Как давать развод в исламе

admin

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Может ли женщина дать развод мужу?

Вопрос: Есть ли у жены право дать развод мужу?

Ответ: Данный женой развод не имеет силы и не считается действительным. Жена может дать развод только в том случае, если муж даст ей такое право. Но для этого есть определённые условия. В этом сокрыта большая мудрость.

Подумайте сами, сколько бы раз давали жёны развод, если бы имели на это право? Очень много. И причина вовсе не в том, что они недостаточно умны, а в том, что женщин Всевышний создал намного эмоциональней мужчин. Когда мужчины руководствуются разумом, женщины следуют зову сердца. И поэтому, по причине обиды или эмоционального срыва, женщина, не подумав и не последовав голосу разума, могла бы развестись с мужем, а впоследствии, когда эмоции утихнут, сожалеть о содеянном. Именно поэтому Всевышний не дал женщинам права на развод.

Но сказанное никак не означает, что жена – узница в руках неадекватного мужа. Если муж не исполняет своих обязанностей, если с ним невозможно жить (каждая жена из-за обиды может подумать, что с мужем невыносимо жить, поэтому судить нужно не эмоциями, а разумом), то она имеет право потребовать у него развод, и в случае отказа с его стороны – поднять этот вопрос вплоть до имама («Шархуль махалли»).

Но перед тем как пойти на этот шаг, женщина должна хорошо подумать, действительно ли с мужем так невыносимо жить, или чувство обиды терзает её, и поэтому она хочет от него уйти. Ведь есть много женщин, которые желают создать семью и иметь мужа, каким бы он ни был.

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски « талак ») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

Читайте еще:  Как начисляется пенсия сотрудникам мвд за выслугу лет

2. Талак баин — окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод. Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)» . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: « Я вернул тебя » или в ее отсутствие: « Я вернул свою жену ». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

— должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
— затем женщина должна выйти замуж за другого;
— иметь с новым мужем половые отношения;
— развестись со вторым мужем;
— пройти срок ‘идда после второго мужа.

После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружество в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

Как давать развод в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Развод по инициативе жены

Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»[1]. То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[2].

О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:

«Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально[3]]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то[4] [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

«И не чините [о мужья] препятствий [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими; не притесняйте их, не подвергайте насилию] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений, а порой и дорогостоящую недвижимость]. [Если вы и можете лишить их махра, то] только тогда, когда жена совершит явно непристойный (развратный поступок) [прелюбодеяние].

Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19).

Итак, Священное Писание призывает мужа и жену жить в соответствии с общепринятыми нормами порядочности, не притесняя, не ограничивая права друг друга. И если жена просит развод, имея на то соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Все должно быть в рамках благоразумия и обоюдного согласия. В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию.

Притеснение жены, а тем более с желанием разрушить имеющуюся семью и создать новую, крайне греховно и порицаемо:

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом][5], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?! Как же вы можете забрать это, ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих серьезный обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:20, 21).

Муж и жена должны отдавать себе отчет, что они создали семейный союз не для того, чтобы временно пожить, присмотреться друг к другу, а затем разрушить священные узы, а для сохранения и приумножения на протяжении всей оставшейся жизни внутрисемейной гармонии, чувства взаимоуважения и любви.

Принимая во внимание все ранее цитированное, можно перейти непосредственно к вопросу о разводе, инициированном женой. На этот счет имеется достоверное повествование о случае, произошедшем при самом Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует), раскрывающее нам практические аспекты разрешения такого рода внутрисемейного конфликта.

«Супруга Сабита ибн Кайса пришла однажды к Пророку и сказала: «О посланник Божий! [Супруг мой] Сабит ибн Кайс. У меня нет претензий к его религиозности или нравственности. Однако я не могу больше терпеть его [у меня непреодолимое чувство неприязни к нему; боюсь, что не смогу уже больше оставаться покорной и послушной ему]»[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Ты вернешь ему сад [финиковый сад, переданный тебе в качестве свадебного подарка]?»[7]. Она ответила: «Да». Пророк, обращаясь к Сабиту, сказал: «Прими обратно сад и разведись с нею, дав один развод»[8].

После того как жена возвращает мужу свадебный подарок (махр) или то, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему[9])[10], а муж говорит, что дает развод, они перестают быть мужем и женой[11]. Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс[12], нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения[13]. Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.

Если в течение примерно одного месяца[14] они не передумают, то становятся совершенно чужими друг для друга. И женщина получает полное право выйти замуж за другого[15]. На протяжении данного месяца бывший муж не имеет никаких привилегированных, преимущественных прав вернуть супругу обратно[16].

Если вдруг разведенные таким образом муж и жена заново решат пожениться, то это будет возможно только с проведением нового бракосочетания (никяха) при наличии всех условий, необходимых для действительности и полноценности брака[17].

Жена имеет полное право требовать развода. Если родные никак не могут положительно повлиять на сохранение семьи или спокойное, бесконфликтное расторжение брака, тогда это необходимо сделать с помощью местного религиозного руководителя (имама, муфтия) или подав заявление в загс. Никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться женой, если она не желает того.

Читайте еще:  Судебные приставы новокузнецк тореза 47

Случаи инициирования развода женой могут быть самыми разными, например обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу)[18], притеснение, избиения, измены и т. д. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд, в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует.

Один из ученых прошлого столетия имам аш-Ша‘рави сказал следующее: «Женщина имеет право требовать развода, в том числе и через суд. Поводом для этого может стать, например:

— отсутствие должного минимального материального обеспечения супруги и семьи;

— умопомешательство супруга; появление у мужа тяжелого заболевания, к примеру такого как проказа; недостаток, который не дает ему возможности жить полноценной супружеской жизнью;

— отсутствие мужа в течение года и более[19] (могут рассматриваться случаи и с меньшим периодом отсутствия, начиная с четырех месяцев)[20];

– случай, когда муж поклялся, что не будет приближаться к жене на протяжении четырех или более месяцев, и исполнил свою клятву[21];

— наличие вреда, наносимого мужем жене (систематические побои, пьянки, измены)[22]; сокрытие от второй супруги факта наличия другой (первой) жены или появление (без какого-либо согласования) второй жены»[23].

Возможна ситуация, когда жена обращается в суд или подает заявление в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует. Относительно данной проблемы существуют следующие мнения ученых. Богословы ханафитского и шафиитского мазхабов считают, что в этом случае права на развод у жены нет. Богословы маликитского и ханбалитского мазхабов говорят, что развод возможен, так как одним из канонических положений является необходимость защиты человека от наносимого ему вреда. В свое время халиф ‘Умар отправил письма тем, кто продолжительное время отсутствовал в семье, с приказом выбрать одно из двух: материальное обеспечение семьи или расторжение брака. Согласно факихам-маликитам, «если местонахождение мужа неизвестно, то судья вправе освободить жену от уз брака; если же местонахождение мужа известно, то его обязывают либо приехать, либо расторгнуть брак, либо прислать семье материальное обеспечение».

Что касается срока, по истечении которого жена может обратиться к судье с просьбой о расторжении брака, то богословы-маликиты считают, что это один год (иногда — три), а ханбалиты — шесть месяцев и более[24]. На практике же судьи выносят решение, исходя из конкретной ситуации, принимая во внимание все возможные обстоятельства и учитывая мнения авторитетных богословов прошлого и настоящего[25].

Суть проблемы состоит в том, что этот вопрос никак не освещен ни в Коране, ни в Сунне, а потому дать ему какую-то определенную каноническую формулировку невозможно. На практике женщине самой следует глубоко проанализировать происходящее, посоветоваться со знающими людьми, которые не станут упекать ее в темницу бесконечного ожидания, и решиться на что-то. Думать о разводе (подаче в загс заявления о расторжении брака) можно по прошествии 4–6 месяцев отсутствия мужа[26], если в течение всего этого периода от него нет вестей и поиски тщетны. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «[В Исламе] нет нанесения ущерба (убытка) и вредительства»[27]. То есть нанесение себе и другим вреда чуждо нормам мусульманской морали и нравственности.

Семейность в Исламе — это договор-обет между двумя людьми пред Богом, который каждый из них вправе расторгнуть, если есть на то веские причины.

Ответы на вопросы о разводе по инициативе жены

Восемь месяцев назад у меня был никях. Я была очень счастлива, что по воле Аллаха выхожу замуж за любимого человека. Мы встречались пару лет до никяха, но близости не было. После никяха мы живем как брат с сестрой. Сначала я думала, что это какое-то смущение между нами, но потом поняла, что ему все равно. Когда мы в гостях, то он сама нежность со мной, но дома все иначе. Я пыталась поговорить с ним об этой проблеме, на что в ответ слышала одни грубости.

Первые пару месяцев он давал мне какие-то деньги на семейные расходы, но потом все это прекратилось. Я спросила о причине, он ответил: «Я знаю, что у тебя есть деньги, вот и давай, не жалей!» С этого момента семью кормить начала я, потому что не хотела ругаться. Когда я узнала, что он опустошил все свои кредитные карточки (а там были немаленькие суммы), я ушла жить к себе (у меня есть собственная квартира), точнее он меня со всеми вещами привез сюда. Когда я звонила ему, он не снимал трубку. Поняла, что у него еще кто-то есть.

Он говорит, что любит меня и не переживет развода, но ничего не делает для примирения. Я очень страдаю и переживаю! Переживают и мои родители. Я хочу с ним развестись, потому что это не семья. Я просила его, чтобы он дал мне развод, но он ответил, что я его устраиваю на все 100%: «Ты красивая, умная, обеспеченная, хозяйственная, заботишься обо мне, любишь меня! Я не дурак, чтобы давать тебе развод!» До сих пор мы живем раздельно. Что мне нужно делать, чтобы развод был правильным по канонам Ислама?

Если вы восемь месяцев совместной жизни жили не как муж с женой, а как брат с сестрой, к тому же он не обеспечивал вас материально, то вы имеете полное право требовать развода. Либо подаете заявление в загс о разводе, если у вас есть официальная регистрация брака, либо вы, а возможно и ваши родители, настойчиво и многократно просите его дать вам развод. Если он даст хотя бы один развод, скажет, что разводится с вами, этого будет достаточно. Станьте решительны и смелы. С таким «мужчиной» вы в любом случае жить не сможете.

Два года я жила с мужем, но в последнее время у нас с ним не складывалось. Он очень мягкий, добрый, он хороший сын, брат, друг, но как муж он мне не подходит. Для меня мужчина должен быть главой семьи, должен решать, нести ответственность, но он этого не делал. В семье его мама и сестра относились к нему как к маленькому ребенку, не считались с его мнением, ругали его при мне. Видя все это, я не могла уважать его как мужчину. Я одевала его, носила в дом все необходимое. Сейчас я просто-напросто устала, что сама все решаю за него и за себя. Я подала на развод. Я не жалею об этом, хотя это не есть хорошо, у нас растет сын. Но я не могла жить с таким, как он, еще и с такой семьей, как у него. Они настолько мелочные и жадные, хотя хорошо зарабатывают! Я хочу видеть рядом с собой сильного мужчину, которого я бы уважала, боялась и ценила, который будет заботиться обо мне. Все советуют, чтобы я снова сошлась с мужем, так как у нас сын. Но я сильно разочаровалась в нем. Почему я должна жертвовать собой?!

Если вы не можете с ним жить и таково ваше решение после долгих размышлений и глубокого анализа видимых перспектив, тогда, конечно же, вы можете развестись и имеете на это право. В то же время неким промежуточным этапом до развода может явиться ваше раздельное проживание, когда вы останетесь наедине с собой и с сыном и спокойно проанализируете происходящее.

Я женился на девушке, которая была старше меня на четыре года, и в наших отношениях частенько возникали мелкие ссоры из-за возраста, но после каждого конфликта мы мирились. Последнее время ссоры доходили до серьезных столкновений, когда мы друг друга сильно оскорбляли. В один из таких случаев после многократных просьб не оскорблять меня я не сдержался и, схватив ее за кисти, посадил на диван, она стала сопротивляться и пинаться. Пытаясь успокоить ее, я схватил ее еще раз и на этот раз положил на диван. И таких случаев было более трех или четырех за два месяца. Потом мы опять мирились. Спустя некоторое время, она попросила меня отпустить ее домой (мы не были в ссоре). Она хотела работать (на тот момент мы жили за рубежом, пока я учился). Я очень сильно расстроился по этому поводу, но она не хотела меня понимать. Потом вмешалась ее мать и настояла, чтобы я поддержал ее решение, в итоге мне пришлось согласиться и отпустить ее. Через месяц после того как жена вернулась домой, она нашла работу и подала на развод, сообщив мне об этом по телефону. Я был в шоке, так как о разводе до этого не было и речи. Я отпустил ее домой лишь для того, чтобы сохранить семью. Несмотря на мои просьбы, она со мной развелась. Я узнал об этом только по приезде домой через три месяца (до этого она со мной не разговаривала). На вопрос, почему она так поступила, ответила, мол, из-за того, что я бил и грубо обращался с ней. Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.

Пожалуйста, скажите, насколько мои доводы верны и что мне делать в этой ситуации? Алан, 24 года.

Вам следует отпустить ее и навсегда забыть о ней. Вам не хватает уверенности в себе и самоуважения. В ваши 24 года пережитая непростая ситуация будет хорошим подспорьем тому, чтобы вы крепли психологически и стали более последовательным и целеустремленным.

Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.

От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.

Я вышла замуж за мусульманина. Первые пять лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только раз или два в год. Допустим ли развод со стороны супруги?

Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.

Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?

Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей — в числе главных составляющих мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.

После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступку. И что теперь делать?

Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите выдержку и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.

В крайнем случае, если ситуация зайдет в тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.

Мне 18 лет. Сейчас живу в Европе. Когда мне было четырнадцать лет, я вышла замуж за человека другой национальности против воли всех. После четырех лет совместной жизни мне с ним стало очень тяжело. Ему сейчас тоже не сладко, так как его хотят депортировать обратно на родину. Когда я заявила, как мне с ним трудно, он заплакал и сказал, что очень меня любит, не сможет без меня жить. О моем браке не знает никто, кроме моей матери, а если бы узнали, то мои родственники его просто бы убили. У нас такой народ. Знаю, может, это грешно… Но я полюбила другого человека. Так вышло. Этот человек меня тоже любит и не догадывается о том, что я уже замужем. Хочу за него выйти и прожить с ним всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, мужа жалко и боюсь наказания Всевышнего. Однажды я хотела потребовать развод, но у него началась истерика. Моя мама сказала, что лучше не давить, иначе это будет большим грехом. Он со мной никогда не ругался, не повышал голос, не бил, он очень хороший, но я его не люблю! Я не хочу вселять в него пустые надежды и врать, что все наладится… Я-то этого не хочу. Хотя если я разведусь, вряд ли моя мать согласится с новым браком так быстро. А выйти за того я уже решила и не передумаю. Что мне делать, чтоб Господь не наказал? И что сказать матери? Лейла.

Верните ему свадебный подарок (махр), получите от него один развод («ты разведена» или «я развелся с тобой»), выждите месяц (один полный менструальный цикл) и выходите замуж за другого, причем так: присутствие свидетелей с его и с вашей стороны, родителей и официальная регистрация брака.

Я вышла замуж, можно сказать, под давлением родителей, из-за возраста. Замужем около года, причем изначально я сомневалась в этом человеке. Еще до нашей совместной жизни (знала я его шесть лет) он обещал выучить намаз, итого семь лет обещаний. Обещание не выполнено, и каждый раз, когда задаю ему этот вопрос, он переносит на следующий раз. Веры в него у меня уже не осталось. Чуть ли не каждый день он выпивает, говоря о том, что не пить он не может, так как его не поймут люди, поэтому он обязан. Из-за этого по нескольку суток его не вижу, потом приходит под утро выпивший. А о супружеском долге я и не говорю, это происходит раз в месяц в лучшем случае. Имею ли я право стать инициатором развода (я знаю, что женщина не вкусит запах Рая, если она инициатор). Переделать этого человека не получается, да и у меня уже к нему ничего нет.

Разводитесь и забудьте о нем.

Муж бьет жену по голове без причины (последний раз даже попала в больницу), после чего жена становится инициатором развода. Муж клянется Богом, что весной разведется, но развод весной не дает. Хотя клялся Аллахом, что даст развод, после чего поклялся, что не будет бить, но после этого продолжает избивать, хотя и не так жестоко. Когда я напоминаю о его обещании не бить, он говорит: «Ты забыла, как я тебя раньше бил». Вопрос: если он клялся Аллахом, вправе я требовать развод или мы уже считаемся разведенными? Л., 30 лет.

Может, вашему мужу нужна помощь психотерапевта?

Разведенной вы еще не являетесь. Вы имеете полное право развестись. Нарушенную клятву ему необходимо будет искупить, что касается его лично, но не вас.

Если он не дает развода и у вас есть регистрация в загсе, тогда подавайте заявление на развод, проходите все необходимые процедуры. В случае тирании мужа по отношению к жене она имеет полное право обратиться в органы власти, которые защитят ее права. Поймите, женщина в Исламе не является безвольным существом. Получив развод, забирайте половину нажитого сообща имущества, как положено по закону, и ответно «постучите» ему по голове (образно).

Сразу после родов я потребовала развод у мужа из-за безвыходного положения. Не смогла терпеть побои и удушье, он бил меня даже во время беременности, а ребенок умер из-за преждевременных родов. И вот я уже третий месяц разведена. Хотела бы знать: большой ли грех я взяла на себя, потребовав развод у мужа в такой ситуации? И может ли муж развестись с женой из-за того, что она родила мертвого ребенка?

В такой ситуации на вас нет греха, грех лишь только на нем. Тираны и притеснители — одна из самых ненавистных категорий людей пред Богом, о чем многократно говорится в Священном Коране.

Я развелась с мужем по своей глупости, теперь так мучаюсь, так раскаиваюсь, просто с ума схожу! Не знаю, что делать. Даже о самоубийстве задумывалась. Мне нужна поддержка, совет. Яна, 20 лет.

Вам лишь двадцать лет, вы еще выйдете замуж, найдете хорошего спутника жизни и надежную опору. Ваш бывший муж не единственный мужчина на белом свете. А печальный (по вашему мнению) опыт должен помочь вам стать более мудрой и дальновидной.

Имеет ли право жена требовать махр (свадебный подарок), если она является инициатором развода, при условии, что она беременна?

Если вы имеете в виду махр, который был оговорен при бракосочетании, но не был выплачен, то она имеет полное право его требовать, даже если сама инициировала развод. Он (махр) может быть полностью или частично возвращен супругой, если со стороны мужа не было чего-либо предосудительного из того, что могло бы побудить ее к разводу. В период беременности, даже если решили разводиться, супруг обязан обеспечивать жену всем необходимым в меру его возможностей и с учетом его ответственности пред Богом.

Читайте еще:  Приказ о назначении ответственного по пожарной безопасности в жкх

Муж часто сильно бьет жену и почти всегда по голове, незаслуженно. Предусмотрено ли наказание за побои и за плохое отношение к жене?

Конечно же, наказания предусмотрены, но кто их будет приводить в исполнение. Исходя из реалий сегодняшнего дня, ей необходимо зафиксировать следы побоев в травмпункте и подавать на него в суд. Параллельно с этим она имеет полное каноническое право подавать заявление в загс на оформление развода. Часто, к сожалению, мы не знаем законов и не умеем себя защищать.

Девушка, которую я полюбил, вышла замуж по своей глупости и корыстному решению ее брата. Бракосочетание было проведено в мечети. Ее муж пьет и изменяет ей, и она хочет развода. Сам он развода не дает. Как поступить ей? И может ли она выйти за меня замуж по нашему обоюдному согласию? Керим, 35 лет.

Она вправе потребовать расторжения брака у своего мужа, получить хотя бы один развод, выждать разводный период (три менструальных цикла) и выйти замуж за желанного ей мужчину. Если муж категорически не дает развода, а при этом пьянствует и изменяет, тогда следует развестись через загс, подав соответствующее заявление. Если официальной регистрации нет, тогда она вправе поступить так, как пожелает, ведь никто не лишал ее свободы выбора. Пусть все-таки подведет мужа к тому, чтобы он хотя бы раз проговорил, что разводится с нею. Это — самое оптимальное. А загс — само собой разумеется.

Я, забрав детей, ушла от мужа потому, что он сильно пил, а в пьяном состоянии оскорблял меня и детей. Я терпела это на протяжении пяти лет, но больше терпеть не смогла. Я читала, что если развод происходит по инициативе жены, то он не проходит в три этапа. Муж просит вернуться, но я не верю ему и боюсь, что он опять будет пить. Д., 35 лет.

Скорее всего, у вашего мужа алкоголическая зависимость, и даже если он хотел бы перестать употреблять спиртное, сделать ему это будет очень сложно. Протяните ему руку помощи: вам необходимо договориться с ним о лечении. Если он согласится с вами, тогда будьте с ним рядом, поддерживая и помогая ему. Вместе преодолевая проблему, люди сплачиваются и больше ценят достигнутый результат.

Думаю, можно дать шанс, но если сорвется, лучше будет уйти и больше не возвращаться.

Моя сестра замужем уже десять лет, ее муж не так давно стал религиозно-практикующим. У них из-за этого было немало проблем, а все потому, что он говорит, будто в него вселились джинны. Ведет он себя порой неадекватно, его даже в психиатрическую лечебницу клали. Он и раньше был странным, в свое время не получил должного воспитания от родителей. Сестра больше не хочет с ним жить, хочет развестись. У них двое детей, скоро, иншааллах, будет трое.

Я не знаю, что ей посоветовать. С одной стороны, понимаю, что развод не есть хорошо и нужно максимально постараться сохранить семью, но с другой стороны, мне ее так жалко, все это время семья держалась только на ней. Сестра очень терпеливая, только в последнее время сама стала немного нервной. Знаю, одной с тремя детьми ей будет очень трудно, но, может, это лучше, чем изводить себя и детей? Является ли это положение достаточным основанием для развода в Исламе? Бота, 23 года.

Если нет надежды вытащить его из трясины навязчивых идей и психического умопомешательства, то, наверное, следует развестись. Если же между ними осталась хоть какая-то доля взаимопонимания, желания помочь друг другу, то можно постараться сохранить семью.

Вы пишете, что ваша сестра ждет третьего ребенка, возможно, именно поэтому она «стала немного нервной». Беременность — серьезная нагрузка на женский организм, но детей следует постараться растить в полной семье, где есть мама и отец — каким бы он ни был. Думаю, за десять лет совместной жизни ваша сестра привыкла к странностям своего мужа, а потому — требуется немного работы над отношением к происходящему и умная книга либо журнал по психологии внутрисемейных связей. Напомню, проблемы помогают раскрывать многообразие жизни, хотя большая часть людей, особенно ленивых и не обладающих самодисциплиной, к сожалению, загоняет себя, а порой и других вместе с собою в угол безысходности.

К сожалению, моя любимая сестренка развелась с супругом. Точнее, муж с ней развелся. Прожили они вместе всего несколько месяцев. Женились по взаимной симпатии. Супруг оказался очень ревнивым, поставил жене прослушку на телефон. Что-то из того, что он услышал, ему не понравилось. Но он не стал говорить об этом с супругой, а сразу привез ее к родителям и на пороге их дома при своем друге (один свидетель) трижды сказал: «Я с тобой развожусь». На ее вопрос о причине развода ответил, что объяснят ей это позже. Родителям их помирить не удалось. Сестренка хочет получить окончательный развод, поскольку восстанавливать семью с этим человеком нет желания. Может ли она считать себя разведенной? Смущает то, что свидетель был один, и то, что человек три раза подряд произнес слова развода.

Сейчас супруг утверждает, что он сказал развод просто так, все было несерьезно и продолжает считать ее своей женой. Элиза.

Если они хотят развестись (хотя бы она, ваша сестра), то можно расценить это как три развода и по истечении трех месяцев она может выйти замуж за другого человека. Если же они разводиться не намерены (оба согласны продолжать совместную семейную жизнь), то единовременные три развода можно посчитать за один. На этот счет имеется авторитетное мнение.

Если жена категорически не намерена возвращаться к мужу из-за его столь несерьезного поведения в вопросе развода, тогда она имеет на это полное право. Ей решать.

Я развелась с мужем, у нас был суд, но при этом муж не сказал мне слова развода. Замужняя ли я до сих пор, если он не дает мне талак (развод)? Мы не живем с мужем вместе вот уже два года. Майса.

Если был суд, по решению которого вы теперь считаетесь разведенными, тогда судебные органы произвели процедуру развода за вашего мужа, тем более что он участвовал в этом процессе и подписывал соответствующие документы. В этом случае вы становитесь разведенной через три месяца после судебного решения, и можете снова выходить замуж.

Мой муж сидит в тюрьме, и вот скоро он выйдет. Мы в браке одиннадцать лет, обеспеченные, живем в центре Москвы, есть дети. Моего мужа, простите, жадность сгубила. Я сидела дома, занималась детьми, и одним днем все перевернулось…

Что изменилось за этот срок у меня? Во-первых, появилось спокойствие, стабильность (я работаю медиком), я улыбаюсь и радуюсь каждому дню, благодарю Аллаха, что я счастлива. В общем, я обрела внутреннюю гармонию, которая в наше время так необходима. Я очень отдалилась духовно от своего мужа, он же, напротив, считает, что он все понял, поумнел и будет лучше, чем прежде. Я, конечно, могу переступить через себя и ради Аллаха делать вид, что все наладилось, но я буду несчастна с первых минут его возвращения. Обида за его проступки, за которые он и получил наказание, очень сильна.

Проблема и во мне: я крайне ответственная, все идеализирую, и под мои критерии муж никак не подходит, — я это поняла, пожив свободно одна.

Я с ужасом думаю, что через десять дней мое счастье закончится. Спасти этот брак можно, если только мой муж станет истинным мусульманином. Поделитесь, пожалуйста, теми мудрыми мыслями, которые вы открываете братьям, и они поднимаются духовно, посоветуйте, какую религиозную литературу читать. Ирина.

Хорошо, что написали. Гармония с самим собой и с тем, что нас окружает, крайне важна. Если ваш муж совсем никакой (пьет, курит, гуляет, бьет), то вы имеете полное каноническое право развестись с ним, подав заявление о разводе в загс. Вы взрослый человек, а потому можете взвешенно принимать решения и делать смелые шаги навстречу своему земному и вечному счастью. А угождать другим, тем более безвольным грешникам, я бы не стал.

Друзья моего мужа оклеветали меня, сказав, что я изменяла своему мужу, якобы им кто-то об этом сказал. Это самая настоящая ложь! Я попросила моего мужа разобраться в этой истории, так как за себя полностью уверена. Он же в присутствии своих друзей стал оскорблять меня, говорить непристойные слова.

На данный момент мы с мужем не живем вместе. Я настолько обижена на него, что хочу подать на развод. Что мне делать? Людмила.

Сомневаюсь, что после такого удара по вашей чести и достоинству[28], а также того осадка, что остался в его душе в результате разговора с друзьями, вам удастся сохранять и развивать внутрисемейную гармонию, а потому поинтересуйтесь у мужа и его друзей, не желают ли они извиниться и публично получить восемьдесят ударов плетью за оскорбление чести женщины. Оскорбление чести женщины является одним из семи пагубнейших грехов. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога (обожествление) кого- или чего-либо помимо Него [Творца, Господа миров]; 2) колдовства; 3) убийства человека; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности]»[29]. Если мужчина скажет женщине, не являющейся его женой, что она прелюбодейка (или что-то явно имеющее такой смысл), и при этом у него не будет четырех свидетелей, очевидцев греховного процесса, тогда он наказывается публично восьмьюдесятью ударами плетью. Это явится наказанием за высказанное оскорбление, защитой чести женщины и назиданием для других: «Те, кто клевещет на целомудренных женщин (или девушек)[30], не имея при этом четырех свидетелей[-мужчин], наказываются восьмьюдесятью ударами плетью[31], и никогда в дальнейшем не будет приниматься их свидетельство [при тех или иных судебных разбирательствах]. Они (клеветники) — грешники, за исключением тех [из них], кто покается и исправится [в том числе и извинившись публично перед той, которую оклеветали]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив [а потому человеку предоставлено множество шансов измениться в лучшую сторону]» (Св. Коран, 24:4, 5).

Конечно же, никто не сможет произвести данное публичное наказание в реалиях нашего времени, но пред Богом они здорово «попали», и им в любом случае отвечать за свои слова по всей справедливости законов Небес.

Если эти ребята не одумаются и не извинятся, а муж останется при своем мнении, тогда вам лучше не затягивать с процессом развода.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2944, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 253, хадис № 2226, «сахих».

[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.

[3] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[4] Это в тех случаях, когда со стороны мужа нет притеснений, измен либо невыполнения супружеских обязанностей. Если же что-то из упомянутого имеет место быть и именно это вынуждает женщину просить о разводе, тогда муж не имеет ни морального, ни канонического права забирать у нее что-либо из переданного ранее, а обязан ответить на ее просьбу о разводе безвозмездно, раскаявшись в грехах и безнравственном поведении. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[5] См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.

[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 12. С. 500; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Т. 5. С. 192.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 501.

[8] Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1698, хадис № 5273; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 494, хадисы № 5273–5276; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Т. 2. Ч. 3. С. 219, 220, хадис № 1089; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Т. 3. С. 244, хадис № 1002 и пояснение к нему.

[9] Кстати, по обоюдному согласию супруга может ничего и не возвращать. Все зависит от того, как договорятся. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 261.

[10] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205, 206; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193-195.

[11] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7035.

[12] В этом одно из главных отличий развода, инициируемого женою, от развода, происходящего по инициативе мужа. Последний может быть озвучен лишь в чистый период, когда супруги не имели интимных отношений.

[13] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7013.

[14] Женщина, которая развелась с мужем таким образом, не может выйти замуж за другого, кроме как по истечении одного менструального цикла (в отличие от обычного разводного процесса, который начинается проговариванием первого развода, даваемого в чистый период, когда между супругами не было интимной связи, и длится примерно три месяца (три менструальных цикла). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 253, хадисы № 2229 и 2230, оба «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 369, хадисы № 1187, «сахих» и № 1188, «хасан»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.

Ожидание на протяжении одного менструального кровотечения необходимо для определения наличия или отсутствия беременности от первого мужа.

[15] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7035; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.

[16] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 207; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7038.

[17] Подробнее см., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 246.

Подробнее по данному процессу расторжения брака см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 259–264.

[18] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 677, 678.

[19] Имеются в виду ситуации, когда супруг исчез и не дает о себе знать или же, уехав, материально не содержит семью.

[20] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1985. С. 204.

[21] Замечу, что такое поведение супруга канонически запретно и крайне порицаемо. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7069, 7070.

[22] См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 220.

[23] См.: аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 296.

[24] В православной традиции развод допускался в случае исчезновения одного из супругов из семьи и невозможности установления его местонахождения в течение 5 лет и более.

[25] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7066.

[26] Четыре месяца, шесть или год — на этот счет есть мнения авторитетных ученых и косвенные доказательства в тексте Писания (Св. Коран, 2:226, 227).

[27] См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 252, хадисы № 2340, «сахих» (от ‘Убады ибн ас-Сомита) и № 2341, «сахих» (от Ибн ‘Аббаса); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9899, «хасан».

[28] Ладно чужие люди, но то, что ваш муж не защитил вас от наговоров болтунов, – это очень неприятно и низко.

[29] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 853, хадис № 2766; Т. 4. С. 2139, хадис № 6857; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 325, хадис № 2874, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

[30] Ученые, комментирующие Коран, говорят, что здесь также подразумеваются целомудренные мужчины (юноши). Необоснованное обвинение их в грехе прелюбодеяния не менее грешно и также публично наказуемо. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 9. С. 472.

[31] Это наказание касается лишь ложных обвинений в прелюбодеянии, распутстве. Иного рода оскорбления не наказываются подобным образом, степень наказания по ним (по факту клеветы, в защиту чести и достоинства, например) определяется судом в частном порядке.