Приказ указание положение

admin

Виды документов. Распорядительные документы: постановление, приказ, указание, решение, распоряжение

Распорядительные документы играют очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями и организациями. В настоящее время основными видами распорядительных документов являются: постановление, приказ, указание, решение, распоряжение. Обязательно издание распорядительных документов по следующим вопросам:

  1. организационным;
  2. планирования производства;
  3. строительства, материально — технического снабжения;
  4. сбыта;
  5. финансов и кредита;
  6. труда и заработной платы.

Это, конечно, не все вопросы, по которым необходимо создавать распорядительные документы, но они являются наиболее характерными и стабильными основаниями для обязательного их издания. Распорядительные документы носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам. Схема подготовки распорядительных документов следующая:

  1. всестороннее изучение вопроса, подготовка проекта документа;
  2. согласование текста и его подписание;
  3. обсуждение и принятие документа на заседании коллегиального органа (постановление, решение).

Проект распорядительных документов может быть подготовлен отдельными специалистами или структурными подразделениями. Основным распорядительным документом является приказ. Приказ (по основной деятельности) — правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основании единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач предприятия. Приказами оформляются:

  1. порядок деятельности предприятия;
  2. решения и поручения по организации работы;
  3. организационные мероприятия;
  4. итоги работы;
  5. результаты ревизии.

Приказы издаются только при необходимости. Изменения, дополнения, отмена приказов производятся только приказами. Подготовка проектов приказов включает следующие стадии:

  1. изучение существа вопроса, законодательных актов, других документов, издававшихся по этому вопросу, проработка информационно — справочных документов предприятия;
  2. подготовку текста документа;
  3. согласование текста документа;
  4. подписание приказа;
  5. доведение до сведения исполнителей.

Подготовка приказа поручается структурному подразделению, группе специалистов, отдельному должностному лицу. Текст приказа состоит из двух частей:

  1. констатирующей, в которой излагаются факты, раскрываются причины, цели, послужившие основанием для создания приказа. Если в основу приказа был взят документ государственных органов, то нужно указать наименование документа, его автора, дату, номер и заглавие;
  2. распорядительной.

Распорядительная часть текста приказа начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ и пишется от нулевого положения табулятора. Текст делится на пункты. Распорядительные пункты строятся по схеме: исполнитель (наименование должности, инициалы и фамилия или структурное подразделение, или организация) — действие — срок. Последний пункт приказа формулируется таким образом: контроль за исполнением приказа возложить на: наименование должности, инициалы и фамилия. Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле опускается. Дата приказа — это дата его подписания, начала его действия. Подписывает приказ руководитель организации. Внесение изменений и дополнений в подписанный приказ не допускается без разрешения подписавшего документ. К проекту приказа составляется список рассылки подразделениям, должностным лицам, которых касается приказ. Проект приказа до подписания визируется руководителями структурных подразделений, должностными лицами, которые отвечают за его исполнение, юристом.

Может осуществляться и внешнее согласование с другими организациями, если приказ затрагивает их интересы. Согласование оформляется грифом «Согласование». Реквизиты приказа:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа — ПРИКАЗ;
  4. дата, номер;
  5. место составления;
  6. заголовок;
  7. текст;
  8. подпись;
  9. визы согласования.

С приказов для удобства пользования внутри организации делаются копии и выписки. Выписка из приказа — копия основной части текста документа, которая необходима для работы. Констатирующая часть текста пишется полностью. Реквизиты выписки из приказа:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа — ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА;
  4. дата, номер (те же, что и у приказа);
  5. место составления;
  6. заголовок;
  7. часть текста;
  8. подпись (кроме личной подписи);
  9. заверительная надпись (отделяется от подписи 2-3 интервалами).

Приказы оформляются на общих бланках.

Следующим видом распорядительного документа является распоряжение. Распоряжение — правовой акт управления государственного органа, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым он адресован. Их издают предприятия, организации, правительства, администрации районов и т.д. Выделяют следующие виды распоряжений:

а) длительного действия; б) касающиеся конкретного вопроса.

Текст распоряжения имеет констатирующую и распорядительную часть. Констатирующая часть текста распоряжения — часть, в которой указываются цели и причины распоряжения. В ней целесообразно использовать следующие формулировки: «В соответствии», «В связи», «В целях». Распорядительная часть текста распоряжения начинается словом ОБЯЗЫВАЮ, в ней указываются предписываемые действия. Формуляр распоряжения состоит из реквизитов:

  1. наименование организации;
  2. наименование вида документа;
  3. дата, номер;
  4. место издания;
  5. заголовок;
  6. текст;
  7. подпись;
  8. отметка о согласовании.

Текст оформляется на бланке формата А4. Проект распоряжения согласовывается с заинтересованными в этом документе лицами. Исполнителями распоряжения могут быть учреждения, структурные подразделения, должностные лица.

Еще один вид распорядительного документа — указание. Указание — распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, организациями по вопросам организационно — методического характера. К вопросам организационно — методического характера относятся следующие:

а) организация исполнения приказов;

б) организация исполнения инструкций.

Право издания указания в организациях предоставлено руководителям, их заместителям, руководителям структурных подразделений, которые действуют на правах единоначалия в пределах их компетенции. Текст указания, как правило, состоит из двух частей: констатирующей; распорядительной. Констатирующая часть текста указания раскрывает причины издания документа и начинается: «Во исполнение . «, «В целях. «, «В соответствии . «.

Распорядительная часть текста указания начинается словом ПРЕДЛАГАЮ, в ней указываются предписываемые действия. Текст может делиться на пункты и подпункты. Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже после слова ПРЕДЛАГАЮ — действие — срок исполнения. В последнем пункте указания возлагается контроль за исполнением документа на определенное должностное лицо. Датой указания является дата его подписания. Указание оформляется на бланке формата А4. Формуляр указания состоит из реквизитов:

  1. наименование министерства или ведомства;
  2. название организации;
  3. наименование вида документа;
  4. дата, номер;
  5. место издания;
  6. заголовок;
  7. текст;
  8. подпись;
  9. отметка о согласовании.

Следующий вид распорядительного документа — решение. Решение — распорядительный документ коллегиального органа управления, издаваемый министерствами, ведомствами, научными советами. Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются причины издания документа, цели, которые достигаются при его выполнении.

В распорядительной части указывают наименование органа, принимающего решение, затем — слово РЕШИЛ на отдельной строке. Распорядительная часть делится на пункты. Каждый пункт строится по схеме: фамилия и должность исполнителя в дательном падеже — действие — срок исполнения. Решение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа. Формуляр решения состоит из реквизитов:

  1. название организации;
  2. наименование вида документа;
  3. дата, номер;
  4. место издания;
  5. заголовок;
  6. текст;
  7. подписи (председатель, секретарь);
  8. визы.

Следующий вид распорядительного документа — постановление. Постановление издается высшими органами государственной власти, комитетами и комиссиями, образуемыми при органах власти.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), приказываю:

Читайте еще:  Сделать осаго в екатеринбурге дешево

1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2003 г., регистрационный № 4617).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.

Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 27 ноября 2015 г. № 1383

Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383)

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее — Положение), определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее соответственно — обучающиеся, ОПОП ВО), формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Настоящее Положение распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность по ОПОП ВО (далее — организация) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО) и (или) федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее вместе — стандарты).

2. Программа практики разрабатывается с учетом требований, установленных пунктом 3 настоящего Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.

3. Программа практики включает в себя:

указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

указание места практики в структуре образовательной программы;

указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

указание форм отчетности по практике;

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

4. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

5. Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика (далее вместе -практики).

6. Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.

7. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией в соответствии с ФГОС ВО.

8. Организация проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется организациями на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (далее — профильная организация). Практика может быть проведена непосредственно в организации*.

9. Способы проведения практики:

Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.

Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.

Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.

10. Практика проводится в следующих формах:

а) непрерывно — путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО;

по видам практик — путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

по периодам проведения практик — путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее — руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее — руководитель практики от профильной организации).

12. Руководитель практики от организации:

составляет рабочий график (план) проведения практики;

разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;

осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;

оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

13. Руководитель практики от профильной организации:

согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

предоставляет рабочие места обучающимся;

обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

18. Обучающиеся в период прохождения практики:

выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;

соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.

20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

21. Особенности организации практики лиц, обучающихся по ОПОП ВО в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются в соответствии с частью 8 статьи 82, частями 19 и 20 статьи 83 и частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»**.

Читайте еще:  Приказ по школе при педикулезе

22. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.

При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

* Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).

Обзор документа

Утверждено новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО).

Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.

Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.

Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», формы отчетности по практике.

Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.

Прописаны полномочия руководителя практики.

Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.

Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.

При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Прежнее положение 2003 г. признано утратившим силу.

Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ, распоряжение (по основной деятельности)

Приказ – это правовой акт, который создается единолично руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения вопросов основной деятельности или по личному составу.

Распоряжение – это правовой акт, который издается руководителем организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией по исполнению приказов, инструкций и др. нормативно-правовых актов, доведения решений руководства до работников структурных подразделений.

Чем отличается приказ от распоряжения? Распоряжение отличается от приказа тем, что не подразумевает беспрекословного подчинения и исполнения, а является всего лишь указанием наиболее подходящей формы действия, решения. Таким образом, если отвечать еще более понятным и простым языком, приказ требует подчинения, а распоряжение всего лишь согласия.

Чтобы убрать разноплановое толкование, в организациях (учреждениях, компаниях, обществах) приказ и распоряжение имеют равную силу. Они направлены на подчинение и строгое выполнение описанного в ОРД.

Правила заполнения приказов, распоряжений (по основной деятельности)

Текст состоит из двух основных частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части предельно кратко излагаются цели и причины выпуска ОРД, дается ссылка на соответствующий документ, допускается приводить тексты отдельных решений органов государственного управления. При изложении извлечений из решений органов государственного управления пишется слово «в частности». В приказе, который издается на основании другого документа, в констатирующей части указывают название этого документа, его дату, номер и заголовок. Например:
«Во исполнение поручения ………… от 07 октября 20__ г. № ».
Констатирующая часть ОРД может начинаться словами «В соответствии», «В целях», «Во исполнение» и др. и заканчивается словом «приказываю», после которого ставится двоеточие.

Если приказ не имеет констатирующей части, то печатается слово «приказываю» с двоеточием, затем – распорядительная часть. Слово «приказываю» печатают с новой строки от нулевого положения табулятора строчными буквами вразрядку полужирным шрифтом:
приказываю:
В совместном приказе перед распорядительной частью от нулевого положения табулятора буквами пишется слово приказываем:
Констатирующая часть распоряжения завершается двоеточием.

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты. Они обозначаются арабскими цифрами. Каждый пункт (подпункт) должен содержать только одно поручение по одному вопросу и при необходимости срок исполнения.

В тех случаях, когда нужно записать одному ответственному исполнителю несколько разных заданий, то ответственный исполнитель указывается в основном пункте один раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт печатают с красной строки с заглавной буквы и отделяют один от другого точкой.

Если ОРД предусматривается образование комиссии (рабочей группы), то в ее составе первым указывается председатель комиссии (руководитель рабочей группы), затем его заместитель (заместители) и далее члены комиссии (рабочей группы) в алфавитном порядке независимо от их должности.

Если ОРД отменяет или изменяет (дополняет) ранее изданный документ (отдельные его положения), то в распорядительную часть ОРД включают соответствующий пункт, который начинают словами «Признать утратившими силу. », «Дополнить. », «Внести в. следующие изменения:», с указанием пунктов (подпунктов, абзацев), даты, номера и заголовка отменяемого или изменяемого документа. Этот пункт помещают, как правило, в конце распорядительной части приказа.

Последний пункт распорядительной части текста должен содержать сведения о должностном лице организации, на которое возлагается контроль за исполнением ОРД и которое должно обладать достаточными должностными полномочиями в отношении адресатов предписаний ОРД в соответствующей сфере деятельности организации и является одним из этих адресатов.

В конкретных случаях контроль за исполнением ОРД может возлагаться на генерального директора. Тогда в последнем пункте пишется формулировка: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

Отдельные задания, поясняющие или дополняющие содержание ОРД (в том числе включающие цифровые данные), оформляют как приложения к приказу, на которые в соответствующих пунктах распорядительной части приказа должна быть ссылка (как правило, «согласно приложению»). На первой странице приложения в правом верхнем углу проставляют отметку о приложении (нумерационный заголовок), в котором указывают дату и номер приказа организации:

Приложение
к приказу (распоряжению)
_____________ от
________№

Приложения заканчивают чертой, расположенной по центру, на расстоянии трех межстрочных интервалов от последней строки текста. Длина черты 3-4 см.

Нумерацию страниц ОРД, каждого приложения к нему и утверждаемого ОРД документа производят отдельно.

Если утверждаемый ОРД документ (положение, порядок, регламент, правила, инструкция и др.) имеет приложения, которые поясняют или дополняют содержание этого документа, нумерация страниц такого документа и приложений к нему должна быть сквозной (единой).

При наличии приложений каждое из них визируется исполнителем и руководителем подразделения Корпорации, подготовившим проект, а также руководителями подразделений, в ведении которых находятся предусмотренные в приложении вопросы, задания.

Читайте еще:  Можно ездить без страховки по осаго

К проекту ОРД должен прилагаться Лист согласования. Лист согласования готовится инициатором ОРД и прикладывается к направляемому на согласование проекту документа. Виза согласования включает должность визирующего, личную подпись, расшифровку подписи, а также даты получения проекта документа на согласование и фактическую дату согласования проекта документа.

Направленный на согласование проект ОРД последовательно представляется на визирование лицам в порядке, указанном в Листе согласования. Работники, участвующие в процедуре согласования ОРД, визируют полученный документ или, в случае несогласия с отдельными положениями проекта документа, представляют свои замечания/предложения в течение одного рабочего дня.

Замечания относительно необходимости внесения изменений в проект ОРД, излагаются в Листе согласования или в приложении к нему.

Завизированный проект ОРД представляется на визирование следующему в Листе согласования лицу, а в случае отказа от визирования — возвращается исполнителю проекта ОРД.

Внесение принципиальных изменений в проект ОРД влечет автоматическое создание новой версии (редакции) проекта ОРД, что требует повторного визирования проекта ОРД.

Если в ходе согласования проекта ОРД возникли разногласия, которые не были разрешены в рабочем порядке, руководитель подразделения организации, подготовившего проект ОРД, проводит согласительное совещание с участием руководителей подразделений организации (или их представителей, уполномоченных принимать решение по рассматриваемому документу), которые имеют замечания по проекту, и при необходимости представителя правового управления (отдела).

Руководитель подразделения организации, который имеет замечания по проекту ОРД в целом или по его отдельным положениям, может изложить свое мнение с соответствующей мотивировкой на проекте ОРД или отдельном листе. В этом случае он проставляет свою подпись (визу), рядом с которой пишет: «С замечаниями» или «Замечания прилагаются».

Проект ОРД, за исключением кадровых приказов, завизированный всеми должностными лицами, в соответствии с листом согласования передается в отдел управления делами для проверки оформления, смысловых акцентов, логики изложения документа, редактирования (устранения возможных грамматических и стилистических ошибок) и передачи документа на подпись руководителям организации.

Общий срок согласования документа не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня внесения на согласование, если иной срок не указан исполнителем документа.

К проекту ОРД, представляемому на подпись, должны прилагаться документы, во исполнение которых подготовлен проект, и при необходимости документы (копии документов), на которые имеется ссылка в подготовленном проекте ОРД.

Если проект ОРД подготовлен в инициативном порядке (при необходимости и в других случаях), к нему прилагают пояснительную записку, которая должна содержать обоснование целесообразности его принятия, а также возможные последствия реализации предлагаемых решений.

Подписание приказа осуществляется генеральным директором организации или лицом, им уполномоченным.

Подписание распоряжения осуществляется генеральным директором и заместителями генерального директора организации в пределах их полномочий. Подпись включает должность лица, подписавшего ОРД, личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Регистрационным номером ОРД является его порядковый номер в пределах массива этого вида документов в течение календарного года.

Регистрационным номером распоряжения является его номер по порядку в пределах массива этого вида документов в течение календарного года, к которому добавляется строчная буква «р». Например, № 15р.

Порядок составления и оформления организационно-распорядительных документов (приказа, распоряжения, постановления и др.)

Как известно, руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать организационно-распорядительные документы независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и др.

Основными видами организационно-распорядительных документов являются: приказ, указание, распоряжение, постановление, решение.

Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения

Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.[2] Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.

Назовем основные виды приказов:

  • приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
  • приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).

Здесь представлены образцы оформления приказов.

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.

Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
  • Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.

Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ.[3]

Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. После подписания приказа не допускается введение каких-либо изменений в его текст.

Приказы по кадрам и личному составу хранятся в отделе кадров, остальные приказы хранятся в канцелярии.

Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия или его заместителем преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации (ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ»).[2]

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций должностных лиц и граждан.[4]

Указание и Распоряжение во многом выполняются и оформляются по аналогии с приказами.

Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения

Постановления и решения издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Считается, что коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности.

На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.[4]

Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами предприятий и учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности (ключевые глаголы «РЕШИЛ», «РЕШИЛИ», «РЕШИЛА»).[2]

Решение оформляется на бланке организации. Обязательными реквизитами Решения являются: наименование организации, название вида документа, дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.[4]

Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.

Порядок составления и оформления постановлений в целом аналогичен порядку оформления решений. Различия заключаются в ключевых глаголах, отделяющих распорядительную часть от констатирующей: «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ».

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников