Проповедь прошение
Свобода от обиды
Ключевой стих: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». (Евр.12:15)
Когда человек духовно возрастает, то ему все легче и легче сопротивляться греху в своей жизни. Он быстро различает сорняки, которые дьявол пытается посеять в его жизни и искореняет их. Тогда дьявол применяет другую хитрость. Он старается, чтобы христианин обращал внимание только на видимые грехи, которые осуждаются Библией, но забывал о других твердынях, которые на первый взгляд не кажутся такими опасными. К ним можно отнести депрессию, страх, уныние, робость, обиду. Все это является горькими корнями греха. Их влияние становится заметным только со временем. Оставленные без внимания, они вскоре прорастают и разрушают служение верующего и даже тех, кто с ним общается.
Поговорим об одном из этих горьких корней – об обиде и о том, как освободиться от нее.
Обида – это чувство огорчения и раздражения, вызванное несправедливыми действиями других людей. У обид бывает много причин, но всегда один итог. Если с нами поступили несправедливо и мы обиделись, то тем самым утратили свободу в Иисусе. Человек с обидой в сердце теряет радость общения с Богом, он удручен и становится пленником своей обиды. Обиженный уже не может помочь кому-либо, так как целиком занят своими переживаниями.
Обиды можно избежать, если понять:
- что плохие поступки люди совершают не столько по своей вине, сколько под воздействием духов сатаны (бесов).
Нам стоит не обижаться на них, а молиться и сочувствовать, желать, чтобы они познали Господа и изменились. (2Кор.10:4) - что наша позиция в Боге не должна зависеть от обстоятельств.
Мы служим Иисусу независимо ни от похвалы, ни от критики. - увидеть, что в обиде есть доля эгоизма.
(Я такой хороший, а со мной так несправедливо поступили)
Единственный путь избавления от обиды – это прощение. Это не чувство, так чаще всего мы не «чувствуем, что должны простить. Прощение –это выбор. Нужно придти к Богу в молитве и сказать: «Господь, я принимаю решение простить ….». Обида – это цепь, связывающая обидчика и обиженного, и разрушить ее может только тот, кого обидели. Освобождение приходит через прощение. Самым лучшим мотивом для прощения является то, что Христос простил нас, хотя мы оскорбляли Его своими грехами.(Кол. 3,13)(Марк.11,25)
Прощение должно быть полным:
(Не говорите: я простил, но никогда не забуду.)
Вы можете проверить насколько полно ваше прощение. Если вы помните про обиду и периодически говорите о ней другим, если вы испытываете боль, вспоминая о плохом событии, если вам трудно общаться с бывшим обидчиком, значит вы не до конца простили его.
Прощение должно быть безусловным
— не зависит от того, извинились перед нами или нет
— не зависит от того сколько раз нас обидели.
(Вспомните Петра, который спросил, сколько раз прощать брату моему.)
Прощение должно охватывать все сферы жизни.
(Оскорбления, унижения, несправедливая оценка, насилие, обман, финансовые долги.) Долги тоже нуждаются в прощении.
Лук 6,34-35 «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.»
Избавьте свою жизнь от обид через прощение, чтобы быть эффективным для Бога. Духовная почва вашей жизни должна быть чиста от сорняков и от их горьких корней. Только тогда доброе зерно Слова Божия не только прорастет, но и даст плод в 30, 60 и 100 крат.
Вопросы:
- Считаете ли вы обиду грехом? Почему? Какое влияние она оказывает на нашу духовную жизнь.
- Обижались ли вы на кого-то. Какова была причина обид, и как вы освободились от обиды.
- Считаете ли вы, что есть поступки, которые нельзя простить. Объясните свою точку зрения.
- Есть ли в вашей жизни непрощение от которого стоит освободиться.
- Можно ли избежать обиды, когда с нами плохо поступают. Как?
- Почему Христос считал прощение таким необходимым. (Мрк.11,25)
- Что значит подставить правую щеку, когда бьют по левой.(Мтф. 5,39)
- Что значит «прощение». А вдруг нет желания прощать?
Аскетическая проповедь
Заимствовано из отеческих писаний, преимущественно из 9-го собеседования преподобного Кассиана Римлянина
Молитва, будучи драгоценным достоянием всех христиан, составляет главнейшее занятие святых пустынножителей. Она – пища их; она – книга их; она – наука их, она – жизнь их. Великий пустынножитель Иоанн, Предтеча Господень, был делателем молитвы; был он и учителем ее. Великую науку эту, доставляющую человеку соединение с Богом, преподал святой Предтеча ученикам своим, как мы слышали сегодня во Евангелии ( Лк. 11, 1–4 ; Мф. 6:9–13 ).
Ученики Господа пожелали научиться молитве у Самого Господа. Основательное, справедливое желание! Истинной молитвы истинный учитель – один Бог 145 , святые учители – человеки дают только начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются Святым Духом. Исполнил Господь прошение мудрое, прошение, существенно нужное для душеназидания и спасения, прошение учеников Своих: преподал им молитву, которую преподать мог исключительно Бог. Сказанное докажется объяснением этой молитвы, именуемой, в отличие от молитвословий, составленных святыми человеками, Молитвою Господнею.
Молитва Господня начинается с воззвания: «Отче наш» . Кто из святых человеков дозволил бы себе и братии своей, человекам грешным, отверженным, содержимым в плену у диавола и вечной смерти, такое воззвание к Богу? Очевидно, никто. Это мог дозволить один Бог. Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков сынами Божиими, Своими братиями. Он относится к Богу-Отцу по праву естества: «Отче наш!» и нам дарует благодатное право приступать к Богу, как к Отцу, начинать нашу молитву к Нему с чудного, поразительного начала, которое не дерзнуло бы прийти на мысль никому из человеков: «Отче наш!»
Начало молитвы Господней – дар Господа, дар цены бесконечной, дар Искупителя искупленным, Спасителя спасенным. Прошения, из которых состоит молитва Господня, – прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет слова в молитве о плотских, временных нуждах человека. Заповедавший искать единственно Царства Божия и правды его, обетовавший приложить все нужное временное ищущим этого царства 146 , преподает молитву сообразно заповеданию и обетованию.
Вслед за воззванием и к самому воззванию «Отче наш» немедленно присовокупляется указание на то место, где пребывает Отец, необъемлемый никаким местом, вездесущий, объемлющий собою все: «Отче наш, иже еси на небесех» . Указанием местопребывания на небе Отца возводится молящийся Сын на небо. Забудь все земное; оставь без внимания землю – этот приют, данный тебе на кратчайшее время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении кратчайшего срока; обрати все заботы к твоему отечеству, к небу, отнятому падением, возвращенному искуплением; принеси молитву о даровании тебе вечных, духовных, всесвятых, божественных благ, превышающих необъятным достоинством своим не только постижение человеков, но и постижение ангелов. Они, эти блага, уже уготованы для тебя; они уже ожидают тебя. Правосудие Бога, неразлучное с благостью Его, требует, чтоб выяснилось твое произволение принять небесные сокровища, выяснилось твоею молитвою и твоею жизнью.
Придут в недоумение пред величием молитвы Господней все, без исключения, рабы Господни. Десницею Бога рассыпаются божественные щедроты. И самый праведник признает себя недостойным их, а прошение их непозволительным для себя. Тем более недоумение поразит грешника, сознающего себя достойным одних казней. Недоумение это разрешается объяснением, приводящим от недоумения к недоумению. Молитва Господня дарована человекам прежде, нежели совершилось окончательно их искупление; они названы сынами и призваны к правам сынов прежде усыновления, прежде возрождения Крещением, прежде участия в Тайной вечери, прежде обновления Святым Духом. Молитва Господня дарована грешникам 147 . Где действует Бог, там все возможно и все непостижимо.
Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, «да святится имя» Его. В этом прошении человека заключается сознание в греховности, в падении. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. «Да святится имя Твое» в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я – в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом, поработивших себе и держащих в порабощении посредством греха. В душе моей витают помышления и ощущения преступные, смрадные. Входят ли они в нее извне, или рождаются в ней – не знаю; знаю то, что являются невозбранно и властительски, что изгнать их из себя и извергнуть не имею силы. Этими помышлениями и ощущениями прогневляется Бог; их отвращается всесвятый Бог; ими хулится Бог; при них я пребываю чуждым Бога. Мне необходимо очищение! Мне необходимо покаяние! Даруй мне, Отец мой Небесный, могущественное покаяние, которое очистило бы внутренний храм мой от всех нечистот и зловония, соделало бы меня способным принять данное Тобою усыновление, соделало бы меня еще во время моего земного странствования жителем неба. Доселе я пресмыкаюсь по земле. Да внидет в душу мою истинное богопознание! Да освятит оно мой ум, мое сердце, всю деятельность мою: «да святится во мне имя Твое» ( Мф. 5:8 ). Такое значение этого прошения. Желать покаяния и чистоты мы можем; мы можем и должны употреблять все зависящие от нас средства к снисканию их; но приобретение их зависит не от нас. Оно – дар Божий. Мы должны прежде всего молить небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих ниспослал нам дар покаяния, покаянием очистил нас от греховного осквернения, украсил нас блаженною чистотою, которая зрит Бога ( Мф. 5:8 ), которая одна способна к принятию истинного богопознания. «Да святится имя Твое!»
«Да приидет царствие Твое!» «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Какая дивная последовательность в молитве Господней! Этою последовательностью изображается последовательность, постепенность, возвышенная и святая система духовного преуспеяния. После прошения о даровании совершенного богопознания Господь научает усыновленного Богом человека просить, чтоб в душу его низошло Царство Божие. Этого царства Он повелевает просить смиренною, но сильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: «Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя ; в ком святится имя Мое, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим» ( Ин. 14:21 ). «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; аще кто любит Мя , в том будет святиться имя Мое, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). «Да приидет царствие Твое!» Чудное прошение; чудное желание возбуждается прошением; дерзновенная молитва внушается желанием сверхъестественным! И молитва эта исполняется. Исполняется она: служат тому доказательством опыты, являющие исполнение ее. Чему иному приписать великие знамения, которые совершались святыми Божиими, как не тому, что в них пребывал и действовал Бог? Чему иному приписать способность к пророчеству, к откровению тайн, сокровенных в глубине сердец и умов, которая обнаруживалась в святых Божиих, как не тому, что в них присутствовал и ими глаголал Бог, смотрящий на отдаленное будущее, как на настоящее, Бог, для Которого нет тайн? Это засвидетельствовали сами святые. Апостол Павел написал о себе Галатам: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ); написал он к Коринфянам: «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» ( 2Кор. 13:3 ). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения при красных вратах иерусалимского храма, и столпился около апостолов удивленный народ, они сказали ему: «Мужие израильтяне, что чудитеся о сем? или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог-Отец наших, прослави отрока Своего Иисуса» ( Деян. 3:12–13 ). В книге Деяний апостольских читаем поразительное событие: иерусалимские христиане, во исполнение завещания Господня, продавали имущество свое и вносили выручаемые деньги на общее употребление Церкви, в которой по этой причине не было ни одного нищего. Подобно прочим поступил некто Анания с супругою своею, Сапфирою. Они продали принадлежавшее им село, но часть полученных за село денег, с взаимного согласия, утаили. По принятому обычаю Анания принес деньги, как бы в полном количестве, и положил к ногам апостолов, думая обмануть Духоносцев. Тогда святой Петр сказал ему: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому и утаити от цены села? сущее тебе, не твое ли бе, и проданное не в твоей ли власти бяше? что яко положил еси в сердцы твоем вещь сию? не человеком солгал еси, но Богу» . Анания, выслушав эти слова, пал мертвым. Той же участи подверглась и Сапфира, желавшая поддержать действие мужа и принявшая участие в грехе его пред Святым Духом, обитавшим в апостолах ( Деян. 5:1–10 ). Во все века христианства на скрижалях церковной истории записаны опыты, обнаруживающиеся в святых Божиих действиях, превысшие человеческого естества, принадлежащие не человеческому естеству, но Богу, обитавшему и царствовавшему в святых человеках. Говорит преподобный Макарий Египетский: «В тех, которых осияла благодать Божественного Духа и водворилась в глубине ума их, Господь – как бы душа». Опять говорит этот великий между Отцами: «Действие и сила Святаго Духа пребывают в человеке обновленном» 148 .
Ощутивший в себе Царство Божие соделывается чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать, чтоб настало на земле видимое Царство Божие, потребило с лица земли грех, установило на ней владычество Правды. Из этого состояния святой Иоанн Богослов молитвенно отозвался к Господу, беседовавшему с ним в духовном его восторге, обетовавшему прийти скоро для окончательного решения судеб мира: « «Ей, гряди, Господи Иисусе» ( Откр. 22:20 ): земля преисполнена беззаконий, нуждается в очищении и обновлении». Неприготовленный удовлетворительно, видящий свой душевный храм еще в горестной пустоте, без жителя – Бога, просит о противном. Он просит о даровании времени на совершение подвига, подобно тому вертоградарю, который умолял господина, повелевшего посечение бесплодной, таинственной смоковницы: «Господи, остави ю и на се лето, дондеже окопаю окрест ея , отделив ее от истощающих силы ее пристрастий, и осыплю гноем» – смирением и покаянием ( Лк. 13:8 ).
«Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» . Небом названы небожители: ими воля Божия совершается непорочно, неупустительно. К воле Божией они уже не примешивают своей воли! У них уже нет отдельной воли! Воля их слилась воедино с волею Божиею. Над ними исполнилось то, чего испрашивал Спаситель Мира у Бога-Отца для учеников и для всех последователей Своих, человеков: «Не о сих же , апостолах, молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут: Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. да будут едино, якоже и Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино» ( Ин. 17:20–23 ). «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» . Землею названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием «земли» свое сердце, не отделяя и тела от сердца 149 . Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное. Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Это совершенство имеют ангелы. Благоволит Спаситель наш, чтоб и мы, немощные и злосчастные человеки, взятые из земли, странствующие и мятущиеся на земле в течение кратчайшего срока, по миновании его нисходящие в землю, стяжали то, что имеют святейшие небесные духи. Он повелевает нам искать совершенства, еще непостижимого для нас. Ощутивший в себе Царство Божие научается не удовлетворяться этим; он научается не предаваться беспечности и бездействию; научается стремиться к обильнейшему развитию в себе владычества Божественного. Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей! Только волею Божиею может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом; только в воле Божией и при посредстве ее пожелания составных частей человека, принявшие различное, противное друг другу направление 150 , могут перейти от разногласия к согласию, соединиться в одно желание; только оживленная волею Божиею воля человеческая может отторгнуться от земли, вознестись на небо. «Братие , – говорит святой апостол Павел, – аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершени, сие да мудрствуим» ( Флп. 3:13–15 ).
«Хлеб наш насущный дажд нам днесь» . Не о пище гибнущей говорится здесь! «не пецытеся убо, глаголюще, что ямы или что пием, или чим одеждемся» ( Мф. 6:31 ); говорится о пище, подающей жизнь вечную и вечно пребывающей, о пище новой, которую даровал человекам вочеловечившийся Сын Божий, о хлебе жизни, снисшедшем с неба, о хлебе Божием, способном насытить и преподать вечную жизнь всему миру ( Ин. 6:27, 33 ). Слово «насущный» означает, что этот хлеб по качеству своему превыше всего существующего 151 . Величие его и святость бесконечны, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, необъятны, необъяснимы. Хлеб, подаваемый Сыном Божиим, есть всесвятая плоть Его, которую Он дал за «живот мира» ( Ин. 6:51 ). К чудной пище присоединено столько же чудное питие. Плоть Богочеловека дана в пищу верующим, кровь Его – в напиток. Богочеловек не отличался ничем от прочих человеков, будучи совершенным человеком; но был Он вместе и совершенным Богом: по наружности все видели и осязали в Нем человека, по действиям познавали Бога. Подобно этому благоволил Он, чтоб всесвятое тело Его и всесвятая кровь Его были прикрыты веществом хлеба и вина: и видятся, и вкушаются хлеб и вино, но приемлется и снедается в них Тело и Кровь Господа. Нет слов, нет средств, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся причастники тела и крови Богочеловека. Богочеловек изобразил это состояние так: «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается недосягаемая для ума человеческого высота состояния. Ведома она единому Богу: «никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец» ( Лк. 10:22 ), и соединившийся с Сыном воедино, непостижим вполне ни для ближних, ни для себя; удовлетворительно постижим для одного Бога.
По достоинству пищи, по тому действию, которое совершается от вкушения во вкушающих, Господь наименовал Плоть Свою единою истинною пищею, а Кровь свою единым истинным питием обновленного искуплением человека ( Ин. 6:55 ). Обыкновенная пища сынов ветхого Адама, общая им с бессловесными животными, истребляемая пищеварением и не могущая устранять смерти, это «брашно гиблющее» ( Ин. 6:27 ), недостойно наименования пищи, когда явился хлеб насущный, хлеб небесный, хлеб, уничтожающий смерть, преподающий вечную жизнь ( Ин. 6:58 ). «Хлеб наш насущный – так пишется прошение святым евангелистом Лукою – подавай нам на всяк день» ( Лк. 11:3 ). С прошением совмещено заповедание, возлагающее на христиан обязанность, столько ныне упущенную, ежедневного приобщения святым Тайнам. «Сказав «на всяк день» , Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести ни одного дня в духовной жизни. Сказав «днесь» , выразил этим, что его должно вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день недостаточно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем требует, чтоб мы учащали это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека» 152 .
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» . Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, превысшие всякой цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь требует и от нас милости к ближним нашим. Таинство искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над человечеством, как сознав свою греховность, свое падение, свою погибель; как сознав греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав общую, всесовершенную нужду в милости Божией. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление. Ожесточение сердца подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно не впустит в сердце наше божественного дара. Объясняя это свойство искупления и причину условия в прошении, Господь сказал: «аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг памятозлобия, изгонять его при первом появлении, не дозволять ему возгнездиться в душе ни под каким предлогом, как бы этот предлог ни показался праведным при первом взгляде на него. Если допустим действовать памятозлобию – оно опустошит душу, соделает все подвиги и добродетели наши бесплодными, лишит нас милости Божией. Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волею нашею. До того времени нужно особенное собственное усилие к противоборству страсти памятозлобия. Подвигу нашему против этой страсти тайно вспомоществует Бог, останавливая явное вспоможение, чтоб произволение наше выразилось с определенностью. Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатью избранниках Божиих 153 . Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием. Чрез оставление братии долгов их мы привлекаем в себя благодать Божию: удерживаем ее в себе, постоянно оставляя долги ближним нашим.
«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» . Второю половиною прошения объясняется первая. Искушениями называются здесь те истинно несчастные случаи и бедствия, когда мы за наше собственное произвольное стремление к греху предаемся во власть диавола и погибаем, как подвергся этому Иуда Искариотский. «Вниде в онь сатана» , – говорит о нем Писание ( Ин. 13:27 ). Не научает нас прошение отвергать скорби, необходимые для нашего спасения, охраняющие нас от наших страстей и демонов 154 . «Благоволю , – говорит Апостол о тяжких скорбях, которым он подвергался, – благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах о Христе: егда бо немощствую, тогда силен есмь» ( 2Кор. 12:10 ). Попущены были Промыслом Божиим эти скорби Апостолу, как сам он объясняет, чтоб предохранить его от превозношения ( 2Кор. 12:7 ). Господь даровал в удел последователям Своим, на все время земного странствования их, скорби. «В мире скорбны будете» ( Ин. 16:33 ), сказал Он апостолам, а вместе с ними и всем христианам: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы. Якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). «Будете ненавидимы от всех имене Моего ради. В терпении вашем стяжите души ваша» ( Лк. 21:17, 19 ). Вместе с догматами веры христианской святой Апостол Павел проповедовал вселенной, «яко многими скорбми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ). В Послании к Евреям Апостол говорит, что все благоугодившие Богу подвергались наказанию и вразумлению от Господа, что не подвергающиеся им отвержены Богом, как чуждые Ему ( Евр. 12:8 ). «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго!» Не только не попусти, чтоб возобладали нами страсти, посредством которых мы подчиняемся диаволу, но избавь и от того плена, в котором мы находимся у диавола по причине падения нашего! Не попусти нам увлечься греховною волею нашею, исполнением которой мы обманываем и губим себя! Не попусти обольститься мыслями и учениями ложными! Не попусти победиться сребролюбием, славолюбием, властолюбием! Не попусти, чтоб мы поработились сластолюбию и сладострастию в то время, как обилуем земными благами, а малодушию и ропоту, когда мы окружены лишениями! Не попусти нам согрешать! Не попусти, чтоб объяла нас гордость, когда проводим жизнь добродетельную, и не поглотили нас безнадежие и отчаяние при каком-либо преткновении.
Началом молитвы Господней, которым дозволено человеку относиться к Богу, как к отцу, объясняется причина возвышеннейших прошений, составляющих молитву. Сын может просить у отца всего, что имеет отец. И мы в молитве Господней просим Бога, чтоб Он даровал нам Себя в неотъемлемое имущество наше, чтоб Он жительствовал в нас, учредил в нас Свое царство, чтоб мы чрез это взаимно жительствовали в Нем, – царствовали при посредстве Его над всем. Началу соответствует заключение молитвы Господней. На бесконечной благости Божией к человечеству основывается необъятность прошений; на всемогуществе Божием утверждается убеждение в услышании и получении прошений. «Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь» . Такими словами веры запечатлевается молитва Господня! Ими признается и исповедуется единая существенная, всеобъемлющая власть – власть Бога. От исповедания ее христианин делается свободным, как и Господь объявил слепотствующему Пилату, хвалившемуся своею властью над Ним: «Не имаши власти ни единые на Мне, аще не бы ти дано Свыше» ( Ин. 19:11 ). Духовная свобода есть достояние совершенных христиан. О ней сказал Апостол: «идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор. 3:17 ). 155 . Когда откроется пред взорами ума, очищенного покаянием и просвещенного благодатью, всемогущество Бога, тогда могущество и ангелов и человеков нисходит в ничтожество ( 1Кор. 7:21–23 ), тогда верующий и молящийся исповедует великую истину «яко» единому Богу принадлежит «царство, и сила, и слава во веки» .
Молитва Господня не устраняет продолжительного пребывания в молитве: пример и продолжительного и всенощного моления, столько нужного для нас и полезного, подал Сам Господь ( Лк. 11:1, 9:18, 6:12 ). Молитва Господня не соделывает ненужными или излишними прочих молитвословий, принятых и установленных святою Церковью: она составляет собою сущность их; она служит правилом для них; она научает нас, что и в прочих молитвах наших мы должны просить у Бога одних духовных благ 156 . Все молитвы, написанные святыми отцами, употребляемые в святой Церкви, удовлетворяют этому святому требованию: источник всех их – Святый Дух, преизобильно вещающий в молитве Господней. Не благоугодно Искупителю нашему, искупившему нас ценою Своей бесценной крови для блаженной вечности, чтоб мы стужали Ему о чем-либо тленном и временном 157 . Если необходимость заставит приступить к величию Божества с прошением о временной нужде нашей, то совершим это с осторожностью и благоговением, без увлечения и разгорячения, без красноречия, в немногих смиренных словах, заключая молитву предоставлением себя и своего прошения воле Божией. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми одними преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей, заботящихся об одном земном и временном, забывших заботы о вечном 158 . «Молящеся, нелишше глаголите, якоже язычницы , – повелел Господь нам, установляя и даруя нам молитву Господню, – мнят бо, яко во многоглаголании своем услышаны будут. Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» ( Мф. 6:7–8 ). «Ищите прежде царствия Божия и правды его , той божественной праведности, которая вводит в него, и сия вся, все потребности земной жизни, приложатся вам» ( Мф. 6:33 ). Аминь.
Проповедь прошение
Ты должен простить
«снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13)
Омыв грязь с ног Своих учеников, Иисус показал готовность простить их грех еще до того, как они совершили. Это понимает любовь на ее самый высокий уровень. Ты скажешь: «Но здесь я ни в чем не виноват». Иисус тоже не был виновен. Из людей, которые находились в комнате, только Он был достоин того, чтобы ему омыли ноги, но именно Он мыл ноги. Гений примера Иисуса в том, что бремя наведения мостов ложится на того, кто сильнее, а не на слабого. И заешь ли, что происходит? Чаще всего так, а не иначе, если тот, кто прав, вызывается омыть ноги тому, кто неправ, то оба они становятся на колени. Не все ли мы думаем, что мы правы? Следовательно, мы моем ноги друг другу. Пойми следующее: отношения процветают не потому что наказаны виноватые, а потому что невинные милосердны. Милость Христа предшествовала ошибкам Его учеников, и наша милость тоже должна предшествовать чужим ошибкам. Те, кто рядом с Христом, не сомневаются в Его любви, и те, которые окружают нас, не должны бы сомневаться и в нашей любви.
Павел пишет: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32).
Потому что Христос простил нас, мы тоже можем прощать других. Потому что у Него прощающее сердце, у нас тоже может быть прощающее сердце. Когда Христос действительно живет в нас, у нас нет никакой лучшей альтернативы. Существует невообразимая сила в словах: «Я прощаю тебя, я люблю тебя; пойдем вперед». Есть ли кто-нибудь, сидящий за твоим столом, кто нуждается услышать о твоем прощении?
Храни свое сердце
«Наблюдайте, …чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда…» (Евр.12:15)
Слово «наблюдайте» происходит от греческого «епископос», которое означает «смотреть, надзирать, присматривать». (Отсюда происходит слово епископ). Таким образом, ты являешься надзирателем за своим сердцем. Каждый день ты должен отслеживать, направлять и исправлять то, что там происходит. Ты не можешь обвинять других в плохом отношении, в обидах и непрощении. Ты сам несешь ответственность! Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, то зависит от тебя, дашь или нет укорениться горечи. Ты не можешь контролировать то, что делают другие люди, но Бог возлагает на нас ответственность за ту часть, внутреннюю часть, ту, которую можешь контролировать ты. Ты должен решать стоит ли раздражение превращать в гнев, гнев в обиду, а обиду в возмездие.
Павел говорит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15).
По какой причине сорняки размножаются по всему саду? Это происходит, потому что садовник недостаточно быстро выдернул их. Когда твой сад душат сорняки, ты не можешь сказать: «Я не знаю, почему это произошло!» Когда ты внимательно «наблюдаешь», ты увидишь, как они прорастают. Единственный способ освободиться от сорняков, которые враг хочет посеять в твоей жизни, – быть внимательным к состоянию своего сердца. Когда ты встречаешься с пагубной, оскорбительной ситуацией, не позволяй неправильному отношению пустить корни и произвести худой плод. Вместо этого попроси Бога помочь тебе поменять эти разрушительные мысли на милость и прощение к тем людям, которые обидели тебя. Библия говорит: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).
Три препятствия
«И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего» (Ис.57:14)
В библейские времена марафонцы бегали не по гладким дорожкам, но по путям, заполненными препятствиями, о которые бегун мог споткнуться и сойти с дистанции. Вот три препятствия, которые тебе надо иметь в виду, когда ты пробегаешь свой жизненный путь.
1) Отношения непрощения. «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:26). Когда при упоминании чьего-то имени внутри тебя возникает возмущение, остановись и помолись: «Отче, я прощаю его так же, как и Ты простил меня. Какое бы благословение я ни просил для себя, я прошу, чтобы Ты благословил его вдвойне». Когда ты мстишь, ты не допускаешь право Бога проявить милость и разобраться в этой ситуации так, как Ему угодно. Не становись богом. Ты получил милость, передай ее дальше!
2) Нездоровые отношения. Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). На дороге жизни ты должен выбрать себе спутников. Если ты отдаешь свое время тем, кто не заслуживает, ты не имеешь никакого права жаловаться. Будь более избирательным. Избирай себе друзей из тех, кто разделяет твои ценности, понимает Богом данные цели и укрепляет тебя.
3) Нерешительное сердце. Павел пишет: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14). Решительное сердце – это результат подготовленного разума. Вот что отличает победителей от проигравших. Излей свою жизнь в нечто большее, чем личный интерес; посвяти себя цели, которая тебя переживет!
Ходи в прощении
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7)
Немецкий философ Шопенгауэр сравнивал человечество с дикобразами, прижавшимися друг к другу зимней ночью: «чем холоднее становится на улице, тем больше мы жмемся друг к другу, чтобы согреться. Но чем ближе мы становимся, тем больше раним друг друга нашими острыми иглами. И в одиночестве ночи земной зимы мы, в конечном итоге, начинаем отдаляться друг от друга, бродить самостоятельно, и замерзаем до смерти в своем одиночестве». Какое же решение? «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12).
Президент Рональд Рейган понимал это. После покушения на его жизнь в 1981 году, его дочь Пэтти Дэвис сказала: «На следующий день мой отец сказал, что он знал, что его физическое исцеление напрямую зависело от способности простить Джона Хинкли. Показывая мне, что прощение – это ключ ко всему, в том числе физическому здоровью и исцелению, он дал мне пример, такого мышления, какое было у Христа».
Возможно, твои раны уже застарелые: жестокий родитель, измена супруга, рухнувший бизнес. Или, может быть, они еще свежи: не состоявшееся повышение по службе, неоплаченный долг, дети, забывшие о твоем существовании. В любом случае, ты должен принять решение. Преодолеть, или свести счеты. Дать себе исцелиться, или являть ненависть. Отпустить обиду, или возмущаться тем, что было. Обида позволяет всему, что съедает тебя, доесть до конца. Она поддерживает огонь, раздувает пламя и повторяет боль. Задумайся об этом: принесет ли обида облегчение тебе? Если бы ты сегодня стоял у могилы того, кто обидел тебя, почувствовал бы ты освобождение? Сомнительно. «Милостивые …помилованы будут», потому что они испытали еще большую Божью благодать, и прощение – ключ к пониманию этого.
Обильная благодать
«…прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7)
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:21,22).
Но на этом мы не должны останавливаться. Если бы Бог дал каждому из нас только семижды семьдесят случаев прощения, то мы были бы в беде! Ты не можешь истощить свой счет прощений, которые ты получаешь у Бога. Но, когда ты отказываешься прощать других, ты не делаешь то, что сказал Иисус:
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье…» (Матф. 5.25).
Иисус сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:25).
Будь то семь, семьдесят семь, или семь тысяч раз, вы всегда пожнешь то, что посеял (Гал. 6:7). Все мы люди, и когда кто-то ранит нас, мы хотим справедливости. Но Бог хочет, чтобы ты простил грешника, прежде чем тот просит или проявит какой-то признак раскаяния. Значит ли это, что он избежит последствий своих действий? Нет, это просто означает, что ты не несешь ответственности за то, что произойдет, но Бог. Вынашивание обиды иссушает духовно, эмоционально и физически; прощение же дает энергию и освобождает, чтобы двигаться дальше.
Помни, ты получил «…прощение грехов, по богатству благодати Его». Но это приходит с требованием, чтобы ты прощал других!
Когда ты задумаешься о долге, который тебе простил Бог, то по сравнению с этим меркнет все, что кто-либо когда-либо сделал тебе, так ведь?
Ты испытал обильную благодать!
Прости ради своего же блага!
«…прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13)
Одна дама пишет: «Я застала своего мужа с другой женщиной. Хотя он умолял меня о прощении, но я стояла на точке закона, поэтому подала на развод, но дети просили меня не делать этого. Еще два года муж все еще пытался вернуть меня, но я этого не хотела. Он обидел меня, и я хотела отомстить. Наконец он сдался и женился на молодой вдове, у которой было два ребенка, и начал заново строить свою жизнь, но без меня. Все они были так счастливы, и только я была одинокой, несчастной женщиной, которая позволила горечи разрушить жизнь».
Конечно, нет никаких сомнений, что неверность – это неправильно. Но без прощения, что остается? Есть точки, в которых гнев перестает быть здоровой эмоцией, а становится движущей силой. Подобно наркотику, тебе требуются все бóльшие и бóльшие дозы. Как только это происходит, ты все дальше и дальше уходишь от прощения, потому что без гнева у тебя вообще нет энергии. Это то, что движет ненавистью групп и ненавистью экстремистов. Без горечи они не видят смысла существования. Если отнять нетерпимость у расизма, отмщение у зилотов и шовинизм у сторонника гендерной дискриминации, что останется?
«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Горечь смертельно опасна – она убивает твою душу. Так как же ты можешь остановить себя, чтобы не проникла горечь, когда тебя обидят?
а) Посмотри в лицо того, кто обидел тебя, и вместо него постарайся увидеть лицо Того, Кто явил тебе милость тогда, когда ни один человек не дал тебе шанса.
б) Представь день, что пройдет день, неделя, месяц или год, и ты будешь сам нуждаться в милости.
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым.
– Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас?
– Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.
– И не напоминает больше?
– Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.
– Батюшка, как может сказаться на жизни человека непрощение обид?
– Непрощение обид? Да, это есть. Все мы согрешаем – один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный.
А еще сказано так: если ты сделал кому-то доброе дело, то забудь это, а тебе кто сделал доброе дело – запомни это. Можно было бы по этому образу еще так сказать: «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь это».
– Это ключевая вещь. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?
– Молиться! Молиться! То, о чем вы сказали, мы каждый раз вспоминаем, читая Покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» – то есть всегда. И когда это чувство у человека имеется в душе, значит, Господь для чего-то его оставляет. Или же еще нужно каяться. А сколько каяться… Есть такой пример: некто искренне каялся и умучился, и тогда святые отцы стали молиться: «Господи, он так кается, прости его, Господи». – «Я его давно простил, но это ему нужно, чтобы он не забывался».
Сейчас очень часто приходят в Церковь навороченные, прости, Господи. Человек, не успев даже еще встать на стезю правильной жизни, начинает других судить, обсуждать, раздражаться, от кого-то требовать, как раз забывая о своем состоянии, что мы грешные. Почему сейчас и распространено такое явление – печаль.
Я говорю: «Прощаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю», – чтобы человек помнил о грехе и воздерживался от него
Приходят и считают, что исповедовались, назвали грехи – и всё прощено. Нет, еще нет. Тут вопрос особый. Вот на совете духовников епархии говорили об этом, и кто-то сказал очень хорошо: «Я говорю: “Прощаю”, а Господь говорит: “А Я не прощаю”, потому что Господь видит устремление сердца и видит будущее жизни человека. Если человек искренен – да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время: «В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.
Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства. Помните, как святой Сисой Великий ответил на смертном одре? Братия говорит: «Неужели ты боишься смерти?» А он: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Если великие святые так держались за это, то нам тем более это необходимо. Ведь вся беда в том, что у нас сейчас народ устремился в Церковь, в священство, но по канонам – еще отец Кирилл (Павлов) говорил об этом – многих нельзя допускать.
– До Причастия или до священства?
– И до того, и до другого. Но имея в виду милосердие Божие… Как сказал в свое время отец Тихон (Агриков): нет людей недостойных причащения, все достойны, потому что всё равно все недостойны. Но если бы люди, приходя в Церковь, помнили, что они грешные, и это чувство всё время имели в себе, тогда бы они ко многому иначе относились. Кстати, есть момент важный такой, о нем мне сказала одна наша прихожанка, Царство ей Небесное. Она 30 лет была парторгом, но в душе имела веру, а потом она ухаживала за отцом Тихоном Пелихом, который у нас похоронен. Она ему помогала. И вдруг она выдает (где уж она это читала. ), что Господь допускает священников грешных, хотя бы им не полагалось даже священство по их жизни, для того чтобы они были более милостивы к грешникам.
– Вы сказали о чувстве вины у обидевшего и о природе этого чувства. А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое… Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство… Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?
Грех – это небытие. Если мы о своей обиде рассказываем кому-то, мы вновь ее воспроизводим
– Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». – «А что у тебя случилось?» – «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение». Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло – и всё. Грех – это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Есть такой пример у святых отцов: некто вышел из монастыря и впал в грех, потом вернулся, сказал, что ничего не было, и стал дальше трудиться, забыв об этом. И было открыто, что он впал в грех и победил его. Даже так. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.
– Вы очень интересно рассказали про этот процесс. У вас огромный пастырский опыт. А бывало так, что человек, совершив серьезный проступок, об этом очень долго и глубоко думал, переживал, а в дальнейшей своей жизни смог преуспеть в чем-то, достичь каких-то изменений. Такие бывают перерождения? И как часто они встречаются?
– Некоторые отходят от пьянства, от наркомании, от греха блуда. А классический пример – преподобная Мария Египетская. Куда от него денешься! Так изменилась! Но когда некоторые ссылаются на этот пример, я говорю: «Конечно, если с полутора хлебами вы пойдете в пустыню, то, пожалуй, и вам возможно». А то теперь говорят: «Какая разница, в чем я хожу: в брюках или в чем?!» Если можешь, как Мария Египетская, ходить по пустыне или, как Василий Блаженный, по морозу, то тогда можно.
Внутреннее состояние знает один Бог. Но есть такие люди, которые оставляли свою жизнь грешную и начинали вести жизнь другую. Может, не в такой уж полноте, как Мария Египетская. Да и не в Марии Египетской дело. 48 лет была в пустыне. Срок довольно продолжительный.
– Один раз причастилась.
– Самое главное, что она причастилась в тот первый раз. Когда пошла в пустыню, она уже покаялась, и Господь дал ей через Причастие силы совершить подвиг свой. А дальше она уже сподобилась.
– Батюшка, а к каким серьезным физическим или духовным недугам может привести непрощение обиды?
– Непрощение обиды – это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Я читал такой пример: когда в одном месте кладбище переносили, тела перезахоранивали, то одно тело оказалось неразложившимся. Что сделал этот человек?
– Маму обидел.
Непрощение родителей – это страшный грех, а у нас сейчас это легко
– Маму обидел. Это известный пример. Мама эта не могла умереть, пока не простила сына. Она простила, его тело тут же рассыпалось в прах. Непрощение родителей – это страшный грех; у нас сейчас это легко, а это тяжкий грех.
– Батюшка, бывает – и сколько тому примеров! – когда в юности люди относятся к своим родителям немножко легкомысленно, а когда родители достигают преклонного возраста, их отношение к ним начинает меняться.
– Конечно, возможно такое, а если невозможно, то для чего же тогда всё? Как раз и нужно исправлять это. И тем более что самые печальные последствия такого к родителям отношения начинают проявляться в детях. Такая неожиданная картина. Если они не покаются. Непочитание старших – это беда. А она воспитана, как это ни странно, той гипотезой, которую долгое время прививали в школах: что человек произошел от обезьяны. Согласно этой гипотезе, чем дальше вглубь, тем глупее, там вообще скотина.
– На подсознательном уровне это у школьников.
– Совершенно верно. Один человек привел ко мне своего друга, который хотел, чтобы я его дочь окрестил. Давно это было. Говорю: «А вы?» – «Я – материалист». Непонятно, почему тогда пришел. Спрашиваю его друга. Поясняет: «Он не может справиться с дочерью». Тут я все понял. По его философии, он недавно с дерева слез, чего дочь будет его слушаться? Он ведь еще недоразвитый. Всё с точностью до наоборот! Святитель Николай (Велимирович) говорил: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. В конце концов много знают, но ничего не понимают». Это, видимо, так и есть.
– Очень применимо к нашей жизни.
– Батюшка, такой вопрос: как быть, если человек начинает использовать чувство вины в каких-то своих целях, пытается манипулировать им? Например, игнорировать другого. Если такое происходит на работе, то обиженный просто молчаливо отстраняется от своих коллег, если в семье, когда мама хочет проучить сына, то она его словно бы не замечает, или, наоборот, сын хочет проучить родителей и их игнорирует…
– Вот вы уже и дали ответ на ваш вопрос. Что человек делает? Как пишет святитель Николай (Велимирович) в своей замечательной книге: «Все действия свыше, по произволению». А с какой целью? Один духовный отец говорил своим чадам: «Когда нужно смириться, а когда – гордиться». Не потому, что гордиться хорошо, а это нужно в воспитательном смысле. В воспитательном смысле это нужно бывает. Внутренне одно отношение, а внешне-то может быть и другое.
А вообще это с детства всё закладывают. Недавно рассказала моя дочь, у нее девять человек детей, как вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Это как сказал мне отец Серафим, келейник митрополита Нестора: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда всё можешь с ними делать». Эта любовь – то чувство, которое нам нужно очень. Если Господь его дает – хорошо, а если его нет в такой мере, то проси его, а когда дает, расти его. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти… Мы пропадем без любви, пропадем».
– А когда человек в своих целях начинает манипулировать чувством вины другого, как быть?
Грех – скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно!
– Нужно помнить, что есть чистота и есть, к несчастью, нечистота. Поэтому сказано: «Признак сердечной чистоты – это не видеть грехи других». Бог – чистейший Дух, поэтому сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Человек не может увидеть Бога и образ Божий в другом человеке, если будет иметь нечистое сердце. Потому и подвиг всех преподобных заключался в очищении сердца от страстей. Если око твое светло, то тело будет светло, если лукавое – всё тело темным будет. Поэтому вопрос чистоты очень насущный. Почему запрещено даже на исповеди подробно говорить о всякой нечистоте, особенно плотской? Потому что она пачкает душу. Даже когда рассказываешь своему духовнику, это не нужно. Ни в коем случае не нужно воображать то, о чем говорится. Это начинает входить в сознание, в чувства, человек пачкается. Грех как скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно! Есть такое изречение: «Когда мы молимся о других, мы словно елей носим в своих руках». И хотя он вытекает, но руки все-таки в елее. Если мы носим грязь в своих руках, мы пачкаемся в ней. Хоть это и чужая грязь. Пимен Великий говорил: «Если видишь, как брат твой согрешает, не верь глазам своим». Смысл весь в том, что нечистое нужно отбрасывать. И тем более не вспоминать. Почему мы так называемую гласность, которая у нас теперь, не принимаем? Всё вытаскивается, и это считается познанием жизни. Никакое это не познание жизни, а как раз познание того, что не есть жизнь. В том-то и дело, что познание получается вот этого, а познания истины, чистоты почти нет. Михаил Юрьевич Лермонтов блестяще написал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно…
У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах.
А действительность всегда современна.
К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким».
– Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней.