Экспертиза образовательной среды ясвин
Экспертиза образовательной среды ясвин
Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами ис-3 пользуется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, 1960; Ломов, 1984; Дерябо, Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, как образовательная среда.
Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Параметр принципиальности с точки зрения методической целесообразности, обусловленной спецификой объекта анализа, содержательно «присоединен» нами к параметру устойчивости, а также лнительно введен новый параметр — «мобильность образовательной среды».
Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды
Дата публикации: 25.06.2017 2017-06-25
Статья просмотрена: 1010 раз
Библиографическое описание:
Дроздова Е. А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды // Молодой ученый. 2017. №25. С. 280-283. URL https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 02.12.2018).
В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции развития образовательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды
В процессе реформ последних лет ситуация в школьном образовании изменилась радикально. В настоящее время экспериментирование в сфере начального и среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и оценивания [1].
Тем самым, школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, при этом возросло число и разнообразие внутренних задач, которые смогла ставить перед собой и решать различными средствами каждая конкретная школа.
В силу этого становится необходимым достоверная информация о состоянии условий среды, в которой происходит образовательный процесс.
Одним из способов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно считать не только источником получения достоверной информации, требующей специальной подготовки и наличия профессиональных знаний, но и важнейшей составляющей управленческого процесса в образовании.
В настоящее время образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [2].
По мнению В. А. Ясвина данное понятие можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].
Однако успешное становление личности возможно при условии обеспечения в образовательной среде комплекса возможностей для развития свободной и активной личности, при этом необходима диагностика потенциала среды и отнесение ее к определенному типу, определение ее ключевых качественных характеристик, выявление условий ее совершенствования, моделирование векторов развития.
Обобщив опыт ведущих педагогов и их понимание воспитательной роли школьной среды, В. А. Ясвин разработал методику экспертной оценки образовательной среды, которая предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: 1) «свобода — зависимость»; 2) «активность — пассивность», и назвал ее методикой векторного моделирования. Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития личности и три вопроса — возможностей ее активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы», «зависимости») один пункт.
«Активность» понимается как наличие у учащихся таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. д. «Пассивность» в свою очередь, понимается как отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п. И, наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля.
По итогам ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду, что впоследствии позволяет корректировать ее в соответствии с задачами образовательного характера и социализации.
На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов:
– «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости обучаемого;
– «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости;
– «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивности;
– «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного обучаемого [3, с. 47].
Исследование восприятия образовательной среды учащимися и учителями проводилось с помощью методики векторного моделирования В. А. Ясвина.
Рассмотрим результаты оценки образовательной среды МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова». В качестве респондентов были задействованы 35 человек, из них 21 ученик 3-го класса и 14 учителей, работающих на ступени начального общего образования.
На основании проведенного исследования было выявлено, что по мнению 24 % учащихся в образовательном учреждении преобладает творческая среда, 10 % учащихся воспринимают среду как карьерную среду активной зависимости, 14 % учащихся — как типичную карьерную среду, а остальные 52 % учащихся соотносят среду с карьерной средой зависимой активности.
По данным опроса учителей, можно сказать, что педагоги немного иначе воспринимают образовательную среду. Большинство, 57 % учителей, определили ее как творческую. Остальные педагоги, а их 43 %, считают, что преобладает карьерная среда зависимой активности.
Далее представим анализ параметров образовательной среды. Для наглядности результаты показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты параметров образовательной среды МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова»
Из рисунка 1 видно, что такой параметр как устойчивость имеет высокий показатель. Данный результат говорит об отсутствии текучести кадров, состав педагогов стабилен, большинство родителей и учителей в свое время окончили данное учебное заведение.
Такие параметры как осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность и когерентность находятся на среднем уровне. Данные показатели требуют стабилизации и дальнейшего развития.
Подробнее остановимся на параметрах, которые можно отнести к низкому уровню в образовательной среде МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова».
Так, широта образовательной среды данного учебного заведения находится на низком уровне. У школы есть возможность, чтобы организовать экскурсии в пределах своего населенного пункта, однако поездки в другие города являются возможными не для всех учащихся. Так как школа находится в сельской местности обмен педагогами и учащимися не производится. В школе имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений. В школе множество кружков, секций, клубов по интересам, в которых каждый учащийся может заниматься совершенно бесплатно. Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, праздники). А также школу иногда посещают гости (ветераны, местные власти) выступают с рассказами перед учащимися и педагогами.
Интенсивность образовательной среды также имеет низкий показатель. Это характеризуется, прежде всего, тем, что требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают требований госстандарта. Лишь некоторые педагоги на отдельных уроках используют интерактивные формы и методы. На уроках занятия проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются дать минимум домашнего задания, как правило, после уроков учащиеся уходят из школы. На период летних каникул для детей организуются лагеря, спортивные площадки, походы.
Социальная активность образовательной среды на низком уровне в силу того, что ученики не достигли известности за рубежом, школа не создает специальные буклеты, которые рассказывали бы о данной образовательной организации, помимо образовательных услуг, школа не выпускает на рынок больше никаких других товаров и услуг.
Мобильность образовательной среды имеет низкий показатель, отчасти потому, что в образовательном учреждении в основном используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии и наглядные пособия. Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их методику и структуру, что снижает качество образования.
Таким образом, согласно анализу параметров образовательной среды и методике векторного моделирования можно сделать вывод, что МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова» можно отнести к карьерной образовательной среде. Данная среда способствует развитию активности, но и зависимости ребенка. Можно сказать, что в данной школе учениками ресурсы среды используются интенсивно, но не так активно, как в творческой среде. Учащиеся достаточно активны и мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается.
Тем самым, результаты проведенного исследования убеждают в необходимости специальной работы, направленной на повышение уровня компетентности педагогов, в вопросах понимания, изучения, создания образовательной среды.
Поэтому далее нами была разработана опытно-экспериментальная программа повышения квалификации педагогов по проектированию образовательной среды.
Цель программы заключается в проведении систематической работы по проектированию образовательной среды в МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова».
– совершенствовать УВП школы в условиях использования современных образовательных технологий каждым учителем;
– осуществлять психолого-педагогическую поддержку педагогам, школьникам, родителям;
– разработать рекомендации, направленные на совершенствование образовательной среды.
Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет администрация школы.
На основе реализации программы ожидается:
- Внедрение в широкую практику информационно-коммуникационных технологий, овладение каждым педагогом практическими навыками работы на ПК.
- Активное включение в образовательную среду педагогов, учащихся, родителей.
- Интерактивное образование — каждому ученику.
- Повышение мотивации деятельности учащихся и педагогов.
- Построение целостной системы мониторинга качества образования в школе.
- Повышение профессионального уровня педагогов в соответствии с современными задачами в образовании.
- Лактионова Е. Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).
- Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Построение образовательной среды современной школы
Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами.
Психолого—педагогические аспекты проектирования инклюзивной.
Инклюзивная образовательная среда предполагает психолого—педагогическое
Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач
Психолого—педагогическая экспертиза образовательной среды.
Комплексная диагностика воспитательной среды.
воспитательная среда, социальная активность, образовательное учреждение, лицейский коллектив, лицей, ростов-на-дону, социальная автономность, векторное моделирование, воспитательный процесс.
К вопросу о структуре образовательной среды учебных.
Литература: Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография.
Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
А. Лактионова отмечает, что образовательная среда является психолого—педагогической реальностью, содержащей специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для ее развития в рамках социального и.
Работа психолога по созданию психологически безопасной.
В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельской.
Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.
Информационно-образовательная среда школы — новые возможности педагога. Безопасная образовательная среда в инклюзивном профессиональном обучении студентов.
Проектирование развивающей образовательной среды.
Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте творческий потенциал рассматривается в психолого—педагогической науке как универсальная.
Психологическая специфика образовательной среды.
образовательная среда, школа, ребенок, традиционная школа, православная гимназия, образовательный процесс, образовательное учреждение, образ, иерархичное развитие личности, воспитывающий тип.
Построение образовательной среды современной школы
Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами.
Психолого—педагогические аспекты проектирования инклюзивной.
Инклюзивная образовательная среда предполагает психолого—педагогическое
Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач
Психолого—педагогическая экспертиза образовательной среды.
Комплексная диагностика воспитательной среды.
воспитательная среда, социальная активность, образовательное учреждение, лицейский коллектив, лицей, ростов-на-дону, социальная автономность, векторное моделирование, воспитательный процесс.
К вопросу о структуре образовательной среды учебных.
Литература: Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография.
Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
А. Лактионова отмечает, что образовательная среда является психолого—педагогической реальностью, содержащей специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для ее развития в рамках социального и.
Работа психолога по созданию психологически безопасной.
В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельской.
Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.
Информационно-образовательная среда школы — новые возможности педагога. Безопасная образовательная среда в инклюзивном профессиональном обучении студентов.
Проектирование развивающей образовательной среды.
Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте творческий потенциал рассматривается в психолого—педагогической науке как универсальная.
Психологическая специфика образовательной среды.
образовательная среда, школа, ребенок, традиционная школа, православная гимназия, образовательный процесс, образовательное учреждение, образ, иерархичное развитие личности, воспитывающий тип.
Экспертиза образовательной среды ясвин
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской федерации» право на образование имеют все дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Основной нормативно-правовой документ определяет стратегическую цель образования учащихся с атипичным развитием. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и апробируемый стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья инициируют педагогов на создание специальных условий обучения, воспитания и развития для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пристальное внимание уделяется требованиям к результатам освоения основных образовательных программ в виде набора «академических» и «жизненных» компетенций. Кроме того, устанавливаются требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения отдельных разделов образовательных программ. Формирование значимых для обучающихся, воспитанников с психофизическими нарушениями универсальных учебных действий осуществляется в образовательной среде специального (коррекционного) учреждения. Нами среда понимается как непрерывная пространственно-временная совокупность, объединяющая целенаправленно проектируемые и реализуемые условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности и объективного мира с целью реализации личностного потенциала и достижения личностных результатов каждого субъекта образовательного процесса.
Образовательная среда и ее направленность на умственное и психическое развитие детей, ее роль в личностном благополучии ребенка и значимость при установлении межличностных отношений рассматривались исследователями в основном для нормотипичных детей (В.С. Библер, Г.А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). Изучение возможностей среды специального (коррекционного) учреждения для достижения образовательного эффекта до сих пор если и осуществлялось, то опосредованно. Эти исследования были направлены на описание компонентов ее структуры для организации учебно-воспитательной работы с обучающимися, воспитанниками (Л.С. Бейлинсон, Б.В. Белявский, О.Ю. Буторина, В.В. Мамаев, М.В. Матвеева, Т.А. Соловьева, Т.Н. Щербакова, В.В. Юнина и др.).
Целью исследования выступает целостная оценка параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды специального (коррекционного) учреждения как фактора инновационных процессов в управлении образовательными ресурсами учебного заведения.
Материал и методы исследования
Объект экспертизы – специальная (коррекционная) школа для обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет экспертизы – психолого-педагогическая организация образовательной среды.
Цель экспертизы – соответствие психолого-педагогических условий в образовательной организации и их иерархии для достижения основной образовательной цели – «введение в культуру ребенка с особым развитием по разным причинам из нее выпадающего» [3].
Критерии экспертизы – приоритет достижения личностных результатов каждым обучающимся, воспитанником; освоение «академических» и «жизненных» компетенцийс учетом возможностей и способностей каждого; учет психолого-педагогических и типологических особенностей учащихся для адекватного моделирования и проектирования образовательной среды и разработки рабочих программ учебных дисциплин.
В основу методики описания образовательной среды как сложной системы положены психодиагностические параметры, разработанные для анализа отношений [1, 2, 4]. Содержанием экспертизы стало обобщение собственных впечатлений авторов статьи – консультантов образовательного учреждения, изучение предметно-пространственных ресурсов организации. Параллельно проводились беседы с учителями, воспитателями, узкими специалистами, родителями. Учитывая, что даже нормально развивающиеся школьники склонны к самоотчету, а не обобщению объективных данных, включение учащихся с ментальными нарушениями как субъектов экспертизы не проводилось. В ходе экспертизы образовательной среды оценивалась ее широта, интенсивность, степень осознаваемости и устойчивость, а также эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, активность и мобильность [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В результате пилотажного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды мы получили следующие результаты от трех групп респондентов – администрации, учителей и родителей (всего 45 участников).
Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Показатели доминантности среды у администрации, учителей и родителей соответственно 6,71; 7,31; 8,19. Это означает, что школа как сфера профессиональной деятельности, источник средств существования, как социальный институт в иерархии ценностей респондентов занимает довольно высокое положение. Показатели доминантности среды школы для родителей ожидаемы. К детям с особым развитием, особенно с ментальными нарушениями, общество до сих пор демонстрирует интолерантное отношение. А специальный педагог принимает ребенка как абсолютную ценность и умеет учить и развивать его с опорой на «безграничные» потенциальные возможности. Образ жизни большинства семей учащихся, так или иначе, обусловлен вовлеченностью в жизнь школы; многие меняют место жительства, чтобы у ребенка была возможность посещать данное образовательное учреждение.
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов. У учителей и родителей этот показатель на втором месте по степени выраженности: соответственно 6,52 и 5,95. Условно высокий показатель у педагогов означает, что большинство сотрудников школы по существу составляют единую профессиональную команду, школа является базовой площадкой для повышения квалификации коллег из других образовательных учреждений, в системе проводятся конференции и семинары профессиональной направленности, в школе работают представители вузовской науки. У родителей достаточно высокая оценка обобщённости среды связана, на наш взгляд, с тем, что родители ощущают влияние согласованных адекватных действий по линии «родители-администрация-учителя-классный руководитель», в учреждении активно работает родительский комитет. Не менее значимо, что часть родителей является педагогами школы или входит в состав технической команды. У администрации показатель обобщенности среды в системе находится на четвертом месте: 4,03. Мы объясняем это отсутствием серьезной концепции развития учебного заведения, декларированием новых подходов к целям, содержании, принципам и методам обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии, разработкой нормативно-правовой базы и отсутствием единых методических требований к педагогам со стороны администрации. Как нам кажется, и административная команда с этим согласна, ряд педагогов школы не понимают и не принимают специфику коррекционно-педагогического процесса, у них не сформировано дефектологическое мышление.
Второе место по степени значимости для администрации (6,05) и третье – для учителей (6,22) и родителей (4,65) занимает такой показатель, как интенсивность образовательной среды, показывающая степень насыщенности коррекционно-развивающими условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Этот показатель говорит о том, что образовательная среда довольно активно декларирует коррекционно-педагогический контекст развития личности обучающегося, воспитанника в урочной и внеурочной деятельности. Также среда стремится задать условия для профессионального роста педагогов. При этом на практике имеет место несоответствие смоделированных и реализованных условий.
Мобильность образовательной среды как способность к органичным эволюционным изменениям дополнена нами новым содержанием с учетом современных условий образования (интеграции и инклюзии). Мобильность – это способность компонентов среды иерархически перестраиваться с учетом новых обстоятельств, условий, технических возможностей и др. Интересны полученные результаты. Родителями среда вовсе не оценена как мобильная. Этот показатель отмечен администрацией (3,25) и учителями (5,44). Сравнительно высокий балл, полученный при оценивании педагогами, детерминирован готовностью учителей принимать новые цели образования, варьировать содержание и методы образования лиц с нарушениями ментальной сферы, осваивать новые профессиональные компетенции. При этом для администрации школы большую значимость имеет не потенциальная, а актуализированная готовность педагогических кадров, которая сформирована недостаточно.
Результаты экспертизы образовательной среды специального (коррекционного) учреждения
Экспертиза образовательной среды ясвин
1. Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте)
Практически не проводятся
Проводятся, но не для всех учащихся
Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.)
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
Практически не бывает
Не для всех учащихся
Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие
Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие
Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
3. Обмен педагогами
Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится
Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер
Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях
Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе)
Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
4. Обмен учащимися
Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер
Производится систематический прием школьников из других учебных заведений
Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.)
Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
5. Широта материальной базы
Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные
Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает
Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений
Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).
Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет)
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла)
6. Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.)
Практически не бывает
Не для всех учащихся
Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения
Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения
Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла)
Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко
Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами
Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки)
Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.
Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
8. Возможности выбора образовательных микросред
Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей
Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам
Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам
Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников)
Учащиеся имеют возможности выбора учителей
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
1. Уровень требований к учащимся
К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)
Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта
Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта
Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования
Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза)
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла)
2. Интерактивные формы и методы
В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала
Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.)
Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования
Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении
Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла)
3. Учебная нагрузка учащихся
Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.
Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы
После уроков учащиеся обычно остаются в школе
для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий)
После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания
Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных интернатах и т.п.)
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла)
4. Организация активного отдыха
Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения
В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.)
На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.)
На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п.
Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул)
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла)
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Осознаваемости образовательной среды – степень включенности в нее субъектов образовательного процесса.
1. Уровень осведомленности об учебном заведении
Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.
Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения
История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением
Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения
Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)
Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики
Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей
Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени. и т.п.), и все учащиеся об этом знают
Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)
Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия
Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях
Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения
Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят
Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)
3. Формирование осознаваемости
Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер
Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения
Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения
Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы)
Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка
Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения
Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)
4. Связь с выпускниками
Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер
Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году
Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками
Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка
Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь
Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения
Другое вместо предложенного(от 0,1 до 1,4)
5. Активность сотрудников
Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты
Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению
Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи
Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
Другое вместо предложенного(от 0,1 до 1,4)
6. Активность учащихся
Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
Значительная часть учащихся охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.4)
7. Активность родителей
Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
Другое вместо предложенного (от 0.1 до 1,4)
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.
1. Команда единомышленников
• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются
Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований
В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей
Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду
В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)
2. Концепция развития учебного заведения
Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции»
Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе
Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления
В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом
Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)
3. Формы работы с педагогическим коллективом
Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется
На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса
Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений
Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения
Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)
4. Включенность учащихся
Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения
Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы
Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1 .7)
5. Включенность родителей
Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения
• На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
• Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы
• Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями
• Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.7)
6. Реализация авторских образовательных моделей
Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки
• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта
• Ученые – авторы образовательной концепции учебного заведения – периодически консультируют как администрацию, так и педагогов
Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными – авторами образовательной концепции данного учебного заведения
• Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые – авторы образовательной концепции – работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,6)
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде.
1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе
• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией
Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции
Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.)
Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач
В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами
Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5)
2. Взаимоотношения с учащимися
Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся
Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом
Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
3. Взаимоотношения с родителями
Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой
Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем
Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами)
Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом
Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
4. Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды
Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано, прежде всего, на сообщение серьезной информации
В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.)
Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению
Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги
Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п.
Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5)
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Доминантность – характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
1. Значимость для педагогов
Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально
В учебном заведении есть группа педагогов. для которых в их работе заключен главный смысл жизни
Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации
Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
Другое вместо предложенного (от 0.1 до 3,3)
2. Значимость для учащихся
Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей
Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом
Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей
В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д.
Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4)
3. Значимость для родителей
У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом
Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами
Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей
Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам
Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3.3)
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Когерентность (согласованность) – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.
1. Преемственность с другими образовательными учреждениями
В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий
Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий
Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.)
• Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)
2. Региональная интеграция
Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами
Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса
Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями
Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления
Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона
Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования
(при наличии такой Концепции)
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3)
3. Широкая социальная интеграция
Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта
Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.)
Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.)
Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4)
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Активность служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания.
1. Трансляция достижений
Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня
Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.)
Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой)
Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.)
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
2. Работа со средствами массовой информации
(оценивается один из трех пунктов в каждом секторе таблицы)
В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении
В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении
Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио
Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах)
В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении
Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.)
Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении
Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению
Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически
Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
3. Социальные инициативы
(оценивается один из двух пунктов в каждом секторе таблицы)
Учебное заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей
Учебное заведение является инициатором раз личных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей
Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.)
Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
4. Социальная значимость выпускников
(оценивается один из двух пунктов в секторе таблицы)
Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.)
Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной)
Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми
Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.
1. Мобильность целей и содержания образования
Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта
В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.)
Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие
Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.)
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
2. Мобильность методов образования
Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять)
Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.)
Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе
В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
3. Мобильность кадрового обеспечения образования
Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику
Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины
Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение
Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты соответствующего профиля
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
4. Мобильность средств образования
В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет
Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д.
Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения
Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д.
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Устойчивость отражает стабильность образовательной среды во времени. Чтобы определить устойчивость образовательной среды необходимо:
Отметить соответствующие строки в левой («Усиление устойчивости») и правой («Ослабление устойчивости») колонках. В секторах можно выбрать не более одного положительного и одного отрицательного фактора. Если ни одно из утверждений в этом секторе не подходит для анализируемого образовательного учреждения, то ничего отмечать не следует.
Чтобы получить количественный показатель устойчивости, необходимо суммировать с числом 10 все полученные положительные (не более 5) и отрицательные (на более 10) баллы.
Например: получено +2,5 (положительных) балла и – 4 (отрицательных) балла. Устойчивость: 10 + 2,5 – 4 = 8,5
Полученный результат не следует умножать на коэффициент модальности.