Приказ 50 лимиты на отходы
Министерство экономического развития Российской Федерации
Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (разработчик акта: Минприроды России)
Нормативным актом утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок), который устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 Минэкономразвития России проводит экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 Минэкономразвития России проводит публичные консультации по нормативному правовому акту на предмет наличия положений необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках указанных публичных консультаций все заинтересованные лица приглашаются направить свое мнение.
Управление Росприроднадзора по Пермскому краю
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
С 3 февраля 2015 года вступила в силу редакция Приказа № 50 от 25.02.2010 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и с 10 февраля 2015 года вступил в силу Приказ Минприроды России № 349 «Об утверждении методических указании по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», разъяснения — тут.
Технический отчет по обращению с отходами разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Приказом Минприроды России № 349 «Об утверждении методических указании по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и представляется в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативные документы, регламентирующие утверждение нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение
Образцы заявлений
Образцы госпошлин
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)
Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
— полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,
— организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
— фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями.
Заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Для переоформления Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:
а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 настоящего Порядка, в том числе:
— изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;
— изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц — для юридического лица;
— изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
б) изменения данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).
В случае, предусмотренном «б», в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются номера объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792;
б) оригинала (-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Для выдачи дубликата Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)
В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, принимают решение о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с даты получения от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц заявления о выдаче указанного дубликата.
Для продления Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
Хозяйствующим субъектом к техническому отчету могут быть приложены иные документы и материалы.
Сайт журнала «Экологический Вестник России»
О внесении изменений в порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Подробности Категория: Комментарий юриста Создано 27.02.2015 23:31 Дата публикации Автор: Super User
С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».
В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к Приказу Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50»
Приказ Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50»
Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2014 № 35513
Практически одновременно с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349, утвердившего новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вступил в силу с 10 февраля 2015 г.), вступили в силу и изменения, внесенные в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (изменения в Порядок вступили в силу с 3 февраля 2015 года).
Действие Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и медицинскими отходами.
В случае наличия у юридического лица филиалов и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может по усмотрению хозяйствующего субъекта разрабатываться отдельно для филиалов и обособленного подразделения. Если филиалы и обособленные подразделения расположены на территории двух и более субъектов РФ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются для них отдельно.
В части разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) отмечено, что в лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для использования и/или обезвреживания. Переименована графа Примерного образца документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приложения к Порядку «Годовой норматив образования отходов, тонн» в «Норматив образования отходов, осредненный за год, тонн».
Внесены изменения в порядок рассмотрения и утверждения ПНООЛР.
Для согласования в территориальные органы Росприроднадзора предоставляются только заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные документы могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте, а также некомплектности проекта, территориальные органы Росприроднадзора уведомляют в течение 5 рабочих дней о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов.
Если природопользователь не устраняет нарушения в 10-дневный срок, Росприроднадзор возвращает ему пакет сданных документов.
Территориальные органы Росприроднадзора принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и ПНООЛР или с момента устранения неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте.
Установлен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такими основаниями могут являться только:
● наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка (Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349);
● отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;
● превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
На наш взгляд такой перечень оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оставляет меньше возможностей для расширительного их толкования, которое зачастую свойственно сотрудникам Росприроднадзора при рассмотрении ПНООЛР.
Технический отчет теперь — это отчет по обращению с отходами, а не отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Конкретизированы случаи, в которых Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению. Один из случаев — изменение данных об объектах размещения отходов. Также важно отметить, что ранее переоформление также могло происходить только при неизменности производственного процесса и используемого сырья, сейчас — при неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов.
Напомним, что Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, был подвергнут экспертизе Минэкономразвития России в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Цель была достигнута, положения были выявлены. Заодно отмечена неэффективность существующего подхода к нормированию в сфере обращения с отходами в целом, прозвучали предложения об отмене ПНООЛР и переходе на декларирование планируемых объемов и мест размещения отходов. Столь смелые решения требуют изменения федеральных законов, и Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ подобные изменения внес, но вступление их в силу сильно отсрочено по времени. Минприроды России внесло те изменения, на которые имело полномочия. Мы отмечаем в целом прогрессивность внесенных изменений и будем смотреть, чем ответит на эти изменения правоприменитель — Росприроднадзор.
М.С. Дивович,
к.т.н., с.н.с., генеральный директор, ООО «ЭКОТИМ»,
заместитель председателя
Комитета по охране труда, здоровья, окружающей среды и безопасности,
руководитель подкомитета по охране окружающей среды
Ассоциации европейского бизнеса в России
Приказ 50 лимиты на отходы
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 декабря 2015 года N 04-12-50/9285-ОГ
Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
В дополнение к письму Минприроды России от 02.10.2015 N 05-12-50/7288-ог, а также рассмотрев письмо Росприроднадзора от 09.10.2015 N АА-03-04-28/17997 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, Минприроды России направляет позицию по указанному вопросу и просит довести ее до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе.
Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) формируется на основе информации о классификационных признаках и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой хозяйствующими субъектами в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения видов отходов к конкретному классу опасности.
В настоящее время ФККО утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 и дополняется Росприроднадзором на регулярной основе.
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки (происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В ФККО же включаются виды отходов, по которым тщательно проверены все опасные свойства, проведены необходимые лабораторные и экспертные оценки.
Вместе с тем необходимо отметить, что длительность принятия актов Росприроднадзора о дополнении ФККО связана не только с необходимостью проведения процедур общественных обсуждений и его государственной регистрации в Минюсте России, но зачастую и неполнотой материалов, поступающих от хозяйствующих субъектов, с характеристиками видов отходов, которые необходимы для его кодирования при включении в ФККО.
При этом в целях облегчения для хозяйствующих субъектов процесса подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности Минприроды России инициировало изменения в законодательство, согласно которым с 01.01.2016 вступают в силу новые нормы Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении» (пункт 2 статьи 14), в соответствии с которыми подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.
Принимая во внимание, что отходы, как правило, представляют собой смеси, а не чистые вещества и материалы, и обладают особыми свойствами и связанными с ними опасностями, по мнению Минприроды России, выдача территориальными органами Росприроднадзора хозяйствующим субъектам разрешительной документации в области обращения с отходами возможна только при условии указания в них конкретных видов отходов, включенных в ФККО.
Иначе, намеренно представленная недобросовестным хозяйствующим субъектом недостоверная информация о классе опасности отхода или ошибки в отнесении им отхода к конкретному классу опасности приведут к неправильному обращению с такими отходами в процессе накопления, транспортировки, размещения отходов в не предназначенных для них объектах, неверному исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и возникновению угрозы вреда здоровью людей, непосредственно контактирующих с отходами на других стадиях обращения с отходами.
При рассмотрении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) территориальные органы Росприроднадзора руководствуются Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее — Порядок разработки и утверждения НООЛР) и Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее — Методические указания).
Согласно абзацу 2 пункта 21 Методических указаний для всех отходов, включенных и не включенных в ФККО, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Методических указаний при заполнении форм, образцы которых приведены в приложениях 8 и 9 к Методическим указаниям, необходимо указывать реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
В реализацию статьи 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Минприроды России в установленном порядке был разработан проект приказа и утвержден приказ от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее — приказ о порядке отнесения), который в настоящее время находится на государственной регистрации в Минюсте России.
В целях недопущения неоднозначного правоприменения и сокращения злоупотреблений как со стороны хозяйствующих субъектов, так и контрольно-надзорных органов, Минприроды России направило в Росприроднадзор соответствующие разъяснения для руководства в работе (письмо от 15.09.2014 N 05-12-44/20925).
При этом разъяснения Минприроды России основаны на положениях приказа о порядке отнесения.
Минприроды России полагает, что до вступления в силу приказа о критериях и приказа о порядке отнесения в приложениях 8 и 9 к Методическим указаниям, необходимо указывать реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, для их включения в ФККО (пункт 5 письма от 15.09.2014 N 05-12-44/20925).
При этом необходимо отметить, что обязанность по подтверждению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами отнесения отходов к конкретному классу опасности согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах возложена только в отношении отходов I-IV классов опасности.
Однако с 01.01.2016 данная норма будет изменена, и обязанность будет распространена и в отношении отходов V класса опасности.
Вместе с тем, основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) определены в Порядке разработки и утверждения НООЛР.
В соответствии с абзацем 2 и 3 пункта 11 Порядка разработки и утверждения НООЛР основанием для отказа в утверждении НООЛР является наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями.
Под данным основанием для отказа в утверждении НООЛР следует понимать, в том числе:
— выявление территориальным органом Росприроднадзора расхождений в значении класса опасности вида отходов, указанного хозяйствующим субъектов в ПНООЛР согласно абзацу 2 пункта 21 Методических указаний, со значением класса опасности данного вида отходов, установленного в заключении ФБУ «ФЦАО». При этом, такое заключение ФБУ «ФЦАО» должно было направлено хозяйствующему субъекту в установленном порядке;
— отсутствие в территориальном органе Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в порядке, для их включения в ФККО, направленных письмом, реквизиты которого указаны хозяйствующим субъектом в соответствии с абзацем 3 пункта 21 Методических указаний.
С учетом изложенного Минприроды России рекомендует территориальным органам Росприроднадзора при рассмотрении поступивших от хозяйствующих субъектов с целью утверждения НООЛР или переоформления утвержденных НООЛР заявления и документов, в которых указана информация по видам отходов, не включенным в ФККО (далее — документы), осуществлять следующие действия:
1. Оперативно запрашивать:
— в ФБУ «ФЦАО» информацию о выдаче заключения о подтверждении соответствия вида отходов конкретному классу опасности, определенному хозяйствующим субъектом в соответствии с Критериями;
— в Росприроднадзоре информацию о редакции наименования и кода подтвержденного вида отхода, подлежащего включению в ФККО, и о стадии утверждения/государственной регистрации в Минюсте России соответствующего приказа Росприроднадзора.
2. В случае принятия ФБУ «ФЦАО» и Росприроднадзором положительных решений о подтверждении заявленных в документах классе опасности вида отхода, присвоении ему наименования и кода по ФККО, — территориальным органам Росприроднадзора при принятии решения об утверждении НООЛР либо переоформлении утвержденных НООЛР в соответствующих графах документа об утверждении НООЛР указывать редакцию кода и наименования вида отходов, подлежащего включению в ФККО, согласно информации, полученной в оперативном порядке от Росприроднадзора.
При этом, по итогам вступления в силу приказа Росприроднадзора о дополнении ФККО видом отходов, по которому территориальным органом Росприроднадзора ранее выдан документ об утверждении НООРЛ, Минприроды России полагает нецелесообразным хозяйствующему субъекту до истечения срока действия документа об утверждении НООРЛ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 Порядка разработки и утверждения НООЛР, повторно обращаться в территориальный орган Росприроднадзора для утверждения НООЛР или переоформления утвержденных НООЛР.
Однако Минприроды России полагает необходимым хозяйствующему субъекту указывать информацию с реквизитами приказа Росприроднадзора о дополнении ФККО видом отходов, по которому территориальным органом Росприроднадзора ранее выдан документ об утверждении НООРЛ, в техническом отчете по обращению с отходами.
На основании изложенного, в целях соблюдения территориальными органами Росприроднадзора сроков рассмотрения ПНООЛР, Минприроды России повторно просит Росприроднадзор взять под особый контроль:
оперативность взаимодействия ФБУ «ФЦАО» и территориальных органов Росприроднадзора по направлению заключений о подтверждении соответствия вида отходов конкретному классу опасности;
оперативное предоставление Росприроднадзором в свои территориальные органы информации о наименовании и коде подтвержденного вида отхода, с которыми предполагается включение такого отхода в ФККО, и о стадии утверждения/государственной регистрации в Минюсте России соответствующего приказа Росприроднадзора;
бесперебойное функционирование электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» — Модуль «Государственный кадастр отходов».
Кроме того Минприроды России просит Росприроднадзор неукоснительно выполнять решения, принятые 02.07.2015 на заседании Рабочей группы при Минприроды России по научно-методическому обеспечению ведения ФККО (протокол от 13.07.2015 N 12-17/113-пр).
Заместитель Министра —
Руководитель Федерального агентства
лесного хозяйства
И.В.Валентик
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 54 признаны утратившими силу Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 (далее — Правила).
Документ был опубликован в «Собрании законодательства РФ» от 14.02.2011 № 7, ст. 985 и вступил в силу 22 февраля 2011 г.
Напомним, что с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 № 54 (т.е. с 22 февраля 2011) начал действовать Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Рассмотрим основные положения данного Приказа и его отличия от утративших силу Правил.
В отличие от Правил в Порядке более подробно сформулирована цель его принятия. На основании Порядка утверждаются предельно допустимые количества отходов конкретного вида, направляемые на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (п.1 Порядка).
Таким образом, сделан акцент на том, что для хозяйствующего субъекта не просто устанавливается количество отходов, которое он имеет право направить на размещение, а также определяются конкретные виды отходов и объекты, в которых данные отходы будут размещаться.
Стоит отметить, что в п.1 Порядка ничего не сказано о нормативах образования отходов, хотя Порядок регулирует также вопросы их утверждения (наряду с лимитами).
Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, Росприроднадзора и его территориальных органов* (абз.1 п.2 Порядка). Данная норма согласуется с п.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
>>> В отличие от Правил в Порядке учтено положение п.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не разрабатывают ПНООЛР. Они представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке. При этом лимитами на размещение отходов для них являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с указанной отчетностью (абз.3 п.2 Порядка).
До вступления в силу рассматриваемого Порядка на практике существовало определенное противоречие. В соответствии с п.1 ст.18 закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) устанавливаются для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Т.е. требование п.1 ст.18 распространяется также и на субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в утративших силу Правилах отсутствовал порядок установления лимитов на основании отчетности. При этом от установления лимитов размещения отходов напрямую зависит расчет платы за размещение отходов. В случае, если лимиты не установлены, то вся масса размещенных отходов учитывается как сверхлимитная и при расчете платы применяется пятикратный повышающий коэффициент. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства вносили плату в пятикратном размере.**
Приказ разрешил существовавшую коллизию правовых норм: лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью.
>>> Однако при прочтении п.2 Порядка, касающегося субъектов малого и среднего предпринимательства, может возникнуть вопрос о том, что считать лимитами размещения отходов: количества отходов, направленных на размещение за текущий отчетный период или за предыдущий (т.е. лимиты устанавливаются только по прошествии отчетного периода или до его начала)?
Дело в том, что отчетность предоставляется субъектами малого и среднего предпринимательства один раз в год (15 января года, следующего за отчетным периодом), тогда как форма расчета платы за размещение отходов заполняется ежеквартально и соответственно вносится плата. При этом, размер платы напрямую зависит от того, было ли сверхлимитное размещение отходов или нет.
На наш взгляд лимитами необходимо считать количество отходов, фактически направленных на размещение именно за текущий период (т.е. лимиты определяются по прошествии отчетного периода). При этом, отходы размещаемые за квартал, будут считаться размещенными в пределах лимитов (т.к. они являются частью того количества отходов, которое в конце отчетного периода будет приравнено к лимитам).
Положение п.3 ст.18 закона об отсутствии необходимости разработки ПНООЛР субъектами малого и среднего предпринимательства направлено на снижение административных барьеров в отношении указанных лиц (в том числе в силу незначительности их воздействия на окружающую среду). В связи с этим прочтение п.2 Порядка, в соответствии с которым лимитами считаются количества отходов, направленных на размещение за прошедший отчетный период, представляется нелогичным и не отвечающим назначению п.3 ст.18 закона как создающее дополнительные барьеры (например, за текущий период размещается отходов больше, чем за прошедший период, соответственно плата должна вносится в пятикратном размере; зато в следующий отчетный период возможно размещать столько же отходов как и в текущий без применения пятикратного повышающего коэффициента).
Также в п.2 Порядка не содержится специального указания на то, что имеется в виду прошедший отчетный период.
>>> В отличие от Правил Приказом установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются не только для юридических лиц, но и для их филиалов и других территориально обособленных подразделений (абз.1 п.2, п.7 Приказа).
Уточнено, что действие Порядка (также как и действие закона, на основании которого он принят) не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. При этом нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п.4 Порядка).
Таким образом, нормативы образования отходов отражают ожидаемое количество образующихся отходов, которое может отличаться от фактического.
ПНООЛР разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды России (п.5 Порядка). К настоящему времени такой документ Минприроды России не утвержден. Действует и не отменен к настоящему времени Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который, по-видимому, может применяться по аналогии в части, не противоречащей действующему законодательству, до принятия Минприроды России соответствующих методических указаний.
Массы (объемы) отходов, предназначенных для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в лимиты на размещение отходов не включаются. Данное положение Приказа соответствует положению закона, согласно которому накопление отходов (на срок не более чем 6 месяцев) не является размещением отходов.
- Требования к материалам, необходимым для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Материалы, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора, определены в п.7 Порядка. По сравнению с Правилами перечень документов дополнен документом, подтверждающим уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НООЛР.
Документы представляются по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы. Это требование не касается лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории городов федерального значения, которые представляют заявление и необходимые документы в территориальные органы Росприроднадзора по месту предлагаемого размещения отходов (п. 8 Порядка).
- Отказ в утверждении НООЛР
Приказом установлены два случая, когда нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не утверждаются:
- наличие недостоверной информации в составе представленных заявления и документов;
- количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.
Второе основание является новым по сравнению с утратившими силу Правилами. Включение в Приказ данного основания для отказа представляется вполне логичным в рамках существующей системы регулирования деятельности по обращению с отходами. Назначением НООЛР является установление количества отходов, разрешенного к размещению в конкретных объектах. В случае, если производственная мощность конкретного объекта не позволяет разместить соответствующее количество отходов, необходимо искать иные объекты для размещения.
В долгосрочной перспективе указанная норма может послужить стимулом для создания новых высокопроизводительных объектов размещения отходов; для развития технологий использования и обезвреживания отходов и передачи отходов для указанных целей соответствующим предприятиям (как альтернатива размещению отходов).
Однако в настоящее время в условиях отсутствия необходимого количества объектов размещения отходов, созданных в соответствии с требованиями законодательства, указанная норма Приказа приведет к отказам индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, значительному увеличению расходов указанных лиц на транспортирование отходов к объектам размещения, имеющим необходимую производственную мощность (которые могут располагаться в других субъектах РФ).
- Срок действия НООЛР
Документ утверждается сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, и представляемого в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I — IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I — IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.
- Переоформление документа об утверждении НООЛР
Переоформление названного документа осуществляется в случае изменения сведений, указанных в заявлении (п. 14 Порядка). При этом срок действия НООЛР остается прежним. Также переоформление допускается при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Здесь стоит отметить следующее. Согласно п. 2 Приказа лимиты на размещение отходов, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу рассматриваемого Приказа, действительны до окончания указанного в них срока. Однако в Приказе ничего не говорится о возможности их переоформления. Указанное обстоятельство может привести к отказам в переоформлении лимитов на размещение отходов, утвержденных до вступления в силу рассматриваемого Приказа. Полагаем, что подобный отказ будет являться неправомерным.
*Во исполнение Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Приказом Минприроды России от 22.12.2010 № 558 внесены изменения и в рассматриваемый Порядок в части указания Росприроднадзора уполномоченным органом по утверждению НООЛР (вместо Ростехнадзора). Новая редакция Порядка начинает вступает в силу 04.03.2011.
В настоящем обзоре ссылки на нормы Порядка приведены в соответствии с новой редакцией.
** См. Письмо Ростехнадзора от 22.06.2010 № 00-07-12/3116 «Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства».