Диалог как оформить в тексте

admin

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Диалог как оформить в тексте

Знаки препинания при прямой речи

§ 47. Прямая речь после авторских слов

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:

…Никита, поклонясь в землю, сказал:

2. Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется внутренняя речь, невысказанные мысли: Смотрю вслед ему и думаю:«Зачем живут такие люди?» (М.Г.); «Что-то в ней есть жалкое всё-таки», — подумал я (Ч.).

3. Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эха): «Ау, где вы?» — громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаём последние известия».

Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация — тире между репликами (см. § 51).

4. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают: Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен; Почему же это происходит?спрашивает газета.

5. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. На пример: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.); Лёжа на тюке и плана, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Ч.); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди — ещё летит… Лезь под вагоны…» (А.Т.); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.).

6. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).

Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:

а) Он глянул с усмешкой:

— Ничего, до свадьбы заживёт.

б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:

в) Мать нахмурилась:

— Опять двойку получил?

г) Все ужаснулись:

— Неужели это правда?

д) Старик рассердился:

— Немедленно уходи отсюда!

е) Дети побежали навстречу матери: — М а м а !

ж) На этот раз он обозлился:

— Больше ни грамма не получите!

з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:

Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось. » (Эр.)

Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).

2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:

а) Никому не хотелось уходить.

— Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.

б) Мои слова его явно смутили.

Значит, ты мне не доверяешь?

в) Другого выхода у него не было.

— Я принимаю ваши условия.

г) Брови матери нахмурились.

— Я не разрешаю этого делать.

д) Глаза маленького машиниста заблестели.

е) — Замечательная! Отремонтировано на славу!

Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:

Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.

— Запишите подробно мои замечания, — сказал он спокойным голосом.

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», — думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» — сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).

То же при оформлении прямой речи с абзаца:

Лесть и трусость — самые дурные пороки, — громко промолвила Ася (Т.);

Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? — перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);

Скорей, скорей в город за лекарем! — кричал Владимир (П.);

Спи, внучек, спи… — вздохнула старуха (Ч.).

1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось»так говорил ум; «Случилось» — так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» — так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» — вот что он сказал мне на прощание.

То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» — эта народная мудрость передаётся из века в век.

2. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:

Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.

§ 49. Авторские слова внутри прямой речи

1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, — заявил Чапаев,а не с бумажками возиться» (Фурм.).

1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили,продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет,промолвил Ермолай,дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте разрыва стояло бы двоеточие.

3. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан,напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка,покачал головой Воропаев. — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

4. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой?прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)

5. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — начинается с прописной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, — не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… — сказал Морозка угрюмо.Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю,отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: — Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов

Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая, тире или запятая и тире (по условиям контекста):

а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А.Т.) — запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь; …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Леск.) — запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь; Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (Куд.) — запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но; Приехав на дачу в большой компании… брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Сим.) — запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении;

Читайте еще:  Приказ график сменности образец

б) …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками»и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Т.) — тире перед союзом и при однородных сказуемых; Тут уж он и совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…»и заплакал вдруг (Дост.) — тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь; На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.) — тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь; И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче (Ч.) — тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь; Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» две реплики, разделенные неповторяющимся союзом или;

в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать»,«Да, недурно», — отвечал он обыкновенно (Г.); Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», — «Ступай», — говорил он (Г.) — запятая и тире разделяют две реплики разных лиц, находящиеся внутри авторских слов.

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишьсяни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, выражение, надпись и т. п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…» (П.); Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «МоскваВладивосток»; Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

§ 51. Знаки препинания при диалоге

1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:

Значит, немец спокоен?

Да, но не очень часто (Каз.).

2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.).

3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается:

«Не видать?» — повторил барин. «Не видать», — вторично ответствовал слуга (Т.);

«Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», — ответил Старцев (Ч.);

«Разрешите идти в первую роту?» — сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, — сказал Сабуров. — Я тоже скоро к вам приду» (Сим.).

4. Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

Ничего вы не просили.

…хотя бы минуту внимания.

5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

Лыняев. Как «ничего»?

Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.);

Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.).

Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». — «Как это „будете свободны“? Ведь у меня каждая минута на учёте»; «Верьте, вы мне по-прежнему дороги». — «Ваше „дороги“ совсем неуместно», — рассердилась она.

Если же повторяющиеся в последующей реплике слова нe воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются:

Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) — первое увы — повторение слова из чужого текста, второе — слово из своего текста.

6. Особая форма построения диалога выражается в том, что в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания — главным образом вопросительный и восклицательный знаки:

а) — Я не буду отвечать.

А что вам даст это?

Ничего не даст. Всё узнаем.

б) — Ты спятил, — сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение.

Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов»[17] (ср. § 2, п. 6 и § 3, п. 7).

§ 52. Абзацы при прямой речи

1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то оно обычно начинается с абзаца:

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

Взял Жилин шест и говорит:

Снеси на место, Дина, а то хватятся,прибьют тебя (Л.Т.).

Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

— Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

2. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу, идущий после авторских же слов, следующих за прямой речью, выделяется в новый абзац:

Ну, я очень рада, — сказала жена, — так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. — И она пошла одеваться.

Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

Но если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь (соединительным или присоединительным союзом), то он в новый абзац не выделяется:

Когда? — воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, — и выехал со двора (Л.).

3. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу и непосредственно следующий за прямой речью, начинается с абзаца:

Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

4. Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

Не получается что-то у меня с проводом, — ответил мастер. Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново.

Но если в тексте от автора описывается действие говорящего лица, то и авторский текст, и последующая прямая речь выделяются в абзацы:

Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

— Вот это и есть другой вариант, — сказал он.

В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором — слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! — (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

(Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) — Теперь мы квиты (Л.).

В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

5. Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

…Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

«Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

…Путешественник начал свой рассказ:

Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?»

А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

а) …Путешественник начал свой рассказ:

Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

Придётся на некоторое время задержаться.

Почему? Что-нибудь случилось?

В горах произошёл обвал.

Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы. Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

б) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?» — «В горах произошёл обвал». — «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» — «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

6. Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?»

Но если авторские слова стоят в середине или в конце такой прямой речи, то она дается с абзаца; ср.:

а) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь, — подумал он, — какого-нибудь подвоха?»

б) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» — подумал он.

7. Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

Работа нашей экспедиции проходила так, — начал свой рассказ учёный-геолог. — Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

Таковы предварительные результаты экспедиции.

§ 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах

1. Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:

Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)

2. В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:

Нина Смерть, смерть! Он прав — в груди огонь — весь ад.
Арбенин Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)

3. Реплики автора перед началом каждого отдельного действия пьесы (обычно набранные более мелким шрифтом без абзаца) в скобки не заключаются; последнюю строку выключают посередине:

Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.

Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)

4. В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:

Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.

Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)

5. Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:

а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)

б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)

Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:

Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.

6. В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:

А р б е н и н (прислушивается)

Лжёшь! Он тут
(показывает на кабинет)
И, верно, сладко спит: прислушайся,
как дышит.
(В сторону.)
Но скоро перестанет.

С л у г а (в сторону)

Он всё слышит… (Л.)

7. Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…

Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)

8. Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:

С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.

На кухне раздаётся стук посуды.

Читайте еще:  Приставы не могут заставить платить алименты

Вот и ужин нам приготовлен.

Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.

В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)

9. Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:

1-й п о н т е р Иван Ильич, позвольте мне поставить.
Б а н к о м е т Извольте.
1-й п о н т е р Сто рублей.
Б а н к о м е т Идет.
2-й п о н т е р Ну, в добрый путь. (Л.)

Правила оформления прямой речи и мыслей

Введение
Многие из нас на этом ресурсе не только любят читать фанфики, но и сами их пишут. Притом далеко не все делают это грамотно. Конечно, для того, чтобы исправлять подобные недочёты, существуют беты и гаммы. И, контактируя с большинством из них как консультант, их личная бета, проверяющий или простой читатель, заметил, что практически никто не знает, как правильно оформляются прямая речь и мысли. Где ставятся точки, а где запятые? Когда писать с большой буквы, а когда с маленькой? Что пишется внутри кавычек, а что за их пределами? Столько вопросов… и почти ни одного правильного ответа со стороны. Конечно, для тех, кто заинтересован в качестве своей работы, не составит труда заглянуть в Википедию или на любой другой ресурс, где имеются необходимые сведения. На худой конец уж можно просто посмотреть любую художественную литературу и обратить внимание на то, как там оформлены диалоги. Если повезёт, там же встретится и оформление мыслей.

Но, к великому сожалению, в настоящее время люди очень ленивы и, как выражался мой тренер, ждут, когда им всё поднесут на блюдечке с голубой каёмочкой. Конечно, быть таким «доставщиком» согласится далеко не каждый, но, признаюсь честно, меня настолько достало каждый раз из той или иной переписки выкапывать одну и ту же информацию и пересылать её каждому второму автору, что решил написать статью, которая мирно будет лежать и ждать своего часа. А может, она пригодится мне не только для работы, но и кому-то, кто случайно на неё наткнётся. Что ж, это всё рассуждения, но пора приступить к делу: приоткрыть завесу тайны оформления диалогов и мыслей. Для наглядности в статье приведены примеры, ведь читать сухую теорию не особо интересно, да и запоминается всё не так хорошо.

Оформление диалогов. Часть 1
Наверное, в девяноста пяти процентах всех нынешних фанфиков (а то и больше) присутствуют разговоры между персонажами, но, как я упомянул ранее, правильное оформление встречается редко. Несмотря на то, что в школе несколько уроков уделяют этой теме, всё равно она сильно западает как у авторов, так и у большинства бет.

1. Тире и пробел.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, — это пробелы. Большинство их упорно игнорирует, либо не ставя во всём тексте, либо, что встречается намного чаще, тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. Так какой же вариант является правильным? Ответ очень прост. После каждого тире ставится пробел. Также перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Но, скажу вам по секрету, пробелы ставятся после всех знаков, кроме дефисов (не путать с тире).

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

Как вы можете видеть, пробелы стоят после каждого тире и перед всеми, кроме первого. Предложение специально брал посложнее, чтобы наглядно рассмотреть эту вредную «чёрточку» со всех сторон.

2. Знаки препинания и строчные или заглавные буквы.

Если с пробелом особых проблем не возникнет, то знаки препинания — полнейший парадокс. Больше всего возникает путаницы с точками и запятыми. Почти всегда автор ставит точку, что в большинстве случаев неправильно. Да, отрицать не буду, она ставится, но настолько редко. Но пойдём по порядку:

• Запятая и строчная буква.

Как нам говорили на уроках русского, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. А, вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. То есть, по идее, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

— Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, в левом ухе белый крест, — перечислял признаки юноша, загибая пальцы и наматывая круги по комнате, бросал взгляд на коллег.

— Что бы ты ни делал, моё мнение не изменится, — Каролина хмыкнула, отвернувшись и гордо задрав нос.

Думаю, на примерах всё и так понятно, но всё же поясню: если убрать тире, которые показывают, что это прямая речь, мы получим обыкновенное сложное бессоюзное предложение. Второе же предложение специально приведено для того, чтобы было понятно, что запятая ставится, даже если идёт имя собственное — в данном случае имя героини.

• Точка и заглавная буква.

Как я уже сказал ранее, точка ставится очень редко. Точнее будет сказать: существует только один случай, в котором её можно употребить. Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка. То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

• Вопросительный знак и строчная буква.

Понятное дело, что все персонажи не могут просто говорить друг другу сухие факты. Они обязательно интересуются какими-то вещами и задают вопросы. Даже для того, чтобы узнать погоду или дорогу, не говоря уже о каких-то более сложных ситуациях. С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

— Точно? — пристально смотрящие голубые глаза, казалось, видели его насквозь.

— И что вы натворили на этот раз? — Илларион уже не удивлялся выходкам близнецов.

Опять же приведены два случая: стандартное вопросительное предложение со словами автора и вопросительное предложение, после которого слова автора начинаются с имени персонажа.

• Восклицательный знак и строчная буква.

Также иногда персонажи могут говорить на повышенных тонах. Например, они счастливы, сердятся или кричат. Соответственно, чтобы показать их эмоции, запятой или вопросительным знаком тут делу не поможешь. Нужны восклицания. С ними ситуация аналогичная: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

— Дурак! — вне себя от ярости прокричала она, стремясь зонтом избить надоевшего за много лет парня.

— Вот повезло! — Серафим буквально светился от счастья.

Думаю, в комментарии нет особой нужды, так как примеры достаточно ясно всё показывают.

• Многоточие и строчная буква.

Также среди остальных знаков реже, но всё же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком всё обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

— Вот это вы влипли… — как-то отстранённо ответил он.

— Не везёт… — Тристан с грустью потирал щёку, провожая взглядом уходящую подругу детства.

Приведённые примеры опять же всё прекрасно поясняют, что в комментариях автора не остаётся никакой нужды.

Следующая часть будет также посвящена разбору диалогов, но в них будут рассматриваться ситуации, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи, что порой вызывает ещё большие затруднения.

Оформление диалогов. Часть 2
Если в предыдущей части всё не так сложно и думать надо только над тем, какой знак поставить и с какой буквы начать писать, то здесь обстоят дела намного интересней. Слова автора, стоящие внутри прямой речи — головная боль многих. Тут уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и снова могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Первый случай.

Самый первый случай, который я хотел бы рассмотреть, — персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам. В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

— Знаешь, — он тяжело вздохнул, прикрывая глаза, — меня так достали все эти выходки Лины.

— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

В данном случае вполне хватило и двух примеров: повезло, что нашлось предложение, в котором сразу и слова автора, и продолжение речи начинаются с большой буквы. И хотел бы как раз пояснить, что, убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

• Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Второй случай.

Не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. А может, этого просто требует текст, и, следовательно, опять возникает вопрос о постановке знаков. Могу только сказать, что данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

— Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

— Ну… — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

— Тогда… — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

В приведённых выше примерах рассматриваются все три случая возможного написания. Хотя, думаю, комментарии здесь не требуются.

• Повествование. Слова автора между двумя предложениями.

Теперь, когда разобраны два самых, на мой взгляд, затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начну с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

— Я не Бог и не судья, я только исполняю их волю и остаюсь верен своей клятве, — пояснил Илларион, глядя на удивлённую девочку. — Так что не держи зла, Лин.

— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

Ну, тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора. Ничего очень сложного не появилось.

• Вопрос. Слова автора между двумя предложениями.

Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых в первой части. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

— Ил, не хочешь их коллекционировать? — поинтересовался Серафим, продолжая смотреть на поблёскивающее кольцо в руках друга. — А потом можно ведь и продать.

— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

Как видите, ничего сложного здесь нет. Рассмотрены случаи, когда второе предложение и вопросительное и повествовательное. Да и комментировать, по сути, нечего.

• Восклицание. Слова автора между двумя предложениями.

И в этом случае повторяется проговоренная несколько раз ситуация. После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Ил! — не прекращали кричать близнецы, теребя парня за рукав. — Мы не виноваты!

— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

Опять же на примерах всё вполне ярко показано, что дополнительных комментариев не требуется.

• Многоточие. Слова автора между двумя предложениями.

Ну и последний пока не рассмотренный знак препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях, да и мне порой приходится как следует подумать, чтобы не допустить ошибку. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Эх… — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

— Ты достал… — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

Читайте еще:  Экспертиза телефонов в нижнем новгороде

Думаю, что примеры снова всё хорошо пояснили и подтвердили теорию, написанную перед ними. Мне, в общем-то, больше и комментировать нечего.

• Двоеточие. Знак после слов автора.

Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если на протяжении всей этой части я рассматривал только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, следует упомянуть и двоеточие. Знак, однако, вызывает не меньшие затруднения, чем точка из предыдущей части. Так почему же ставится двоеточие? Ответ достаточно простой. Если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, а предложение пишется с большой.

— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну… ты, Ил, не расстраивайся так.

Пример хоть и большой, но содержит необходимый знак препинания. Думаю, что повторных разъяснений здесь не требуется.

Теперь, пожалуй, с чистой совестью я могу сказать, что прямая речь и диалоги полностью разобраны. Следующие на очереди мысли.

Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей. В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

• Знак препинания внутри кавычек.

Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

• Знак препинания за пределами кавычек.

Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

• Слова автора внутри мыслей персонажа.

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности. »

«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

• Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил.

Что ж, надеюсь, вся теория подана грамотно и предельно просто, а примеры подтверждают всё, что я хотел донести. Надеюсь, что каждый прочитавший примет их к сведению и не будет больше допускать разных глупых ошибок, связанных с оформлением. Да и мне жить проще: не придётся каждому автору, попросившему проверить текст, писать одно и то же. Оно уже написано.

В завершение статьи могу только пожелать всем творческих успехов и понадеяться, что этот материал вам пригодится.

Дополнение. По вопросам читателей
Позвольте поприветствовать всех ещё раз.

Так уж вышло, что тема оформления прямой речи и мыслей — штука сложная. Даже автор статьи не сразу уловил все её нюансы, что послужило основной причиной появления статьи-дополнения. Как оказалось, и в этот раз собрать абсолютно все сведения не вышло. Периодически в комментариях мелькают разные довольно интересные вопросы. Часто они повторяются, так как не каждый располагает временем и желанием выискивать ответы среди прочей информации. Мне же в своих ответах приходится повторять одно и то же, что, в общем-то, надоедает. Дабы облегчить всем задачу, спустя немалое количество времени я решил добавить к статье ещё одну часть с ответами на возникающие вопросы немалой важности.

1. Откуда взялось правило про точку и большую букву? Уж не проделки ли это безграмотных редакторов?

Нет, уважаемые, грамотность редакторов к этому непричастна. Долгое время моим главным источником ответа служили слова учительницы русского языка, которая сказала, что это правило не так широко известно и явно не входит в школьную программу, но всё же существует. Понимаю, что такого ответа недостаточно, поэтому привожу цитату из Розенталя:

«Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы. Например:

— Скорей, загорелась изба-читальня! — И он побежал по домам будить людей».

(Справочник по орфографии и пунктуации, 1996. Параграф 49, прим. 2)

2. Обязательно ли заморачиваться с точкой? Нельзя ли вместо неё использовать запятую?

Конечно, можно. Поставив запятую и продолжив писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

3. Если идёт воспоминание о диалоге, можно ли взять его в кавычки, оформив по правилам диалога?

Единого правила на этот счёт нет, поэтому каждый оформляет на свой вкус. Кто-то отделяет эту часть текста звёздочками, подписывая как «флэшбек», кто-то выделяет курсивом. Вариант с кавычками тоже допустим.

4. Если внутри кавычек расположено много предложений и последнее оканчивается точкой, то где её писать? Внутри или за пределами кавычек?

Сколько бы фраз вы ни поставили внутри кавычек, последняя точка в любом случае будет писаться за их пределами.

5. Что делать, если прямая речь оформлена при помощи кавычек, и как ставить знаки препинания?

Такой вариант оформления прямой речи встречается довольно редко. Он рассмотрен в дополнении, ссылка на которое имеется в шапке в графе «Примечания автора». Не поленитесь заглянуть. Но, в целом, могу сказать, что от оформления мыслей этот вариант особо не отличается.

6. Автор, во второй части статьи вы упустили ещё один случай с двоеточием при прямой речи!

Есть такой грех, каюсь, посему дополняю:

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с большой буквы. Пример:

— Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!

7. Всегда ли мысли персонажа должны обособляться кавычками, ведь некоторые издательства оформляют книги по-другому? Неужели они тоже нарушают правила?

Не думаю, что среди людей с профессиональным образованием есть злостные нарушители. Доводилось мне встречать книги, в которых мысли выделяли другим способом, например, курсивом. Или же их преподносили как несобственно-прямую речь. Одно я могу сказать вам точно: сколько в нашем Великом и Могучем языке правил, столько же и исключений. Многое может зависеть от конкретной ситуации. К примеру, при написании от первого лица грань между мыслями и обыкновенным повествованием бывает настолько размыта, что кавычки вставлять посреди текста бывает абсолютно неуместно. И, поверьте, существует ещё множество похожих странных случаев. Надеюсь, я не слишком запутал вас своим ответом.

8. Что делать, если одно предложение несколько раз прерывается словами автора?

Для начала убедитесь, что это именно одно предложение, а не два разных. Если оказалось, что это разные предложения, то в статье разобраны все знаки препинания. Если же вам действительно попался такой случай, что прямую речь как минимум два раза разрывают слова автора, то тут всё довольно легко: на месте разрывов ставится запятая с тире, а все слова, кроме имён собственных, пишутся с маленькой буквы. Пример:

— Смотри, — юноша указал в небо, — там Большая медведица, а там, — его палец переместился к другой группе звёзд, — находится Малая медведица.

Хотя я не исключаю возможности, что в прямой речи в данном случае, например, после «смотри» может стоять многоточие вместо запятой, которое никак не повлияет на дальнейшее написание. Однако подобные предложения вполне можно разбивать на несколько частей без потери смысла, чтобы при расстановке знаков препинания никому не ломать мозг.

9. Если герой пишет кому-то письмо, то должно ли оно быть по центру и выделено другим шрифтом? И надо ли его брать в кавычки?

Это опять зависит от желания автора, так как мне встречались в книгах самые разные варианты оформления писем.

10. Как оформлять телепатический разговор?

Давайте разберёмся. Телепатия — по сути своей те же мысли, только распространяющиеся за пределы одной головы. Следственно, оформляется это тоже как мысли.

11. Сказано, что точка всегда пишется после кавычек, а что делать, если стоящая внутри них фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи? И вообще, сколько в этом случае ставить точек?

Как бы странно ни выглядело, но точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Почему? Как оказалось, всё очень просто. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками. То же относится к восклицательным и вопросительным знакам.

И на этом вроде пока заканчиваются все неясности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Посмотрите дополнение, ссылка на которое указана в шапке в графе «Примечания автора». Более чем на девяносто процентов уверен, что там имеется нужная информация. Пожалуйста, не ленитесь. Автор устаёт отвечать на однотипные и порой глупые вопросы.

В завершение написанного хочу поблагодарить задававших вопросы и приводивших правила, ориентируясь на которые, мне удалось создать это маленькое дополнение.