Компетенции и полномочия международных организаций
Компетенция, полномочия и функции международной организации
контр. международное право.doc
В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.
5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во– вторых, как норма, обязательная для данного государства.
Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре.
Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта текста подобного договора; в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.
6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других – национальным законодательством.
Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).
7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом; характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.
При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами– членами и наблюдением и обследованием: контролируемого объекта или ситуации на месте.
Наиболее распространенной формой контроля является предоставление докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство– член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).
8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно– правовой ответственности.
Международные организации, например, должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами.
Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.
Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например, за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм.
Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.
Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.
Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.
Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».
Членство в международных организациях.
Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.
1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным – несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Российские юристы выступают за ликвидацию института ассоциированных членов как несовместимого Декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года.
2. Условие вступления в организацию. Учредительные акты практически всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены организации подразделяются на две категории: первоначальные члены и другие члены.
Первоначальные члены – это государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. В частности любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств вытекающих из учредительного акта такой организации. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов.
Членами организации могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории.
В соответствии с общепризнанным принципом международного права – суверенного равенства – любое государство имеет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в приеме государств в любую организацию является нарушением международного нрава.
Членами организации могут быть другие международные организации. Например, ЕС является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).
3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств- членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные.
Любой член организации можёт обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член организации. По мнению Г. Шермерса и Блоккера, членство в международной организации носит двоякий характер: с одной стороны, государства функционируют как отдельные части механизма организации, с другой, являются ее важными партнерами. Таким образом, организация работает на своих членов и со своими членами.
Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или решениях международной организации. Например, часто организация является депозитарием соглашения. К таким обязанностям относится обязанность каждого члена регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или учредительного акта.
Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода права и обязанности имеют общих адресатов, то есть обращены всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.
Права и обязанности государств- членов можно объединить в три группы: а) права и обязанности, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права; б) права и обязанности, непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации; в) права и обязанности, связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.
Компетенция, полномочия и функции международной организации
Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.
Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого
Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.
Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.
Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.
Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».
6. Компетенция международных организаций.
Компетенция международных организаций – круг полномочий, которые относятся к ведению данной организации. Компетенция не является универсальной по своему характеру, ее можно классифицировать.
Выделяют следующие виды компетенции международных организаций: 1) предметная, 2) юрисдикционная, 3) имманентная, 4) подразумеваемая.
Предметная компетенция – круг полномочий (вопросов), которые подлежат ведению международной организации и ее органов, зафиксированных в ее Уставе.
Под юрисдикционной компетенцией понимается юридическая сила решений, принимаемых организацией в соответствии с ее предметной компетенцией. Международные организации обладают различной юрисдикционной компетенцией.
Западная доктрина международного права различает и такой вид компетенции международных организаций как имманентная – та компетенция, которая не зафиксирована в Уставе международной организации, но присуща ей исходя из целей и природы организации. Так, по мнению норвежского ученого Сайерстеда, если действия предпринимаются международной организацией для реализации ее целей, они не считаются выходящими за пределы ее компетенции, независимо от того, закреплены ли они в Уставе организации.
Подразумеваемая компетенция также не закреплена в Уставе международной организации, но присуща ей исходя из толкования Устава. Этот вид компетенции широко применяется. Например, она явилась основанием для признания правосубъектности международной организации.
7. Функции международных организаций.
Под функциями международной организации понимаются основные направления деятельности, которые направлены на реализацию ее компетенции.
Международные организации в самом обобщенном виде выполняют следующие функции: 1) информационную, под которой понимается издательская деятельность международной организации, 2) регулирующую, отражающую участие международной организации в нормотворчестве. Организации могут заключать международные соглашения от своего имени, как с государствами, так и с другими международными организациями; могут принимать участие в выработке норм международного права, тогда говорят о договорах, заключаемых в рамках или под эгидой международной организации; 3) оперативную, под которой понимаются те виды услуг, которые оказывает международная организация государствам-членам, 4) контрольную (за соблюдением государствами норм международного права).
8. Международные неправительственные организации, их роль, связь с оон.
Появление первых международных неправительственных организаций (МНПО) относят к концу XIX века. Их возникновение связано с ростом политической, общественной активности, созданием различных общественных организаций (политических партий, профсоюзов).
Определение МНПО дано в резолюции ЭКОСОС ООН 288 (X) от 27.02. 1950 года: любая международная организация, созданная не на основе межгосударственного договора является международной неправительственной организацией.
Впоследствии ЭКОСОС были уточнены критерии определения МНПО:
организация не должна заниматься коммерческой деятельностью;
должна признаваться более чем 1 государством, либо иметь консультативный статус при какой-либо межправительственной организации;
источники финансирования должны поступать хотя бы из 2 государств.
Региональные международные организации (например, Совет Европы) выработали свои критерии для определения МНПО, которые в целом совпадают с универсальными.
Главным признаком МНПО является то, что они создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и (или) юридических лиц. В отличие от международных межправительственных организаций неправительственные организации не являются субъектами международного публичного права, но являются субъектами международного частного права. Правовой статус МНПО определяется государствами на основе своего внутреннего законодательства (по месту нахождения штаб-квартиры).
Между международными межправительственными и неправительственными организациями существует связь, которая регулируется нормами международного публичного права. Международные неправительственные организации могут предоставлять МНПО консультативный статус. Согласно Уставу ООН органом, уполномоченным на проведение консультативных мероприятий с МНПО, является ЭКОСОС. ЭКОСОС может предоставлять МНПО различный консультативный статус (Iкатегории – общий консультативный статус,IIкатегории – специальный консультативный статус), чем и определяется роль данной МНПО в международных отношениях. Вреестрилисписок (Ростер) включают те организации, которые могут внести полезный вклад в определенные мероприятия, проводимые ЭКОСОС, его вспомогательными органами или иными органами ООН.
Кроме ООН, консультативный статус МНПО могут предоставлять и 6 специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МОТ и др.).
Компетенция международных межправительственных организаций
Деятельность ММПО имеет правомерной характер, если она осуществляется в соответствии с компетенцией, которой обладает данная организация. Можно выделить два вида компетенции ММПО – предметную (круг вопросов, подлежащих ведению организации) и юрисдикционную (юридическая сила актов ММПО по вопросам, входящим в ее предметную компетенцию).
Предметная компетенция ММПО связана с понятием внутренних дел государства: ст. 2 Устава ООН – недопустимо вмешательство ООН во внутренние дела государств-членов. В международно-правовой доктрине и практике выделены три разновидности предметной компетенции ММПО.
- 1. Уставная – круг вопросов, непосредственно предусмотренных в учредительных документах организации. ММПО вправе действовать только в тех пределах, которые прямо определены в ее уставе. В настоящее время концепция уставной компетенции устарела и на практике не применяется.
- 2. Подразумеваемая – полномочия организации, прямо не предусмотренные в ее уставе, но непосредственно вытекающие из его положений, и такие полномочия необходимы ММПО для ее успешного функционирования. Подразумеваемая компетенция должна «разумно» устанавливаться в соответствии с целями и задачами организации. Консультативное заключение Международного Суда ООН – ООН обладает качеством международной правосубъектности на основе концепции подразумеваемой компетенции (1949 г.). Концепция подразумеваемой компетенции закреплена и в международных договорах – ст. 235 Римского договора об образовании ЕЭС 1957 г., ст. 157 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
- 3. Имманентная – ММПО вправе иметь любые полномочия, не предусмотренные в ее уставе и с необходимостью не вытекающие из его положений, если такие полномочия не противоречат целям и задачам организации и способствуют наиболее успешному их достижению. Имманентная компетенция присуща ММПО в силу ее внутренних свойств. Эта концепция отражена в консультативном заключении Международного Суда ООН 1962 г. и в настоящее время является наиболее популярной.
Юрисдикционная компетенция ММПО определена в ее уставе. Решения организации по «внешним» вопросам в основном принимаются в форме резолюций, имеющих рекомендательный характер и юридически необязательных для государств-членов (исключение – решения, принимаемые руководящими органами ЕС; право СБ ООН принимать решения, обязательные для государств). Юридически обязательные решения ММПО вправе принимать по ограниченному кругу вопросов («внутреннее» право организации) – организационным, финансовым, процедурным.
Процедура принятия решений в ММПО.
- – полное – обязательно одинаковое голосование всех членов организации. Отсутствие какого-либо члена организации либо его воздержание от голосования делает невозможным принятие решения (Лига Наций). СБ ООН: принцип единогласия великих держав (постоянных членов СБ ООН) – своеобразное выражение их особой ответственности за поддержание мира и безопасности;
- – относительное – единогласие государств-членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Воздержание от голосования или отсутствие какого-либо члена организации не препятствует принятию решения. В настоящее время принцип единогласия применяется именно в такой форме.
Принцип большинства голосов (принят в подавляющем большинстве ММПО):
- – простое большинство – 50% голосов присутствующих и участвующих в голосовании плюс один голос;
- – квалифицированное – две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании;
- – высококвалифицированное – три четверти голосов присутствующих и участвующих в голосовании.
Принцип взвешенного голосования – члены организации обладают неравным количеством голосов. Количество голосов для каждого государства определяется различными критериями в зависимости от характера и целей организации:
- – Совет ЕС (один из главных органов ЕС) – количество голосов определяется пропорционально величине территории и количеству населения (ФРГ – 10 голосов, Ирландия – три, Люксембург – два и т.д.);
- – ММ ПО финансового характера (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР) – количество голосов у каждого государства- члена определяется пропорционально его финансовому вкладу (доле участия) в организации (МВФ: квота США – 18,8%, Великобритании – 6,5, ФРГ – 5,7, Франции – 4,7, Японии – 4,2, России – 3% уставного капитала);
- – ИНМАРСАТ – при решении вопросов технического и финансового характера в исполнительных органах число голосов каждого члена организации определяется размерами его взносов в бюджет организации.
Внешне голосование в подобной форме производит впечатление нарушения принципа суверенного равенства государств (одно государство – один голос). На самом деле это не так: принцип взвешенного голосования установлен в согласительном порядке – по договору между государствами при создании данных организаций.
Принцип консенсуса – широкое распространение в последние два десятилетия XX в. Впервые был применен в 1946 г. при голосовании в СБ ООН. Это принятие решения на основе общего согласия (нет требования единогласия) без голосования (обязательное условие – отсутствие возражений). Принцип консенсуса наилучшим образом обеспечивает баланс интересов и соблюдение принятых решений. Консенсус трудно достижим – необходимо выработать общую согласованную позицию государств – членов организации на основе учета всех мнений и интересов. Степень согласованности, необходимая для принятия решения, определяется отсутствием прямых возражений со стороны хотя бы одного государства. В настоящее время на основе консенсуса принимается более 80% всех резолюций ГА ООН. Аккламация – разновидность консенсуса – применяется при принятии решений по процедурным вопросам: решение принимается без голосования при отсутствии возражений.
Принцип принятия решений в пакете – несколько вопросов, по которым голосование в каждом случае могло бы проводиться отдельно, объединяются в один пакет и по нему в целом проводится голосование. Это обеспечивает принятие согласованного решения большинством голосов. Голосование в пакете широко применялось в практике III Конференции ООН по морскому праву при разработке Конвенции 1982 г.
Компетенция, полномочия и функции международной организации
Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.
Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого
Что касается функций международной организации, то под ними следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.
Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.
Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.
Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».
29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны, когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.
14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на Конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре — октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.
ООН является самой авторитетной универсальной международной межправительственной организацией. ООН — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств.
Цели ООН:
Поддерживать международный мир и безопасность.
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Принципы ООН:
суверенное равенство всех ее членов;
добросовестное выполнение обязательств по Уставу;
разрешение международных споров мирными средствами;
отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;
обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;
невмешательство во внутренние дела государств;
уважение основных прав и свобод человека;
равноправие и самоопределение народов;
сотрудничество и разоружение.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат и Международный суд.
Структура и содержание Устава ООН: цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории; региональные соглашения; международная система опеки.
Международные организации: понятие, виды и функции
Существуют различные определения международных организаций. Ни один международный акт не закрепляет понятия международной организации.
В теории международного права выделяют следующие характерные признаки:
— это объединение государств (или иных субъектов международного права), созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей;
— международная организация должна иметь систему постоянно действующих органов;
— она должна обладать международной правосубъектностью;
— международная организация должна обладать собственной волей;
— должна быть создана в соответствии с нормами международного права, а также ее цели и задачи должны соответствовать принципам международного права.
Основой создания любой международной организации является учредительный акт, который имеет юридическую природу международного договора. Но в то же время такие договоры имеют определенные особенности. Так, согласно конституционной теории уставы современных международных организаций, прежде всего Устав ООН, являются конституциями или в основном конституциями и лишь частично международными договорами, и поэтому к ним неприменимы или почти неприменимы положения права договоров. Основная идея этой теории, ориентирующейся на американскую и англий-
скую конституционную практику, состоит в том, что уставы международных организаций как конституции — это «гибкие» документы, от постановлений которых практика может отходить, и этот отход будет не нарушением, а изменением этих уставов.
Применение права международных договоров к уставам международных организаций выявляет целую серию существенных отклонений, в частности:
— вступление в организацию по сравнению с присоединением к договору;
— оговорки к уставу в тех случаях, когда устав не содержит постановления об оговорках;
— приостановление членства в международной организации,
— исключение из организации,
— изменение уставов; толкование уставов.
В теории международного права высказывается мнение о том, что уставы международных организаций являются международными договорами особого рода, договорами sui generis. Статут международной организации, в отличие от обычного многостороннего международного договора, создает постоянное международное образование, которое действует на его основе. Он определяет не только права и обязанности государств-участников договора, но также цели и задачи организации, функции и компетенцию органов организации, взаимоотношения между организацией и государствами-членами и т. д. Другими словами, статут международной организации — более сложное явление, чем обычный многосторонний договор.
Как правило, учредительный акт организации устанавливает:
— цели межгосударственного объединения,
— функции и полномочия,
— организационную структуру организации,
— компетенцию главных ее органов и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия входящих в их полномочия актов (рекомендаций, решений, деклараций и др.).
На основе учредительного акта компетентные органы принимают правила процедуры и иные правила организации, образуют вспомогательные органы. Все это и обеспечивает организационно-правовое единство межгосударственного объединения, превращающее его в международную организацию.
Одним из основных признаков международной организации служит обладание международной правосубъектностью. Объем прав и обязанностей, в которых проявляется качество международной правосубъектности, у разных организаций различен. Он зависит от целей и задач организаций и определяется рядом политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.
Правосубъектность международных организаций отличается от правосубъектности государств:
а) по источнику (происхождению) правосубъектности;
б) по характеру и содержанию (объему) правосубъектности;
в) по способу прекращения правосубъектности.
Международная правосубъектность международных организаций вытекает также из самой их сущности, из тех основных признаков, которыми характеризуется любая международная организация. Если первоначально компетенция организации понималась узко — функционально, то в настоящее время наряду с таким пониманием утвердились и другие подходы.
Концепция «имманентной компетенции». Предполагается, что государства — создатели организации заключают соглашение не только о характере ее цели, но также о средствах для достижения этой цели. Концепция имманентной компетенции, предлагающая руководствоваться исключительно или в основном целями, провозглашенными в уставе международной организации, в корне противоречит юридической природе современных общих международных организаций как межгосударственных образований мирного сосуществования.
Концепция «подразумеваемой компетенции». По международному праву должно предполагаться, что организация имеет такие полномочия, которые, хотя они прямо и не предусмотрены уставом, предоставлены ей в силу логики вещей как существенно необходимые для выполнения ее обязанностей.
Формулируя широко концепцию «подразумеваемой компетенции», утверждается, что существует норма международного права, согласно которой должно подразумеваться, что государства-члены международной организации предоставляют такую компетенцию, которая необходима для осуществления целей и функций организации. То есть «подразумеваемая компетенция» предполагает такие полномочия, которые могут быть разумно выведены из целей и функций организации, о которой идет речь.
В целом можно говорить о следующих составляющих международной правосубъектности организаций:
2. Участие в международном нормотворчестве. Виды, направления и объем нормотворческих полномочий любой международной организации фиксируются в договоре о ее создании либо в иных дополняющих его документах. Наиболее типичные формы закрепления:
а) прямое упоминание конкретных видов и форм нормотворческой деятельности в учредительном акте (уставы ООН, ФАО и др.);
б) такое изложение функций и полномочий, интерпретация которого позволяет говорить о наличии нормотворческой компетенции (такая интерпретация присутствует в постановлениях главных органов организации);
в) указание на виды и формы правотворчества в соглашениях, заключаемых государствами-членами между собой и организацией, что можно рассматривать как дополнение учредительного акта;
г) общая констатация многосторонних договоров универсального типа той или иной нормотворческой способности той или иной организации (например, Венская конвенция 1986 г.).
Международные организации принимают активное участие в международном нормотворческом процессе. Они обладают договорной правоспособностью. Органами, реализующими договорную правоспособность международной организации, являются пленарный орган; общее собрание и исполнительный орган; генеральный секретарь. Как правило, орган, полномочный заключать соглашения, определяется на основе учредительного акта и дополняющих его документов. Кроме того, международная организация может оказывать содействие при осуществлении нормотворчества государствами.
Международная организация обладает определенным комплексом привилегий и иммунитетов, необходимых для выполнения возложенных на них задач. Они закреплены в учредительных актах и специальных соглашениях об иммунитетах (Устав ООН, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Генеральная конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашение международных организаций с теми государствами, в которых расположены их центральные учреждения, — ООН заключила такие соглашения с США, Швейцарией, Нидерландами). Привилегиями и иммунитетами обладают сами организации и ее должностные лица. Объем предоставляемых организацией привилегий и иммунитетов таков, что бесспорно свидетельствует о независимом ее существовании, в том числе и от суверенных субъектов.
В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (международный суд, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Помимо этого организации предлагают такие средства, как примирение и посредничество, консультации и добрые услуги, арбитраж.
Международные организации могут применять к государствам международно-правовые санкции, например:
— приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в организации (лишение права голоса в органах, права на представительство в органах, права на получение помощи и обслуживания);
— исключение из организации;
— отказ в членстве;
— исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.
Кроме того, некоторые организации вправе применять такие санкции, как:
— принудительные меры, вплоть до применения вооруженных сил (ООН);
— «коррективные меры», включающие представления государствам о приостановлении работы ядерных объектов (МАГАТЭ).
Существуют различные виды международных организаций. Можно привести следующую классификацию международных организаций:
1. По критерию членства: межгосударственные (межправительственные), неправительственные и смешанные (Международный совет научных союзов).
2. Постоянные и временные (конференции, совещания, конгрессы и т. д.). В настоящее время подавляющее большинство конференций проводится либо той или иной международной организацией непосредственно либо под ее эгидой.
3. По кругу ведения (объектам деятельности): организации общего характера, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества (ООН), организации, имеющие специальную компетенцию, ограниченную сравнительно узким кругом вопросов или даже одним вопросом сотрудничества (специализированные учреждения ООН).
4. По географическим рамкам деятельности (по кругу участников) выделяют всемирные (универсальные) организации, которые охватывают все или подавляющее большинство государств и региональные организации, членами которых состоят государства, принадлежащие к определенному географическому району.
5. По особенностям оформления членства: открытые и закрытые.
Юридическая природа международных организаций
Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится как регулятором одновременно прав и обязанностей государств, так и учредительным актом организации.
Обычно международные договоры, образующие международные организации, именуются уставами. В таких актах четко формулируется мысль об их учредительном характере, и они служат юридической основой международных организаций, провозглашая цели и принципы организации, критерием правомерности их решений и действий.
Учредительные акты закрепляют положения о правосубъектности организации, включая такие аспекты, как функциональное назначение правосубъектности, формы и методы ее реализации.
Кроме того, учредительные акты организации характеризуют ее статус, то есть осуществление в качестве юридического лица функций субъекта права.