституционное регулирования права на гражданство, порядок его приобретения и прекращения в соответствии с Федеральным Законом. Характеристика института двойного и почетного гражданства.
Курсовая работа
по курсу: Конституционного права
тема: Порядок приобретения гражданства РФ
студент 2 курса МИУ
Симоненко Виталий Васильевич
Овчинников Алексей Анатольевич
Глава 1. Гражданство как особый правовой статус 6
1.1. Понятие гражданства Российской Федерации 6
1.2. Правовое регулирование гражданства Российской Федерации 11
Глава 2. Способы приобретения гражданства Российской Федерации 14
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению 14
2.2. Прием в гражданство Российской Федерации 15
2.3. Восстановление в гражданстве Российской Федерации 17
2.4. Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям 18
Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации 22
Список использованных источников и литературы 27
В современной Российской Федерации провозглашен демократический политический режим, что означает не только право граждан на участие в управлении государством, но и широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации 1 .
Конституция Российской Федерации установила основные принципы гражданства, в соответствии с которыми права и обязанности гражданина являются едиными по своему объему, равными вне зависимости от оснований приобретения гражданства, наложен запрет на лишение гражданства (в том числе, в качестве кумулятивной санкции за совершение политических преступлений), подтверждено право граждан на множественное и двойное гражданство.
Современное государство характеризуется не только с точки зрения содержания внутригосударственных норм, но и степенью их соответствия ратифицированным общепризнанным принципам международного права.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила право каждого человека на гражданство, в том числе право изменения гражданства и запрет лишения гражданства. Таким образом, действующие конституционно-правовые нормы существуют в установленном международно-правовом поле.
В связи с происходящими в современном мире процессами глобализации, открытием границ, свободой передвижения, потоком мигрантов, свободой брачных союзов вне зависимости от гражданства лиц, вступающих в брак вопросы приобретения гражданства носят насущный характер, приобретают новые черты, которые нуждаются в изучении.
Так как Российская Федерация по форме территориального устройства представляет собой федерацию, ее субъекты имеют определенную долю самостоятельности. Но вопросы гражданства отнесены к исключительной компетенции федерации, т.к. гражданство непосредственно влияет на объем прав и обязанностей граждан, преимущественно на политические и социальные права, которые имеют непосредственное значение для сферы государственного управления.
Наиболее острой проблемой института гражданства в современном российском государстве остается вопрос приобретения статуса граждан России лицами, родившимися и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 годов просты в применении по отношению к данному кругу лиц.
Таким образом, обозначенная актуальность обусловила цель исследования: проанализировать основные пути приобретения гражданства Российской Федерации. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
выделить понятие «гражданство Российской Федерации» как особый правовой статус;
охарактеризовать основные принципы гражданства Российской Федерации;
проанализировать основания и способы приобретения гражданства Российской Федерации.
Таким образом, объектом настоящего курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере приобретения гражданства Российской Федерации. Следовательно, предмет исследования составили правовые нормы международного и российского законодательства, регулирующих институт гражданства как элемент конституционно-правового статуса человека.
Вопросы гражданства рассматривались большим количеством исследователей, анализ данного правового института можно найти в работах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Я. Кикотя, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, С.С. Маилян, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, Н.А. Михалевой, А.В. Мицкевич, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.
Для выполнения определенных задач и достижения поставленной цели были использованы такие методы научного познания, как синергетический, метод анализа и синтеза, метод исторической ретроспективы, метод сравнительного правоведения и др.
Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!
Международное право, европейское право
IV. Права человека и вопросы гражданства
ства. Государственные .органы, дипломатические представительства и консульские учреждения и их должностные лица обязаны предпринимать меры с целью обеспечения гражданам России возможности в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, а также признанными Россией международно-правовыми нормами. Указанные органы и должностные лица должны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан и в случае необходимости предпринимать действия для восстановления их нарушенных прав. В современный период велико значение международно-правовых аспектов гражданства, влияющих как на его понятие, так и содержание. Законодательство государств призвано обеспечить осуществление принципов и норм международного права, касающихся гражданства и прав человека. Позитивное влияние международного права на содержание гражданства заключается, в частности, в том, что государства должны, опираясь на взятые международные обязательства, предоставить и гарантировать собственным гражданам основные права и свободы, т. е то, что предусмотрено нормами международного права. Реализуя требования его норм, государство посредством внутреннего законодательства устанавливает конкретные взаимные права и обязанности между данным государством и населяющими его лицами. Государство должно приводить свои национальные нормы о гражданстве в соответствие с принятыми международными обязательствами. В ст. 1 Гаагской конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, говорится: «Каждое государство определяет, согласно своим собственным законам, кто является его гражданами.
Международно-правовые аспекты гражданства также проявляются при разрешении споров между государствами по воп-
§ 2. Приобретение гражданства
росам гражданства, завершающихся заключением соответствующего международного договора. Подобные договоры условно можно разбить на две группы: договоры по вопросам гражданства общего характера и договоры по вопросам гражданства специального характера. К договорам первого типа можно отнести Конвенцию о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, подписанную 12 апреля 1930 г. в Гааге. Примером договоров второго типа являются конвенции об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством. Следует также выделить договоры, которые касаются вопросов гражданства лишь в их отдельных статьях и положениях, а не в целом. К таким договорам в первую очередь относятся консульские договоры и конвенции. Все это говорит о том, что решение вопросов гражданства, хотя и основывается на национальном законодательстве государств, тем не менее связано с учетом требований международного права. В связи с этим гражданство — одна из правовых категорий, являющаяся объектом согласования норм международного права и национального права. Это согласование охватывает следующие вопросы: приобретение гражданства; утрата гражданства; двойное гражданство, безгражданство. Разберем каждый из них.
Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!
Международное право, европейское право
Выход из гражданства с теми или иными органичениями разрешается законодательством многих государств. Свобода выхода из гражданства по политическим соображениям впервые была провозглашена в США в 1868 г. Нормы национального законодательства о свободе выхода из гражданства действуют в рамках признания принципа лояльности гражданина по отношению к государству своего гражданства и принципа
IV Права человека и вопросы гражданства
устойчивости гражданства как политико-правовой связи между гражданином и государством Поскольку выход из гражданства разрывает эти принципы, законодательство многих государств устанавливает выход из гражданства на основе личного волеизъявления на это заинтересованного лица и соответствующего разрешения компетентного государственного органа.
§ 3 Утрата гражданства
кой Федерации на основе ходатайства. Существует различный порядок подачи заявлений, подачи ходатайств по вопросам гражданства. Заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя. Если лицо проживает за пределами Российской Федерации, оно обращается с указанным заявлением в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, которые проживают за пределами России, — через ее дипломатические и консульские учреждения. Заяв-_ ления и ходатайства подаются в письменном виде. Закон требует, чтобы согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение российского гражданства имело письменную форму.
Предусмотрено и другое основание прекращения гражданства — отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, отмена допускается в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления подобных сведений и документов устанавливается в судебном порядке. Однако отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей данного лица, приобретших российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконных путях приобретения этого гражданства. Закон устанавливает пятилетний срок после приема в гражданство Российской Федерации, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство.
IV. Права человека и вопросы гражданства
стие в политических выборах в другом государстве, пребывание вне США во время войны с целью избежать службы в вооруженных силах США и в других случаях.
Как уже говорилось, вопросы утраты гражданства регулируются не только национальным законодательством, но и международными договорами. В связи с этим уместно сослаться на уже упоминавшуюся Конвенцию о сокращении безграж-данства 1961 г. Главная ее цель — сокращение случаев без-гражданства. Участник Конвенции обязан предоставить свое гражданство лицу, родившемуся на его территории, если оно иначе не имело бы гражданства. Это гражданство предоставляется при рождении в силу закона или по ходатайству заинтересованного лица (или от его имени) перед властями государства в соответствии с его законом. Если закон участника Конвенции предусматривает утрату его гражданства супругом лица или детьми в связи с утратой или лишением этого гражданства данного лица, то такая утрата гражданства может иметь место при условии приобретения другого гражданства. В случае, когда закон договаривающегося государства разрешает отказ от гражданства, данный отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретает другого гражданства. Если гражданин договаривающегося государства ходатайствует о натурализации в каком-либо иностранном государстве, он не утрачивает своего гражданства до тех пор, пока не получит гражданства этого иностранного государства или соответствующего заверения об этом. Однако натурализовавшееся лицо может утратить свое гражданство в результате непрерывного проживания за границей в течение не менее семи лет, определенных законом соответствующего договаривающегося государства, если это лицо упустило возможность заявить властям -о своем намерении сохранить гражданство.
Гражданство В Международном Праве Курсовая Работа
Курсовая работа по дисциплине «Международное право» на тему «Гражданство В Международном Праве Курсовая Работа»
Большое спасибо автору работы по информационным технологиям ( не знаю его имени ) за качественно выполненную работу и сданную в срок и отдельное спасибо менеджеру Ксении за небезразличное отношение и приятное общение. Сам бы никогда этого не сделал и даже не нашёл бы времени, а с Вами всё быстро и просто. Удачи Вам!
Оля – 18.08.2016
Мне тоже нравятся услуги этой компании! Обращалась и я и знакомый, да и вообще здесь студентов встречал не раз. Значит, пользуется популярностью Магистр. Все работы, заказанные мной, выполняли точно в срок.
Арина – 27.08.2016
Выражаю слова благодарности автору компании, который выполнял мой заказ. Большой груз упал с моих плеч после сдачи. Обязательно отрекомендую вашу фирму своим друзьям! В следующем году диплом — уже знаю где буду его заказывать
Мария – 31.10.2016
мне все очень понравилось!) я счастлива, что уже защита прошла и я получила диплом) работа очень хорошая!)))