Международный договор россии и армении

admin

Саркисян: отношения Армении и России могут быть глубже

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Отношения Армении и России могли бы быть глубже и шире как с культурной, так и с экономической точки зрения, считает президент Армении Армен Саркисян. Такое мнение глава республики выразил в пятницу в интервью телеканалу «Россия 24».

«Я немного неудовлетворен нашими отношениями [с Россией], потому что в моем понимании мы могли бы иметь намного глубже и шире отношения», — сказал он.

«Меня не удовлетворяет, как мы представлены в России, хотя в России живет около 3 млн армян — столько же, сколько в Армении. Община огромная, но качества присутствия нет», — отметил Саркисян, подчеркнув, что речь идет об образовательном и культурном присутствии.

По мнению главы республики, в экономических отношениях с РФ также есть потенциал для развития.

«Меня не удовлетворяет глубина и ширина наших экономических отношений, мы могли бы делать намного больше. Мы могли бы стать реальным партнером Российской Федерации и стран Евразийского пространства в определенных областях — например, в новых технологиях. У нас очень бурно развиваются IT-технологии, потенциал есть», — сказал Саркисян.

Членство в ЕАЭС и отношения с ЕС

По словам Саркисяна, потенциал членства Армении в ЕАЭС также раскрыт недостаточно.

«Мы не полностью еще раскрыли все наши возможности. Нужно еще хорошо поработать, мы еще не показали своим партнерам, что может Армения привнести [в ЕАЭС]. Реально она может стать сильным хорошим партнером евразийского пространства», — считает президент.

Саркисян также подчеркнул, что Армения подписала договор с ЕС и может способствовать улучшению отношений между Евразийским пространством и Европой.

Всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение с ЕС было подписано 24 ноября 2017 года в Брюсселе. Со стороны Армении договор подписал министр иностранных дел Эдвард Налбандян, со стороны ЕС — верховный представитель сообщества по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Президент Армении Армен Саркисян подписал закон о ратификации соглашения с ЕС 19 апреля 2018 года. На данный момент, по словам замминистра иностранных дел республики Армена Папикяна, Ереван предпринимает активные шаги для ратификации соглашения.

Международный договор россии и армении

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

от 29 августа 1997 года

Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними,

стремясь в интересах своих граждан к обеспечению равных условий их проживания на территории обеих Сторон,

и в этой связи желая предоставить гражданам одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, правовой статус, максимально близкий к правовому статусу граждан этой другой Стороны, в частности, в том, что касается гражданских, социальных, экономических, трудовых, культурных и иных прав,

принимая во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 года,

договорились о нижеследующем:

Для целей настоящего Договора:

а) «постоянный житель» означает гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней;

б) «Сторона гражданства» означает Сторону, гражданином которой является постоянный житель;

в) «Сторона проживания» означает Сторону, на территории которой постоянно проживает постоянный житель.

1. Признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов.

2. Стороны обмениваются образцами документов и отметок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также информацией о том, каким лицам они предоставляют статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором. Указанные обмены осуществляются через консульские учреждения Сторон.

3. Учеба, работа, командировка, военная служба постоянного жителя за пределами территории Стороны проживания сами по себе не влияют на его правовой статус, определяемый настоящим Договором.

1. Постоянный житель обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи Стороны проживания.

2. Постоянный житель сохраняет правовую связь со Стороной гражданства, пользуется ее покровительством и защитой.

1. Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Постоянный житель не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания;

б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания;

в) занимать должности, требующие в соответствии с законодательством Стороны проживания наличия ее гражданства.

Право постоянного жителя являться членом политических партий, осуществляющих свою деятельность в Стороне проживания, регулируется законодательством Стороны проживания.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАШЕHИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ О ВЗАИМНОЙ ОХРАНЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

между Правительством Российской Федерации

и Правительством Республики Армения

о взаимной охране авторских прав

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики

руководствуясь стремлением к расширению сотрудничества в

области взаимного обмена ценностями культуры путем использования

произведений науки, литературы и искусства,

признавая необходимым определить порядок и условия взаимной

охраны авторских прав, согласились о нижеследующем:

Каждая Сторона будет способствовать распространению на своей

территории произведений литературы, науки и искусства, созданных

гражданами другой Стороны.

Каждая Сторона признает авторские права граждан другой

Стороны и их правопреемников на произведения науки, литературы и

искусства, независимо от места их первого опубликования, а также

авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на

произведения, впервые выпущенные в свет на территории другой

Стороны, и обеспечивает на своей территории охрану этих прав на

тех же условиях, какие установлены его внутренним

законодательством в отношении собственных граждан.

Сроки охраны авторского права устанавливаются в соответствии

с законодательством той Стороны, которая предоставляет охрану,

однако, оно не обязано обеспечивать охрану в течение срока более

продолжительного, чем срок охраны, установленный

законодательством другой Стороны.

Для целей настоящего Соглашения под выпуском произведения в

свет понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме

и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров

произведения для чтения или ознакомления путем зрительного или

Расчеты по авторскому вознаграждению осуществляются в рублях,

если иное не установлено специальным соглашением Сторон.

Доходы от использования авторских прав, возникающие на

территории одной Стороны и выплачиваемые лицу с постоянным

местопребыванием на территории другой Стороны, подлежат

налогообложению только по месту постоянного пребывания автора.

Под действие настоящего Соглашения подпадает использование

указанных в статье 2 произведений, в отношении которых еще не

истекли сроки охраны авторских прав, предусмотренные в статье 3

При применении настоящего Соглашения под гражданами

Договаривающейся Стороны понимаются физические лица, имеющие

постоянное местожительство на ее территории.

Стороны будут способствовать заключению между организациями

по охране авторских прав соглашений, позволяющих практически

осуществить взаимную охрану авторских прав в данной сфере.

Стороны будут информировать друг друга о своих законах и иных

нормативных актах, имеющих значение для практического применения

Hастоящее Соглашение не затрагивает прав и обязанностей

Сторон по другим международным договорам.

Hастоящее Соглашение может быть изменено и дополнено по

Hастоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

Hастоящее Соглашение заключается сроком на три года и будет

автоматически продлеваться на последующие трехлетние периоды,

если ни одна из Стороны не уведомит другую Сторону в письменной

форме не позднее, чем за шесть месяцев до истечения

соответствующего периода о своем намерении прекратить его

Совершено в г. Москве 25 июня 1993 года в двух экземплярах,

каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют

Армения и Россия: 25 лет взаимной прагматики в союзных отношениях

3 апреля исполняется 25 лет установлению дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения. В этот день в 1992 году в Ереване был подписан и вступил в силу соответствующий Протокол[1]. Дипломатическим отношениям был предоставлен самый высокий уровень и стороны решили обменяться посольствами. Первый посол России в Армении Владимир Ступишин вступил в свои полномочия только 20 июня после вручения верительных грамот Президенту Левону Тер-Петросяну. В своей речи при вступлении в должность российский посол отметил скорейшую необходимость договориться о постоянно действующем механизме политических консультаций[2, с. 29]. Соответствующее соглашение между Россией и Арменией было заключено 21 августа 1992 года в Москве[3].

Установление и развитие дипломатических отношений между странами всегда сопровождается объёмной и кропотливой работой по выработке правовой базы таких отношений, даже несмотря на факт более чем 70-летнего общего пребывания в составе общего государства – Советского Союза. Между тем проблемы, требовавшие непосредственного урегулирования на основе двусторонних договоров и соглашений, существовавшие между Россией и Арменией, были на лицо. Среди них, например, были правовой статус и условия пребывания российский войск в республике. Не уходил с повестки дня вопрос обеспечения безопасности Армении в условиях блокады границы со стороны Азербайджана и Турции и вовлечённости в нагорно-карабахский конфликт. Перед самой Россией стояла проблема выстраивания коллективной безопасности на постсоветском пространстве и необходимость сохранения своих позиций в регионе Закавказья.

Постепенно указанные и иные проблемы начали находить своё и правовое, и практическое решение. Государства определили правой статус российской группировки войск в Армении[4], было заключено соглашение о создании военной базы в г. Гюмри[5], срок пребывания которой продлён до 2044 года[6]. Сама республика подписала Договор о коллективной безопасности[7], стала членом Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза[8]. Двусторонние отношения России и Армении также можно охарактеризовать союзными. Позиция, которую занимает Москва при осуществлении своих функций в качестве одного из Сопредседателей Минской группы ОБСЕ, позволяет Еревану в процессе мирного урегулирования на основе компромисса использовать сложившийся статус-кво в пользу реализации права Нагорного Карабаха на самоопределение согласно обновлённым мадридским принципам.

Одновременно с этим необходимо указать на наличие ряда противоречий в отношениях России и Армении. В частности, Ереван неоднократно критиковал отсутствие союзнической дисциплины (хотя бы в виде политической поддержки) в рядах ОДКБ, особенно, когда речь идёт об инцидентах на армяно-азербайджанской границе и эскалациях в зоне нагорно-карабахского урегулирования. Одной из серьёзных угроз своей национальной безопасности в Армении видят ослабление стратегических союзов или недостаточную интегрированность в них, что нашло отражение в действующей Стратегии национальной безопасности Республики[9]. Позиция России по данному вопросу также во многом схожа. По мнению Москвы, существующие военно-политические союзы страдают неспособностью обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. Российское руководство выступает за качественное развитие ОДКБ с превращением Организации в авторитетную многофункциональную международную структуру, которой по силам противодействовать современным угрозам не только в зоне ответственности, но и прилегающих к ней районах. Указанные положения были отражены в российской Концепции внешней политики[10]. Общее понимание необходимости дальнейшего развития ОДКБ с целью повышения эффективности дельности Организации продемонстрировали лидеры Армении и России в совместном заявлении[11], сделанном по итогам недавнего визита Сержа Саргсяна в Москву. В частности, президенты обоих государств пообещали поспособствовать повышению вклада ОДКБ в международные усилия по противодействию вызовам и угрозам безопасности.

Среди проблем, ставших испытанием для российско-армянских отношений только в последнее время, можно вспомнить дело российского солдата-срочника Виталия Пермякова, осуждённого за жестокое убийство армянской семьи Аветисян в г. Гюмри в январе 2015 года (первые дни членства Армении в ЕАЭС), перенесение заседания Межправительственного евразийского совета в апреле прошлого года из Еревана в Москву (в дни самой мощной эскалации в районе нагорно-карабахского конфликта после заключения соглашения о прекращении огня 1994 года).

Ещё более серьёзной проблемой для Еревана по-прежнему остаётся сотрудничество России и Азербайджана в военно-технической сфере. Об этом неоднократно на самых разных площадках говорили высокопоставленные лица Республики Армения, в т. ч. и президент Серж Саргсян.

Тем не менее, преодолённые полностью или отчасти, указанные проблемы и противоречия не являются препятствием для прогресса в двусторонних отношениях и влияния их положительного эффекта на ОДКБ и ЕАЭС. Среди таких успехов можно указать возможность для граждан России посещать Армению по внутренним паспортам, что частично решает для Еревана проблему отсутствия общей границы со странами ЕАЭС, в первую очередь с Россией. По мысли премьер-министра республики Карена Карапетяна, принятая мера обладает большим потенциалом для развития туризма и сближения народов и стран, а также последует цель увеличения числа российских туристов в Армению[12]. В военной сфере в качестве серьёзного успеха стоит отметить договорённость обеих стран о создании и функционировании Объединённой группировки войск (сил)[13].

Читайте еще:  Узнать страховой стаж

Самой серьёзной проблемой в отношениях России со странами СНГ (Армения здесь не исключение) является не задействованный потенциал «мягкой силы»: не всегда удаётся внятно объяснить и донести позицию России до армянского общества таким образом, чтобы её решения и действия не явились предметом спекуляции со стороны противников российско-армянского союза. Мало задействует потенциал своей «мягкой силы» также и Ереван, располагающий серьёзными ресурсами армянской диаспоры для продвижения своих позиций в мире. Несмотря на наличие солидной правовой базы, регламентирующей сотрудничество двух стран в сферах образования, науки и культуры, сторонам, в том числе и в сфере общественной дипломатии, придётся прикладывать усилия для более эффективного задействования указанного потенциала.

Президент России Владимир Путин в своей поздравительной телеграмме Президенту Армении Сержу Саргсяну в качестве главного итога 25 лет дипломатических отношений двух стран отметил их вывод «на высокий уровень союзнического взаимодействия»[14]. Таковыми отношения наших стран сделало не отсутствие проблем и противоречий между Ереваном и Москвой, а наличие эффективно работающего механизма их преодоления.

Армен Айрапетян, независимый эксперт

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИИ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, И ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

между Российской Федерацией и Республикой Армении о правовом статусе

граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории

Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих

на территории Российской Федерации

Российская Федерация и Республика Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними,

стремясь в интересах своих граждан к обеспечению равных условий их проживания на территории обеих Сторон,

и п этой связи желая предоставить гражданам одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, правовой статус, максимально близкий к правовому статусу граждан этой другой Стороны, в частности, в том, что касается гражданских, социальных, экономических, трудовых, культурных и иных прав,

принимая во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г.Минске 22 января 1993 года,

договорились о нижеследующем:

Для целей настоящего Договора:

а) «постоянный житель» означает гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней;

б) «Сторона гражданства» означает Сторону, гражданином которой является постоянный житель;

в) «Сторона проживания» означает Сторону, на территории которой постоянно проживает постоянный житель.

1. Признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов.

2. Стороны обмениваются образцами документов и отметок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также информацией о том, каким лицам они предоставляют статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором. Указанные обмены осуществляются через консульские учреждения Сторон.

3. Учеба, работа, командировка, военная служба постоянного жителя за пределами территории Стороны проживания сами по себе не влияют на его правовой статус, определяемый настоящим Договором.

1. Постоянный житель обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи Стороны проживания.

2. Постоянный житель сохраняет правовую связь со Стороной гражданства, пользуется ее покровительством и защитой.

1. Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Постоянный житель не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания;

б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания;

в) занимать должности, требующие в соответствии с законодательством Стороны проживания наличия ее гражданства.

Право постоянного жителя являться членом политических партий, осуществляющих свою деятельность в Стороне проживания, регулируется законодательством Стороны проживания.

В соответствии со своим законодательством или применимыми нормами международного права каждая из Сторон может предоставить постоянным жителям больший объем прав и свобод, чем предусмотрено настоящим Договором.

3. Вопрос о праве собственности на землю, а также о праве и условиях пользования землей для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, регулируется законодательством Стороны проживания.

На постоянного жителя не распространяются иные ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан, не являющихся гражданами государств-участников СНГ, в Стороне проживания, включая условия и порядок въезда, пребывания, выдворения и выезда.

1. Документы об образовании, выданные постоянному жителю в учебном заведении Стороны гражданства, признаются на территории Стороны проживания независимо от даты их выдачи.

2. Документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, дают право постоянному жителю поступать в учебные заведения. расположенные на территориях обеих Сторон, и действительны при приеме на работу по указанной в документах специальности.

Постоянный житель участвует в приватизации государственной собственности Стороны проживания наравне с ее гражданами, если иное не предусмотрено другим договором между Сторонами.

1. Документы, дающие право на пересечение государственных границ Сторон, в том числе с третьими государствами, выдаются консульским учреждением Стороны гражданства в Стороне проживания.

2. На постоянного жителя распространяются такие же ограничения на выезд за пределы Стороны проживания, какие установлены для граждан Стороны проживания в соответствии с ее законодательством.

Прохождение военной службы или альтернативной службы постоянными жителями любой из Сторон определяется отдельным соглашением.

Стороны принимают все меры, включая законодательные и административные, необходимые для выполнения положений настоящего Договора.

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путем консультаций или переговоров между Сторонами.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор действует в течение десяти лет со дня его вступления в силу. По истечении десятилетнего срока он автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения текущего периода.

Совершено в Москве » 29 » августа 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию За Республику Армения

Межгосударственные отношения России и Армении

Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Страны связывают отношения союзнического партнерства. Заключено более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Основополагающими документами являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года и Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в XXI век, подписанная 26 сентября 2000 года.

В настоящее время российско-армянские отношения характеризуются высоким уровнем двусторонних контактов на высшем и высоком политических уровнях.

Первый государственный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Российскую Федерацию состоялся 23-25 октября 2011 года. Был подписан ряд межправительственных и межведомственных документов. В рамках визита Саргсян встретился с главами обеих палат Федерального Собрания, мэром Москвы, вручил президенту РФ Дмитрию Медведеву высшую государственную награду республики — Орден Славы, выступил в МГУ им. М.В. Ломоносова.

2 декабря 2013 года состоялся государственный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Армения. Лидеры двух стран обсудили развитие двустороннего взаимодействия, вопросы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, перспективы участия Армении в интеграционных процессах на евразийском пространстве. Владимир Путин посетил в 102-ю российскую военную базу в городе Гюмри, вместе с президентом Армении Сержом Саргсяном в режиме видеоконференции наблюдал за вводом в эксплуатацию пятого энергоблока Разданской ТЭС, принял участие в Третьем российско-армянском межрегиональном форуме.

В 2014 году Владимир Путин и Серж Саргсян встречались «на полях» неформального саммита ОДКБ 8 мая в Москве, 9 августа в Сочи в рамках встречи президентов России, Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию, 6 ноября и 24 декабря в Москве.
24 апреля 2015 года Владимир Путин посетил Армению для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской империи. В ходе визита состоялись его переговоры с Сержом Саргсяном.

8-9 мая 2015 года Серж Саргсян посетил Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Президент Армении Серж Саргсян также посетил Москву 7 сентября 2015 года. В ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества двух стран.

В 2016 году президент России Владимир Путин и президент Армении Серж Саргсян провели три полноформатные встречи — в Москве 10 марта и 10 августа в ходе рабочих визитов президента Армении в Россию, в Санкт-Петербурге 20 июня «на полях» трехстороннего саммита по нагорно-карабахскому урегулированию. Главы государств России и Армении участвовали в заседании ВЕЭС в Астане 31 мая, 16 сентября в Бишкеке — в заседании Совета глав государств СНГ, 14 октября в Ереване — в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, 26 декабря в Санкт- Петербурге — в мероприятиях ЕАЭС и ОДКБ на высшем уровне.

Развивается конструктивное взаимодействие между правительствами двух стран. В 2016 году главы правительств встречались в ходе официального визита Дмитрия Медведева в Ереван 7 апреля, «на полях» заседаний Евразийского межправительственного совета в Москве 13 апреля, в Ереване 20 мая и Сочи 12 августа, а также на заседании Совета глав правительств СНГ в Бишкеке 7 июня 2016 года.

27 октября 2016 года в Минске состоялась встреча Дмитрия Медведева с премьер-министром Армении Кареном Карапетяном в рамках многосторонних мероприятий по линии ЕАЭС и СНГ.

16 ноября 2016 года глава армянского правительства участвовал в заседании Евразийского межправительственного совета в Москве.
24-25 января 2017 года Карен Карапетян находился с официальным визитом в Российской Федерации. В ходе переговоров с Дмитрием Медведевым рассматривались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза. Был подписан ряд межправительственных и межведомственных документов.

Активны контакты на уровне министров иностранных дел двух стран. 21-22 апреля 2016 года состоялся официальный визит Сергея Лаврова в Армению, в ходе которого он был принят президентом Армении Сержом Саргсяном и провел переговоры с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном.

В 2016 году главы внешнеполитических ведомств двух стран также встречались 10 марта в Москве, 3-4 июля и 14 октября в Ереване.

В 2017 году Сергей Лавров и Эдвард Налбандян встретились 19 января в Москве. Министры рассмотрели актуальные темы развития российско-армянского союзнического взаимодействия.

21-22 февраля 2017 года министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян посетил Россию с официальным визитом. В ходе переговоров с Сергеем Лавровым обсуждался широкий круг актуальных внешнеполитических вопросов.

Поддерживается диалог между министерствами и ведомствами двух стран, развиваются межпарламентские связи.
Россия и Армения активно сотрудничают в решении международных проблем на основных международных площадках — в ООН, в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности. Позиции двух стран по большинству ключевых международных проблем совпадают или близки.

Россия, наряду с другими сопредседателями (США и Франция) Минской группы ОБСЕ, играет активную посредническую роль в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Россия — ведущий экономический партнер Армении, ее доля во внешнем торговом балансе республики составляет около 24,3%.

По данным Федеральной таможенной службы России, в 2016 году внешнеторговый оборот России и Армении составил 1335,5 миллиона долларов, при этом российский экспорт составил 957,3 миллиона долларов, импорт — 378,3 миллиона долларов.

Основу российского экспорта в Армению составляют поставки минеральных продуктов, продовольственных товаров и сельхозсырья; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности, каучук; машины, оборудование и транспортные средства; текстиль, текстильные изделия и обувь.

В структуре импорта из Армении преобладают продовольственные товары и сельхозсырье, машины, оборудование и транспортные средства; жемчуг, драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них; продукция химической промышленности, каучук; минеральные продукты.

Читайте еще:  Стихотворение завещание заболоцкий анализ

Эффективно работает Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. 17-е заседание Межправкомиссии состоялось 7-8 июля 2016 года в Санкт-Петербурге. Предыдущее прошло в Ереване 25-26 июня 2015 года.

Объём накопленных российских капиталовложений в экономику Армении составляет порядка 40% всех иностранных инвестиций (первое место). В республике действуют около 1,3 тысячи предприятий с российским капиталом (около трети всех СП), в том числе крупнейшие российские компании — ПАО «Газпром», ПС «Росатом», ОАО «РЖД», ОАО «ГеоПроМайнинг Голд», ОАО «Банк ВТБ», ОК «РУСАЛ».

Значительный импульс двусторонним связям придало вступление Армении в январе 2015 года в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Российско-армянское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, южного фланга Содружества и стабильности в Закавказье. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. На территории республики дислоцируется 102-я российская военная база.
Сформирована объединенная российско-армянская войсковая группировка.

Пограничное управление ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками осуществляет охрану рубежей страны с Турцией и Ираном.

Активно развивается межрегиональное сотрудничество, в котором участвуют около 70 субъектов Российской Федерации и практически все административно-территориальные единицы Армении. 14 октября 2016 года в Ереване прошел V Российско-армянский межрегиональный форум, в котором приняли участие более 450 представителей органов власти, деловых кругов, неправительственных организаций, средств массовой информации России и Армении.

Традиционно важное место в российско-армянских отношениях занимают культурно-гуманитарные контакты. В 2016 году с большим успехом прошли Дни России в Армении, Неделя российского кино, Дни Москвы и Санкт-Петербурга. 12-16 декабря 2016 года в Армении прошли IX Дни русского слова. В 2015 году начал работу филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в Ереване. Планируется создание в Ереване русскоязычной гимназии. В Российско-Армянском (Славянском) университете и действующих в республике 8 филиалах российских вузов обучаются примерно 3,5 тысячи студентов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

О РАТИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ

Президент Российской Федерации В.В.Путин направил Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу послание, в котором сообщается, что Президентом Российской Федерации внесены в Государственную Думу на ратификацию следующие международные договоры:

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения, подписанное в г. Москве 29 августа 1997 г. (№ Пр-273 от 25 февраля 1998 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь, подписанное в г. Минске 6 января 1995 г. (№ Пр-781 от 7 июня 1995 г.);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ, подписанный в г. Москве 21 октября 1994 г. (№ Пр-676 от 9 апреля 1996 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, подписанное в г. Москве 20 января 1995 г. (№ Пр-723 от 25 мая 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики, подписанное в г. Москве 28 марта 1996 г. (№ Пр-1641 от 20 июля 1996г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан, подписанное в г. Москве 21 января 1997 г. (№ Пр-209 от 14 февраля 1998 г.).

В послании главы государства подчеркивается, что «рассматриваемые международные договоры не предусматривают какого-либо ограничения юрисдикции Российской Федерации, а, напротив, позволяют Российской Федерации осуществлять в определенном объеме свою юрисдикцию на территориях иностранных государств с согласия последних».

Москва, Кремль, 13 апреля 2001 г.

РОССИЙСКО-АРМЯНС КИЕ ОТНОШЕНИЯ

Россию и Армению связывают отношения союзнического партнерства. Стороны поддерживают тесный и конструктивный политический диалог
на высшем и высоком уровнях, интенсивно взаимодействуют на уровне министерств и ведомств. Развивается сотрудничество в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Расширяются культурные и образовательные связи.

Дипломатические отношения установлены 3 апреля 1992 г.

Заключено более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. 29 августа 1997 г. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, 26 сентября
2000 г. – Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в XXI век.

19-20 августа 2010 г. состоялся первый государственный визит Президента Российской Федерации в Армению. В г. Гюмри был торжественно открыт воссозданный мемориальный комплекс «Холм Чести» в память офицеров русской армии, погибших в войнах с Турцией в XIX веке.
По итогам переговоров на высшем уровне в Ереване был подписан ряд двусторонних документов.

23-25 октября 2011 г. состоялся первый государственный визит Президента Армении в Российскую Федерацию. В рамках визита С.А.Саргсян встретился с В.В.Путиным и Д.А.Медведевым, главами обеих палат Федерального Собрания, мэром Москвы, вручил Д.А.Медведеву высшую государственную награду республики – Орден Славы, выступил
в МГУ им. М.В.Ломоносова. Был подписан ряд межправительственных и межведомственных документов.

2 декабря 2013 г. состоялся государственный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Республику Армения. В ходе переговоров с С.А.Саргсяном обсуждены актуальные вопросы развития двустороннего взаимодействия, перспективы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, проблематика участия Армении в интеграционных процессах на евразийском пространстве. В.В.Путин посетил 102-ю российскую военную базу в Гюмри, вместе с Президентом Армении в режиме видеоконференции наблюдал за вводом в эксплуатацию пятого энергоблока Разданской ТЭС, принял участие в российско-армянском межрегиональном форуме.

В рамках визита подписано 12 двусторонних документов,
в т.ч. межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Армению, о порядке формирования цен при поставке природного газа,
об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности
ЗАО «АрмРосгазпром», о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности и
о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи.

В 2014 г. В.В.Путин и С.А.Саргсян встречались 8 мая, 6 ноября и
24 декабря в Москве, а также 9 августа в Сочи «на полях» саммита по нагорно-карабахскому урегулированию.

24 апреля 2015 г. В.В.Путин посетил Армению для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской империи. Состоялись его переговоры с С.А.Саргсяном.

9 мая 2015 г. Президент Армении присутствовал на Параде в Москве в честь 70-летия Победы, в Уфе 9-10 июля 2015 г. принял участие во встрече лидеров стран БРИКС с главами государств и правительств, входящих в ЕАЭС и ШОС. Он участвовал в заседаниях СКБ ОДКБ и ВЕЭС в Москве
21 декабря 2015 г.

С.А.Саргсян посетил Москву c рабочими визитами 5-7 сентября
2015 г., 10-11 марта и 10 августа 2016 г. 20 июня 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча В.В.Путина с С.А.Саргсяном «на полях» трехстороннего саммита по НКУ.

14-15 марта 2017 г. С.А.Саргсян посетил Москву с официальным визитом. По итогам переговоров президентов России и Армении было принято Совместное заявление. С.А.Саргсян встретился с Д.А.Медведевым.

23 августа 2017 г. в Сочи прошли переговоры В.В.Путина с С.А.Саргсяном. В рамках рабочего визита С.А.Саргсяна в Москву 15 ноября 2017 г. главы России и Армении открыли Дни культуры Армении в России.

В 2017 г. лидеры России и Армении 14 апреля в Бишкеке приняли участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и неформальной встрече глав государств-членов ОДКБ, 11 октября в Сочи – в заседании Совета глав государств СНГ, 30 ноября в Минске – в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, 26 декабря в Подмосковье – в неформальной встрече глав государств-участников СНГ.

В 2018 г. телефонные разговоры президентов России и Армении состоялись 19 марта, 25 апреля и 2 мая в 2017 г. — 7 октября, в 2016 г. –
5 и 29 апреля, в 2015 г. – 18 января, 12 марта, 30 июня, 7 октября и 26 ноября, в 2014 г. – 19 марта, 30 июня и 7 октября.

8 мая и 23 июля 2018 г. прошли телефонные разговоры В.В.Путина с премьер-министром республики Н.В.Пашиняном.

В 2018 г. «на полях» Высшего Евразийского экономического совета прошли переговоры В.В.Путина с Н.В.Пашиняном 14 мая в Сочи и 13 июня в Москве.

7 апреля 2016 г. состоялся официальный визит Д.А.Медведева в Ереван, в ходе которого он был принят Президентом С.А.Саргсяном.
20 мая 2016 г. в Ереване Д.А.Медведев принял участие в заседании Евразийского межправсовета (состоялась его встреча с С.А.Саргсяном).

24-25 января 2017 г. состоялся официальный визит премьер-министра Армении (тогда – К.В.Карапетян) в Москву, 24-25 октября 2017 г. Д.А.Медведев находился в Ереване с ответным официальным визитом. В 2017 г. главы правительств встречались также «на полях» заседаний Евразийского межправсовета 6 марта в Бишкеке. 26 мая в Казани, 14 августа в Астане. 2 февраля 2018 года они приняли участие в заседании Евразийского межправсовета в Алма-Ате. 14 июня 2018 г. в Москве состоялась встреча Д.А.Медведева с премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном. 27 июля 2018 Д.А.Медведев встречался с Н.В.Пашиняном «на полях» Евразийского межправсовета в Санкт-Петербурге.

Читайте еще:  Заявление об удержании из заработной платы алиментов по заявлению работника

26 февраля 2018 года в рамках Всемирного экономического форума в Давосе состоялась встреча вице-премьера Российской Федерации А.В.Дворковича с премьер-министром Армении (К.В.Карапетяном).

Рабочие визиты в Ереван Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкина прошли
30-31 марта 2015 г. и 11-12 марта 2016 г. 2-3 ноября 2015 г. состоялся официальный визит В.И.Матвиенко в Армению.

3 марта 2017 г. Армению с официальным визитом посетил Председатель Госдумы России В.В.Володин. 17-18 июля 2017 г. с ответным официальным визитом в Москве находился Председатель Национального Собрания Республики Армения А.С.Баблоян. 14 февраля 2018 г. в ходе визита А.С.Баблояна в Москву состоялись его встречи с В.В.Володиным и В.И.Матвиенко. 4-5 июня 2018 г. А.С.Баблоян участвовал в Международном форуме по развитию парламентаризма в Москве, встретился с В.В.Володиным.

22-23 июня 2014 г., 21-22 апреля 2016 г., 20-21 ноября 2017 г. – официальные визиты С.В.Лаврова в Армению. 9 ноября 2015 г. С.В.Лавров посетил Ереван с рабочим визитом.

3-4 июля 2016 г. С.В.Лавров посетил Ереван для участия в заседании СМИД ОДКБ (состоялась его встреча с С.А.Саргсяном),
13-14 октября 2016 г. – в совместном заседании СМИД, СМО и КССБ ОДКБ.

7-8 апреля 2015 г., 21-22 февраля 2017 г. – официальные визиты Э.А.Налбандяна в Россию. 19 января 2017 г. в Москве прошли переговоры министров иностранных дел России и Армении. 28 апреля 2017 г. мининдел Армении посетил Москву для участия в трехсторонней министерской встрече по нагорно-карабахскому урегулированию. 6-7 июня 2018 г. состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Армении З.Г.Мнацаканяна в Москву. 27 июля 2018 г. состоялся телефонный разговор С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Армении З.Г.Мнацаканяном.

Активны контакты по правительственной, ведомственной и региональной линиям. Стабильно работает российско-армянская Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК). 16-ое заседание Комиссии состоялось в Ереване 25-26 июня 2015 г., 17-е заседание – в Санкт-Петербурге 7-8 июля 2016 г., 18-е заседание – в Ереване 19-20 февраля 2018 г.

Реализуется подписанная 12 октября 2012 г. Программа долгосрочного экономического сотрудничества России и Армении на период до 2020 года.

Активно работает Межпарламентская комиссия по сотрудничеству между Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Армения.

В 2016 г. заседания Комиссии состоялись 2-3 июня в Москве/Казани и 10-11 ноября в Ереване, в 2017 г. – 5-8 июня в Ханты-Мансийске и
1-3 ноября 2017 г. в Ереване.

29 января 2014 г. в Ереване прошло первое заседание российско-армянского парламентского клуба (официально открыт 2 декабря 2013 г.).
28 марта 2015 г. прошло его десятое заседание.

Позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем совпадают или близки.

2 января 2015 г. республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза. Ереван разделяет подходы России, направленные на укрепление СНГ. Членство в ОДКБ рассматривается Ереваном в качестве важного элемента ее национальной безопасности.

Российско-армянское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, южного фланга Содружества и стабильности в Закавказье. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. На территории республики дислоцируется 102-я российская военная база. Действует межгосударственное соглашение об Объединенной группировке войск (сил) ВС Армении и ВС России.

Работает Межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству. 12-е заседание состоялось в Ереване
5-8 сентября 2017 г. (предыдущее – в Ростове-на-Дону 12-16 сентября 2016 г.).

Осуществляется сотрудничество в правоохранительной сфере.
18-19 июля 2017 г. в Волгограде состоялось 18-е заседание Объединенной коллегии МВД России и Полиции Армении.

Пограничное управление ФСБ России в Армении совместно
с армянскими пограничниками осуществляет охрану рубежей страны
с Турцией и Ираном.

Россия является ключевым внешнеэкономическим партнером Армении. В 2017 г. товарооборот между Россией и Арменией превысил 1,74 млрд долл. США (рост по стоимости на 29,7 %).

Россия уверенно занимает позиции главного иностранного инвестора в экономику Армении. Накопленный объем капиталовложений – 1,8 млрд долл. С июля 2017 г. стартовало обслуживание российских платежных карт «Мир» на территории Армении и армянских платежных карт «ArCa» в Российской Федерации. Это — первый подобный проект в рамках ЕАЭС.

В межрегиональное сотрудничество вовлечено около 70 субъектов Федерации. Седьмой российско-армянский межрегиональный форум прошел в Ереване 29 июня 2018 г., российскую делегацию возглавил Министр культуры В.Р.Мединский, который был принят премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном.

5-6 мая 2017 г. прошли Дни Санкт-Петербурга в Ереване, в сентябре –Дни Еревана в Санкт-Петербурге.

Развивается российско-армянское гуманитарное взаимодействие.
В 2017 г. в Ереване прошел Третий российско-армянский молодежный форум (4-6 октября), двусторонний форум по здравоохранению (26 сентября).

В Российско-Армянском университете и действующих в республике 6 филиалах отечественных вузов обучаются более 3,5 тыс. студентов.

В мае 2017 г. в Москве с визитом находился Католикос всех армян Гарегин II. В России широко отмечалось 300-летие основания Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви. Праздничные мероприятия прошли в Астрахани, Москве и Санкт-Петербурге.

7 октября 2017 г. в Ереване с участием Гарегина II торжественно открыт новый храм Русской православной церкви.

Туризм: в 2017 г. число поездок российских граждан в Армению выросло на 20% по сравнению с предыдущим годом и составило 410 тыс. человек; основные цели поездок — туризм и лечебно-оздоровительный отдых.

Граждане России в Армении: по состоянию на 31 декабря 2017 г. количество граждан России, постоянно проживающих в Армении, составило 21 609 человек.

Граждане Армении в России: в 2017 г. российское гражданство получили 25 144, вид на жительство – 13 320, на миграционный учет в России встали 657 648 граждан Армении.

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

Республика Армения расположена в южной части Закавказья.
На севере граничит с Грузией, востоке и юго-востоке – с Азербайджаном, юго-востоке – с Ираном, западе и юге – с Турцией. Выхода к морю не имеет.

Территория – 29,7 тыс. кв. км. Ее основная часть приходится на горную систему Малого Кавказа. Ландшафт высокогорный. Климат континентальный, с жарким сухим летом и холодной зимой.

Столица – Ереван (1,076 млн жителей). Наиболее крупные города – Гюмри (116 тыс. жителей, бывший Ленинакан), Ванадзор (80,7 тыс. жителей, бывший Кировакан), Вагаршапат (46,6 тыс. жителей, бывший Эчмиадзин), Раздан (40,8 тыс. жителей). Территория республики в административном отношении разделена на 11 областей (марзов), управляемых губернаторами, включая г.Ереван со статусом области.

Население Армении по состоянию на 1 января 2018 г. составило 2,982 млн чел., из них армян – 98%. Русских – около 7 тыс. чел. Проживают также езиды (40 тыс. чел.), курды, ассирийцы, греки, грузины, евреи, украинцы.

Религия. Подавляющее большинство армян – христиане, прихожане Армянской апостольской церкви. Религиозным центром является Святой Эчмиадзин – Кафедральный собор Армянской апостольской церкви и резиденция Католикоса всех армян. На территории Армении действуют два прихода РПЦ в городах Ереване и Гюмри.

Государственный язык – армянский, принадлежит к индоевропейским языкам.

Государственно-политическое устройство. 23 сентября 1991 г. по итогам состоявшегося 21 сентября 1991 г. референдума по вопросу о независимости Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Согласно Основному закону страны, принятому на всенародном референдуме 6 декабря 2015 г., Республика Армения имеет парламентскую форму правления.

Глава государстваПрезидент, избираемый Национальным Собранием на семилетний срок только один раз. 2 марта 2018 г. Президентом Армении избран Армен Варданович Саркисян (вступил в должность 9 апреля 2018 г.).

Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Премьер-министра, вице-премьеров и министров. 8 мая 2018 г. по представлению парламентского большинства Премьер-министром был назначен Никол Владимирович Пашинян.

Высший законодательный органНациональное Собрание, состоящее из одной палаты численностью не менее 101 депутата с обязательным гарантированием стабильного парламентского большинства. Депутаты избираются на пять лет путем всенародного голосования на пропорциональной основе. Парламент VI созыва, сформированный по итогам выборов 2 апреля 2017 г., состоит из 105 депутатов, включая четырех представителей национальных меньшинств (езидов, курдов, русских и ассирийцев). Из них 52 депутата – во фракции Республиканской партии Армении, 31 – блока «Царукян», 9 – блока «Елк» («Выход»), 7 – Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн». Председателем НС является Баблоян Ара Саенович. Русская община в армянском парламенте представлена Микаелян Татьяной Григорьевной (фракция «Царукян»).

Судебная власть. В стране действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный и Кассационный суды. Высшей судебной инстанцией, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный суд. Конституционное правосудие осуществляется Конституционным судом. Прокуратура Республики Армения является единой системой, которую возглавляет Генеральный прокурор.

Национальный праздник – День независимости (21 сентября).

Денежная единица – драм (введена в 1993 г.).

На протяжении всего периода независимости проводится либеральная экономическая политика, направленная на последовательное формирование национального хозяйства как части мирового рынка.

Ведущие отрасли промышленности: пищевая, обработка драгоценных металлов, алмазов и полудрагоценных камней, металлургия, химическая и табачная промышленность. Развито производство синтетического каучука, текстильная промышленность, производство строительных материалов и машиностроение.

По данным нацстатслужбы Армении, в 2017 г. ВВП страны увеличился на 7,5 %, превысив 11,5 млрд долл. США, товарооборот с внешним миром составил 6,3 млрд долл. США. Основные торговые партнеры – страны ЕАЭС (в первую очередь, Россия), а также Китай, Германия, Бельгия. Главными статьями экспорта являются недрагоценные металлы, драгоценные металлы и изделия из них, обработанные драгоценные и полудрагоценные камни, продукты питания. В структуре импорта преобладают энергоносители, машины и оборудование, продовольственные товары, необработанные драгоценные и полудрагоценные камни.

В качестве основной цели внешнеполитического курса Армении, базирующегося на принципе «комплементаризма», декларируется обеспечение благоприятных условий ее интеграции в международное сообщество. Приоритет отдается отношениям союзнического партнерства
с Россией, выступающим, по мнению Еревана, главным залогом обеспечения независимости и безопасности республики. Армения принимает деятельное участие в интеграционных процессах на евразийском пространстве.

10 октября 2014 г. в Минске президентами «тройки» и С.А.Саргсяном был подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Договор вступил
в силу 2 января 2015 г.

Наибольшее значение в рамках СНГ Армения придает военно-политическому, торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству. Участие в ОДКБ Ереван рассматривает как гарант обеспечения безопасности республики. Приоритетом для армянской стороны в деятельности ОДКБ остается военно-политическое и военно-техническое сотрудничество.

Армения ведет активный политический диалог, развивает экономические, гуманитарные и военные контакты с США и странами Запада. 24 ноября 2017 г. подписано Соглашение о всеобъемлющем углубленном партнерстве с Евросоюзом. В последнее время активизируется взаимодействие Армении с НАТО.

Первоочередная задача армянской дипломатии – урегулирование нагорно-карабахского конфликта, исходя из права наций на самоопределение. Важным аспектом, влияющим на формирование внешней политики, является проблема международного признания геноцида армян в Османской империи в 1915-1921 гг.

Армения – член ряда международных универсальных и региональных организаций, включая ООН, СЕ, ОБСЕ, ВТО, ОЧЭС.

Армяно-турецкие отношения находятся в «замороженном» состоянии, перспективы их улучшения в ближайшее время не просматриваются. По-прежнему напряженными остаются отношения с Азербайджаном. Усилия по налаживанию диалога продолжаются при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция).

Отношениям с Грузией – ключевой транзитной страной для республики – Ереван уделяет особое внимание. Основные вопросы двусторонней повестки дня: обеспечение перевозок армянских грузов и положение армянской общины на территории Грузии. Армения поддерживает традиционно хорошие отношения с Ираном. Отмечается высокая плотность контактов руководства двух стран.

Активны связи с арабским миром (Ливан, Египет, ОАЭ), странами Восточной Европы, ведущими государствами Азии (Китай, Индия, Япония) и Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Аргентина).

Большое внимание уделяется укреплению связей с зарубежной армянской диаспорой, в том числе для расширения привлечения ее потенциала на цели национального развития.

Наука, образование, культура, средства массовой информации

Национальная академия наук основана в 1943 г. Действуют
20 государственных вузов, в том числе Российско-Армянский университет и 6 филиалов российских вузов. В республике функционируют 1450 государственных общеобразовательных школ, из которых 43 – с русскими классами и 63 – с углубленным изучением русского языка. В госвузах Армении введено обязательное изучение курса русского языка.

Работает 28 профессиональных театров, около 20 музыкальных коллективов и организаций, 105 музеев.

В Армении зарегистрировано порядка 40 информагентств, 98 газет и 111 журналов. На территории республики вещают 76 государственных и частных телеканалов, включая российские («Первый канал. СНГ», «РТР-Планета» и «Культура»), а также 32 радиостанции, в т.ч. 6 – российских.

Из 8 зарегистрированных русскоязычных периодических изданий регулярно выходят только 5 – «Голос Армении», «Новое время», «Республика Армения», «Деловой экспресс» и «Ноев Ковчег». В розничной продаже имеется широкий выбор российских газет и журналов.