За курение дисциплинарное взыскание

admin

Курение на рабочем месте

Автор: Олеся Федорова

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, — правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения , а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012.)

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку.)

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Читайте еще:  Федеральный закон от 25022011 21 фз

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения.

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне.

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона.

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014.)

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014.)

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013.)

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

— во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

— в то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

— необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

За курение дисциплинарное взыскание

Вопрос: Как наложить штраф на работника за курение в производственном помещении?

Обязан ли работодатель оборудовать места для курения?

Куда должны включаться перерывы на перекуры: в рабочее время или во время отдыха?

Ответ от 14.08.2014 :

Курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, запрещается (п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (далее – закон № 15-ФЗ)). При этом сейчас согласно ст. 6.24 КоАП РФ за курение на отдельных территориях, объектах и в помещениях, где это запрещено, для граждан установлены штрафы в размере от 500 до 1000 рублей. Штрафы за нарушение антитабачного закона уполномочены накладывать сотрудники полиции.

В то же время для работодателя по отношению к работнику такого права не предусмотрено (в ТК РФ вообще отсутствуют нормы, связанные с курением на работе). Тем не менее, работодатель вправе установить запрет на курение на всей подконтрольной ему территории (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ). На практике запрет на курение на работе вводится в локальном нормативном акте, посвященном охране здоровья работников, либо в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Когда соответствующий запрет введен в Правилах внутреннего трудового распорядка, а сотрудник нарушает его, к нему могут быть применены меры согласно ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор. Еще раз обратите внимание: положения указанной статьи не предусматривают возможности для работодателя самостоятельно вводить и взыскивать с работников штрафы за нарушение установленных в организации запретов.

Если Правила внутреннего трудового распорядка нарушаются неоднократно, то, помимо замечания и выговора, сотруднику-нарушителю грозит увольнение. Расторжение трудового договора в данном случае происходит по инициативе работодателя за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей 1 , подробнее об этом см. в «Справочнике кадровика».

Таким образом, к работнику, нарушающему запрет на курение на территории работодателя, можно применять дисциплинарные взыскания по ст. 192 ТК РФ, вплоть до увольнения. А вот штрафовать за такое нарушение работодатель не вправе.

Отметим, что, помимо запрещающих мер, направленных на прекращение потребления табака работниками, эффективны и меры стимулирующего характера (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ). В частности, некоторые организации устанавливают специальные премии для сотрудников за их отказ от курения. Причем указанные выплаты при должном документально оформлении можно целиком списывать в расходы в целях налогообложения прибыли организации (подробнее об этом см. консультацию).

1 Соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, включая установленный в организации запрет на курение, – это обязанность сотрудников, а не их право (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Нарушая этот запрет неоднократно, работник фактически ненадлежащим образом исполняет свои обязанности.

Как задать вопрос

Правомерность наказания за курение во время работы

Сколько бы ни говорили о вреде курения, люди, даже понимающие, что ничего хорошего в этой привычке нет, редко решаются отказаться, ссылаясь на то, что сигарета помогает успокоиться, расслабиться, сосредоточиться с мыслями, и прочее.

Это по – большому счету дело сугубо личное любого взрослого человека, чаще всего осознающего, что все оправдания являются лишь отговорками и никотиновая зависимость является одним из проявлений человеческих слабостей (как наркомания или алкоголизм), нужна лишь сила воли, чтобы отказаться от курения.

Все бы было ничего, если бы не страдали окружающие, которые, даже не куря, вынужденные дышать табачным дымом, когда курят другие.

К сожалению, сколько не ведется пропаганды за здоровый образ жизни, курение остается весьма распространенной привычкой, несущей вред, как самому курильщику, так и окружающим.

Чтобы по возможности ограничить воздействие дыма сигарет на людей, которые не пристрастились к никотиновой зависимости, законом установлены правила, запрещающие курение:

  1. в помещениях и на территориях образовательных заведений (детских садов, школ, высших учебных заведений, спортивных клубов и прочих местах);
  2. в медицинских учреждениях и прилегающих территориях, в том числе оказывающих услуги санаторно-курортного лечения и предназначенных для реабилитационного периода;
  3. в транспорте (в том числе поездах и на судах дальнего плавания);
  4. в торговых точках и помещениях, оказывающих услуги населению;
  5. непосредственно выполняя должностные обязанности, находясь на работе и рабочих зонах;

и прочих общественных местах.

Многие курильщики считают, что ограничивают их права и свободы, забывая при этом о праве некурящих людей дышать свежим воздухом, а не табачным дымом.

Остановимся подробнее, отвечая на вопросы о правомерности действий работодателей, борющихся с заядлыми курильщиками, нарушающих нормы закона.

Законодательные нормы

21 июня 2001 года Государственная Дума приняла ФЗ № 87, ограничивающего права курения табака и принятию соответствующих мер.

В связи с вступлением в силу 23 февраля 2013 года нового ФЗ № 15, не только запрещающего курение в общественных местах, но и конкретно защищающего граждан от воздействия табачного дыма, заботясь об охране здоровья, на основе норм Конституции, ФЗ № 87 утратил свою силу.

Сегодня закон ФЗ № 15 действует с внесенными в него изменениями и дополнениями от 28 декабря 2016 года.

Читайте еще:  Что делать если пришел штраф на чужую машину

Основными принципами данного законодательного акта, в соответствии со ст. 4, являются:

  1. защита здоровья граждан от воздействия на их организм табачного дыма;
  2. профилактика и возможное предупреждение развития болезней, связанных с дыхательными органами и как следствие получение инвалидности, смерть в раннем возрасте.

Человек проводит на работе значимую часть времени и обязанность любого работодателя, вне зависимости от формы собственности предприятия создать нормальные условия для работы, соблюдающие нормы охраны труда и здоровья своих подчиненных.

В соответствии с требованиями ст. 10, работодатель, в сфере организации охраны здоровья своих подчиненных от воздействия дыма сигарет, может:

  • разрабатывать мероприятия, доводящие до сведения работников вред от курения и влияния на остальных окружающих запаха табачного дыма;
  • для обеспечения прав некурящих сотрудников в благоприятной среде жизнедеятельности запретить курение, как в помещениях, так и на территории предприятия.

Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности руководителей, нарушающих требования правовых актов в сфере труда.

Охрана здоровья работающих граждан и создание соответствующих условий – одна из основных обязанностей работодателя.

Также курильщики могут непроизвольно (не затушив до конца сигарету) стать виновниками пожара.

Привлечение к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрено ст. 20. 4 КоАП РФ.

Также могут применяться административные меры наказания в соответствии с нормами ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарных норм, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие работников.

Организация мест для возможности курения

Законодатель, обязывая работодателя ввести запрет курить на рабочих местах, в то же время ничего не говорит о создании мест, где заядлые курильщики, находящиеся в никотиновой зависимости могут удовлетворить свои потребности, перекурив.

При этом понятно, что курящий человек, не желающий бросить курить будет искать укромное местечко, где сможет покурить.

Работодатель, идя на встречу своим работникам, поскольку приверженность к курению не говорит о деловых качествах человека и его добросовестности в исполнении служебных обязанностей, может обустроить специальные места для перекуров.

  • на территории предприятия специальные беседки, навесы с рядом стоящими урнами;
  • в помещении комнаты со специальными вытяжками.

Таким образом, хоть как то начальник может контролировать местонахождение сотрудника, отлучившегося в рабочее время, чтобы покурить.

Трудовым законодательством не предусмотрено предоставление времени для курения, то есть дополнительного перерыва от выполнения непосредственных должностных обязанностей, в отличие от обязательных перерывов от получаса до двух часов (в зависимости от специфики производства) для приема пищи.

В то же время, на усмотрение руководителя, имеющего права устанавливать правила внутреннего распорядка и порядок производственного процесса, можно внести пункты, разрешающие перекур в специально отведенных местах в установленный временной промежуток, либо только в обеденный перерыв.

Места для курения должны быть обозначены специальными графическими знаками, не забывая еще раз напомнить, что курение вредит здоровью.

С другой стороны, никто не запретит работодателю считать самовольное отлучение в рабочее время для перекура нарушением трудовой дисциплины.

Важно помнить, что обустройство мест курения и предоставление времени для перекуров не является его обязанностью, причем отдельные категории работ, связанные с непрерывным циклом производственного процесса исключают возможность сотрудника отлучаться (в том числе и для перекура).

Имеет ли право работодатель взыскать штраф с курильщика?

Нормами ст. 23 ФЗ № 15 установлено право, привлечь нарушителя догм о курении в общественных местах к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой ответственности.

Притом, что служащие правоохранительных органов имеют право оштрафовать нарушителя, курящего допустим на детской площадке или остановке городского транспорта, других местах массового скопления людей, нормами трудового законодательства, регулирующего трудовые правоотношения, такого права работодателю не дано.

Материальная ответственность, когда работодатель может взыскать с сотрудника часть заработной платы, наступает лишь в случаях предусмотренных ТК РФ, если в результате виновных действий (бездействия) имуществу предприятия был нанесен вред или организация понесла убытки.

Понятно, что от курения материального ущерба прямого не причиняется, хотя может сказаться на производительности труда.

Привлечение к ответственности

Несмотря на то, что за курение на рабочем месте, работодатель не имеет права взыскать с работника штраф, ничто не мешает в установленном порядке возложить дисциплинарное взыскание – сделать замечание или объявить выговор за частые отлучки с непосредственного рабочего места и несоблюдение дисциплины труда.

Кроме того, Положениями о премиях, утверждается круг лиц, не имеющих права на получение стимулирующих и поощрительных выплат в период действия дисциплинарного наказания.

Таким образом, курильщик будет наказан и материально.

Наличие нескольких взысканий позволит беспрепятственно руководителю прекратить трудовые отношения с нарушителем трудовой дисциплины.

Если в правилах внутреннего распорядка, закреплено право на перекуры в специально отведенных местах в определенное время, нарушителя можно уволить за их несоблюдение или нарушение правил противопожарной безопасности.

Кроме того, в соответствии с нормами административного законодательства, к работодателю, на территории предприятия которого курят где кому захочется, применяются штрафные санкции.

За курение могут уволить

«При приеме на работу мне было четко сказано: работаешь, пока не выйдешь замуж и не соберешься рожать. Как только — так сразу напишешь заявление», — рассказала «РГ» бывшая сотрудница одной из компаний. Действительно, девушке пришлось спустя пару лет уволиться.

«У нас ввели дурацкий дресс-код. Ну, ладно, форменные юбки и жилеты — это еще можно пережить. Но вписали нам в договор требование носить ярко-оранжевые колготки. И ведь носили, куда денешься! Хорошо, что через пару месяцев запасы их иссякли, а новые фирма закупать не стала. Честно сказать, мы их нарочно рвали», — поделилась молодая сотрудница другой солидной компании.

«А у нас ввели электронные пропуска, и теперь за двухминутное опоздание делают автоматические вычеты из зарплаты», — говорит еще один собеседник «РГ».

Работодатели, особенно если топ-менеджеры в фирме молодые, креативные, насмотревшиеся разных разностей на зарубежных стажировках, нередко привносят на нашу российскую почву всевозможные «новации». Ну и что, что в некоторых японских корпорациях все сотрудники перед началом рабочего дня дружно поют гимн родной компании? Это же вовсе не значит, что и нам всем надо повсеместно «внедрять» подобные методы для сплочения коллектива.

Определенные требования к работникам работодатель, конечно же, может вводить. На то и существуют правила внутреннего распорядка. Допустим, та же униформа (или дресс-код, если выражаться на новоязе) давным-давно существует и в России — у железнодорожников, в авиакомпаниях. Прижились требования типа «черный низ — белый верх и сбоку хитро завязанный платочек» и в банках.

Во всех перечисленных случаях введение стандарта в одежде оправдано — когда работаешь с людьми, и обеим сторонам удобно, если тебя легко узнать «по одежке». Только вот чтобы это требование было в рамках закона, во-первых, оно должно быть прописано в правилах внутреннего распорядка и включено в текст трудового договора. А во-вторых, снабжать форменной одежкой (включая те же оранжевые колготки. ) своих работников должна фирма. И никаких вычетов из зарплаты.

Что касается требования не иметь «беременного» живота, держать вес, не носить бороду (случается в компаниях и такая экзотика!) — это уже входит в прямое противоречие с трудовым законом. Более того, за несоблюдение дресс-кода наказывать работника не имеют права. Потому что ТК предусматривает взыскания за ненадлежащее выполнение обязанностей, а вовсе не за «ненадлежащий» внешний вид. Неправомерно и штрафовать работников. Ни за какие провинности.

— Что касается применяемой на некоторых предприятиях системы штрафов (снижения зарплаты, например, за опоздания, за несоблюдение дресс-кода и т.д.), — это однозначно незаконно, — пояснили «РГ» в Роструде. — В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК работодатель может применять только три вида дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; увольнение. Этот перечень является исчерпывающим и обязательным для соблюдения всеми компаниями, за исключением отдельных категорий работников (военнослужащие, госслужащие и др.).

Другая картина с недавних пор с курением. С июля вступил в силу антитабачный закон. Он запретил курить на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Например, в медицинских, учебных зданиях и на прилегающей к ним территории курение запрещено однозначно.

Правда, закон допускает и некоторые послабления. Так, собственник имущества (проще говоря, здания) или уполномоченное им лицо, управляющее этим имуществом, может принять решение и разрешить курить в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, оборудованных вентиляцией. Собственнику, идущему навстречу курящей части коллектива, придется изрядно потратиться на мощную вытяжку. Закон требует, чтобы в «курилках» соблюдались гигиенические нормативы по содержанию в воздухе следов табачного дыма.

Совсем строгий подход, кстати, тоже в рамках закона: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставлено право устанавливать полный запрет на курение на территориях и в помещениях. Так что все зависит от доброй воли начальства.

Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:

Для работников администрация вправе применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение курения. Полный запрет, как и поощрительные меры, оформляется локальным нормативным актом (например, правилами внутреннего трудового распорядка), с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

За нарушение требований антитабачного закона предусматривается в том числе и дисциплинарная ответственность (ст. 23). Это означает, что за курение в неустановленных местах на территории работодателя работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. На основании ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса работодатель имеет право применять три вида таких взысканий: замечание, выговор и увольнение. А вот штрафовать работника и в этом случае закон не разрешает. Налагать штраф работодатель не вправе, поскольку такая мера дисциплинарной ответственности в Трудовом кодексе просто не предусмотрена. Перечень видов дисциплинарных взысканий исчерпывающий, и пересматривать его пока не планируется.

Читайте еще:  Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза вопросы эксперту

Запрет на курение на рабочих местах и в рабочих зонах

С 1 июня 2013 г. установлен запрет не только на курение на рабочих местах, но и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Поскольку речь идет о запрете курения в закрытых помещениях и зонах, получается, что курить, например, на своем рабочем месте или в рабочей зоне на открытой строительной площадке работник вправе.

Рабочее место — Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ);

участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом могут являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21).

При работе с компьютером минимальная площадь рабочего места пользователя составляет 4,5 кв. м (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.2.2.2 «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).

Рабочая зона — Пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников. На постоянном рабочем месте работник находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом является вся рабочая зона (п. 2.28 Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. N 5804-91, Приказ Роспотребнадзора от 22.12.2009 N 754 «Об утверждении Инструкции»)

С 1 июня 2013 г. работодатели вправе устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 15-ФЗ). В отношении юридических лиц прямо разрешено курение только на судах дальнего плавания в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции, но при условии наличия решения владельца судна или уполномоченного им на это лица (п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). При этом в Законе N 15-ФЗ нет прямого запрета на оборудование специальных курительных мест на работе в обычных организациях (ст. 10 Закона N 15-ФЗ).

Поэтому с 1 июня 2013 г. работодатели имеют право (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

— или полностью запретить курение табака на своей территории и в своих помещениях;

— или ограничить курение специально выделенными и оборудованными местами в изолированных помещениях и/или на открытом воздухе.

Принятый организацией порядок борьбы с курением должен быть зафиксирован в отдельном приказе, правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актах (например, в положении об оплате труда и премировании).

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака утв. совместным Приказом Минрегиона России и Минздрава России от 31.07.2013 N 321 (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утв. Приказом Минздрава России от 30.05.2013 N 340н (ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Документ представлен на регистрацию в Минюст России (Письмо Минздрава России от 06.06.2013 N 09-01/6102).

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ ( ст. 23 Закона N 15-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность работников

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей организация вправе применить к нему дисциплинарные взыскания ( ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Значит, работодатель имеет право сделать замечание или объявить выговор работнику, который курит (при полном запрете курения), в т.ч. в неположенном месте или в неположенное время (при наличии специального места и установленного времени перекуров).

Что касается такого вида взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ), как увольнение, то уволить работника можно только при наличии очень веских оснований, к которым сам факт наличия у работника вредной привычки не относится (ст. 192 Трудового кодекса РФ). Трудовой кодекс РФ не содержит непосредственно такого основания увольнения, как увольнение в связи с тем, что сотрудник курит. Ведь это личное пристрастие человека, не имеющее прямого отношения к трудовым обязанностям.

В то же время работника можно уволить за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности.

При этом надо помнить, что ряд работников нельзя уволить за дисциплинарный проступок, даже если для этого есть соответствующие основания, в частности беременных женщин (ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса РФ), члена профсоюза — без учета мнения профсоюза (ч. 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ), несовершеннолетнего сотрудника — без согласия трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 Трудового кодекса РФ).

Административная ответственность организаций

и должностных лиц

Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены новые ст. ст. 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий.

Работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

Специалист-эксперт правового отделения УМВД России по г.Липецку В.А. Волкова